Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся
учебно-методический материал (7 класс)

Алмаева Елена Николаевна

Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Алексей\Desktop\ДОгМ.png

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 31

 

Выступление на МО воспитателей:

Роль воспитателя

в формировании ключевых компетенций обучающихся

Председатель МО: Алмаева Е.Н.

Ноябрь 2022 год

СЛАЙД 1

Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся

СЛАЙД 2

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин

Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли положительная мотивация обучения и воспитания, насколько всё это интересует воспитанников. Необходимо, используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли быть социально адаптированными в обществе.

СЛАЙД 3

Цели образования 21 века, сформулированные следующим образом:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить - определить, по сути, основные глобальные компетентности.

СЛАЙД 4

Для обучающихся с ОВЗ среди многообразия формируемых компетенций важнее всего выделить формирование следующих компетенций:

  1. коммуникативную,
  2. социально - трудовую,
  3. общекультурную,
  4. личностного самоопределения,
  5. ценностно-смысловую.

Процесс формирования у обучающихся коммуникативных навыков и умений весьма сложный и длительный. Поэтому воспитатель на занятиях должен предусматривать следующую работу: учить воспитанников отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, логично, последовательно и развернуто выражать свои мысли. Воспитатель должен помочь воспитаннику выразить свои мысли побуждающими вопросами или частичным продолжением его рассказа. Словесное задание воспитателя не будет вызывать трудностей в понимании в тех случаях, когда: задание тесно связано с привычной школьной или бытовой жизнью (например, «вымой руки»,); задание многократно повторяющееся и привычное (например, «убери своё рабочее место», «завяжи шнурки»).

Воспитанники с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не результат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать обучающимся разнообразные виды труда, обновлять их содержание. Вот почему воспитатели должны стремиться, не просто привить воспитанникам трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него.

СЛАЙД 5

При формировании социально-бытовых знаний, навыков и умений можно использовать различные виды игр и игровые приемы: сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими воспитанниками; можно провести конкурсы, соревнования «Самая аккуратная полка в шкафу», «Кто быстрее наведет порядок».

СЛАЙД 6

Формирование и развитие общекультурных компетенций в нашей школе происходит, в первую очередь, на внеклассных занятиях развития. На которых составляющими умениями общекультурных компетенций для наших обучающихся могут являться следующие: обладание необходимым уровнем культуры, умение осознавать роль и предназначение семьи в жизни человека; умение ориентироваться в бытовой и культурно - досуговой сфере. В данном виде деятельности я поставила следующие задачи: дать представление о значении куклы в жизни русского народа, развивать интерес к народному творчеству, обучить технике изготовления традиционных кукол, проявить фантазию и творчество при изготовлении куклы, сохраняя традиции, развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность и усидчивость.

СЛАЙД 7

Использование воспитателем таких приёмов, как проигрывание различных моделей поведения, жизненных ситуаций помогает обучающимся быть более коммуникабельными, находить общее взаимопонимание с социумом. Для того чтобы обучающиеся могли ориентироваться в понятиях «хорошо», «плохо», «можно», «нельзя», они должны уметь анализировать свои и чужие поступки, делать правильные выводы.

СЛАЙД 8

В основе осуществления компетенции личностного самоопределения лежит создание особого рода педагогической ситуации, которая ставит обучающегося перед необходимостью проявить себя как личность. К этой компетенции относятся: умение заботиться о собственном здоровье; правила личной гигиены; способы развития своих физических качеств; половая грамотность; способы безопасной жизнедеятельности; стремление к духовно - нравственному развитию. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам воспитанник. Умение заботиться о собственном здоровье формируется с помощью физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализация которых происходит на спортивных занятиях, на занятиях малых форм (физкультминутки, динамические паузы и др.), пропаганда здорового образа жизни.

 СЛАЙД 9

Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем. Так, на занятии воспитатель должен стремиться к тому, чтобы обучающийся четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Так, например, развивая представления об окружающем мире, а именно при знакомстве с разнообразием растительного и животного мира, ставится задача сформировать у воспитанников понимание того, что человек - часть природы, его жизнь зависит от неё, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений. И если обучающиеся научатся бережно относиться к воде, выключать, выходя из комнаты, свет, не бросать мусор на газоны, не рвать первоцветы, можно считать задачу формирования ценностно - смысловой компетенций выполненной.

Формирование компетентностей, обучающихся обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения.

Всем известно, «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам». Этой весной в группе создали краткосрочный проект и оформили свой мини «Огород на окошке». Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления.

Детям мало что известно об овощах, цветах их пользе, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Исследовательская деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

Основная задача – развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования; развивать чувство ответственности за порученное дело; формировать исследовательские навыки через вовлечение в практическую деятельность. В ходе реализации проекта, дети опытным путем получили знания о том, что растения выращивают из семян, поливают.

СЛАЙД 10

С помощью исследовательской работы дети узнали о разнообразии посевного материала, с помощью вовлечения в практическую деятельность по выращиванию культурно-огородных растений на подоконнике.

СЛАЙД 11

В итоге дети получили представление об этапах роста растений и получении конечного результата. Дети получили положительные эмоции от полученных результатов.

СЛАЙД 12

Родители воспитанников ощутили, что интерес детей к растениям очень возрос. Они тоже стали активными участниками нашего проекта, т.к. помогли детям в посадках растений на своих участках. А выращенную рассаду цветов дети высадили на школьном цветнике.

СЛАЙД 13

Ухаживая за рассадой, закрепляются воспитательные задачи: трудолюбие, чувство ответственности, аккуратность.

СЛАЙД 14 «ОСЕНЬ К КОРЗИНКЕ»

Китайская мудрость гласит «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь».

С сентября 2020 года ведется творческая работа в «Волшебной мастерской». Она нацелена на общее развитие у детей творческих способностей путём создания поделок с использованием различных материалов и оборудования. Тем самым у детей развивается мелкая моторика, чувство пропорции, гармония цвета, чувство композиции.

Первая наша работа была «Осень в корзинке», конечным итогом работы – это был подарок для Людмилы Николаевны, кл.руководителя. 

СЛАЙД 15 «НОВОГОДНИЙ ДЕКОР»

Поделки, включённые в творческую деятельность, могут иметь разное назначение: для игр детей; для украшения интерьера класса или холла, школы, их можно использовать в качестве подарков. Большое значение уделяем украшению к новогодним праздникам, создавая композиции.

СЛАЙД 16 «ПОДАРКИ МАМАМ НА 8 МАРТА»

СЛАЙД 17 «СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ»

Основным условием реализации работы «Волшебной мастерской» является творческое отношение к работе самого педагога. Выдумка, творческая фантазия педагога, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве – главное руководство в работе.

СЛАЙД 18 «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ГОДА»

СЛАЙД 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых компетенций обучающихся.

Исследовательская деятельность учащихся, как метод проблемного обучения все прочнее внедряе...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"

В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....

Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"

Доклад на педсовете по теме "Роль урока в формировании ключевых компетенций гимназистов"...

"Роль воспитателя в формировании ключевых компетенций обучающихся"

Формирование ключевых компетенций у обучающихся коррекционной школы - это длительный процесс. Успешность работы зависит от того, какие методы в своей работе применяет воспитатель, сформирована ли поло...