Организация образовательного процесса в младшей группе на основе социокультурных ценностей
статья на тему

Шершнева Елена Ивановна

Младшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация образовательных процессов в младшей группе на основе социокультурных ценностей

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст – когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому так важно дать детям не только набор знаний, умений и навыков, но самое главное заложить в их души основы нравственности. Поэтому духовно– нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Работа строиться в соответствии Нормативно – правовой базой:

- «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва.      

Актуальность проблемы духовно- нравственного воспитания и воспитания социокультурных ценностей так же заключается в том, что в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.                    

Таким образом, в настоящее время основной целью дошкольного воспитания является целостное духовно- нравственное развитие личности ребенка.

Исходя из цели, формулируются задачи:

- формировать способность к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной деятельности на основе нравственных установок, социокультурных ценностей и моральных норм;

 - воспитать у детей чувство почтения и любви к родителям и другим людям, бережного отношения к окружающему миру;

 - воспитывать детей в духе национальных и этнических духовных традиций;

-развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

 - развитие познавательной активности, любознательности, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания другим людям.

Поэтому современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».                                                                                

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».   Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственных и социокультурных ценностей дошкольников.

  Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования.

 -В качестве основы социально-коммуникативного развития      обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».

-В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательно – речевого  развитиявключен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».

-Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.

-Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»).  Именно в этот период  ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. В младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент духовности. Поэтому педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение. От педагогического мастерства педагога-воспитателя зависит его влияние на личность ребенка и помощь в социализации. Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.      

Формирование у детей духовно - нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности:

- игровой;

- коммуникативной;

- трудовой;

- познавательно – исследовательской;

- продуктивной.

Педагоги используют разные формы работы с детьми младшего дошкольного возраста:

- образовательная деятельность по познавательному развитию;

- беседы с детьми духовно-нравственной направленности;

- слушанье музыки;

-чтение художественной литературы;

- выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ детей и родителей;

- проведение совместных праздников с родителями;

- использование аудио записей и технических средств обучения и др.

В воспитании детей в младших группах детского сада большая роль отводится сказкам. Тематика их несет нравственную направленность. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Содержание сказок помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомиться с правилами этикета, обрядами, традициями. А любимые герои становятся образцами для подражания. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, создает условия для социализации ребенка.     Методы работы с детьми:

- словесно-образный: чтение литературных произведений воспитателем; беседы.

- наглядно-действенный: наблюдения; экскурсии; показ сказок; рассматривание иллюстраций, дидактические игры; целевые прогулки и т. д

-практический: игры дидактические, подвижные, инсценировки сказок и др. ; оформление выставки.

- объяснительно - иллюстративный;

частично-поисковый;

- исследовательский.

Самое главное то, что эффективность образовательного  процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей, а также той системой ценностей, которая лежит в его основе). Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Семья является первым этапом человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы воспитания, отношения к людям, к природе.            Именно поэтому нужно уделять большое внимание работе с родителями, это:

-родительские собрания на духовно- нравственные темы;

 -проведение совместных мероприятий (выставки, праздники, спектакли);

- анкетирование и тестирование родителей с целью оказания консультативной помощи по духовно- нравственному воспитанию;

-индивидуальные консультации специалистов,

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, газеты, буклеты и т. д.

- проектная деятельность.

Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно- нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций.                                                                                                              Духовно- нравственное воспитание в дошкольном возрасте – процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и сейчас, а гораздо позднее. Главный ожидаемый результат заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.                                                                                           В. А. Сухомлинский – человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…». По выражению В. А. Сухомлинского чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно.

            ДОКЛАД

На тему: «Организация образовательного процесса в младшей группе на основе духовно нравственного и социокультурных ценностей»

                                                                       

                                                                      Подготовила воспитатель

                                                                           МДОУ  «Детский сад

                                                                      комбинированного  вида №28»

                                                                                    п. Разумное                                                                        

                                                                                 Шершнева Е.И.    

                                                                                                                                                                                           

                                 

                     

                                       п. Разумное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Всякое обучение по своей сути есть  создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я  ставлю более конкретную цель -  развитие индивидуальных ...

Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...

Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа

Таблица составлена на основе программы "От раждения до школы"....

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...