Организация учебно-исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.
методическая разработка на тему
Творческая лаборатория с педагогами дополнительного образования на тему "Организация учебно-исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_laboratoriya.docx | 485.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поисковая мозаика»
Организация учебно-исследовательской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.
(слайд 1) Сегодня речь пойдёт о учебно-исследовательской деятельности в дополнительном образовании. Мнение, что такая деятельность возможна только с одарёнными и высоко мотивированными детьми, в корне не верна. Как показала педагогическая практика, учебно-исследовательская деятельность обучающихся легко организуется как в учреждениях общего и дошкольного образования, так и в условиях дополнительного образования. Именно в системе дополнительного образования имеются огромные возможности для развития учебно-исследовательской деятельности воспитанников, которая в свою очередь является одним из самых перспективных средств развития познавательной мотивации, самоопределения личности, обогащение интеллектуального потенциала. Даже для детей коррекционного обучения такая работа даёт так же положительные результаты относительно их исходного развития.
Чтобы рассмотреть этот процесс в дополнительном образовании, мы предлагаем вам окунуться в небольшое исследование, и выяснить, что же такое «учебно-исследовательская деятельность» (слайд 2). Определиться с его понятием нам поможет такая форма, как Синквейн. Для этого нам необходимо предпринять следующие шаги. У вас на столах лежат листочки, ручки и правила составление синквейна. (Приложение 1) Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, а следовательно, этот метод можно применять в практике с детьми (слайд 3).
(Знакомство с правилами. На работу по составлению отводиться 3 мин.)
А теперь, я попрошу вас на основе ваших сочинённых синквейнов, составить один общий от группы (2 мин) (ознакомление с творчеством)
Итак, из полученных произведений мы с вами можем выделить ключевые слова, которые характеризуют учебно-исследовательскую деятельность. (записать на доске)
Технология
Исследование
Совершенствование
Познание
Открытие
Поиск
Я попрошу вас обратить внимание на определения, которые встречаются в литературе различных авторов (слайд 4,5) (Приложение 2) Попробуем сформулировать общие признаки для «учебно-исследовательской деятельности» исходя из предложенных вам определений. (слайд 6)
Наличие проблемы и цели исследования
Наличие гипотезы
Поисковая работы
Значимость лично для ребёнка
Представление результата
Творческий акт
Предлагаю вам рассмотреть типологию учебных исследований учащихся. Для этого я буду вам предлагать формы, а вы попробуйте предположить основания для дифференциации учебно-исследовательской деятельности.
(слайд 7) По количеству обучающихся: индивидуальная и групповая
По продолжительности: краткосрочные (1 урок или его часть), среднесрочные (несколько дней или недель), долгосрочные (месяцы или годы)
По целям: инновационные (предполагающие получение объективно новых научных результатов) и репродуктивные (результаты ранее были кем-то получены; к ним, как правило, относятся учебные исследования учащихся).
По содержанию исследования: с одной стороны, на экспериментальные и теоретические, а с другой — на гуманитарные и естественно-научные. Первые из них предполагают проведение учащимися собственных наблюдений и экспериментов; вторые ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках; это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, Учебные исследования можно разделить также на монопредметные, межпредметные и надпредметные. Первые из них предполагают, что учащиеся ограничиваются рамками одного учебного предмета и направлены на его изучение. Межпредметные исследования требуют привлечения для решения проблемы знаний из различных предметов. Надпредметные — выходят за рамки предметов учебного плана.
По использованным методам: экспериментальные, проектировочные, моделирование, изучение литературы
По месту проведения: урочные и внеклассные
(слайд 8) Мы все понимаем, что этот вид деятельности имеет определённый алгоритм выполнения. У вас на столах лежат нарезки с этапами оформления учебно-исследовательской деятельности для обучающегося. Прошу вас попытаться выстроить их в последовательности, которая на ваш взгляд сопровождает этот вид деятельности (Приложение 3)
Теперь мы хотим вам предложить побыть в роли юного исследователя. На ваших столах имеется задание попробуйте выполнить их в представленном алгоритме. Помогут вам в этом листы исследовательской деятельности, которые лежат у вас на столах. Приложение 4)
(слайд 9) В современных условиях, в период модернизации образования большое значение имеет развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Наиболее выражена данная форма работы в таких объединениях как:
- клуб выходного дня «Затея», которая работает по двум направлениям: «Волшебники науки», где дети проводят опыты и исследования в лабораторных условиях и «Творческая мастерская», где воспитанники вместе с родителями выполняют различные работы прикладного характера с исследованием
- студия дизайна одежды «Эксперимент», при создании новых коллекций уходит в исследования материалов по выбранной теме
- Ансамбль народной песни «Забава» находится постоянно в поиске и изучении фольклорного наследия русского народа.
Этот вид деятельности связал все звенья проекта «Саяногорск - моя малая родина», где воспитанники центра и участники проекта из других школ , шаг за шагам изучали историю своего города с помощью работников краеведческого музея, с которыми неоднократно совершались поездки на исторические места нашей малой Родины. С учащимися школ проводились различные игры исследовательского характера. А результатом всей исследовательской деятельности, стало открытие сайта, на котором ребята делились новыми знаниями о родной земле.
Приложение 1
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Приложение 2
По мнению М.В. Степановой учебно-исследовательская деятельность школьников понимается как процесс решения ими научных и личностных проблем. Основная цель такого обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других
В методическом пособии для педагогов средних школ, гимназий и лицеев «Управление исследовательской деятельности» дается следующее определение исследовательской деятельности «Исследовательская деятельность – это именно деятельность, которая, в отличие от исследовательского поведения, в традициях отечественной науки понимается как процесс осознанный, имеющий цель, и представляющий собой, по сути, процесс саморегуляции, направленный на достижение этой цели»
Школа должна стать своеобразной исследовательской лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия, с той только разницей, что эти открытия не для всего человечества, а для данного маленького человека. (Кузнецов В.И.)
А. И. Савенков, дает другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления»
Сущность учебно-исследовательской деятельности рассматривается В. И. Андреевым с позиции личностно-деятельностного подхода. Он считает, что особенностью учебно-исследовательской работы является фактор субъективного «открытия» нового знания, причем это новое знание возникает на основе прежних знаний и опыта человека.
Приложение 3
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ |
ГИПОТЕЗА |
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ |
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ |
ЗАЩИТА РАБОТЫ |
Приложение 4
Мини-исследование
Тема исследовательской работы: __________________________________________
______________________________________________________________________
Цель:_________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Задачи: _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гипотеза (предположим, допустим, возможно, что, если): ___________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Метод исследования (теоретический анализ литературы и иных источников информации по проблеме исследования; сбор фактического и/или практического материала (коллекция, каталог образцов и т.д.); опытно-экспериментальная работа, лабораторный эксперимент, наблюдение объекта или явления в естественных условиях, тестирование, апробация; анализ, сравнение и обобщение (имеющихся и полученных данных); опрос, анкетирование, интервьюирование, социологический опрос; статистика и обработка данных (графики, диаграммы, таблицы, математические данные и т.д.): _____________________________
______________________________________________________________________
Форма защиты : __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 5
Как превратить ночь в день? |
Какая буква самая популярная в русском языке? |
Где находится самая высокая башня в мире? |
О или ОБ У предлога о, употребляющегося с предложным падежом, есть вариант об. Выбор варианта определяется строгим правилом. Сформулируйте его, исходя из следующего набора примеров, которые даются в произвольном порядке: об отце, о матери, о юноше, о бабушке, о яблоке, об улице, о ёлке, об уроке, об армии, о якоре, об имени, о егере, об осени, о лете, о зиме, о весне, о юге, о севере, об эпосе, о городе. |
Русский среди других языков Сравни Вот четверостишие, написанное на белорусском языке (из книги В.А. Плунгяна «Почему языки такие разные?»). Стаяла яблыня ля вески, Приложение 6 |
Ответы
- ночь-ноль-соль-сель-сень-день
- результат не известен
- Бурдж Дубай, ОАЭ (высота 822 м 55 см)
- Вариант предлога о употребляется перед формами, начинающимися с согласных (о матери, о доме), а вариант об – перед формами с начальными гласными (об имени, об армии). В словах о юноше, о яблоке, о юге употребляем о, так как в гласных, с которых начинаются эти слова (е,ё, ю,я), спрятан согласный j(«йот»). Поэтому закономерно перед формами с начальным j выступает вариант предлога о.
- Вот полный перевод: «Стояла яблоня возле деревни, как подорожник меж дорог. Весною падали лепестки, будто снежинки на луг».
Ля – предлог со значением «возле, около, близ».
Веска – деревня; в русском языке было слово весь с тем же значением; оно осталось в выражении по городам и весям.
Нiбо – будто, как бы.
Мурог – луг, в русском языке было раньше слово МУР – трава, оно сохранилось в выражении трава-мурава.
Далекие предки нынешних славян – праславяне – говорили на общем языке. До сих пор во всех славянских языках сохраняется много общего. Сравните несколько слов из разных славянских языков.
Русский | Болгарский | Польский | Чешский |
человек | човек | slowiek | иlovмk |
Приложение 7
Материалы для выполнения исследовательского задания №3
Бурдж Дубай, ОАЭ
«Бурдж Дубай» (Объединенных Арабских Эмираты) распахнула свои двери в январе 2010 года. Торжественное открытие приурочили к 4-й годовщине вступления в должность Мухаммеда бен Рашеда Аль Мактума, правителя Дубая и одновременно вице-президента и премьер-министра ОАЭ.
Город внизу кажется игрушечным
Спроектировал «Бурдж Дубай» американский архитектор Эдриан Смит. После этого строительство башни растянулось на шесть лет. На возведение 160-ти этажей высотой в 822 метра и 55 сантиметров было потрачено почти 1,5 миллиарда долларов.
Вид на Бурдж Дубай ночью
На первых восьми этажах башни расположился шестизвездочный отель «Армани». Его дизайном собственноручно занимался хозяин популярной марки, дизайнер Джорджио Армани. В отеле можно найти СПА салоны, несколько ресторанов и ночной клуб. 900 элитный квартир занимают остальные этажи до 108-го. Стоимость каждой колеблется от 600 тысяч евро до 11 миллионов. Еще 38 этажей заняли рестораны и офисные помещения. Кроме всего прочего, в «Бурдж Дубай» разместились тренажерный зал и ночной клуб. А в башне, которая расположилась над основным зданием, находятся тонны телекоммуникационной техники. Самая высокая башня в мире таит в себе самый высоко расположенный бассейн – искупаться можно на 76 этаже, самую высокую смотровую площадку – на 124-м, а так же мечеть на 158-м этаже. Кстати, компания-застройщик уверяет, что почти вся недвижимость в башне уже раскуплена.
И самое интересное, подняться на верхние этажи башни можно всего за две минуты. Это возможно благодаря 65 самым современным сверхскоростным лифтам. Каждый способен развивать скорость до 18 метров в секунду или до 64,37 километров в час. По пути вниз скорость лифта немного уменьшается, чтобы пассажиры не испытывали нагрузку. Впрочем, чтобы добраться с первого на последний этаж потребуется пересадка в другой лифт. Энергию башня «Бурдж Дубай» черпает от 61-метровой турбины, которая работает на силе ветра и системе солнечных батарей. Своеобразных энергоблок занимает 15 тысяч квадратных метров.
Tokyo Sky Tree, Токио
Одна из самых высоких башен мира располагается и в Японии. В округе Сумида Токио в 2011 году сдали в эксплуатацию телевизионную башню «Tokyo Sky Tree» или Небесное дерево Токио. Раньше ее планировали назвать как телебашня в Сумида или новая башня Токио.
Башня в Токио - на втором месте по высоте
Однако окончательное название подобрали во время строительства в 2008 году по итогам конкурса. Высота Небесного дерева Токио составила 634 метра, вместе с антенной, получается, что Tokyo Sky Tree выше Токийской телевизионной башни почти в два раза. Кстати, хоть строение уже сдали, но открытие запланировано только на май 2012 года. Башню будут использовать для цифрового теле и радиовещания, а так же навигационных систем и мобильной связи. Внутри можно будет найти около 300 бутиков, аквариум, рестораны, планетарий и даже театр.
Башня Кантона, Китай
Телебашня Гуанчжоу так же попала в список самых больших. Ее строили пять лет, до 2010 года. Компания ARUP специально подгадывала окончание строительства к Азиатским играм. Башня Кантона может похвастаться высотой в 610 метров. Здесь до 450 метров строение возведено в виде комбинации центрального ядра и гиперболоидной несущей сетчатой оболочки.
Третье чудо инженерии
Последняя конструкция телебашни соответствует патенту последнего года 19-го столетия русского инженера Шухова. Эта часть строение сделана из стальных труб большого диаметра. А венчает Башню Кантона 160-метровый шпиль. Башню используют для телетрансляций и передачи радиосигналов, а кроме этого здесь можно посмотреть панорамы Гуанчжоу. Башня может принимать до 10 тысяч туристов в день.
Си-Эн Тауэр, Канада
С 1976 года и вплоть до 2007 года Си-Эн Тауэр (CN Tower) был самым высоким сооружением в мире. Его высота не много ни мало 553,33 метра.
Взмывая ввысь
Башня располагается в канадском Торонто, провинции Онтарио и со времен открытия является символом города. Каждый год смотреть на Си-Эн Тауэр приезжают более 2 миллионов человек. Изначально СN расшифровывали как Canadian National, поскольку зданием владела компания Canadian National Railway Company.
Но в 1995 году башню купила Canada Lands Company (CLC). По желанию местных жителей башни сохранили первоначальное название. Теперь официально CN расшифровывается как Canada’s National.
Останкино, Россия
Самое высокое сооружение России – это телевизионная башня «Останкино». Высота строения 540 метров. Останкинская башня стоит на десяти ногах, на каждую из которых давит 3200 тонн. На высоте примерно 330 метров в «Останкино» можно отобедать – здесь, на трех этажах, расположился ресторан «Седьмое небо».
Родное Останкино
В народе башню называют «Иголочка». Специалисты предполагают, что здание 1967 года постройки простоит минимум 300 лет. Под опорами башни ходить строго запрещено, да и сделать этого не получится, поскольку башня окружена зоной безопасности в 180 метров.
В «Останкино» есть и смотровая площадка и она тоже безопасна. Здесь нельзя свести счеты с жизнью, поскольку площадка огорожена трехслойным закаленным стеклом.
Oriental Pearl Tower, Китай
Футуристическая конструкция Шанхайской телебашни расположилась в районе Пудун, на берегу реки Хуанпу. Ее высота 468 метров, что позволяет строению быть самым высоким в Азии. Телебашня состоит из 11 так называемых жемчужин, металлических шаров разного диаметра.
Жемчужина Востока
А в основании их лежит каменная плита. Архитектура как бы передает строчку из стихотворения древнекитайской поэзии: «Большие и малые жемчужины падают на нефритовое блюдо». На каждом шаре располагается смотровая площадка, самая высокая на высоте 360 метров. Здесь можно увидеть Шанхай с необычных ракурсов. Примечательно, что пол на смотровой площадке стеклянный. Кроме этого, на каждом уровне башни есть галереи и магазины, специально для туристов, которые желают купить сувениры. А на уровне 267 метров расположился вращающийся ресторан – единственный в своем роде, который находится столь высоко. Одновременно за столиками могут сидеть около 350 человек. В основании телебашни все желающие могут зайти в музей истории Шанхая.
Эйфелева башня, Франция
Не самая высокая, зато самая узнаваемая. Достопримечательность Парижа, символ всей Франции – Эйфелева башня располагается на высоте 300 метров над уровнем моря.
Башня самого романтичного города
Ее назвали в честь конструктора Густава Эйфеля, который, в свою очередь, назвал свое творение просто «300-метровая башня». Построили ее в 1889 году, задолго до появления первых телемачт. Возводили конструкцию ровно 2 года, 2 месяца, 2 дня. Через 20 лет ее хотели демонтировать, но когда изобрели радио, детище Эйфеля решили сохранить.
У подножия Эйфелевой башни
На башне уже побывало несколько сотен миллионов человек. При этом за 111 лет существования 53 человека с нее упали и разбились.
«Поисковая мозайка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика деятельности современного учреждения дополнительного образования детей..
Современные требования к управлению УДОД предполагают повышения уровня компетентности кадров. Хороший работник – это не просто исполнитель, это человек, который в состоянии самостоятельно и творчески ...
Организация концертной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.
Организация концертной деятельности. С чего начать, как осуществить деятельность, что предпринять для того, чтобы концерт прошёл на УРА!!!...
Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга
Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...
Формирование ключевых компетенций через исследовательскую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизенной ситуации, уметь самостоятельно...
Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей
Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...
Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.
В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...
Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»
Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...