Проект «Приемы работы с текстом»
проект по теме
Проект «Приемы работы с текстом» был представлен в рамках семинара-практикума для педагогов «Активные методы и приёмы обучения» 21 марта 2017 года/
Ссылка на страницу пректа на сайте ГАПОУ ТО "Тюменский колледж водного транспорта":
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по разработке учебного проекта с использованием интерактивных приёмов работы с текстом | 954.27 КБ |
Исходные файлы проекта | 2.32 МБ |
Готовый проект | 2.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание 1.
- Внимательно прочитайте текст.
- По ходу прочтения текста заполняйте элементы «Примечание» условными обозначениями:
+ | то, что знаю |
* | новая информация |
? | об этом хочу узнать больше |
- | требуются разъяснения |
В одном примечании может быть использовано несколько обозначений, например: + ?
Приемы работы с текстом
Сегодня очень важно не столько сформировать, а поддержать, развить в человеке человека и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, т.е. помочь человеку жить в мире и согласии с самим собой, с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Очевиден факт: все знать и уметь невозможно. Сегодня мир живет и воспринимается не по схемам: «знаю - не знаю», «умею – не умею», «владею - не владею», а «ищу и нахожу», «думаю и знаю», «делаю – тренируюсь – умею».
На первый план выходит личность ученика, готовая к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации. Поэтому на первый план выдвигается личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание.
I. Понятие приемов обучения
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия преподавателя или обучающихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.
Приемы обучения подразделяются на :
- приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
- приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников;
- приемы, активизирующие переживания, чувства обучающихся, связанные с изучением учебного материала;
- приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
- приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями обучающихся.
Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения. На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы и стратегии, преподаватель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.
К современным педагогическим приемам, активизирующим деятельность обучающихся, относятся – «мозаика проблем», «письмо по кругу», «стратегии», «шляпы мышления», «вопросы – толстый и тонкий», «оценочное окно» и др. Они вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к предмету изучения, повышают качество образовательного процесса.
Однако не нужно забывать и о традиционных приемах работы на уроке, направленных на отработку умения и навыка работы с учебной литературой. И хотя некоторые из них отнесли к репродуктивным, тем не менее, именно они создают основную базу умений работы с учебником.
Учебник на уроке – основной источник информации, на его страницах изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. Иногда мы подкрепляем изучаемый материал иллюстрациями на слайдах, раздаем дополнительную литературу, проигрываем музыку или читаем стихи, но учебник все равно остается главным источником информации на уроке. И я хочу вам напомнить некоторые приемы работы с учебником. Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления.
II. Описание приёмов работы с текстом
1. Универсальные приёмы
1.1. Чтение с остановками
Это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для обучающихся.
Задача преподавателя:
- заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы);
- подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ);
- подготовить задания по каждому из фрагментов.
В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.
Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом. Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.
Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.
1.2. Маркировка текста
Этот приём состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш. То есть изучение материала с карандашом в руках. Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ – знал (а)
! – узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.
Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.
Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания. Причем, каждый преподаватель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:
+ (то, что знаю);
* (новая информация);
? (об этом хочу узнать больше);
! (то, что вызвало эмоциональный отклик).
Затем целесообразно заполнить таблицу.
1.3. Инсерт
При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов.
Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.
+ | - | ? | хочу знать |
Для заполнения таблицы обучающимся необходимо будет вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Важным следующим этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Обсуждение граф таблицы, выводы, цели на перспективу.
1.4. Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)
Данный прием – это составление таблицы, которая называется ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Создавать эту таблицу можно по любой теме на любом предмете.
№ | ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
1 2 3 |
В этой таблице возможна еще одна колонка – «Где узнать дополнительную информацию?»
Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал». Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», обучающиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Заполнение таблицы можно проводить парами или группами.
Затем заполняют графу таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После заполнения колонки можно вывести тему и цели урока.
На «стадии осмысления» после обсуждения текста (фильма и т.п.), после получении новых знаний обучающиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
В таблице обучающиеся могут указывать также и источники получения новой информации.
1.5. ПМИ (плюс – минус – интересно)
Составление таблицы «Плюс – минус – интересно». Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, обучающиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
- «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
- «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
- «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
+ | - | интересно |
При использовании приема ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно". Преподаватель перестаёт быть главным источником информации, и, используя приёмы различных технологий, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
1.6. Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»
Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
- Кто? Что?
- Где?
- Когда?
- Почему?
1.7. Сводная таблица
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.
Основной смысл использования приема заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым обучающиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения обучающихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы обучающиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения:
Сравните строение споровых растений
Моховидные | Плауновидные | Хвощевидные | Папоротниковидные | |
Корень | ||||
Стебель | ||||
Лист |
По таким таблицам легко делать выводы.
2. Приемы позволяющие сохранить материал, который добывают обучающиеся, изучая тему
Эти приемы удовлетворяют нескольким требованиям: они компактны, имеют возможность для внесения дополнения и удобны в использовании. Конечно, вы можете изобрести что-нибудь своё, но полезно воспользоваться и опытом предыдущих поколений.
Остановимся на составлении плана, конспекта, тезисов текста и др. Выясним, что представляет собой каждый из них.
2.1. Составление плана
План – это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом материале, этапы раскрытия темы; точный и краткий перечень мыслей в том порядке, как они расположены в тексте. Составление плана помогает “свернуть” содержание текста для его запоминания и последующего “развёрнутого” изложения мыслей и доказательств.
Алгоритм составления плана:
- Прочти текст.
- При повторном чтении определи основную тему текста (она станет названием текста, если такового у текста нет).
- Раздели текст на относительно самостоятельные по смыслу части.
- Выдели в каждой части главную мысль (главная мысль части подскажет тебе её название).
- Озаглавь части текста – пункты плана (в утвердительной или вопросительной форме).
- Определи, какие из них будут названиями частей главной темы, а какие – частей подтем (касается не всех текстов!)
- Запиши пункты плана (основные части обозначают обычно римскими цифрами, подчасти – арабскими цифрами, если части обозначают арабскими цифрами, то подчасти – буквами).
- Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану.
2.2. Составление конспекта
Конспект – это краткое, связное изложение основных мыслей текста или прослушанной лекции. Существенным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основного ознакомительного чтения. Существует несколько видов конспектов: план-конспект, следящий (линейный) и структурный (опорный) конспекты.
Жёстких правил составления конспектов нет. Но опыт подсказывает некоторые “хитрости”. Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе заполняются либо собственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы.
Главная трудность конспектирования в том, что нужно научиться немногими словами сказать о многом. Конспектирующий делает исходные материалы понятными для себя, удобными и полезными для использования. При этом конспект должен быть логичным, целостным, понятным, обладающим способностью вызывать в памяти весь исходный текст.
2.3. Составление тезисов
Тезисы – это очень краткое изложение основных мыслей текста (статьи, главы, параграфа). Тезис можно назвать коротким и чётким ответом на пункт (мысль) плана. Тезисы – это основные положения, утверждения, суть читаемого в кратких формулировках.
Тезисы могут быть текстуальными (если дословно выписываются из текста) и смешанными (если излагаются своими словами с включением слов, цитат, выражений из текста).
Тезисы, не содержащие пояснения и доказательств, называются простыми; тезисы, в которых упоминаются отдельные (наиболее важные) доказательства, называются развёрнутыми.
2.4. Другие приемы
цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
аннотирование - краткое свернутое изложение со держания прочитанного без потери существенного смысла.
рецензирование - написание краткого отзыва с выра жением своего отношения о прочитанном.
составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.
составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.
составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
3. Приемы, активизирующие деятельность обучающихся на разных этапах урока
3.1. Кластер
«Кластер» в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация, т.е. КЛАСТЕР учебного материала – расположение текста в определенном порядке.
Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.
Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.
Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.
Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.
Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.
Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..».
Этот прием можно использовать:
- для работы в парах или группах;
- при дополнении ответов друг друга.
3.2. Дерево предсказаний
Прием «Дерево предсказаний» будет состоять в следующем:
- ствол дерева – тема «________»;
- корни – основные характеристики темы, её основы;
- две расходящиеся ветви – возможные варианты развития темы;
- листья (или стрелки) – аргументы в пользу того или другого предполагаемого пути развития темы.
В качестве аргументов важно использовать не только соответствующий материал учебника, но и материалы средств информации, собственные наблюдения за событиями и процессами.
Прием «Дерево предсказаний» помогает глубже вникнуть в проблемы развития темы, разносторонне их анализировать, взвешивать все «за» и «против» при прогнозировании того или другого пути их решения.
3.3. Схема «Фишбоун» («Рыбий скелет»)
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинно-следственные диаграммы). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
- голова – вопрос темы,
- верхние косточки – основные понятия темы,
- нижние косточки – суть понятий,
- хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
3.4. Корзина идей
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Преподаватель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает обучающимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
Цели приёма:
- Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме
- Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс
Правила применения приема:
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Обучающиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Обучающиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Преподаватель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
Предложения по применению приёма на уроке:
Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
3.5. Верные и неверные утверждения
Преподаватель зачитывает верные и неверные утверждения. Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных преподавателем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Пример.
Правила игры:
- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
- Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+ | - | + | + | + | - | - |
Цель:
Самостоятельное планирование обучающимися собственной поисковой деятельности.
Правила составления:
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые обучающиеся смогут найти в течение занятия.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, т.е. можно использовать при рефлексии урока.
3.6. Синквейн
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Организационные формы работы с синквейнами:
- Самостоятельно при выполнении домашней работы.
- Самостоятельно на уроке.
- В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
- В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
- При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
4. Приемы работы, стимулирующие механизмы внимания, восприятия, памяти
Готовясь к экзамену, необходимо запомнить большой объем информации. Золотое правило хорошего запоминания — эффективная работа с материалом. Это особые приемы работы, стимулирующие механизмы внимания, восприятия, памяти.
- Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).
- Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения и т. п.).
- Составление плана — представляющего собой совокупность опорных пунктов.
- Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
- Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
- Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.
- Ассоциации — установление связей по сходству или противоположности.
Методы активного запоминания позволяют более эффективно использовать время, отведенное для подготовки к экзаменам.
Задача преподавателя – формирование вдумчивого читателя, способного увидеть в тексте недоговоренности, умолчания, скрытые вопросы, противоречия. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие предположения можно сделать на основе полученной информации. Другими словами, это высший уровень умения читать: читать и понимать то, что не написано. Поэтому при системном и систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности обучающихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию.
Задание 2.
Подготовьте устные ответы на контрольные вопросы:
№ п/п | Вопрос | Ссылка на материал в тексте документа |
Раскройте понятие «Приёмы обучения». Перечислите виды приёмов обучения. | Повторить текст | |
Каковы, на ваш взгляд, основные отличия приёмов «Инсерт» и «ЗХУ» | Смотреть раздел | |
Опишите один из приемов, позволяющих сохранить материал, добытый обучающимися при изучении темы | Смотреть раздел | |
Перечислите приёмы, важной составляющей которых является графическое оформление результатов работы | ||
Какой приёмы при работе с незнакомым текстом вы считаете наиболее эффективными? Ответ обоснуйте |
Задание 3.
В тетради или на отдельном листе формата А4 составьте опорный конспект по тексту.
Смотреть справочный материал по составлению опорного конспекта.
Предварительный просмотр:
Задание 1.
- Внимательно прочитайте текст.
- По ходу прочтения текста заполняйте элементы «Примечание» условными обозначениями:
+ | то, что знаю |
* | новая информация |
? | об этом хочу узнать больше |
- | требуются разъяснения |
В одном примечании может быть использовано несколько обозначений, например: + ?
Оглавление
I. Понятие приемов обучения 2
II. Описание приёмов работы с текстом 3
1.3. Инсерт 4
1.4. Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал) 5
1.5. ПМИ (плюс – минус – интересно) 5
1.6. Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» 6
2. Приемы позволяющие сохранить материал, который добывают обучающиеся, изучая тему 7
3. Приемы, активизирующие деятельность обучающихся на разных этапах урока 8
3.3. Схема «Фишбоун» («Рыбий скелет») 10
3.5. Верные и неверные утверждения 11
4. Приемы работы, стимулирующие механизмы внимания, восприятия, памяти 12
Сегодня очень важно не столько сформировать, а поддержать, развить в человеке человека и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, т.е. помочь человеку жить в мире и согласии с самим собой, с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Очевиден факт: все знать и уметь невозможно. Сегодня мир живет и воспринимается не по схемам: «знаю - не знаю», «умею – не умею», «владею - не владею», а «ищу и нахожу», «думаю и знаю», «делаю – тренируюсь – умею».
На первый план выходит личность ученика, готовая к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации. Поэтому на первый план выдвигается личностно-ориентированное образование, в основе которого лежит понимание и взаимопонимание.
I. Понятие приемов обучения
Прием обучения – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
Приемы – это отдельные операции, умственные или практические действия преподавателя или обучающихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом.
Приемы обучения подразделяются на :
- приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
- приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности школьников;
- приемы, активизирующие переживания, чувства обучающихся, связанные с изучением учебного материала;
- приемы контроля, самоконтроля, самообучения школьников;
- приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями обучающихся.
Одни и те же приемы могут быть включены в различные методы обучения. На каждом этапе урока можно эффективно использовать целую группу приёмов. Комбинируя методические приемы и стратегии, преподаватель может планировать свои уроки в соответствии с уровнем развития учеников и объемом материала.
К современным педагогическим приемам, активизирующим деятельность обучающихся, относятся – «мозаика проблем», «письмо по кругу», «стратегии», «шляпы мышления», «вопросы – толстый и тонкий», «оценочное окно» и др. Они вносят разнообразие в проведение занятий, повышают интерес школьников к предмету изучения, повышают качество образовательного процесса.
Однако не нужно забывать и о традиционных приемах работы на уроке, направленных на отработку умения и навыка работы с учебной литературой. И хотя некоторые из них отнесли к репродуктивным, тем не менее, именно они создают основную базу умений работы с учебником.
Учебник на уроке – основной источник информации, на его страницах изложен изучаемый материал, размещены рисунки, фотографии, схемы, таблицы – всё то, что является необходимой информацией для успешного изучения темы урока. Иногда мы подкрепляем изучаемый материал иллюстрациями на слайдах, раздаем дополнительную литературу, проигрываем музыку или читаем стихи, но учебник все равно остается главным источником информации на уроке. И я хочу вам напомнить некоторые приемы работы с учебником. Существуют эффективные приемы работы с текстовой информации, которые позволяют не только быстрее осваивать прочитанную информацию, но и способствуют развитию творческого мышления.
Перейти к контрольным вопросам
II. Описание приёмов работы с текстом
1. Универсальные приёмы
1.1. Чтение с остановками[a]
Это прием, который также можно применять на любом предмете по любой теме. Обязательное условие – текст должен быть новым для обучающихся.
Задача преподавателя:
- заранее разделить текст на несколько частей (часть должна быть не более половины страницы);
- подготовить вопросы по каждому фрагменту (вопросы могут быть на понимание, прогнозирование, анализ);
- подготовить задания по каждому из фрагментов.
В конце урока предложить детям выполнить задания на обобщение материала по всей изучаемой теме.
Этот прием можно выделить отдельной педагогической технологией, т.е. технология работы с незнакомым текстом. Причем в этой технологии выделяются две взаимосвязанные стороны: самостоятельное освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. Ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться каким-то одним звеном.
Проблемные вопросы могут стать основой для самостоятельной работы с учебником. Эту работу можно предложить в качестве опережающего домашнего задания, на этапе изучения нового материала или с целью закрепления полученных знаний.
Перейти к контрольным вопросам
1.2. Маркировка текста[b]
Этот приём состоит в том, чтобы во время чтения учебного материала делать на полях страницы пометки. Этот прием ещё называются «пенсил», в переводе с английского карандаш. То есть изучение материала с карандашом в руках. Для этого могут быть использованы, например, следующие значки:
+ – знал (а)
! – узнал (а)
? – вызывает сомнение и вопросы.
После первой маркировки целесообразно еще раз обратиться к тексту. Как правило, это приводит к увеличению количества значков.
Рассматриваемый прием заставляет ребенка внимательно читать текст. Полностью этот прием может применяться при выполнении домашнего задания. Ограничение здесь только одно: текст не должен быть очень большим.
Прием маркировки текста делает зримым процесс накопления знания, движения от «знал» к «узнал», стимулирует вдумчивое осмысление прочитанного и поиск нового знания. Причем, каждый преподаватель может придумать свою систему пометок, которая может варьировать. Например:
+ (то, что знаю);
* (новая информация);
? (об этом хочу узнать больше);
! (то, что вызвало эмоциональный отклик).
Затем целесообразно заполнить таблицу.
Перейти к контрольным вопросам
1.3. Инсерт[c]
При работе с текстом в данном приёме используются следующие шаги: чтение с пометками, заполнение таблицы «Инсерт», обсуждение граф таблицы и формулировка выводов.
Графы таблицы будут соответствовать значкам маркировки, и нужно добавить графу «хочу знать» (хз). В каждую из трех граф вносятся краткие тезисные записи прочитанного. После их обдумывания заполняется четвертая графа.
+ | - | ? | хочу знать |
Для заполнения таблицы обучающимся необходимо будет вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому".
Важным следующим этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Обсуждение граф таблицы, выводы, цели на перспективу.
Перейти к контрольным вопросам
1.4. Таблица ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал)[d]
Данный прием – это составление таблицы, которая называется ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Создавать эту таблицу можно по любой теме на любом предмете.
№ | ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
1 2 3 |
В этой таблице возможна еще одна колонка – «Где узнать дополнительную информацию?»
Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал». Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», обучающиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Заполнение таблицы можно проводить парами или группами.
Затем заполняют графу таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. После заполнения колонки можно вывести тему и цели урока.
На «стадии осмысления» после обсуждения текста (фильма и т.п.), после получении новых знаний обучающиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
В таблице обучающиеся могут указывать также и источники получения новой информации.
Перейти к контрольным вопросам
1.5. ПМИ (плюс – минус – интересно)[e]
Составление таблицы «Плюс – минус – интересно». Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, обучающиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
- «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
- «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
- «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
+ | - | интересно |
При использовании приема ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно". Преподаватель перестаёт быть главным источником информации, и, используя приёмы различных технологий, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Перейти к контрольным вопросам
1.6. Таблица «Что? Где? Когда? Почему?»[f]
Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
- Кто? Что?
- Где?
- Когда?
- Почему?
1.7. Сводная таблица[g]
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.
Основной смысл использования приема заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым обучающиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того чтобы "линий сравнения" не было слишком много, можно вывести на доску все предложения обучающихся относительно "линий", а затем попросить их определить наиболее важные. Таким образом, можно избежать избыточности. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.
При заполнении таблицы обучающиеся сравнивают, выделяют их отличительные признаки и вносят данные в таблицу линий сравнения:
Сравните строение споровых растений
Моховидные | Плауновидные | Хвощевидные | Папоротниковидные | |
Корень | ||||
Стебель | ||||
Лист |
По таким таблицам легко делать выводы.
Перейти к контрольным вопросам
2. Приемы позволяющие сохранить материал, который добывают обучающиеся, изучая тему
Эти приемы удовлетворяют нескольким требованиям: они компактны, имеют возможность для внесения дополнения и удобны в использовании. Конечно, вы можете изобрести что-нибудь своё, но полезно воспользоваться и опытом предыдущих поколений.
Остановимся на составлении плана, конспекта, тезисов текста и др. Выясним, что представляет собой каждый из них.
2.1. Составление плана[h]
План – это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом материале, этапы раскрытия темы; точный и краткий перечень мыслей в том порядке, как они расположены в тексте. Составление плана помогает “свернуть” содержание текста для его запоминания и последующего “развёрнутого” изложения мыслей и доказательств.
Алгоритм составления плана:
- Прочти текст.
- При повторном чтении определи основную тему текста (она станет названием текста, если такового у текста нет).
- Раздели текст на относительно самостоятельные по смыслу части.
- Выдели в каждой части главную мысль (главная мысль части подскажет тебе её название).
- Озаглавь части текста – пункты плана (в утвердительной или вопросительной форме).
- Определи, какие из них будут названиями частей главной темы, а какие – частей подтем (касается не всех текстов!)
- Запиши пункты плана (основные части обозначают обычно римскими цифрами, подчасти – арабскими цифрами, если части обозначают арабскими цифрами, то подчасти – буквами).
- Воспроизведи (перескажи) текст по составленному плану.
Перейти к контрольным вопросам
2.2. Составление конспекта[i]
Конспект – это краткое, связное изложение основных мыслей текста или прослушанной лекции. Существенным элементом конспекта являются аргументы, пояснения, примеры. Конспектируют обычно при повторном просмотре после основного ознакомительного чтения. Существует несколько видов конспектов: план-конспект, следящий (линейный) и структурный (опорный) конспекты.
Жёстких правил составления конспектов нет. Но опыт подсказывает некоторые “хитрости”. Так, удобно оставлять широкие поля, которые при последующей работе заполняются либо собственными замечаниями оценочного характера, либо ссылками на другие материалы.
Главная трудность конспектирования в том, что нужно научиться немногими словами сказать о многом. Конспектирующий делает исходные материалы понятными для себя, удобными и полезными для использования. При этом конспект должен быть логичным, целостным, понятным, обладающим способностью вызывать в памяти весь исходный текст.
Перейти к контрольным вопросам
2.3. Составление тезисов[j]
Тезисы – это очень краткое изложение основных мыслей текста (статьи, главы, параграфа). Тезис можно назвать коротким и чётким ответом на пункт (мысль) плана. Тезисы – это основные положения, утверждения, суть читаемого в кратких формулировках.
Тезисы могут быть текстуальными (если дословно выписываются из текста) и смешанными (если излагаются своими словами с включением слов, цитат, выражений из текста).
Тезисы, не содержащие пояснения и доказательств, называются простыми; тезисы, в которых упоминаются отдельные (наиболее важные) доказательства, называются развёрнутыми.
Перейти к контрольным вопросам
2.4. Другие приемы[k]
цитирование - дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
аннотирование - краткое свернутое изложение со держания прочитанного без потери существенного смысла.
рецензирование - написание краткого отзыва с выра жением своего отношения о прочитанном.
составление справки - сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические, географические и т.д.
составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного.
составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.
Перейти к контрольным вопросам
3. Приемы, активизирующие деятельность обучающихся на разных этапах урока
3.1. Кластер[l]
«Кластер» в переводе с английского – гроздь. Это графическая систематизация, т.е. КЛАСТЕР учебного материала – расположение текста в определенном порядке.
Этот прием позволяет охватить большое количество информации, сформировать целостное представление изучаемой темы, увидеть взаимные связи отдельных смысловых единиц.
Полученное графически систематизированное изображение темы является хорошей наглядной основой для самостоятельного ее осмысления. Оно дает возможность обдумать полноту и глубину изложения рассматриваемой в параграфе проблемы, выделить вопросы и взаимосвязи, нуждающиеся, с вашей точки зрения, в более полном раскрытии и обосновании и др.
Прием кластеры предполагает:
- оценку прочитанного текста с точки зрения возможности выделения в нем больших и малых смысловых единиц,
- выделение смысловых блоков и более мелких единиц, графическое установление связей между ними,
- осмысление полученной графической систематизации текста (оценка полноты, обоснованности темы, определение вопросов, вызывающих сомнение, требующих более аргументированного изложения и т.д.),
- умение презентовать свою графическую схему текста.
Графическое оформление темы и ее составляющих может быть представлено в виде модели Солнечной системы: звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – основные характеристики (смысловые блоки) темы. Соединяем прямыми линиями тему с ее основными блоками и получаем графическое отображение прочитанного текста.
Этот прием удобно использовать на стадии вызова для повторения материала или в конце для закрепления.
Перед классом ставится задача: «Вспомните и запишите все, что вы знаете по теме «…..».
Этот прием можно использовать:
- для работы в парах или группах;
- при дополнении ответов друг друга.
Перейти к контрольным вопросам
3.2. Дерево предсказаний[m]
Прием «Дерево предсказаний» будет состоять в следующем:
- ствол дерева – тема «________»;
- корни – основные характеристики темы, её основы;
- две расходящиеся ветви – возможные варианты развития темы;
- листья (или стрелки) – аргументы в пользу того или другого предполагаемого пути развития темы.
В качестве аргументов важно использовать не только соответствующий материал учебника, но и материалы средств информации, собственные наблюдения за событиями и процессами.
Прием «Дерево предсказаний» помогает глубже вникнуть в проблемы развития темы, разносторонне их анализировать, взвешивать все «за» и «против» при прогнозировании того или другого пути их решения.
Перейти к контрольным вопросам
3.3. Схема «Фишбоун» («Рыбий скелет»)[n]
Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинно-следственные диаграммы). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.
- голова – вопрос темы,
- верхние косточки – основные понятия темы,
- нижние косточки – суть понятий,
- хвост – ответ на вопрос.
Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Перейти к контрольным вопросам
3.4. Корзина идей[o]
Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Преподаватель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает обучающимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.
Цели приёма:
- Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме
- Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс
Правила применения приема:
Время выполнения: 7-8 минут
1 этап. 2 минуты. Обучающиеся выполняют работу индивидуально.
2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Обучающиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.
3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Преподаватель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.
Предложения по применению приёма на уроке:
Все сведения кратко в виде тезисов записываются в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Перейти к контрольным вопросам
3.5. Верные и неверные утверждения[p]
Преподаватель зачитывает верные и неверные утверждения. Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных преподавателем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Пример.
Правила игры:
- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
- Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+ | - | + | + | + | - | - |
Цель:
Самостоятельное планирование обучающимися собственной поисковой деятельности.
Правила составления:
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые обучающиеся смогут найти в течение занятия.
После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, т.е. можно использовать при рефлексии урока.
Перейти к контрольным вопросам
3.6. Синквейн[q]
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Организационные формы работы с синквейнами:
- Самостоятельно при выполнении домашней работы.
- Самостоятельно на уроке.
- В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
- В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
- При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
Перейти к контрольным вопросам
4. Приемы работы, стимулирующие механизмы внимания, восприятия, памяти[r]
Готовясь к экзамену, необходимо запомнить большой объем информации. Золотое правило хорошего запоминания — эффективная работа с материалом. Это особые приемы работы, стимулирующие механизмы внимания, восприятия, памяти.
- Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).
- Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения и т. п.).
- Составление плана — представляющего собой совокупность опорных пунктов.
- Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
- Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.
- Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.
- Ассоциации — установление связей по сходству или противоположности.
Методы активного запоминания позволяют более эффективно использовать время, отведенное для подготовки к экзаменам.
Задача преподавателя – формирование вдумчивого читателя, способного увидеть в тексте недоговоренности, умолчания, скрытые вопросы, противоречия. Думающий ученик может «выйти за пределы текста» и понять, что имел в виду автор, почему он написал именно так, какие следствия вытекают из прочитанного, какие предположения можно сделать на основе полученной информации. Другими словами, это высший уровень умения читать: читать и понимать то, что не написано. Поэтому при системном и систематическом использовании учебника в учебно-воспитательном процессе увеличивается доля самостоятельности обучающихся в приобретении знаний, становится возможным приобщение школьников к самообразованию.
Перейти к контрольным вопросам
Задание 2.
Подготовьте устные ответы на контрольные вопросы:
№ п/п | Вопрос | Ссылка на материал в тексте документа |
Раскройте понятие «Приёмы обучения». Перечислите виды приёмов обучения. | ||
Каковы, на ваш взгляд, основные отличия приёмов «Инсерт» и «ЗХУ» | ||
Опишите один из приемов, позволяющих сохранить материал, добытый обучающимися при изучении темы | ||
Перечислите приёмы, важной составляющей которых является графическое оформление результатов работы | ||
Какой приёмы при работе с незнакомым текстом вы считаете наиболее эффективными? Ответ обоснуйте |
Задание 3.
В тетради или на отдельном листе формата А4 составьте опорный конспект по тексту.
Смотреть справочный материал по составлению опорного конспекта
[a]Оставлен комментарий
[b]Оставлен комментарий
[c]Оставлен комментарий
[d]Оставлен комментарий
[e]Оставлен комментарий
[f]Оставлен комментарий
[g]Оставлен комментарий
[h]Оставлен комментарий
[i]Оставлен комментарий
[j]Оставлен комментарий
[k]Оставлен комментарий
[l]Оставлен комментарий
[m]Оставлен комментарий
[n]Оставлен комментарий
[o]Оставлен комментарий
[p]Оставлен комментарий
[q]Оставлен комментарий
[r]Оставлен комментарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы работы с текстом в технологии РКМЧП
Данная презентация содержит информацию об основных приемах работы с текстом в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся.
Методическая разработка на тему: Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся....
Некоторые приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации.
Приемы работы с текстом....
Некоторые приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации.
Приемы работы с текстом...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...
Несколько приемов работы с текстом: из опыта работы
Одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, а также реализация всех целей обучения в их комплексе: коммуникативная, образовател...
Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...