Доклад на методическое объединение учителей гуманитарного цикла.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Я работаю в «Тат-Пишленской СОШ» , где учатся дети с разным уровнем обучения. У многих из детей беден словарный запас, плохо развита речь. Поэтому невольно встаёт вопрос: «Как обучить и воспитать детей, когда в классе дети с разными интеллектуальными возможностями?». Многие дети из неблагополучных семей. Естественно, что социальный состав учеников во многом определяет их интеллектуальное развитие. Педагогическая ситуация в школе требует разработки и внедрения форм и методов обучения, соответствующих условиям работы учителя в сложившейся ситуации. Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над которыми он порой трудится всю свою педагогическую жизнь.
Вот и передо мной стал вопрос: «Как обучить чтению?», « Как научить детей правильно излагать свои мысли?» В процессе поиска оптимальных средств и методов моё внимание привлекла статья
« Совершенствование чтения на уроках русского языка» Л.Н. Вьюшковой, которую я решила использовать в своей работе.
Цель:
Обучение зрелому чтению (скорость чтения, гибкость чтения).
Формирование, развитие и совершенствование умения извлекать информацию из текста любого стиля и жанра.
Задачи:
- Прививать интерес к чтению, основываясь на разнообразных видах заданий.
- Обратить внимание на скорость чтения учащихся, используя на уроках игровые методы обучения.
- Вырабатывать осмысленное чтение материала, умение кратко и доступно пересказывать прочитанный материал.
Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учителя считают читательскую подготовку. Именно отсюда проистекают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается и пр.
Программа по русскому языку для основной школы ставит задачу научить учеников 5-7 классов «осмысленно и бегло» читать учебные и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. В 8 и 9 классах обучение чтению программой уже не предусматривается.
Такой подход к формированию коммуникативной компетенции читателя вызывает несколько вопросов. Достаточно ли для формирования читательских умений трех лет обучения в средней школе? Как следует понимать термин «беглое чтение» применительно к 5 и 6 классам?
Соответствует ли данная установка школы требованиям сегодняшнего дня? Какой должна быть конечная цель обучения чтению в школе?
В методике существует два термина чтения: чтение осмысленное и чтение беглое, две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальную и техническую.
Обучение ребенка осмысленному чтению, анализу и пониманию высказываний осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках, а обучение технике чтения традиционно считается задачей начальной школы. Целью совершенствования техники чтения в средней школе должно стать научение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость чтения и гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности. «При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в сложном потоке информации, с которыми приходится сталкиваться современному человеку». ( Яковлева В. И. «Пути совершенствования уроков чтения»).
Проблема совершенствования техники чтения школьников должна решаться совместными усилиями всего педагогического коллектива. Задача учителя русского языка - привлечь к ней внимание коллег и предложить конкретные рекомендации, которые могут быть использованы при работе с текстом на любом уроке.
Задача учителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий.
Задача воспитания – сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения уделяла большое внимание дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добивалась этого повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования.
Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Пример того. как можно составить план работы учителей гуманитарного цикла....
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год...
План работы Школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Тематика заседаний школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год в рамках ФГОС ООО....
Перспективный план работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с. Луговское» на 2013 – 2014 учебный год
Направления деятельности МО:Изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС.Обобщение педагогического опыта учителей.Поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания для оптимизации образо...
Школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Методическая тема, функции, направления деятельности ШМО гуманитарного цикла Методическая тема ШМО гуманитарного цикла: Особенности преподавания в условиях ИК.Основные функции М/О:- оказани...
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Формирование УУД на уроках русского языка»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...