Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».
статья по русскому языку по теме
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЩЕРБАК Е.В. Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_innovacionnogo_opyta.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный фестиваль «Вдохновение»-2009
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА. ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ЩЕРБАК Е.В.
Выступление на тему: «Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время».
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно
любить то, что преподаешь, и любить тех, кому
преподаешь.
Василий Ключевский
Уважаемые коллеги! Свое выступление хочется начать народной мудростью: «В жизни можно по- разному жить , не принося людям радости: вовремя есть, вовремя пить и вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать и , не помышляя о чуде, рукой обнаженное солнце достать и подарить его людям». Мне кажется, это о нас… это мы с вами, не замечая, совершаем чудо! Я согласна с мнением Дмитрия Лихачева: «В руках учителя наше будущее». Мы создаем будущее нашей планеты. И будет оно таким, каким его создадим!
Сегодня одной из приоритетных задач образования является создание условий, обеспечивающих личностное развитие ребенка, реализацию его потенциальных возможностей. А необходимым условием для решения этой задачи, по моему мнению, является построение индивидуального маршрута воспитанника. Цель этого маршрута -ежедневно подниматься на ступеньку выше, целенаправленно идти к достижению цели.
Я это делаю так. Кратко представлю несколько направлений моих видов деятельности в школе.
Звенит звонок, он зовет всех на урок и …« Я - учитель».
Первая, и самая главная, задача каждого моего урока – заинтересовать, вызвать интерес к изучаемому материалу. Без него не будет результата. Провожу как классические, так и нетрадиционные типы уроков:
Классические типы Вводный урок | Нетрадиционные типы Урок фантазирования Урок-эврика |
Если тип урока классический, стараюсь поддерживать интерес современными технологиями: использую в работе электронные учебники, тренажеры, словари, энциклопедии, фонохрестоматии, аудио- и видеоаппаратуру, таблицы- все это и познавательно, и интересно. Любят мои учащиеся различные виды диктантов: объяснительный, выборочный, предупредительный, творческий, работают над опорным конспектом в тетрадях- справочниках, использую ассоциативные рисунки, приемы мнемотехники, тестирование, взаимоопрос в парах, творческие мастерские, технологию встречных усилий( я могу поделиться электронным вариантом методики этих технологий, диск).
Не вижу себя учителем без классного руководства. Мои воспитанники- это мой энтузиазм, моя энергия, желание творить, создавать, выдумывать. Работаю под лозунгом «Во имя личностного развития ребенка»
Процесс воспитательной деятельности становится более продуманным, целенаправленным и эффективным, если классный руководитель при проектировании не ограничивает свои воззрения на воспитательный процесс рамками годового плана работы, а с помощью методов программирования, моделирования и проектирования создает программу и модель развития воспитательной деятельности на срок от 2 до 7 лет. Можно разрабатывать модель согласно трех ступеней обучения. Моя концепция воспитательной системы «Ничего без интереса, ничего формально!» представляет собой программу по ступеням обучения, которая состоит из целей и задач, приемов, форм и методов, используемых в работе, видов деятельности, основных принципов работы, циклопрограммы. В прошлом году разработала программу воспитательной работы «Культура» на 7 лет. На основании этой программы и концепции я составляю план воспитательной работы на каждый месяц.(показать)
Как выглядит моя система воспитательной работы? Это ,прежде всего, ежемесячная работа по основным видам деятельности: организационной, трудовой, спортивно- оздоровительной, познавательной(интеллектуальной),досуговой, деятельность- работа с родителями, с психологом, с учителями- предметниками, с учащимися индивидуально, деятельность по ПДД и ОБЖ. Мною ведется рейтинговая система отслеживания, работа над портфелем достижений учащегося( показать). Поставив перед собой цель в начале учебного года, каждый мой воспитанник с интересом подсчитывает баллы по рейтинговой системе отслеживания, заносит свои достижения в портфолио. На последнем классном часе каждой четверти мы подводим итоги такой успешности. Все учащиеся класса по разным направлениям получают небольшие призы, т.е. использую метод поощрения. Легко работать даже с трудными детьми, если сплочен коллектив (воспитывать помогает коллектив класса) и налажена работа органов самоуправления. Первая обязанность каждого - подчиняться однокласснику, выполняющему поручение. Дети с удовольствием играют руководящие роли, а я регулирую их работу. При использовании таких форм повышается качество воспитательного процесса, а дети участвуют с высокой активностью и удовольствием. Большую помощь и поддержку получаю от родителей, у нас сплоченный дружный коллектив родителей.
У такой работы есть свои результаты: ежегодно мои воспитанники являются победителями школьного конкурса «Лучший класс года». В прошлом учебном году мои воспитанники- учащиеся 5 класса и выпускники 11 класса- по результатам школьного рейтинга стали победителями конкурса «Лучший класс года» на 2 и 3 ступенях обучения. Более 50% учащихся 5 класса отмечены почетной грамотой «Лучший ученик года». Из 19 учеников в классе 8 отличников учебы, при 100% обученности качество знаний составило 79%. Все учащиеся 11 класса отмечены в разных номинациях почетной грамотой «Лучший ученик года», 3 выпускника получили медали. При 100% обученности качество знаний составило 78%. В этом учебном году мои шестиклашки ничуть не стали хуже: в классе 20 учащихся, из них 6 отличников, 10 отлично- хороших, что составляет 80% - качество знаний и 100% обученность. Но это не все, к чему мы стремимся. Учащиеся являются активными участниками классных, школьных, районных, краевых ,федеральных мероприятий. Все победы перечислять не буду , скажу лишь о некоторых:
- мои воспитанники Репка Александр, Воля Константин -победители 16 и 17 краевой открытой научной конференции школьников, Дипломы 1 степени в секции «лингвистика»;
- Щербак Эдуард –победитель 23 Всероссийской научной конференции «Юность, наука, культура», Диплом 2 степени, Специальный диплом активного участника секции «лингвистика»; он же является трижды Лауреатом российского заочного конкурса «Познание и творчество» мегапроекта «Конкурс смекалки»(«Мир сказок», «Ума палата», «Семейные тайны»);
Работа Эдуарда опубликована во всероссийском сборнике тезисов «Юность, наука, культура» -Обнинск 2008, работа Константина и Александра- в сборнике СКИПКРО «Этнокультура славян и современность»- Ставрополь, 2005.
Для своих учащихся являюсь наставником в освоении науки лингвистики. В связи с переходом на новые формы проведения государственной (итоговой) аттестации провожу большую работу по подготовке школьников к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ, ГИА. Создала на добровольной основе две творческие группы учащихся (9 и 10 классы). Как работают выпускники? В течение учебного года ведется целенаправленная подготовка учащихся к ЕГЭ, ГИА согласно плана экзаменационной работы, плана подготовки учащихся 9,11 класса к ЕГЭ , ГИА по русскому языку .
Все лингвистические нормы, умения и навыки части А и В (ЕГЭ) отрабатываются по определенному плану: рассматривается теоретический материал, представляем его в виде таблицы, схемы в тетрадь- справочник, закрепляем по подборке заданий в тетрадях на печатной основе( тетради- тесты, тетради- практикумы),затем решаем аналогичные задания в КИМах (тетради на печатной основе по подготовке к ЕГЭ).Девятиклассники работают аналогично по своему плану экзаменационной работы.
При подготовке к написанию части С отрабатываются навыки и умения согласно критериям оценивания по определенному плану сочинения- рассуждения. Работы учащихся проверяются по критериям как мною, так и самими учащимися.
Посещая занятия творческих объединений, учащиеся работают с зачетными книжками
( КИМ, отделенный от тетради на печатной основе). Особенность такой работы заключается в следующем: решение определенного количества заданий самостоятельно, индивидуальная работа с учителем по проверке и исправлении ошибок, индивидуальные домашние задания. Обязательным для каждого члена творческого объединения является сдача зачета по кодификатору. Благодаря такой целенаправленной работе выпускники успешно сдают новую форму итоговой аттестации:
В 1 полугодии 2008-2009 учебного года мною была создана еще одна творческая группа - учащиеся 6 класса. Такие занятия необходимы для реализации программы воспитательной работы «Культура». С детьми работаем над выработкой орфографической зоркости; постигаем тайны слова, работая над толковым словарем С.И. Ожегова; изучаем лингвистический материл по разделам науки «лингвистика», решаем лингвистические задачи. Интересно проходят в этом классе Турниры юных лингвистов, где дети ,в качестве докладчиков, доказывают решение лингвистической задачи, в качестве оппонентов- оспаривают решение другой команды, в качестве рецензентов- дают рецензию ответам других команд(могу поделиться методикой такого мероприятия в электронном варианте, диск).
Следующее направление своей деятельности я хотела бы представить словами Алексея Плещеева: «Смелей! Дадим друг другу руки
И вместе двинемся вперед-
И пусть под знаменем науки
Союз наш крепнет и растет».
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка талантливой молодежи» у меня сложилась система работы с одаренными детьми. Что представляет собой эта работа? Дополнительные занятия с детьми, интересующимися предметами филологии, -углубленное изучение предметов, краеведческая работа. Эта система работы дает определенные результаты:
- ежегодные победы учащихся в районных предметных олимпиадах по русскому языку и литературе,в прошлом учебном году победа в зональной олимпиаде по русскому языку и 9 место в краевой олимпиаде( уч-ся 9 класса Щербак Виктория);
-ежегодные победы в районных конференциях ШНОУ в секциях «лингвистика» и «литературоведение»;
-группа учащихся( Репка Александр, Воля Константин, Щербак Виктория)-победители 16 и 17 краевой открытой научной конференции школьников, Дипломы 1 степени в секции «лингвистика»;
-Дебелый Алексей , Щербак Виктория- победители 18 краевой открытой научной конференции школьников , Диплом 1 и 3 степени в секции «литературоведение» и «лингвистика»;
-Щербак Виктория –победитель 19 краевой открытой научной конференции школьников, Диплом 1 степени в секции «литературоведение» ;
- Щербак Виктория –победитель 22 Всероссийской научной конференции «Юность, наука, культура», Диплом 1 степени, Специальный диплом МО с медалью;
- Щербак Виктория –победитель Национальной образовательной программы «Интеллектуально- творческий потенциал России»; по результатам интеллект-рейтинга вошла в состав 100 наиболее результативных учащихся России;
- Щербак Виктория –победитель 23 Всероссийской научной конференции «Юность, наука, культура», два Диплома 1 степени;
- Щербак Эдуард –победитель 23 Всероссийской научной конференции «Юность, наука, культура», Диплом 2 степени, Специальный диплом активного участника секции «лингвистика»; трижды Лауреат всероссийского конкурса «Познание и творчество»;
- Дебелый Алексей –победитель 23 Всероссийской научной конференции «Юность, наука, культура», Диплом 1 степени, Специальный диплом МО с медалью, приз.
Работы учащихся опубликованы во всероссийском сборнике тезисов «Юность, наука, культура»- Обнинск 2008.
Эти же учащиеся являются активными участниками краевых конференций, посвященных Дням славянской письменности.
Система работы по изучению регионального компонента тоже имеет определенный успех. Опытом работы по этому направлению я уже делилась на районной научно- практической конференции учителей.(Вам подготовила памятки «Этапы научно- исследовательской работы»). Через проектную деятельность учащихся собран богатый краеведческий материал, который позволил составить программу и коллекцию электронных уроков к ней по изучению регионального компонента на уроках русского языка, которой пользуются учителя- филологи нашего района
(показать). А здесь вы можете увидеть краеведческие проекты научно- исследовательских работ учащихся, которые помогли им подняться на ступеньку выше, а мне подготовить программу.
В заключение хотелось бы обратиться к словам В.Г. Белинского : «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет». Он, как всегда, прав. Уважаемые коллеги, крепкого здоровья вам и творческого вдохновения! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.
Доклад по теме: "Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время"....
Инновационные формы и методы, используемые на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения, которые носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования....
Инновационные технологии в работе по нравственному воспитанию учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
Компетентностный подход, который предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе,- основа инновационного процесса....
Приемы работы по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС. Обмен опытом в рамках круглого стола.
В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Развитие одарённости обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время
При работе с детьми, необходимо создать только условия (среду). И не зря одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования является обеспечение специальных усло...
Статья" Проектная деятельность как технология в формировании личности современного петербургского школьника на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»
Проект «И мы сохраним тебя русская речь…» предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитать не просто носителя русского языка, но обра...
Презентация "Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время" (из опыта работы)
Вовлечение учащихся, как одаренных, так и детей со средними способностями, в активную познавательную деятельность – основная задача учителя. Ценность такого подхода заключается не только в...