«Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
план-конспект урока по литературе ( класс) на тему

Монгуш Мария Арзылановна

Свою работу я посвятила самым любимым, самым известным сказкам- сказкам  всенародно любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Сам поэт говорил о них:  «Какая прелесть эти сказки!»

Я прочитала все 5 сказок Пушкина и они мне очень понравились. Герои  пушкинских сказок самые разные: добрые, злые, наивные, простодушные ит.д. Я  внимательно изучала характеры и поступки героев, выясняла их положительные и отрицательные стороны, старалась охарактеризовать их с помощью имён прилагательных, которые прекрасно помогают ответить на вопрос какой он герой?

И свою исследовательскую работу я назвала «Добро и зло в сказках А.С.Пушкина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skazkam_pushkina.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.Ак-Довурака

«Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Свою работу я посвятила самым любимым, самым известным сказкам- сказкам  всенародно любимого поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Сам поэт говорил о них:  «Какая прелесть эти сказки!»

Я прочитала все 5 сказок Пушкина и они мне очень понравились. Герои  пушкинских сказок самые разные: добрые, злые, наивные, простодушные ит.д. Я  внимательно изучала характеры и поступки героев, выясняла их положительные и отрицательные стороны, старалась охарактеризовать их с помощью имён прилагательных, которые прекрасно помогают ответить на вопрос какой он герой?

И свою исследовательскую работу я назвала «Добро и зло в сказках А.С.Пушкина»

Краткая аннотация

В данной работе исследованы характеры и поступки 18 героев из всех 5 сказок великого Пушкина. И к каждому герою даны характеристики с помощью имён прилагательных. Также составлен  словарь всех слов, которые использованы при определении характеров героев.

Цель работы: Глубже изучить сказки А.С.Пушкина, историю их создания для дальнейшего изучения творчества великого поэта.

Задачи: Внимательно и осмысленно прочитать все сказки А.С.Пушкина;

Определить характеры и поступки героев сказок именами прилагательными;

Выделить в сказках «положительных и отрицательных героев, чтобы на их примерах научиться различать добро и зло.

Методы и приёмы, использованные при работе над данной темой:

Работа с источниками;

Работа со словарями

Викторина по сказкам Пушкина

Просмотр кинофильмов и мультфильмов о сказках

Поиск материалов по теме в интернете

Объект исследования: сказки А.С.Пушкина

Актуальность исследования: сказки всегда учат отличать, что такое добро и что такое зло;

Расширяет словарный запас, кругозор;

Развивает устную и письменную речь;

Улучшает осмысленное чтение и скорость чтения

Введение                                                                                                                          

Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

Сказки- неотъемлемая и важнейшая часть всего художественного мира А.С.Пушкина. Они написаны в поздний, самый могучий и пророческий период его творчества.

Ещё семнадцатилетним юношей-лицеистом Пушкин воскрешал чувства, охватывающие его, когда маленьким, он слушал сказки няни Арины Родионовны и бабушки, простодушной Марии Алексеевны Ганнибал о «о мертвецах, о подвигах  Бовы»,  что растили в нём поэта.

От ужаса не шелохнусь бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы…

Это естественное переживание любого ребёнка.

Я трепетал и тих, наконец,

Томление сна на очи упадало.

Тогда толпой с лазурной высоты

На ложе роз крылатые мечты,

Волшебники, волшебницы слетались,

Обманами мой сон обворожили.

Терялся я в порыве сладких дум;

В глуши лесной, средь муромских  Пустыней

Встречал лихих  Полканов и Добрыней,

И в вымыслах носился юный ум.

Вот дивная картина грандиозных переживаний ребёнка-гения.

Пушкин прожил короткую, но сложную жизнь. С одной стороны его жизнь была богата, богата его творчеством, талантом. А сложно потому, что его стихи, произведения, призывающие к свободе, к лучшей жизни не нравились царскому правительству, поэтому часто ему мешали, отправляли в ссылки.

В одинокой, печально счастливой  ссылке в Михайловском Александр        Сергеевич попросит Арину Родионовну вновь рассказать ему те детские сказки и она расскажет…

Арина Родионовна Яковлева была настоящим кладезем русской народности.

В год рождения Александра его отец Сергей Львович Пушкин дал Арине Родионовне вольную, от которой она отказалась, до конца жизни оставаясь ангелом-хранителем своего любимца.

Всё было мудро предназначено

Судьбой- и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В светёлке- теплота перинная,

Свеча устало   догорала,

И песня русская, старинная

Его, младенца    пеленала…                                                                               Александр Сергеевич тоже бесконечно любил свою няню:

Он няню мамой называл,

Он называл её голубкой,

А ветер сыпал снежной крупкой

Пути в деревню заметал

Не гаснул долго огонёк

В уютной няниной избушке

И слушал, слушал няню Пушкин

Катилась сказка как клубок.

Смеялся Пушкин, говоря:

«Какая прелесть эти сказки!»

А ночь текла к своей развязке,

За вьюгой брезжила заря.

И все сказки няни Пушкин записывал. Во что превратились эти сказки мы знаем прекрасно.

                                    Сказки Пушкина

Основная часть

1.Герои сказок Пушкина.

В сказках Пушкина присутствуют более ста пяти персонажей. Из них я выбрала только 18 героев, которые, по моему мнению, играют существенную роль в этих замечательных произведениях любимого поэта, чтобы научиться

ближе узнавать их, давать оценку их поступкам, характеризовать. Для начала я разделила этих героев на положительных и отрицательных:

Положительные герои                                отрицательные герои

                        Из сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Работник Балда                                               поп

                                                                              Попчиха

                                                                               Бесы

                      Из  « Сказки  о царе Салтане …»

Царица                                                                  повариха и ткачиха

Царевич Гвидон

Царевна Лебедь

                      Из  «Сказки о рыбаке и рыбке»

Старик                                                                     старуха

Золотая рыбка

                      Из «Сказки о мёртвой царевне…»

Царевна                                                                  царица

Королевич Елисей

Семь  богатырей

       

                          Из «Сказки о золотом петушке»

мудрец                                                                    царь Дадон

                                                                                    шамаханская царица

    Получилось, что положительных т.е.  добрых героев оказалось 10,а отрицательных или злых-8.Так и должно быть в жизни. Пусть хорошего будет больше, чтобы жить было спокойно, уютно. Теперь я к каждому выбранному герою подбираю имена прилагательные, которые раскрывают их характеры и поступки. И здесь же я постаралась из прилагательных образовать имена существительные, чтобы лучше узнать значение каждого слова и обогатить свой словарный запас.

В итоге у меня получилось так: Всего использовано имён прилагательных-152,имён существительных, образованных от них-73.Всего для характеристики героев пушкинских сказок было использовано 225 слов. Конечно, это не полная характеристика героев, это только начало. Постичь всего Пушкина , я считаю, не может никто, но учиться у него надо всю жизнь и для этого надо серьёзно изучать его творчество, что   и начала, начиная с его сказок.

Заключение

Я очень люблю читать сказки. Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

Сказки переносят нас во времена царей и цариц, богатырей, волшебных существ. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, в бедной избушке, великолепном шатре живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед, трудностей доводится испытать хорошим героям. Чистота души, терпимость, доброта и трудолюбие, верность, смелость героев помогают им преодолеть всё

Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать  реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее- самые могущественные волшебники.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка - ложь, да в ней намек.Добрым молодцам урок"

мероприятие на неделе математике: "Сказка - ложь, да вней намек. Добрым молодцам урок"...

«В сказке ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

Русские народные сказки — это первые произведения, с которыми знакомится ребенок. В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к ск...

Сказка- ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок

Познавательно-игровая программа для школьников на тему сказок. В программе использованы, загадки, викторины, игровые конкурсы, задания и инсценировка сказки "Терамок"....

Классный час "Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».

Цель: ранняя профилактика вредных привычек.Задачи: - учить различать добро и зло;               -воспитывать положительные качкств...