Роль воспитателя в формировании словаря дошкольников.
консультация на тему
Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи проводит воспитатель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_formirovanii_slovarya_doshkolnikov.docx | 526.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль воспитателя в формировании словаря дошкольников.
Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи проводит воспитатель. Он либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение. Для создания сенсорной базы воспитатель использует общеобразовательные занятия и ситуации в повседневной жизни. Именно он (и только он) располагает этой возможностью.
Решая воспитательные и образовательные задачи, воспитатель вместе с тем создает речевую базу для логопедических занятий, тренируя навыки правильной речи детей. Для примера рассмотрим взаимосвязь работы логопеда и воспитателя при освоении темы «Домашние животные» (старшая и подготовительная к школе группы).
Содержание работы:
Знакомство с названиями домашних животных, их детенышей.
Внешний вид домашнего животного. Особенности поведения. Кто как подает голос. Чем питается.
Способ передвижения.
Польза, приносимая человеку.
Труд колхозников-животноводов.
Чтение соответствующих художественных произведений
(К. Ушинский, Л. Толстой, К. Чуковский, С. Маршак, народные сказки).
Подобрать содержание работы по лексическим темам и систематизировать его. Являясь своеобразным алгоритмом, помогут схемы Т.А. Ткаченко для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют домашних животных, лепят, выполняют аппликации, конструируют.
Проводятся сюжетно-ролевые игры, драматизации («Спор животных»), предлагаются загадки о домашних животных.
Перечень речевых игр и упражнений для формирования и активизации словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.
1. «Эхо» — взрослый произносит слово или фразу, а ребенок, находясь в противоположном конце комнаты, выполняя роль эха, должен тихо повторить сказанное. Затем можно поменяться ролями .
2. «Секрет» — взрослый шепотом произносит слово или фразу, ребенок по секрету передает сказанное товарищу.
3. «Назови кто (что) это?» — взрослый называет какой-нибудь предмет, а ребенок подбирает обобщающее слово. Например, взрослый: «Кресло».
Ребёнок: « Мебель ». «Воробей» (птица). «Жук» (насекомое).
4. «Угадай, что это?» — взрослый называет основные качества какого-нибудь предмета, ребенок определяет, какой это предмет. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке. (Помидор.) Затем можно поменяться.
5. «Кто я такой?» — ребенок говорит от первого лица: «Я живу рядом с человеком. У меня есть свой дом-будка. Я охраняю дом и сад. Я люблю грызть кости. Громко лаю. У меня бывают щенки. Кто я? (Собака.) Почему так думаете?».
6. «Чудесный мешочек» — дети вместе с воспитателем рассматривают небольшие игрушки, изображающие различные предметы, затем складывают их в мешочек. Дети по очереди на ощупь отгадывают предмет и называют его.
7. «Живые картинки» (для закрепления названий частей суток, дней недели, времен года). Например, один ребенок изображает утро, другой — день, третий — вечер, четвертый — ночь. Дети разбегаются и встают по порядку. Воспитатель задает вопросы: «Ты кто? Почему ты встал первым?» и т.п. .
8. «Когда это бывает?» — взрослый называет один или несколько признаков какого-нибудь времени года, части суток, а ребенок должен определить, о чем идет речь .
9. «Кто как кричит?» — взрослый показывает изображение животного, а дети говорят, как оно кричит (лает, кукарекает, мычит, кудахчет...).
10. «Что пропало? Кто исчез?» — взрослый на столе раскладывает три-четыре предмета (игрушки). Ребенок называет и запоминает их и закрывает глаза. Взрослый убирает один из предметов, а ребенок называет, что пропало или кто исчез.
11. «Угадай, что я делаю?» — дети отворачиваются и закрывают глаза. Взрослый шуршит газетой, наливает в чашку воду, заводит часы, стучит по столу…
Дети называют действие взрослого.
12. «Что делает?» — взрослый показывает предмет, а дети подбирают к нему слова-действия (огурец — растет, зеленеет, поспевает, хрустит...)
13. «Скажи, какой?» — взрослый показывает предмет, а дети подбирают к нему слова-признаки (кот — пушистый, большой, смелый, сердитый, ловкий...)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"
Консультация для воспитателей логопедической группы " Обогащение словаря дошкольников"...
Роль воспитателя в формировании положительной " Я - концепции"
Публикация представляет краткое содержание выступления воспитателя на педагогическом совете по теме" Роль воспитателя в формировании у детей способности сомостоятельно принимать решение в жизненных си...
Роль воспитателя в формировании личности ребенка
Выступление на методическом объединении "Роль воспитателя в формировании личности ребенка"...
формирование словаря дошкольников
формирование словаря дошкольников...
Роль воспитателя в формировании УУД у воспитанников кадетской школы
В статье раскрывается роль воспитателя в создании условий для развития творческих способностей воспитанников, в повышении мотивации к изучению предметов...
Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся
Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли поло...
"Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся"
Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли поло...