Статья «Информационный подход к обучению на уроках физики в 10 классе».
статья по физике (10 класс) на тему
.Суть способа заключается в том, что учащимся предоставляется информация, анализируя которую они самостоятельно формулируют определение основных понятий по теме « Электрический ток в полупроводниках» в 10- м классе. Роль учителя сводится к организации обсуждения и формулировке при необходимости требуемых вопросов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Информационный подход к обучению на уроках физики в 10 классе».
Автор: М. В. Зюзенкова, ГБОУ СОШ № 332 Невского района города Санкт-Петербурга
В соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к умениям учащихся, необходимо научить их получать, анализировать, овладевать новой информацией. В результате этого учащиеся должны уметь превращать новую информацию в знание с последующим ее использованием для решения задач различного характера. Ниже приводится способ изложения нового материала с учетом вышесказанных требований, основанных на принципах информационного подхода к обучению. Суть способа заключается в том, что учащимся предоставляется информация, анализируя которую они самостоятельно формулируют определение основных понятий по теме « Электрический ток в полупроводниках» в 10- м классе. Роль учителя сводится к организации обсуждения и формулировке при необходимости требуемых вопросов.
Электрический ток в полупроводниках.
У ряда элементов (германий, кремний селен) и соединений (PbS, CdS и др.) удельное сопротивление с повышением температуры не растет, а резко падает. Их называют полупроводниками.
Задаем вопрос: « У каких веществ удельное сопротивление очень велико?»
В результате обсуждения учащиеся должны САМИ получить вывод:
«При очень низких температурах полупроводники ведут себя как диэлектрики».
Строение полупроводников (на примере кристалла кремния).
Кремний четырехвалентный, то есть на внешней оболочке атома есть 4 электрона, сравнительно слабо связанные с ядром. Они участвуют в образовании связей с другими атомами кремния.
Соседние атомы кремния взаимодействуют друг с другом благодаря паре электронов. Связь называется ковалентная.
Коллективизированные электроны принадлежат всему кристаллу.
Каждый валентный электрон может двигаться по любой из четырех связей от одного атома к другому.
Задаем вопрос: « При каком условии вещества проводят электрический ток?»
В результате обсуждения учащиеся должны САМИ получить вывод:
«При низких температурах все валентные электроны прочно связаны с атомами, свободных электронов нет. При низких температурах кремний не проводит электрический ток».
Собственная проводимость полупроводников.
При нагревании кристалла некоторые электроны приобретали энергию, достаточную для разрыва ковалентных связей. Также электроны становились свободными – электронами проводимости.
В электрическом поле они перемещаются между узлами решетки, образуя электрический ток.
Проводимость полупроводников обусловлена наличием у них свободных электронов, называется электронной проводимостью.
При разрыве связи образуется вакантное место с недостающим электроном. Его называют дыркой. Дырка ведет себя как положительно заряженная частица.
Положение дырки в кристалле меняется, так как любой валентный электрон, двигаясь по связям может занять вакантное место, восстановив ковалентную связь, а на его бывшем месте образуется новая дырка. Движение дырок противоположно направлению движению электронов.
К электрическому току свободных электронов добавляется ток дырок.
Задаем вопрос: « Что принимают за направление тока?»
В результате обсуждения учащиеся должны САМИ получить вывод:
«Чистый полупроводник обладает электронной и дырочной проводимостью».
Проводимость, обусловленная движением свободных электронов и дырок в чистом полупроводнике, называется собственной проводимостью полупроводников.
Перед формулировкой домашнего задания необходимо кратко повторить выводы, сделанные на уроке, и акцентировать внимание на степень САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ учащихся в решении поставленных вопросов.
Источник рисунков:
http://el-guide.ru/Elektrichestvo/Provodimost-v-legirovannom-germanii-i-kremnii/
Страница из
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированный подход в обучении на уроках физики
Физику изучает каждый ученик независимо от его наклонностей и увлечений. Физико-математическое образование - важный компонент образования человека, в какой бы области он ни работал. Формирование умств...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики
В условиях перехода общеобразовательных школ к ФГОС второго поколения перед учителями ставятся задачи: формирование знаний в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, формир...
Статья "Проектный подход к обучению на уроках технологии в общеобразовательной школе" Е.С.Толченицына учитель технологии МБОУ «СОШ №45» г. Кемерово
Современные социально-экономические условия предъявляют новые требования к молодежи. Выпускники школ должны быть готовы к тому, что в течение жизни им придется несколько раз менять профессию, осваиват...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики...
Интеграция проблемного и информационного подходов в обучении на уроках английского языка
Успешное обучение вообще, и иностранным языкам в особенности, немыслимо без познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся. Основоположник педагогической науки Ян Амос Каменск...
Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках физики.
Личностно-ориентированный подход к обучению на уроках физики...
Системно-деятельностный подход в обучении на уроках физики в условиях ФГОС в основной школе
Системно-деятельностный подход подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом»....