«В сказке ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
материал на тему
Русские народные сказки — это первые произведения, с которыми знакомится ребенок. В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель. Но сказки созданы не только для развлечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chemu_uchat_skazki.docx | 360.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Б ОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии |
Доклад по теме самообразования |
«В сказке ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Воспитание детей народной сказкой». |
Воспитатель Екатерина Владиславовна Ижетникова 03.04.2017 |
Русские народные сказки — это первые произведения, с которыми знакомится ребенок. В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Вы спросите: "Почему именно сказка? Разве не логичней показывать детям мир таким, каков он есть, рассказывая им реальные, поучительные истории "из жизни"? Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель. Но сказки созданы не только для развлечения
Так чему же учат наши сказки?
Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе может быть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов — все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.
Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.
Герои русских сказок
Главный герой сказки — всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.
Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрые советники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.
Женщины в русских народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут — коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) — все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.
Протагонисты главных героев — темные, злые силы (Кощей Бессмертный, Змей Горыныч). Они коварны, жестоки, алчны — так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума. Народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.
Животный мир
Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.
Например, Лиса — плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие, чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.
Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману со стороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк — это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.
Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.
А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) — трусоваты, но добры. Они готовы помочь, это хорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.
А если обратиться к героям сказок, каковы же они? Для начала хотелось бы реабилитировать Емелю. Ему самоходная печка и царевна не просто так достались. Емеля пожалел щуку, и за это она стала исполнять его желания. То, что он на печке ездил - ну, ударило в голову на радостях. А кто б из нас от транспорта отказался? Сравните со сказкой братьев Гримм, использованной А. С. Пушкиным в "Сказке о золотой рыбке" - там у старухи аппетиты разыгрались до полной потери чувства реальности, за что она и была наказана. Емеля пользовался случаем, но в тот момент, когда щука просила о пощаде, герой не мог знать, что его желания будут действительно исполнены. Мотив благодарности прослеживается во многих сказках - в "Васелисе Прекрасной", например. Герой пощадил зверя: не убил, не съел, помог, спас ему жизнь просто из милосердия - и это впоследствии окупается. Умение не поддаваться сиюминутным порывам и не впадать в голый прагматизм - не такой уж плохой урок из сказки про лентяя, не так ли?
По мнению исследователей, многие сказки отражают первобытный обряд инициации: неопытный юнец уходит в неизвестное, подвергается испытаниям и возвращается домой настоящим мужчиной. В "Молодильных яблоках" герой был вынужден служить нескольким царям: без коня он не получил бы яблок, без царевны не получил бы коня. Герой проявил не только умение терпеливо и методично идти к достижению своей цели, но проявил изобретательность и вернулся домой и с царевной, и с конём, и с яблоками. А вот печальная история: колобок в большом мире. Мир полон опасностей. Наш герой выработал один единственный метод выживания, посчитал себя умнее всех, так ему сходило с рук. Но он расслабился, потерял бдительность - лиса его и съела. Но если бы колобок не двинулся с окна, то у него не было бы шансов прожить даже эту малую жизнь - бабка с дедом съели бы его все равно. Как и Емеля, колобок воспользовался случаем - и проиграл потому, что сам был виноват.
А вот сказка "Лиса и журавль" учит умению смотреть на мир глазами других. Ни один из героев не подумал об интересах другого, приглашая в гости, - вот дружба-то и закончилась.
Люди часто путают сказки с морализаторскими историями, призванными учить их детей мыть руки перед едой и готовить домашние задания. По сути же дела сказки - маленькие философские трактаты, представляющие жизнь с самых неожиданных углов зрения.
Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.
Источники:
- Русские народные сказки. М.: ООО «Издательство Астрель», 2011.
- http://otvet.mail.ru/question/39694158
- Баюшки.ру
- www.ikirov.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Свою работу я посвятила самым любимым, самым известным сказкам- сказкам всенародно любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина.Сам поэт говорил о них: «Какая прелесть эти сказки!»Я прочит...
"Сказка - ложь, да в ней намек.Добрым молодцам урок"
мероприятие на неделе математике: "Сказка - ложь, да вней намек. Добрым молодцам урок"...
Классный час «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»
Ранняя профилактика вредных привычек....
Сказка- ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок
Познавательно-игровая программа для школьников на тему сказок. В программе использованы, загадки, викторины, игровые конкурсы, задания и инсценировка сказки "Терамок"....
Классный час "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
Цель: ранняя профилактика вредных привычек.Задачи: - учить различать добро и зло; -воспитывать положительные качкств...
Методическая разработка "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!" (по сказкам А.С.Пушкина)
Материал предназначен для детей школьного возраста....