Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
материал на тему

Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_seminara_dlya_pedagogov.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЙОННАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» ГРАЧЁВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

   СЕМИНАР

для  педагогов дополнительного образования

« Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

                                                                                                                    Разработала:

Плотникова

Татьяна Александровна,

заместитель директора  

по учебно-воспитательной работе

МКОУ ДОД «РСЮТ»

с. Старомарьевка, 2014 г.

Сценарий семинара  с педагогами дополнительного образования

« Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

“Я мыслю, следовательно, я существую”.

 Рене Декарт

Деловая игра.

Цель: изучение понятия, усвоение теоретических знаний и отработки профессиональных умений.

Форма проведения – коллективная, групповая работа.

Методика организации и проведения:

Конструирование игры.

Организационная подготовка.

Ход игры.

Подведение итогов, подробный анализ

Подготовительная работа к занятию:

Доска, маркер, высказывания интересных и знаменитых людей в качестве эпиграфа.

Карточки разного цвета с вопросами.

Ватман, фломастеры для работы в группах.

Карточки для рефлексии.

Структура занятия:

1. Начало занятия

Слова “духовно-нравственное воспитание сегодня” записаны на доске. Участники по цепочке составляют кластер

– существительное

 – 2 глагола

 – 3 прилагательных

 – 1 предложение

 – неожиданное и интересное объяснение.

2. Аукцион вопросов темы

Игра “оптимисты” и “пессимисты”. Работа в парах.

Участники продолжают фразы, записанные на карточках, и высказывают своё мнение:

Мне необходимо изучить вопрос духовно-нравственного воспитания учащихся для того, чтобы…

Я не хочу изучать вопрос духовно-нравственного воспитания учащихся, потому что…

Ведущий занятия предлагает высказаться отдельным участникам игры.

3. Информационный блок

Ориентация участников семинара в теме занятия « Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», анализ сложившейся ситуации, проблемы, варианты решения:

В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал:  это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитание

- охватывает всю структуру общества;

-  процесс воспроизводства и развития в последующих поколениях системы норм и 

правил организации и  жизнедеятельности человеческого сообщества в определенных социально-экономических условиях

Воспитание играет ведущую роль   в процессе сохранения человека  как вида !!!

Суть воспитательной концепции педагога дополнительного образования основывается на гуманистических позициях, в основе которой лежит отношение к ребенку как главной ценности в педагогическим процессе дополнительного образования. Данная концепция признает не только способности ребенка, но и его права на саморазвитие. Педагог дополнительного образования в рамках гуманистической концепции играет управляющую роль, что позволяет сделать процесс дополнительного образования эффективным и целенаправленным.

Важное значение в деятельности педагога дополнительного образования приобретает уважение к личности ребенка.

 Поэтому главной целью воспитания является:

создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на  самостоятельную выработку идей, готовой к созидательной трудовой деятельности и  нравственному поведению.

Задачи воспитания:

1.        Организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности обучающихся в учреждениях дополнительго образования как  модели образа будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников.

2.        Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

3.        Создание условий для самоутверждения каждого обучающегося в формах общественно приемлемого поведения, обретения каждым необходимого для него уважения, социального статуса в среде сверстников.

На развитие ребенка оказывается влияние также социально – культурная и экономическая среда.

 Поэтому Воспитание- процесс социальный, где

- нация (задает общую систему координат  в воспитании – исторический, культурный фон, на котором формируется человек);

 -  государство (определяет правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности);

-семья (формирует систему ценностей человека, определяет нормы бытового и социального поведения);

-СМИ (создают информационный фон воспитания);

-школа (выполняют образовательно-воспитательную функцию);

-УДОД (выполняют воспитательно-образовательную функцию).

 

В настоящее время актуальными являются проблемы духовно- нравственного воспитания, т.к:

- общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

 

-  в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

 

- само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

 

- нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

  

Основными принципами организации духовно-нравственного развития и воспитания являются:

- нравственный пример педагога

(Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример  нравственного и гражданского личностного поведения.);

- социально-педагогическое партнерство

(педагоги доп. образования реализуют в работе с семьей форму социально-педагогического партнерства, т.е. семья как равный партнер в решении управленческих, образовательных и воспитательных задач; общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями,);

- индивидуально-личностное развитие (Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность);

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания

(Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы (объединены) в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную);

- социальная востребованность воспитания

(Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества).

 

Концепция модернизации российской образовательной системы определяет важность и значение системы дополнительных образовательных учреждений, которые способствуют развитию способностей и склонностей детей для их социального и профессионального самоопределения. Для всестороннего развития личности особое место занимает воспитательное воздействие детского коллектива, где ведущая роль отводится взаимодействию обучающиеся-педагог и педагог-обучающиеся.

В данных взаимоотношениях особое место отводится

 1)Группе качеств личности педагога, влияющим на нравственное воспитание:

  • Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическаянаправленность и эстетическая культура)
  • Профессионально-педагогические
  • Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическаянаблюдательность, мышление, память и т.д.)
  • Эмоциональная отзывчивость
  •  Волевые качества
  •  Особенности темперамента
  • Состояние здоровья
  • Творческое мышление
  • Диалоговое общение
  •  «Преобразовательные» способности

(В наибольшей степени проявляются в ситуации "перевода социальной ситуации в педагогическую" (Щуркова, 1998),которая означает внесение в нее педагогических корректив, ее  интерпретацию.При   этом   обстоятельства   не   меняются,   а   меняется   отношение    кобстоятельствам. "Дело не в том, - пишет  Н.Е.  Щуркова,  -  чтобы  дети  не знали, что взрослые дерутся, воруют, ленятся, пьют, обижают друг друга, -  а том, чтобы, зная эти обстоятельства,  устанавливали  бы  и  проявляли  бы  в

реальном поведении свое ценностное отношение  к  ним  в  рамках  современной

культуры".  

        Умение  педагога  видеть   "поверх"   конкретной ситуации, прояснять ее высший, духовный смысл, находить  в  ней  внутреннее, личностное значение и передавать свое ощущение и видение мира учащимся,  тем самым преобразовывая его, творчески его переосмысливая,  является  важнейшей "преобразовательной способностью").

 

  •  Педагогическая рефлексия

(Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет педагогу проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения обучающихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих обучающихся в активную деятельность).

  • -Положительные этические качества (добродетели)

(Благодаря ему все добродетели, потенциально и актуально входящие  во  внутреннюю  структуру  личности,  составляют  единую   систему ценностей. Сугубо педагогические добродетели - терпение и любовь).

  •  Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)
  • Педагогическую  любовь"  можно  рассматривать  как  "частный  случай" отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе, она  достигается великим  трудом  и  напряжением  всех  человеческих  сил.   Л.И.   Маленкова предложила  своеобразную  "технологию"  для  развития  и  поддержания  этого чувства.

 

2)Технологии развития чувств «педагогической любви»:

1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

 3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

  4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха",оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны,

 принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

 7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление 

ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения

 3) Педагог должен обладать качествами, как высшей степенью педагогической одаренности:

- яркая индивидуальность;

 - любовь к детям;

 - внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых;

 - "организационное и эмоциональное" лидерство;

 - способность генерировать идеи и увлекать ими(сбор важных идей для развития воображения) ;

 - широта и глубина интересов, целостное мировоззрение;

 - уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;

 - высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный

 характер духовно-нравственной сферы (духовность);

 - творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом;

 - творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком педагоге своей высшей формы;

- гуманистический приоритет.

 

Приоритет воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования является неоспоримым и обусловлен особенностями организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

4. Самоанализ и самооценка

Участникам занятия предлагается придумать свой девиз темы занятия и изобразить его на листах ватмана. Организуется групповое выполнение задания в течение 10 минут. По окончании занятия проводится защита творческой работы.

5. Участники семинара заполняют анкету, которая содержит следующие критерии:

общая оценка игры,

подробный анализ,

реализация целей и задач,

удачные и слабые стороны, их причины;

самооценка игроками исполнения порученных заданий,

степень личной удовлетворённости;

характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

анализ и оценка игры экспертами.

Рефлексия занятия.

У участников семинара на столах лежат вырезанные из картона градусники. Участники должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением занятия.

Шкала оценки следующая:

36.6 – нужно, полезно, интересно, необходимо;

38 – страшно, сложно, неинтересно, обременительно;

34 – бесполезно, бесперспективно, безразлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...

Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...

Семинар-презентация для педагогов дополнительного образования тема "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"

- Национальный воспитательный идеал;- Духовно-нравственное развитие и воспитание;- Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания;- Базовые Национальные ценности...

Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”

В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”....

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...

«Дополнительное образование детей, как одна из составляющих реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...