Доклад на методическое объединение учителей гуманитарного цикла.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Я работаю в «Тат-Пишленской СОШ» , где учатся дети с разным уровнем обучения. У многих из детей беден словарный запас, плохо развита речь. Поэтому невольно встаёт вопрос: «Как обучить и воспитать детей, когда в классе дети с разными интеллектуальными возможностями?». Многие дети из неблагополучных семей. Естественно, что социальный состав учеников во многом определяет их интеллектуальное развитие. Педагогическая ситуация в школе требует разработки и внедрения форм и методов обучения, соответствующих условиям работы учителя в сложившейся ситуации. Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над которыми он порой трудится всю свою педагогическую жизнь.
Вот и передо мной стал вопрос: «Как обучить чтению?», « Как научить детей правильно излагать свои мысли?» В процессе поиска оптимальных средств и методов моё внимание привлекла статья
« Совершенствование чтения на уроках русского языка» Л.Н. Вьюшковой, которую я решила использовать в своей работе.
Цель:
Обучение зрелому чтению (скорость чтения, гибкость чтения).
Формирование, развитие и совершенствование умения извлекать информацию из текста любого стиля и жанра.
Задачи:
- Прививать интерес к чтению, основываясь на разнообразных видах заданий.
- Обратить внимание на скорость чтения учащихся, используя на уроках игровые методы обучения.
- Вырабатывать осмысленное чтение материала, умение кратко и доступно пересказывать прочитанный материал.
Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учителя считают читательскую подготовку. Именно отсюда проистекают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается и пр.
Программа по русскому языку для основной школы ставит задачу научить учеников 5-7 классов «осмысленно и бегло» читать учебные и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. В 8 и 9 классах обучение чтению программой уже не предусматривается.
Такой подход к формированию коммуникативной компетенции читателя вызывает несколько вопросов. Достаточно ли для формирования читательских умений трех лет обучения в средней школе? Как следует понимать термин «беглое чтение» применительно к 5 и 6 классам?
Соответствует ли данная установка школы требованиям сегодняшнего дня? Какой должна быть конечная цель обучения чтению в школе?
В методике существует два термина чтения: чтение осмысленное и чтение беглое, две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальную и техническую.
Обучение ребенка осмысленному чтению, анализу и пониманию высказываний осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках, а обучение технике чтения традиционно считается задачей начальной школы. Целью совершенствования техники чтения в средней школе должно стать научение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость чтения и гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности. «При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в сложном потоке информации, с которыми приходится сталкиваться современному человеку». ( Яковлева В. И. «Пути совершенствования уроков чтения»).
Проблема совершенствования техники чтения школьников должна решаться совместными усилиями всего педагогического коллектива. Задача учителя русского языка - привлечь к ней внимание коллег и предложить конкретные рекомендации, которые могут быть использованы при работе с текстом на любом уроке.
Задача учителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий.
Задача воспитания – сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения уделяла большое внимание дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добивалась этого повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования.
Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Пример того. как можно составить план работы учителей гуманитарного цикла....
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год
План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год...
План работы Школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Тематика заседаний школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год в рамках ФГОС ООО....
Перспективный план работы методического объединения учителей гуманитарного цикла МБОУ «СОШ с. Луговское» на 2013 – 2014 учебный год
Направления деятельности МО:Изучение нормативно-правовой базы по введению ФГОС.Обобщение педагогического опыта учителей.Поиск наиболее эффективных форм и методов преподавания для оптимизации образо...
Материал методического объединения учителей гуманитарного цикла
Материал методического объединения учителей гуманитарного цикла...
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Формирование УУД на уроках русского языка»
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися кон...
ДОКЛАД на методическом объединении учителей гуманитарного цикла по теме «Технологическая карта урока как один из способов достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС».
В условиях перехода на ФГОС ООО согласно требованиям стандарта второго поколения мы должны отказаться от привычного нам (традиционного) построения урока. Если раньше ведущая роль на уроке (за исключ...