Применение ИКТ на уроках в начальной школе
статья на тему
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ на уроках в начальной школе
Слайд 1
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Слайд 2
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи информационно-коммуникационных технологий.
Слайд 3
Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс, но и повышает мотивацию в обучении. Применение на уроках ИКТ позволяет сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным; сокращает время для контроля и проверки знаний учащихся; обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля, позволяет использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты), которую трудоёмко использовать обычным путём;
Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
- привлекает большое количество дидактического материала;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Слайд 4
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Информационные технологии использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Слайд 5
При подготовке к урокам с использованием ИКТ уходит очень много времени для создания собственных презентаций. И я часто использую электронные ресурсы учебного назначения, которые вы видите на данном слайде.
Слайд 6-7
Первые дни ребёнка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте.
На первых уроках обучения грамоте очень важно заинтересовать ребенка новым материалом. Сделать его первое знакомство с буквой и звуком радостным, чтобы в дальнейшем он ждал от встреч с текстом только положительных эмоций. С помощью данного тренажера мы изучаем звуки, определяем место звука в слове, его характеристику. Веселые анимационные картинки привлекают внимание ребенка, помогают лучше усвоить изучаемый материал.
Слайд 8
Узнай букву, определи звук, восстанови слово – далеко неполный перечень заданий, которые вызовут у ребят желание и дальше делать открытия в мире звуков и букв. А работа в «Городе звуков», путешествие по волшебной ленте сделает первое, для многих, знакомство незабываемым.
Слайд 9
С помощью наглядной схемы детям легче выполнить звуко – буквенный анализ слова, составить слова по схеме, сопоставить слово с картинкой.
Слайд 10
Для закрепления написания слов на изученные правила нам помогает данный тренажер.
Слайд 11
Веселый Буратино упрощает работу с деформированным предложением.
Слайд 12- 14
Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам.
Слайд 15 -16
Учащимся младших классов трудно дается изучение слов – антонимов, слов - омонимов. Использование анимации помогает сделать этот процесс легче и интереснее.
Слайд 17 - 18
Для развития интереса к урокам русского языка учащимся предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании загадок, кроссворда, ребуса по теме.
Слайд 19 - 21
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. В первом классе мы с ребятами заучиваем состав чисел. Вот такой тренажер можно провести с учениками. С клоунами это заучивание проходит гораздо эффективнее.
Слайд 21 - 23
Даже такую сложную для малышей науку как математика, можно сделать более понятной с помощью медиауроков. Я использую цепочки примеров для устного счёта, а также для наглядности при изучении новых тем
Слайд 24
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности.
Слайд 25
Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: величина, форма, число и многие другие. Здесь на помощь учителю может прийти мультимедиа со всеми ее возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения и многие другие понятия увидеть своими глазами.
Слайд 26
В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития конкретного мышления и формирования математических понятий. При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения.
Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями.
Слайд 27 - 28
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки - всё становится интересным, если использовать эти современные методы.
Слайд 29
Очень удобно использовать презентации при работе над пересказом текста: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей.
Слайд 30
В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания.
Слайд 31
Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Слайд 32 - 33
Очень яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, Применение ИКТ на уроках окружающего мира помогают раскрыть практическую значимость изучаемого материала. Дети могут увидеть тех животных или те растения, которые распространены в других природных зонах, могут услышать звуки издаваемых животными.
Слайд 34 - 35
Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами. Это помогает детям лучше усвоить изучаемый материал. Например, для изучения темы «Круговорот воды в природе» разработана данная презентация.
Слайд 36
Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д.
Слайд 37- 38
В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.
Слайд 39 - 40
Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Слайд 41
При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, пальчиковую гимнастику. Внедрение в образовательный процесс информационных технологий расширяет возможности педагогов использовать по-новому физкультурные минутки, использовать анимации как одно из средств восстановления работоспособности, что помогает достичь ожидаемых результатов через заинтересованность и активность учащихся, содействует разностороннему развитию детей.
Слайд 42
Очень интересны детям электронные физкультминутки для глаз. Простейшие упражнения для глаз на уроке не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Слайд 43
Информационная система «Дневник.ру» представляет собой современный и удобный инструмент взаимодействия учителей, родителей и учащихся.
С помощью сервисов системы «Дневник.ру» пользователь, имеющий к нему доступ, может оперативно получить необходимую ему информацию, связанную с процессом обучения.
Для учителей электронный дневник - это быстрый и удобный способ общения с родителями учеников, оперативный способ донесения информации ученикам и родителям.
Для родителей электронный дневник дает возможность наладить эффективное взаимодействие с образовательным учреждением, в котором учится их ребенок. Он позволяет оперативно получать самую свежую и достоверную информацию обо всех мероприятиях и событиях школьной жизни, ознакомиться с новостями, а также уточнить расписание занятий или домашнее задание по любому из предметов. При помощи электронного дневника родители смогут смотреть оценки своего ребенка, узнавать о его успехах и достижениях, контролировать посещаемость занятий
Слайд 44
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
- повышает качество знаний
- продвигает ребенка в общем развитии
- помогает преодолеть трудности
- вносит радость в жизнь ребенка
- позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
- создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Слайд 45
В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”.
Думаю, что если мы учителя будем сами активны в творческих поисках, то и нашим ученикам будет с нами интересно и результаты нашей работы будут более качественными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок для начальной школы.
Знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга....
« Создание условий для развития познавательного интереса учащегося на уроках в начальной школе »
обобщение опыта по данной теме...
Развитие критического мышления на уроках в начальной школе
Развитие критического мышления на уроках в начальной школе. Принципы современного урока....
Здоровьесбережение на уроках в начальной школе
Основы безопасности жизнедеятельности как сегмент формирования культуры здорового и безопасного образа жизни подрастающего поколения .Эта тема отражается в моей статье : Здоровьесбережение на ур...
разработка урока для начальной школы "Christmas. Рождество".
Разработка урока для начальной школы "Рождество". Представлены конспект урока, презентация....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"
Использование здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....