Технология дифференцированного обучения
статья на тему

Елманова Ольга Юрьевна

          Дифференцированный подход в обучении – это:

  • создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента;
  • комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

          Любая теория обучения подразумевает использование технологий дифференциации обучения. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, форы, ступени. Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы, студентов на группы, а технология обучения в одной группе студентов разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности.

Отсюда следует:

  • дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности;
  • проектирование (технологизация) его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
  • только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.

          Следовательно исходный пункт в организации такого обучения – раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет преподавателю работать со всеми студентами группы, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому студенту видеть перспективу успеха, а сильному – иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_differentsirovannogo_obucheniya.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ «Кораблинский агротехнологический техникум»

Доклад к методическому совету

(март 2016 г.)

Технология дифференцированного обучения

Преподаватель: Елманова О.Ю.

                                         Согласовано методической

                                           комиссией: Карпухина Л.Н.

Кораблино, 2016

Технология дифференцированного обучения

          Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.


          Дифференцированный подход в обучении – это:

  • создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента;
  • комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

          Любая теория обучения подразумевает использование технологий дифференциации обучения. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, форы, ступени. Дифференцированное обучение – это не разделение детей на классы, студентов на группы, а технология обучения в одной группе студентов разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности.

Отсюда следует:

  • дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности;
  • проектирование (технологизация) его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями;
  • только знание индивидуальности каждого ребенка обеспечивает построение личностно-ориентированной системы обучения.

          Следовательно исходный пункт в организации такого обучения – раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет преподавателю работать со всеми студентами группы, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому студенту видеть перспективу успеха, а сильному – иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.


          Принцип дифференциации обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение. Технология дифференцированного обучения представляет собой комплекс организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Однако правильные в целом принципы пока ещё, к сожалению, только декларируются.


          В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Чаще всего выделяются три группы студентов:

  • студенты первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один-два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.
  • студенты второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.
  • третью группу составляют студенты, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.

          Знание уровня сформированности у студентов умений и навыков помогает преподавателю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.


1. Опрос:

 При письменном опросе по карточкам студенты выполняют различное количество заданий.

Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся 1 и 2 групп, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся 3 группы, найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности), или материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей. 


2. Объяснение нового материала

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные студенты, при чем слабых прошу повторить за сильными. Студентам 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы известные из ранее изученного материала. Студентов из 3 группы иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы, презентации и т. д.).


3. Выполнение практических работ

При выполнении практических работ по дисциплине «Экономика отрасли» сначала решаются более лёгкие задачи студентами 1 и 2 групп, а далее более сложные – студентами 3 группы. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.

Если на практических работах предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – подробная инструкция выполнения задания, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – только цель.


4. Закрепление нового материала

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей 3 группы сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей 2 группы предлагаю работу с учебником. Со слабыми студентами повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.


4. Домашнее задание

Первой группе на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для третьей группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность студентов другими предметами.

Студентов 3 группы, учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Для преодоления пробелов в знаниях детям 1 и 2 групп даю небольшие дополнительные упражнения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения

Материал разработан для портфолио к аттестации в разделе "Методическая деятельность"...

Урок с применением технологии дифференцированного обучения по теме "Правописание НЕ с причастиями"

План-конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание НЕ с причастиями". Урок с применением технологии дифференцированного обучения....

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Предметно-ориентированные технологии. Технология дифференцированного обучения

1. Предметно-ориентированные технологии1.1. Технология дифференцированного обучения Современное информационное общество предъявляет к школьникам высокие требования в отношении усвоения учебного м...

Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения

Мультимедийная методическая разработка по теме "Технология сотрудничества как наиболее эффективная технология дифференцированного обучения" раскрывает понятие технологии сотрудничества, основные вариа...

Технология дифференцированного обучения. Использование технологии деятельностного подхода как средство повышения качества образования.

В формировании человеческих способностей решающее значение имеет деятельность ребёнка, которая умело стимулируется учителем. Объективность требований,  предъявляемых к ученику, обусловлена способ...

"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."

Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...