Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках физики.
статья на тему
Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.ucheba.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Загилова С.И. учитель физики,
МБОУ СОШ № 8 г. Моздока
РСО-Алания
Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках физики.
В своей работе, используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого.
На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:
- Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности,
- Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
- Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.
4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Работая на уроках с таким дидактическим материалом хорошо зарекомендовавшей себя в личностно-ориентированной педагогике, является групповая работа. Всегда объединение учеников в группы использую при проведении лабораторных и практических работ, но возможно применение этой формы занятий и на самостоятельных работах, в том числе носящих творческий характер.
Работая по группам, ребята ощущают:
во–первых, психологический комфорт, т.к. в любой момент могут проконсультироваться с товарищем, решающим в данный момент аналогичную задачу.
Во–вторых, сохраняется индивидуальный темп при решении задач.
В–третьих, учащиеся сами определяют для себя скорость продвижения от простых задач к более сложным.
В этом проявляется ценность применения разно уровневых заданий.
В физико- математическом классе при работе в группах, для успешной совместной работы комплектую группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успеваемость и одинаковый темп работы, ребята получают дифференцированную работу: например, на прошлом уроке работая в группах учащиеся получили 15 вопросов по теме Законы механики 5 качественных и 5 теоретических разно уровневых задач. Учащиеся сами выбирают, кто какое задание будет выполнять
Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
Оценивается не только результат решения задачи и ответы на вопросы, но и работа группы.
Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
Овладение уровневым подходом дает возможность мне осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся. Стараюсь оценивать учащихся на каждом уроке.
Учить детей в 7-х легко и интересно: много демонстраций и лабораторных работ. Для детей физика - предмет новый, интерес вызывают практические задания и изучение окружающего мира с физического познания.
Метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Я много лет сама озвучивала цель урока ставила проблему и указывала пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления. Этому я только учусь-заставили ФГОС.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
На уроке в диалоге с классом осуществляется равноправная работа по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению.
Например, Тема «Механическое движение»
Цель: Изучение траектории пройденного пути, перемещения и скорости.
Задание: Начертить в масштабе рисунок своего движения от дома до школы.
1. Обозначить на рисунке разным цветом траекторию и перемещение.
2. Определить пройденный путь.
3. Определить среднюю скорость своего движения.
Это вызываете интерес у всех учащихся.
Воспитываю интерес к самостоятельной познавательной деятельности:
работа с книгой, научно-популярной литературой на уроках и дома. Учебники 7-8 класса напечатаны по ФГОС и там даны задания выполнения, которых невозможно без интернета, указаны сайты, в которых нужно найти информацию.
Учу учащихся строить структурно-логические связи изучаемого
материала.
Предлагаю проработать полученную информацию и представить ее в виде таблицы. Например, изучили путь, скорость и время, учащиеся составляют таблицы название физической величины, единицы её измерения формулу, прибор измерения.
Осуществляется индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу.
Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаю с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность).
Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:
- обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей;
- предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности;
- личностно-ориентированное обучение учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта;
- предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и индивидуальных способностей ученика.
Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении на уроках физики
Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умств...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формир...
Статья «Информационный подход к обучению на уроках физики в 10 классе».
.Суть способа заключается в том, что учащимся предоставляется информация, анализируя которую они самостоятельно формулируют определение основных понятий по теме « Электрический ток в полупроводниках» ...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики...
Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"
Исследовательский проект "Применение элементов личностно-ориентированного обучения на уроках физики в классах очно-заочной формы обучения"...
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики в условиях ФГОС в основной школе
Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом»....