Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся
учебно-методический материал (7 класс)
Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_formirovanii_klyuchevyh_kompetentsiy_obuchayushchihsya.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31
Выступление на МО воспитателей:
Роль воспитателя
в формировании ключевых компетенций обучающихся
Председатель МО: Алмаева Е.Н.
Ноябрь 2022 год
СЛАЙД 1
Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся
СЛАЙД 2
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин
Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.
СЛАЙД 3
Цели образования 21 века, сформулированные следующим образом:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить - определить, по сути, основные глобальные компетентности.
СЛАЙД 4
Для обучающихся с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего выделить формирование следующих компетенций:
- коммуникативную,
- социально - трудовую,
- общекультурную,
- личностного самоопределения,
- ценностно-смысловую.
Процесс формирования у обучающихся коммуникативных навыков и умений весьма сложный и длительный. Поэтому воспитатель на занятиях должен предусматривать следующую работу: учить воспитанников отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, логично, последовательно и развернуто выражать свои мысли. Воспитатель должен помочь воспитаннику выразить свои мысли побуждающими вопросами или частичным продолжением его рассказа. Словесное задание воспитателя не будет вызывать трудностей в понимании в тех случаях, когда: задание тесно связано с привычной школьной или бытовой жизнью (например, «вымой руки»,); задание многократно повторяющееся и привычное (например, «убери своё рабочее место», «завяжи шнурки»).
Воспитанники с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать обучающимся разнообразные виды труда, обновлять их содержание. Вот почему воспитатели должны стремиться, не просто привить воспитанникам трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.
СЛАЙД 5
При формировании социально-бытовых знаний, навыков и умений можно использовать различные виды игр и игровые приемы: сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими воспитанниками; можно провести конкурсы, соревнования «Самая аккуратная полка в шкафу», «Кто быстрее наведет порядок».
СЛАЙД 6
Формирование и развитие общекультурных компетенций в нашей школе происходит, в первую очередь, на внеклассных занятиях развития. На которых составляющими умениями общекультурных компетенций для наших обучающихся могут являться следующие: обладание необходимым уровнем культуры, умение осознавать роль и предназначение семьи в жизни человека; умение ориентироваться в бытовой и культурно - досуговой сфере. В данном виде деятельности я поставила следующие задачи: дать представление о значении куклы в жизни русского народа, развивать интерес к народному творчеству, обучить технике изготовления традиционных кукол, проявить фантазию и творчество при изготовлении куклы, сохраняя традиции, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и усидчивость.
СЛАЙД 7
Использование воспитателем таких приёмов, как проигрывание различных моделей поведения, жизненных ситуаций помогает обучающимся быть более коммуникабельными, находить общее взаимопонимание с социумом. Для того чтобы обучающиеся могли ориентироваться в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», они должны уметь анализировать свои и чужие поступки, делать правильные выводы.
СЛАЙД 8
В основе осуществления компетенции личностного самоопределения лежит создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит обучающегося перед необходимостью проявить себя как личность. К этой компетенции относятся: умение заботиться о собственном здоровье; правила личной гигиены; способы развития своих физических качеств; половая грамотность; способы безопасной жизнедеятельности; стремление к духовно - нравственному развитию. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам воспитанник. Умение заботиться о собственном здоровье формируется с помощью физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализация которых происходит на спортивных занятиях, на занятиях малых форм (физкультминутки, динамические паузы и др.), пропаганда здорового образа жизни.
СЛАЙД 9
Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Так, на занятии воспитатель должен стремиться к тому, чтобы обучающийся четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Так, например, развивая представления об окружающем мире, а именно при знакомстве с разнообразием растительного и животного мира, ставится задача сформировать у воспитанников понимание того, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений. И если обучающиеся научатся бережно относиться к воде, выключать, выходя из комнаты, свет, не бросать мусор на газоны, не рвать первоцветы, можно считать задачу формирования ценностно - смысловой компетенций выполненной.
Формирование компетентностей, обучающихся обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения.
Всем известно, «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Этой весной в группе создали краткосрочный проект и оформили свой мини «Огород на окошке». Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления.
Детям мало что известно об овощах, цветах их пользе, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.
Основная задача – развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования; развивать чувство ответственности за порученное дело; формировать исследовательские навыки через вовлечение в практическую деятельность. В ходе реализации проекта, дети опытным путем получили знания о том, что растения выращивают из семян, поливают.
СЛАЙД 10
С помощью исследовательской работы дети узнали о разнообразии посевного материала, с помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно-огородных растений на подоконнике.
СЛАЙД 11
В итоге дети получили представление об этапах роста растений и получении конечного результата. Дети получили положительные эмоции от полученных результатов.
СЛАЙД 12
Родители воспитанников ощутили, что интерес детей к растениям очень возрос. Они тоже стали активными участниками нашего проекта, т.к. помогли детям в посадках растений на своих участках. А выращенную рассаду цветов дети высадили на школьном цветнике.
СЛАЙД 13
Ухаживая за рассадой, закрепляются воспитательные задачи: трудолюбие, чувство ответственности, аккуратность.
СЛАЙД 14 «ОСЕНЬ К КОРЗИНКЕ»
Китайская мудрость гласит «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь».
С сентября 2020 года ведется творческая работа в «Волшебной мастерской». Она нацелена на общее развитие у детей творческих способностей путём создания поделок с использованием различных материалов и оборудования. Тем самым у детей развивается мелкая моторика, чувство пропорции, гармония цвета, чувство композиции.
Первая наша работа была «Осень в корзинке», конечным итогом работы – это был подарок для Людмилы Николаевны, кл.руководителя.
СЛАЙД 15 «НОВОГОДНИЙ ДЕКОР»
Поделки, включённые в творческую деятельность, могут иметь разное назначение: для игр детей; для украшения интерьера класса или холла, школы, их можно использовать в качестве подарков. Большое значение уделяем украшению к новогодним праздникам, создавая композиции.
СЛАЙД 16 «ПОДАРКИ МАМАМ НА 8 МАРТА»
СЛАЙД 17 «СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ»
Основным условием реализации работы «Волшебной мастерской» является творческое отношение к работе самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе.
СЛАЙД 18 «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ГОДА»
СЛАЙД 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.
Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...
Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов
доклад на педсовете...
Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"
Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"...
"Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся"
Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли поло...