Организация образовательного процесса в младшей группе на основе социокультурных ценностей
статья на тему
Младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_pedagogicheskogo_protsessa_v_mladshey_gruppe.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация образовательных процессов в младшей группе на основе социокультурных ценностей
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Поэтому духовно– нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.
Работа строиться в соответствии Нормативно – правовой базой:
- «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.
Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания и воспитания социокультурных ценностей так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно- нравственное развитие личности ребенка.
Исходя из цели, формулируются задачи:
- формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок, социокультурных ценностей и моральных норм;
- воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;
- воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;
-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.
Поэтому современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…». Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственных и социокультурных ценностей дошкольников.
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования.
-В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
-Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»). Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. В младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент духовности. Поэтому педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Формирование у детей духовно - нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности:
- игровой;
- коммуникативной;
- трудовой;
- познавательно – исследовательской;
- продуктивной.
Педагоги используют разные формы работы с детьми младшего дошкольного возраста:
- образовательная деятельность по познавательному развитию;
- беседы с детьми духовно-нравственной направленности;
- слушанье музыки;
-чтение художественной литературы;
- выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей;
- проведение совместных праздников с родителями;
- использование аудио записей и технических средств обучения и др.
В воспитании детей в младших группах детского сада большая роль отводится сказкам. Тематика их несет нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Содержание сказок помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомиться с правилами этикета, обрядами, традициями. А любимые герои становятся образцами для подражания. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, создает условия для социализации ребенка. Методы работы с детьми:
- словесно-образный: чтение литературных произведений воспитателем; беседы.
- наглядно-действенный: наблюдения; экскурсии; показ сказок; рассматривание иллюстраций, дидактические игры; целевые прогулки и т. д
-практический: игры дидактические, подвижные, инсценировки сказок и др. ; оформление выставки.
- объяснительно - иллюстративный;
частично-поисковый;
- исследовательский.
Самое главное то, что эффективность образовательного процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе). Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе. Именно поэтому нужно уделять большое внимание работе с родителями, это:
-родительские собрания на духовно- нравственные темы;
-проведение совместных мероприятий (выставки, праздники, спектакли);
- анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно- нравственному воспитанию;
-индивидуальные консультации специалистов,
-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты, буклеты и т. д.
- проектная деятельность.
Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно- нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. Духовно- нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла. В. А. Сухомлинский – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…». По выражению В. А. Сухомлинского чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно.
ДОКЛАД
На тему: «Организация образовательного процесса в младшей группе на основе духовно нравственного и социокультурных ценностей»
Подготовила воспитатель
МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №28»
п. Разумное
Шершнева Е.И.
п. Разумное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...
критерий 4.2 «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе .rar
Приложение к критерию 4.2...
Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа
Таблица составлена на основе программы "От раждения до школы"....
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...