«Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
план-конспект урока по литературе ( класс) на тему
Свою работу я посвятила самым любимым, самым известным сказкам- сказкам всенародно любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Сам поэт говорил о них: «Какая прелесть эти сказки!»
Я прочитала все 5 сказок Пушкина и они мне очень понравились. Герои пушкинских сказок самые разные: добрые, злые, наивные, простодушные ит.д. Я внимательно изучала характеры и поступки героев, выясняла их положительные и отрицательные стороны, старалась охарактеризовать их с помощью имён прилагательных, которые прекрасно помогают ответить на вопрос какой он герой?
И свою исследовательскую работу я назвала «Добро и зло в сказках А.С.Пушкина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_skazkam_pushkina.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Ак-Довурака
«Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Свою работу я посвятила самым любимым, самым известным сказкам- сказкам всенародно любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Сам поэт говорил о них: «Какая прелесть эти сказки!»
Я прочитала все 5 сказок Пушкина и они мне очень понравились. Герои пушкинских сказок самые разные: добрые, злые, наивные, простодушные ит.д. Я внимательно изучала характеры и поступки героев, выясняла их положительные и отрицательные стороны, старалась охарактеризовать их с помощью имён прилагательных, которые прекрасно помогают ответить на вопрос какой он герой?
И свою исследовательскую работу я назвала «Добро и зло в сказках А.С.Пушкина»
Краткая аннотация
В данной работе исследованы характеры и поступки 18 героев из всех 5 сказок великого Пушкина. И к каждому герою даны характеристики с помощью имён прилагательных. Также составлен словарь всех слов, которые использованы при определении характеров героев.
Цель работы: Глубже изучить сказки А.С.Пушкина, историю их создания для дальнейшего изучения творчества великого поэта.
Задачи: Внимательно и осмысленно прочитать все сказки А.С.Пушкина;
Определить характеры и поступки героев сказок именами прилагательными;
Выделить в сказках «положительных и отрицательных героев, чтобы на их примерах научиться различать добро и зло.
Методы и приёмы, использованные при работе над данной темой:
Работа с источниками;
Работа со словарями
Викторина по сказкам Пушкина
Просмотр кинофильмов и мультфильмов о сказках
Поиск материалов по теме в интернете
Объект исследования: сказки А.С.Пушкина
Актуальность исследования: сказки всегда учат отличать, что такое добро и что такое зло;
Расширяет словарный запас, кругозор;
Развивает устную и письменную речь;
Улучшает осмысленное чтение и скорость чтения
Введение
Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!
Сказки- неотъемлемая и важнейшая часть всего художественного мира А.С.Пушкина. Они написаны в поздний, самый могучий и пророческий период его творчества.
Ещё семнадцатилетним юношей-лицеистом Пушкин воскрешал чувства, охватывающие его, когда маленьким, он слушал сказки няни Арины Родионовны и бабушки, простодушной Марии Алексеевны Ганнибал о «о мертвецах, о подвигах Бовы», что растили в нём поэта.
От ужаса не шелохнусь бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы…
Это естественное переживание любого ребёнка.
Я трепетал и тих, наконец,
Томление сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетались,
Обманами мой сон обворожили.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских Пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум.
Вот дивная картина грандиозных переживаний ребёнка-гения.
Пушкин прожил короткую, но сложную жизнь. С одной стороны его жизнь была богата, богата его творчеством, талантом. А сложно потому, что его стихи, произведения, призывающие к свободе, к лучшей жизни не нравились царскому правительству, поэтому часто ему мешали, отправляли в ссылки.
В одинокой, печально счастливой ссылке в Михайловском Александр Сергеевич попросит Арину Родионовну вновь рассказать ему те детские сказки и она расскажет…
Арина Родионовна Яковлева была настоящим кладезем русской народности.
В год рождения Александра его отец Сергей Львович Пушкин дал Арине Родионовне вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца.
Всё было мудро предназначено
Судьбой- и сказки и былины.
Его сама Россия нянчила
Руками крепостной Арины.
В светёлке- теплота перинная,
Свеча устало догорала,
И песня русская, старинная
Его, младенца пеленала… Александр Сергеевич тоже бесконечно любил свою няню:
Он няню мамой называл,
Он называл её голубкой,
А ветер сыпал снежной крупкой
Пути в деревню заметал
Не гаснул долго огонёк
В уютной няниной избушке
И слушал, слушал няню Пушкин
Катилась сказка как клубок.
Смеялся Пушкин, говоря:
«Какая прелесть эти сказки!»
А ночь текла к своей развязке,
За вьюгой брезжила заря.
И все сказки няни Пушкин записывал. Во что превратились эти сказки мы знаем прекрасно.
Сказки Пушкина
Основная часть
1.Герои сказок Пушкина.
В сказках Пушкина присутствуют более ста пяти персонажей. Из них я выбрала только 18 героев, которые, по моему мнению, играют существенную роль в этих замечательных произведениях любимого поэта, чтобы научиться
ближе узнавать их, давать оценку их поступкам, характеризовать. Для начала я разделила этих героев на положительных и отрицательных:
Положительные герои отрицательные герои
Из сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Работник Балда поп
Попчиха
Бесы
Из « Сказки о царе Салтане …»
Царица повариха и ткачиха
Царевич Гвидон
Царевна Лебедь
Из «Сказки о рыбаке и рыбке»
Старик старуха
Золотая рыбка
Из «Сказки о мёртвой царевне…»
Царевна царица
Королевич Елисей
Семь богатырей
Из «Сказки о золотом петушке»
мудрец царь Дадон
шамаханская царица
Получилось, что положительных т.е. добрых героев оказалось 10,а отрицательных или злых-8.Так и должно быть в жизни. Пусть хорошего будет больше, чтобы жить было спокойно, уютно. Теперь я к каждому выбранному герою подбираю имена прилагательные, которые раскрывают их характеры и поступки. И здесь же я постаралась из прилагательных образовать имена существительные, чтобы лучше узнать значение каждого слова и обогатить свой словарный запас.
В итоге у меня получилось так: Всего использовано имён прилагательных-152,имён существительных, образованных от них-73.Всего для характеристики героев пушкинских сказок было использовано 225 слов. Конечно, это не полная характеристика героев, это только начало. Постичь всего Пушкина , я считаю, не может никто, но учиться у него надо всю жизнь и для этого надо серьёзно изучать его творчество, что и начала, начиная с его сказок.
Заключение
Я очень люблю читать сказки. Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.
Сказки переносят нас во времена царей и цариц, богатырей, волшебных существ. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, в бедной избушке, великолепном шатре живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед, трудностей доводится испытать хорошим героям. Чистота души, терпимость, доброта и трудолюбие, верность, смелость героев помогают им преодолеть всё
Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее- самые могущественные волшебники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказка - ложь, да в ней намек.Добрым молодцам урок"
мероприятие на неделе математике: "Сказка - ложь, да вней намек. Добрым молодцам урок"...
Классный час «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»
Ранняя профилактика вредных привычек....
«В сказке ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Русские народные сказки — это первые произведения, с которыми знакомится ребенок. В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к ск...
Сказка- ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок
Познавательно-игровая программа для школьников на тему сказок. В программе использованы, загадки, викторины, игровые конкурсы, задания и инсценировка сказки "Терамок"....
Классный час "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».
Цель: ранняя профилактика вредных привычек.Задачи: - учить различать добро и зло; -воспитывать положительные качкств...
Методическая разработка "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!" (по сказкам А.С.Пушкина)
Материал предназначен для детей школьного возраста....