Подготовка детей с нарушенным интеллектом к овладению навыком беглого чтения.
учебно-методический материал на тему
Данная разработка адресована учителям и родителям, которые встречаются с детьми, имеющими затруднения в переходе на беглое чтение. Такие школьники постоянно отстают от контрольных норм скорости чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgot_det.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей с нарушенным интеллектом к овладению навыком беглого чтения. Обучающиеся, имеющие затруднения в переходе на беглое чтение, постоянно отстают от контрольных норм скорости чтения. Как правило, они испытывают трудности и в усвоении других предметов. В обучении детей, у которых медленно развивается скорость чтения, необходимо использовать дополнительные приемы работы, организовывать помощь им, привлекая для этой цели родителей. При чем для работы с обучающимися родители могут выбрать какие то отдельные приемы из числа предлагаемых, обеспечивавших, по их наблюдениям, наиболее благоприятные условия для продвижения детей к более продуктивным способам чтения. Беглость чтения вслух - это такой темп произнесения слов, который характерен для разговорной речи. Беглость – как качество полноценного навыка чтения имеет большое значение для приобретения знаний по любому учебному предмету. Хорошо читающий ученик в состоянии достаточно быстро прочитывать материал и получать необходимую информацию не только от учителя, но из обязательной и дополнительной литературы. Если учесть , что овладение автоматизированным навыком чтения вслух способствует развитию и последующему совершенствованию молчаливого чтения ( более экономного способа работы с книгой), то, естественно, у обучающихся появляется желание читать и возможность совершенствования. Лозунг « учить учиться» только в этом случае становится реальным. Неполноценный навык беглого чтения фактически подрывает основу формирования ребенка как читателя и как саморазвивающуюся личность. Переход на беглое чтение предполагает, что глаз обучающегося охватывает уже не одно слово, а целое словосочетание, в результате чего убыстряется процесс понимания текста. Дальнейшее совершенствование этого навыка позволяет ребенку перейти на чтение сначала предложением, а потом и абзацем. При этом понимание читаемого вслух начинает опережать произнесение слов, а восприятие текста про себя увеличивается в 2 – 5 раз. Становление качества беглого чтения у детей с отклонениями в развитии – процесс достаточно длительный. Это обуславливается многими факторами, в частности, недостатки понимания читаемого , слабым развитием смысловой догадки, несовершенством речи детей, ограниченностью объема их зрительного восприятия, недостаточно сформированной оперативной памятью. В этих условиях постоянное напоминание учителя, что надо читать как можно больше для овладения быстрым чтением, оказывается нерезультативным. Обучающиеся в силу реально существующих дефектов не могут самостоятельно преодолеть возникающие трудности. Подготовка к овладению навыком беглого чтения начинается с момента перехода обучающихся на чтение целым словом, так как к этому времени у них увеличивается «поле зрения» в результате над глобальным восприятиям слов. Специальные занятия, направленные на ознакомление детей с окружающими предметами и явлениями, на развитие их речи создают достаточный запас представлений, помогающий обучающимся быстрее осмысливать доступный им текст. Для формирования данного качества, так же как и любого другого, важна многократность упражнений в самом чтении. Поскольку обучающиеся с отклонениями в развитии, как правило, мало читают вне класса, важно и на последующих годах обучения организовывать работу таким образом, чтобы к его прочтению обращались неоднократно, чтобы у них не пропадал интерес к произведению на протяжении всего урока. Для этой цели каждое повторное чтение сопровождается сменой заданий. Такими заданиями могут быть: -чтение по абзацам (учитель поочередно вызывает учащихся); -чтение с «эстафетой» (ученики сами называют того, кто будет продолжать); -выборочное чтение (на основе вопросов учителя ); -предварительное чтение текста с последующей записью читающего на магнитофон); -подготовка к выразительному чтению, деление текста на части, озаглавливание частей текста. На этом этапе увеличивается также доля упражнений в чтении про себя. Этот вид чтения является достаточно сложным для детей с нарушенным интеллектом, так как понимание содержания прочитанного ориентировано только на зрительное восприятие текста. В связи с возникающими трудностями рекомендуется на начальных этапах работы вводить так называемое «жужжащее» чтение, то есть чтение шепотом. В этом случае процесс осмысления текста так же, как при чтении вслух, опирается на работу зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Следует обратить внимание и на то, что в младших классах коррекционных школ чтение про себя – это всегда повторное чтение, осуществляемое после анализа произведения. Для молчаливого чтения выбирается тот или иной отрывок текста. Задания к нему могут быть следующие: -читай и ответь на вопрос, записанный на доске; -подготовься к выборочному чтению; -отметь незнакомые тебе слова, спроси об их значении; -читай про себя в течение одной минуты, посчитай, сколько слов ты прочитал за это время; -подготовься к записи на магнитофон. Однако только многократного чтения текстов вслух и про себя явно недостаточно для отработки у обучающихся навыка беглого чтения. В связи с этим можно ввести упражнения , которые называются «речевой разминкой». Выбор данного термина обосновывается тем, что, во-первых, чтение является видом речевой деятельности, поэтому упражнения в чтении можно считать речевыми; во-вторых, тренировка проводится в начале урока , перед чтением основного произведения, в результате чего работа с дополнительным материалом оказывается как бы «разминкой». Речевая разминка проводится в начале урока, как было сказано выше. Подбор текстов осуществляется с учетом нескольких требований: -доступности содержания; -простоты структуры слов и предложений, входящих в текст; -различий в объеме текстов для обеспечения дифференцированного подхода к обучающимся. Принимая во внимание, что у детей с отклонениями в развитии проявляется косная привязанность к одному способу чтения, необходимо специально организовать работу по сочетанию разных приемов чтения. Для этого учитель заранее выделяет в тексте, с которым обучающиеся должны работать в классе, те его части, которые доступны для беглого чтения. Весь остальной текст прочитывается с разбором трудных слов, сочетаний. По мере развития техники чтения количество абзацев текста, читаемого бегло, увеличивается. В формировании беглого чтения не менее важную роль играет смысловая догадка. Ее появление увеличивает темп чтения. У детей с трудностями в обучении смысловая догадка не возникает сама собой, а если и появляется, то, как правило, оказывается несовершенной. Не поняв содержание читаемого , ученик, в лучшем случае возвращается к началу предложения и перечитывает его вновь (что замедляет темп речи), в худшем варианте -оставляет ошибку без внимания. Работа по развитию вербального прогнозирования начинается с 1 класса, когда дети восстанавливают недостающую букву в слове. В последующих классах предусматривается серия упражнений по восстановлению целостности предложений, текста. Это такие задания, как заканчивание предложений, вставка пропущенного слова, словосочетания. Для развития операции прогнозирования полезны и такие задания: -прочитай заголовок, скажи, о чем (о ком) пойдет речь в это рассказе; -прочитай заглавие и рассмотри иллюстрации Какой рассказ можно составить на их основе? -разбираем первую часть текста. Как вы думаете, чем закончится рассказ? Задания подобного рода способствуют развитию у детей умения предугадывать, что может быть описано автором, помогает глубже вникнуть в текст произведения. Не менее значима для формирования навыка беглого чтения достаточно развитая оперативная память. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями испытывают определенные трудности в запоминании речевого материала. Так, ученики 1-2 классов, прочитав второе слово предложения, могут забыть первое. Для совершенствования навыков беглого чтения и орфографической грамотности полезно использовать зрительные диктанты: - зрительные диктанты выполняются на уроках письма; -длительность проведения этого вида работы на уроке не превышает 5 минут; - речевым материалом диктантов является 1 предложение; - начальное буквенное наполнение предложения учитель определяет в зависимости от состава класса; - в случае если ученики не запоминают содержание предложения, его открывают еще раз для повторного зрительного восприятия; - речевой материал для зрительных диктантов подбирается с учетом изучаемых и уже пройденных орфографических правил. При чтении на время , необходимо воздержаться от упреков детям, которые не могут уложиться в отведенный срок, поощрять их малейшее продвижение, предлагать более короткие предложения, записанные на индивидуальных карточках. Целенаправленная работа по коррекции и развитию всех психических процессов, участвующих в формировании навыка беглого чтения, приносит положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков беглого чтения
Одним из направлений работы над развитием устной речи это формирование навыков чтения. Качество полноценного навыка чтения имеет большое значение для приобретения знаний по любому предмету...
Коррекционно-развивающая программа. Развитие навыков беглого чтения на английском языке.
Для формирования навыков осознанного чтения, так же как и любого другого навыка, важна многократность упражнений в самом чтении. Учитывая сложность работы по формированию навыков осознанного чтения дл...
Зрительный диктант как средство развития навыка беглого чтения и грамотного письма у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием
В помощь педагогу...
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ В ОВЛАДЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье описываются причины трудностей в овладении математикой детьми с интеллектуальными нарушениями, способы, приемы , упражнения , способствующие развитию интереса детей к предмету и помогающие уч...
«Особенности овладения навыками самообслуживания дошкольниками с нарушениями интеллекта и пути работы олигофренопедагога в этом направлении»
Формирование навыков самообслуживания у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью....
Развитие навыков беглого чтения
В настоящее время актуальна проблема низкого уровня технических навыков чтения, который связан с недостаточной скоростью мыслительных процессов большинства современных детей. Развитие этого показателя...