ПРОЕКТ "Пальчиковая гимнастика, как средство развития речи детей третьего года жизни"
статья по теме
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
"Пальчиковая гимнастика,
как средство развития речи
детей третьего года жизни"
Снежинск, 2010 год .
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №29.
Снежинский городской округ.
Актуальность
Анализ внешней среды
Новые психолого-педагогические подходы к организации воспитания и обучения детей.
Связь пальцевой моторики и речевой функции
Развитие тонких движений пальцев рук
Функционирование речевых зон коры головного мозга
Анализ диагностики последних лет показал, что количество детей с низким уровнем развития речи увеличивается с каждым годом
Анализ внутренней среды
Появление новых частных методик и технологий обучения детей: И.Кривенчук «Ладушки», Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика», К.Белая «Первые шаги».
Пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе
Низкая оснащённость методической литературой и дидактическим материалом
Целесообразность реализации проекта
Отсутствие научно-обоснованных методик комплексного применения пальчиковой гимнастики в учебно-воспитательном процессе.
Формирование отвлечённого мышления
С помощью слова выражают свои мысли
Рост объёма знаний
Формирование у детей правильной речи.
Развивать потребность и способность пользоваться речью, как средством осознания и обозначения своих действий, способность слышать и понимать речь окружающих.
Воспитывать интерес к малым формам народного фольклора, звуковой стороны слова, её ритмичности, выразительности.
Формировать интерес к узнаванию и называнию предметов и явлений окружающего мира, его свойств, качеств, словесных обозначений.
Формировать потребность пользоваться речью, как средством общения со взрослыми, уметь рассказывать о том, что видел, слышал, узнал.
Цели и задачи проекта.
Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей третьего года жизни активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и упражнения на единых подходах и принципах.
Задачи
I этап Аналитический (Август-сентябрь 2010) - Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по развитию у детей речи, определение основных целей.
- II этап Организационный (Сентябрь-ноябрь 2010) Планирование и прогнозирование работы. Разработка планов работы с детьми и родителями по формированию речи у детей. Создание развивающей среды
- III этап Практический (2010-2011 уч. год) Введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности, предусмотренные программой. Обогащение предметной развивающей среды. Педагогическое просвещение родителей о значении пальчиковой гимнастики для развития речи детей.
- IV этап Итоговый, диагностический (май 2011г) Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий.
- Этапы реализации проекта.
Участники проекта
Дети
воспитатель
Родители
Модель реализации проекта
педагог,
дети,
родители,
организованное обучение,
совместная деятельность,
консультации,
беседы,
домашние задания,
игры,
Методическое
сопровождение
Педагоги д/с
Специальные упражнения для пальчиковой гимнастики
Самомассаж пальцев рук
Пальчиковые игры и упражнения на занятиях по развитию речи и других видах деятельности
Направления работы по развитию мелкой моторики
Развитие мелкой моторики пальцев рук
Дидактические игры
Художественно-творческая деятельность
Организованная форма обучения
Занятия по развитию речи
Музыкально-ритмическая деятельность
Чтение стихов, потешек
Двигательная деятельность
Модель организации совместной деятельности
Совместная деятельность
Сюжетно-ролевая игра
Проведение диагностики
Изобразительная деятельность
Рассматривание иллюстраций
Разучивание пальчиковых упражнений
Чтение художественной литературы
Обыгрывание игрушек
Наблюдения
Алгоритм ознакомления с пальчиковыми упражнениями
Упражнение
Постепенный показ
Чёткое произношение
Темп
Расслабление
Комплекс упражнений
Домашнее задание
Методическое сопровождение проекта
- Организация предметно-развивающей среды образовательного процесса и всех режимных моментов, связанных с применением пальчиковых упражнений и игр.
- Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений.
- Разработка картотеки дидактических игр.
- Разработка циклов проведения пальчиковых игр и упражнений на год.
- Конспекты занятий по использованию пальчиковых игр и упражнений.
- Сценарии и развлечения на основе пальчиковых игр и упражнений.
- Консультационный материал для родителей.
Модель предметно-развивающей среды
Игры с мозаикой, конструктором
Волшебный пенёчек
застёжки
Панно «Весёлая полянка»
Игры с бусами, прищепками
Предметно развивающая среда
Умные шнурочки
Чудо-дерево, пальчиковые упражнения и игры
Весёлый карандаш
Уголок ряженья
Ожидаемые результаты
Дети
Родители
Педагоги
Сформированность игровых навыков с пальчиками
Сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу
Расширение диапазона игр дополнительным материалом: бус, крышек, камешков
Познавательное, индивидуальное развитие.
Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития речи
Совершенствуют в домашних условиях навыков пальчиковых упражнений, применяемых детском саду
Компетентность в вопросе развития речи у детей и применение пальчиковых упражнений
Повышение теоретического уровня и профессионализма
Внедрение современных методов и технологий по развитию речи у детей
Самореализация
Обобщение и распространение опыта
Результаты
Дети станут общительнее, появится чистая, красивая речь, дети свободно будут играть в пальчиковые и дидактические игры, научатся рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям.
Для педагогов в детском саду будет собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи детей при помощи пальчиковых игр и упражнений
Перспективы дальнейшего развития проекта
Создание зоны песка и воды
Оснащение предметно-развивающей среды камешками, бусами, крышками, пуговицами.
Развитие интеллектуальных способностей у детей, мышление, восприятие, внимание, память.
Проект по развитию у детей речи при помощи пальчиковых упражнений может быть принят к реализации другими педагогами
Эффект проекта в долгосрочной перспективе
У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими
Дети легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых)
Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе
Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.
данный материал содержит выступление на муниципальных педагогических чтениях. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки...
Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.Вместе ...
« Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"
Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его ...
Презентация "Диагностика психического развития ребенка третьего года жизни"
Приемы диагностики психического развития ребенка третьего года жизни...
Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики».
Каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику? Пальчиковые игры-упражнения необходимы детям с само...
Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»
Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство развития правильного звукопроизношения»...
Проект логопедического занятия на тему «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи младших школьников через ознакомление с народным творчеством»
Проект логопедического занятия на тему «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи младших школьников через ознакомление с народным творчеством»...