Рабочая программа по внеурочной деятельности по музыке.
рабочая программа на тему
Одним из важнейших приоритетов Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения является духовно-нравственное воспитание личности ребенка. Воспитание детей через овладение вокальными навыками является одним из средств духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения. В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochke_.doc | 76.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Рабочая программа вокального кружка «Элегия»
Учитель музыки и МХК— А.Г.Джамирзе
2015-2016 учебный год
Одним из важнейших приоритетов Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения является духовно-нравственное воспитание личности ребенка. Воспитание детей через овладение вокальными навыками является одним из средств духовно-нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения. В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Программа кружка включает в себя:
1. Вокально-хоровая работа. Вокально-хоровое воспитание происходит в основном в работе над музыкальными произведениями. При их восприятии и воспроизведении в процессе разучивания закладывается фундамент певческой культуры воспитанников кружка.
2. Постановка голоса. Работа над дыханием, звукообразованием, тембром, динамикой, фразировкой, дикцией, учебно-тренировочным материалом и упражнениями.
3. Пение импровизацией. Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов. Обучение импровизациям в процессе пения. Пение импровизацией мелодий, в различном характере на стихотворные тексты с разным ритмических рисунком.
4. Подбор аккомпанемента. Осуществляется руководителями для сопровождения во время разучивания песен, работы над упражнениями и постановкой голоса, музыкальных выступлений. Возможен так же подбор аккомпанемента учащимися, которые владеют, какими либо инструментом, для подготовки вокальноинструментальных концертных номеров с малым количественным составом или сольных номеров.
5. Разучивание песни:
- работа над фразировкой;
- работа над художественным образом;
- работа над ансамблем, двухголосием;
- работа над музыкальным текстом;
- работа над литературным текстом.
6. Пение песен.
Помимо образовательной и воспитательной деятельности в работу кружка включено пение песен - как одна из форм досуговой деятельности и основной способ удовлетворение интересов и потребностей духовных сторон личности. Пением песен начинается и заканчивается кружок. Песни выбираются исключительно воспитанниками кружка и исполнятся в любой импровизационной и вариационной форме, темпе, динамическом отношении, по их желанию. Пение песен - один из основных факторов развивающий интерес к музыкальному искусству, к вокально-хоровому творчеству как к основному виду музыкально-творческой деятельности в кружке.
7. Актерское мастерство:
- дикция;
- фразировка;
- выразительность чтения;
- работа над литературным текстом;
- работа над музыкальным образом;
- работа над движением и эмоциональной стороной.
8. Рабочая и генеральная репетиции:
- рабочая репетиция необходима для работы над ансамблем, фразировкой, единой динамикой, штрихами и ритмикой;
- генеральная репетиция необходима для исполнения песен - как художественное произведение, со строгим соблюдением авторского замысла (динамика, музыкальный образ, характер, концертный темп).
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных. Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру и школьную эстраду. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем ансамбле. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников будут идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле, хоровым и сольным понятиям, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
(Репертуар можно менять в зависимости от дат.)
В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:
4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 90 часов на индивидуальную и концертную деятельность/ Цель: привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения. Задачи:
1.Расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен. 2.Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимать и уважать певческие традиции. 3. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.
- Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов.
- Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.
- Развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений.
- Привить основы художественного вкуса, используя различные приемы вокального исполнения для формирования эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
- Сформировать потребность в общении с вокальной музыкой через атмосферу радости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
- СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
- ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии. - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
- МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Содержание программы: Программа имеет трехуровневую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения. “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения. “МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.
Третий год обучения. “ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство. Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение “сольфеджио” допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. Данная программа может помогает четко организовать работу вокальной студии или кружка. Но четкая регламентированность не должна отразиться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога того, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного вокального материала, методики проведения занятий. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это приобретет прикладной смысл занятиям вокального кружка.
Первый год обучения:
№ п/п | Тема | Кол- час | Инд. занятия | |
1 | Введение, знакомство с голосовым аппаратом, использование певческих навыков. | 10 | 3 | |
2 | Знакомство с различной манерой пения. Вокальные навыки. | 15 | 6 | |
3 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 20 | 6 | |
4 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. | 25 | 10 | |
5 | Сценическая хореография. | 15 | 5 | |
6 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 20 | 8 | |
7 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 39 | 13 |
В году – 34 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 136 часов.
Второй год обучения:
№ п/п | Тема | Кол. Час | Инд. занятия | |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков. | 10 | 3 | |
2 | Овладение собственной манерой вокального исполнения. | 15 | 10 | |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. | 15 | 5 | |
4 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. | 10 | 4 | |
5 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. | 10 | 3 | |
6 | Сценическая хореография. | 10 | 3 | |
7 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 30 | 13 | |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 44 | 11 |
В году – 34 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 136 часов.
Третий год обучения:
№ п/п | Тема | Кол. часов | Инд. заня-тия | |
1 | Введение, владение своим голосовым аппаратом, использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения вокального произведения. | 10 | 3 | |
2 | Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Сценическое искусство. | 20 | 6 | |
3 | Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты. Вокальные навыки. Знакомство с многоголосным пением. Освоение исполнения бэк-вокал. | 20 | 8 | |
4 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. | 15 | 3 | |
5 | Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота. | 15 | 8 | |
6 | Сценическая хореография. | 10 | 3 | |
7 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 20 | 3 | |
8 | Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. | 34 | 15 |
В году – 34 недели.
4 часа в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год – 136 часов.
Планируемый результат.
Первый год обучения:
- наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать
кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
Второй год обучения:
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
- увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
- умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Третий год обучения:
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;
- умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;
- участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;
- исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;
- услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;
- умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;
- умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
(Репертуар можно менять в зависимости от дат)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире музыки" 1 класс
Удивительный музыкальный инструмент - человеческий голос. Им наделён каждыйиз нас. Так высоко, так чисто и нежно звучат детские голоса.Кроме того, дети любят петь,выступатьна праздниках и...
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Английский через музыку»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся....
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
Рабочая программа по внеурочной деятельности музыка 1-4 класс «Весёлые нотки»
Рабочая программа по внеурочной деятельности музыка 1-4 класс «Весёлые нотки»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыка и творчество» 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музыка и творчество» 4 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музыка и движение"
Программа по внеурочной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья " Музыка и движение" ....
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...