Личностно-ориентированное обучение с использованием Интернет-ресурсов на уроках химии
статья на тему

Елманова Ольга Юрьевна

Использование на уроках информационных технологий в ближайшее время может изменить не только формы и содержание школьного образования, но и дать новое направление его развитию. Важно научить учащихся самостоятельно мыслить, работать с информацией, дополняющей и уточняющей учебники.

В этой связи дидактические возможности Интернета на уроках химии можно обозначить следующим образом:

создание проблемной ситуации на уроке, ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему;

поиск необходимой информации для выполнения проектных, исследовательских работ, докладов, рефератов;

организация телекоммуникационных викторин, олимпиад, телеконференций;

проведение тестирования, получение электронных сертификатов;

дистанционное обучение, ликвидация пробелов;

возможность общения между удаленными друг от друга образовательными центрами;

повышение мотивации и улучшение отношения к обучению путем индивидуального подхода к каждому пользователю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannoe_obuchenie.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ СПО «Агротехнологический техникум г.Кораблино»

Доклад к методическому совету

(октябрь 2012 г.)

Личностно-ориентированное
обучение с использованием
Интернет-ресурсов
на уроках химии

Преподаватель:

Елманова О.Ю.

Согласовано

методической комиссией

Карпухина Л.Н.

Кораблино, 2012

Личностно-ориентированное обучение с использованием
Интернет-ресурсов на уроках химии

Использование на уроках информационных технологий в ближайшее время может изменить не только формы и содержание школьного образования, но и дать новое направление его развитию. Важно научить учащихся самостоятельно мыслить, работать с информацией, дополняющей и уточняющей учебники.

В этой связи дидактические возможности Интернета на уроках химии можно обозначить следующим образом:

http://him.1september.ru/2005/15/3a.gifсоздание проблемной ситуации на уроке, ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему;

http://him.1september.ru/2005/15/3a.gifпоиск необходимой информации для выполнения проектных, исследовательских работ, докладов, рефератов;

http://him.1september.ru/2005/15/3a.gifорганизация телекоммуникационных викторин, олимпиад, телеконференций;

http://him.1september.ru/2005/15/3a.gifпроведение тестирования, получение электронных сертификатов;

http://him.1september.ru/2005/15/3a.gifдистанционное обучение, ликвидация пробелов;

http://him.1september.ru/2005/15/3a.gifвозможность общения между удаленными друг от друга образовательными центрами;

http://him.1september.ru/2005/15/3a.gifповышение мотивации и улучшение отношения к обучению путем индивидуального подхода к каждому пользователю.

Проанализировав дидактические возможности Интернета, образовательные web-сайты по химии в зависимости от их смысловой нагрузки можно разбить на несколько типов (таблица, см. с. 45).

Таблица

Типы сайтов

Дидактические возможности,
адрес и краткое описание данного сайта

Электронный курс лекций

Индивидуальное изучение материала, с нужным темпом, возможность возврата учащихсяк началу материала, http://www.informika.ru – образовательные ресурсы по химии

Лабораторный практикум

Возможность проведения лабораторных (практических) работ в классах с недостатком реактивов или необходимого оборудования, http://shnic.narod.ru – химический калькулятор, позволяющий уравнивать реакции, решать химические задачи, получать информациюо любом химическом элементе, многофункциональная периодическая система Д.И.Менделеева

Сайты тестирования и оценки знаний учащихся

Оценка знаний, получение электронного сертификата, повышение уровня знанийи квалификации, http://www.rostest.runnet.ru – образовательный сервер тестирования по химии. Доступ к режиму обучения бесплатный

Сайты «Творческие мастерские»

Развитие творческого мышления учащихся, http://school.holm.ru – школьный мир химии

Сайты научно-исследовательских и учебных центров

Возможность реализации на своих страницах всех вышеперечисленных типов, http://nsu.ru – дистанционное образование, научно-исследовательские работы школьников

Консультативные сайты для учителей и учеников

Интеллектуальное развитие, формирование самостоятельной познавательной деятельности, http://www/alhimik.ru – полезные советы, виртуальный репетитор, решение задач, помощь абитуриентам, история химии

Сайты для тематических телеконференций и чатов

Общение в режиме on-line (реального времени) с удаленными образовательными центрами, http://www.kokch.kts.ru/cdo/

Сайты факультетов вузов

Предоставление учащимся специфической информации о факультетах, экзаменах, http://www.chem.msu.ru – информация о научной и образовательной деятельности МГУ, электронная библиотека по химии

Виртуальные библиотеки

Предоставление широкого спектра информации на одну и ту же проблему, возможность работы и доступа к редкой информации, http://www.chemnet.ru – электронная библиотекапо химии

Виртуальные журналы и газеты по химии

Развитие познавательной деятельности учащихся, www.1september.ru – новости химического мира, обзоры, статьи, учебные пособия, справочные материалы

Электронные энциклопедии

Поиск необходимой информации для рефератов, докладов, исследовательских работ, http://www.chem.ac.ru – программы для обработки, рефераты, курсовые работы, дипломы, диссертации

Электронные справочники

Использование в своей работе большого банка данных, http://www.informika.ru – электронный справочник за полный курс химии, http://www.chemestry.narod.ru – неорганическая химия, опыты, великие химики

Сайты-каталоги

Подборка ссылок на сайты, содержащие необходимую информацию, http://www.chemrar.ru – химические каталоги, тематические новости, http://www.catalog.alledu.ru – все образовательные каталоги по химии

Базы данных

Анализ и поиск необходимой информации, возможность знакомства учащихся с разными материалами на одну и ту же проблему, http://www.ecolog.ru – экология России по городам (состояние окружающей среды)

Сайты смешанного типа

Индивидуальная и коллективная работа в реальном и виртуальном образовательном пространстве с другими обучаемыми – это не замкнутая система, а система с оперативными обновлениями и обратной связью, http://educentral.ru – Российский образовательный портал

Анализ образовательных web-сайтов по химии позволил выделить следующие направления содержания: сайты учебного направления, автоматизированного обучения и смешанного типа. Сайты учебного и автоматизированного обучения включают в себя все традиционные виды работ учащихся. Они направлены на индивидуализацию обучения, самостоятельную работу в замкнутой системе (вне on-line). Отличие образовательных web-сайтов смешанного типа в том, что они направлены на коллективную работу, которая реализуется в реальном и виртуальном образовательном пространстве. Система является незамкнутой, постоянно обновляемой, поддерживающей обратную связь между обучаемыми и тем, кто обучает. Из перечисленных типов web-сайтов на данный момент образовательный уровень подтверждают только два: дистанционного обучения (выдаются сертификаты) и сайты соревновательных проектов (выдаются дипломы). Развитие же информационных технологий все больше позволяет использовать образовательные web-сайты смешанного типа, которые могут включать в себя все вышеперечисленные типы. Такие сайты – образовательные порталы – содержат большой объем образовательной информации и включают разноуровневую работу учащихся.

Прогрессирующее увеличение объема и доступность образовательной информации требует сегодня от учителя не столько ее усвоения, сколько ориентации в ней. В данный момент на уроках более значимым становится умение построить то личностно-ориентированное содержание образования, которое соответствует программе занятий каждого ученика. Рассмотрим несколько примеров построения урока с использованием интернет-ресурсов.

Урок 1.
Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И.Менделеева

Урок можно построить в виде исследовательской, самостоятельной работы учащихся в интернет-классе (10–15 человек). Учащимся предлагается ознакомиться с материалом на сайтах

http://www.table.hotmail.ru,

http://www.webelements.narod.ru,

http://catalog.alledu.ru

и ответить самостоятельно на вопросы.

1. Рассмотрите предлагаемые периодические системы химических элементов (таблицы) Д.И.Менделеева.

2. В какой части таблицы расположены металлы, а в какой – неметаллы?

3. Сколько групп, периодов и рядов в таблице?

4. Какая дополнительная информация представлена в этих таблицах?

5. Сформулируйте периодический закон Д.И.Менделеева.

6. Сформулируйте определения группы и периода в таблице Д.И.Менделеева.

7. Составьте формулы высших оксидов и водородных соединений элементов-неметаллов.

8. С какой численной характеристикой атома элемента совпадает номер группы?

9. Что показывает порядковый номер элемента?

10. В рабочей тетради запишите названия и знаки инертных газов.

Исследовательская работа на уроке предполагает проведение следующих этапов:

• формулировка цели исследования;

• выбор конкретной системы объектов и их наблюдение;

• качественная и количественная фиксация результатов в тетради;

• автоматическая обработка и отображение результатов на экране компьютера;

• поиск и выбор необходимой информации;

• представление результата;

• интерпретация результата, сравнение.

Учитель при исследовательской работе учащихся устанавливает конструктивное сотрудничество. Он советует, как лучше сформулировать новое понятие, обсуждает с учеником результат. В конце урока учащихся можно объединить в группы и предложить сформулировать общие ответы на вопросы, поставленные в начале исследовательской работы. Изучение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» при помощи интернет-ресурсов позволит школьникам воспринимать ее содержание не просто как лекционный материал, а самостоятельно формулировать многие «открытия», касающиеся закономерностей изменения свойств химических элементов.

Урок 2.
Представление творческих работ
учащихся (рефератов)

Ребята самостоятельно выбирают тему реферата по изучаемой теме, например «Строение атома». За дополнительной информацией они могут обратиться по следующим адресам:

http://nsu.ru, http://www.chemlab.boom.ru,

http://www.chemnet.ru,

http://www.informika.ru.

На уроке учащиеся демонстрируют предварительно подготовленные:

• наименования разделов выступления и основные тезисы;

• неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофрагменты, модели атомов);

• звуковое сопровождение компьютера.

Основными разделами выступления могут стать следующие вопросы:

1) состав атомных ядер: протоны и нейтроны;

2) порядковый номер элемента – заряд ядра его атома;

3) распределение электронов по слоям в атомах элементов от водорода до кальция;

4) развитие понятия «химический элемент»;

5) изотопы.

Поддержка выступления ученика тезисами, цитатами, изображением и звуком позволяет лучше организовать речь и помогает ученику, которому трудно выступать перед аудиторией. Другие ученики по ходу выступления могут готовить конспекты в тетрадях или на компьютере. В дальнейшем они могут переработать эти конспекты, соединяя их с общедоступными источниками информации в сети Интернета. Учитель на таком уроке не ограничивается чтением представленного учеником реферата, а наблюдает за всеми этапами его самостоятельной работы. Принципиальную новизну представляет процесс внесения изменений, исправления, совершенствования работы школьника. Это обычные вставки, перестановки в тексте, которые выполняются мгновенно. Использование компьютера открывает новый дидактический подход, при котором улучшение работы ученика оказывается процессом не менее, а иногда и более важным, чем само написание реферата.

Наряду с обычными уроками можно демонстрировать фотографии, видеофрагменты, использовать электронную почту, чат-конференции, проводить дистанционные уроки, устраивать виртуальные экскурсии, видеоконференции. Общение через Интернет позволит заболевшим ученикам, а также детям-инвалидам присутствовать в классе либо дополнительно индивидуально заниматься с учителем. Это также дает возможность непосредственной связи с родителями. Благодаря использованию интернет-ресурсов учителя легче могут адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, индивидуализировать обучение.

Повышение «сетевой» грамотности повысит мотивацию обучения и улучшит процесс образования, что позволит совершенствовать навыки самостоятельного обучения и исследования, улучшить социальное развитие. Персональный компьютер даст возможность исследовать информацию в индивидуальном, наиболее удобном для восприятия учащимися темпе. Чтение текстов можно дополнять прослушиванием и просматриванием аудио- и видеозаписей, экспериментировать на моделях по изученной теме. Компьютер позволит школьнику создать свою базу данных, к которой он может обратиться в любой момент. Интернет также открывает возможность установить контакты с другими учениками.

Таким образом, в новой школе, в которой можно использовать интернет-ресурсы, основной задачей становится не «заставить выучить», а «помочь развиться». В дополнение к традиционным методам (проектная деятельность, работа в группах, разноуровневое модульное обучение) появляется возможность нового педагогического подхода. При этом ученик перестает быть только объектом учительского воздействия: он становится субъектом коммуникативного взаимодействия с педагогом.

ЛИТЕРАТУРА

Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО,
2000, с. 304;
Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета. Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. Под ред. Ю.И.Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002, с. 277–296;
Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: Технология создания и использования. М.: УРАО, 1998, с. 204.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока химии в 9 классе с использованием интернет - ресурсов

Конспекты уроков с использованием интерактивного оборудования...

Использование интернет ресурсов при подготовке уроков технологии

В данной презентации содержатся краткие сведения о цифровых образовательных ресурсах (ЦОР)...