мастер-класс РЕФЛЕКСИЯ
статья (5, 6 класс) на тему
В данной статье собраны приемы рефлексии, которые я использовала на уроках биологии и географии в 5 классе. Данный мастер-класс я провела с учителями, когда участвовала в районном конкурсе "Учитель года - 2016г."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_refleksiya.docx | 329.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»
Материал на районный конкурс
«Учитель года – 2016г»
подготовила
Кускова Галина Николаевна
учитель географии и биологии
первой категории
МБОУ «Троицкая средняя школа»
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперед »
Евгений Доманский
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия
Дать представление о классификации рефлексии
Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно Вас видеть и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие
Слайд Перед мастер-классом мы провели рефлексию настроения участников конкурса.
Больше всего стикеров на ________ листочке, а это значит_________.
РЕФЛЕКСИЯ «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»
Замечательно! продолжаем.
Слайд Великий сиракузский гений
Перевернул бы Землю, нет сомнений!
Он разрешил бы наши споры,
Когда б имел точку опоры.
Так ученик свернул бы горы,
Если дать ему эту точку опоры.
Такая есть у меня в запасе.
Я расскажу о ней в своём мастер-классе!
Посмотрите, пожалуйста, у Вас на столах есть карточки с буквами, составьте пожалуйста слово (задание: из отдельных букв собрать слово Р Е Ф Л Е К С И Я). Точка опоры - это и есть рефлексия.
Слайд по теме мастер-класса
Итак Тема нашего мастер-класса “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”. Федеральные стандарты нам всем известны. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?
Рефлексия содержания мастер класса.
Слайд Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите.
Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Рефлексия |
|
|
|
А теперь возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Подумайте: Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните третью графу таблицы (т.е. мы ставим цели).
Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Слайд В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В стандарте особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.
Слайд Важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
- Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
- Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
- Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Слайд А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Слайд При взаимодействии с учащимися мы используем, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
- физическую (успел – не успел);
- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
Слайд Если ребенок понимает:
- ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
- какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
- какой вклад в общее дело он может внести;
- может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Слайд Исходя из функций рефлексии, предлагаю следующую классификацию:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия содержания учебного материала;
- рефлексия деятельности.
Слайд Рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Вы все знаете, что рефлексию настроения целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности
Здесь учителя применяют:
- Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
- показ большого пальца вверх или вниз.
- “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.
- “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.
- Светофор.
Приемы обязательно должны соответствовать возрасту. В 5 классе я использую смайлики, с вами я провела прием «букет настроения».
Слайд Рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексию содержания учебного материала удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов.
Так как обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность собственной работы и работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Приемы которые я использую:
Слайд «Незаконченное предложение»
Слайд “Плюс-минус-интересно”. Этот прием позволяет взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
- В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
- В графу “М” – “минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
- В графу “И” – “интересно” учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
+ (плюс) | - (минус) | (интересно) |
|
|
|
Следующий прием я вам предложила в начале мастер-класса
(Слайд «Таблица фиксация знаний по теме»)
Это табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.
Слайд Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Задание для аудитории Составить синквейн со словом рефлексия
Я часто в своей работе использую следующий прием «Акрослово» (осмысленное слово) – это характеристика «зашифрованная» в буквах слова, связанных по смыслу. Прием применяю как заключительное задание по пройденному материалу.
Задание для аудитории используя данный прием, дайте характеристику слову РЕФЛЕКСИЯ
Поставьте восклицательный знак в конце предложения
- Урок полезен, все понятно
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно
- Еще придется потрудиться
- Да трудно все-таки учиться
(Слайд Рефлексия деятельности.)
Рефлексия деятельности приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.
Слайд Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
“Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.
Слайд “Дерево успеха” – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
Слайд “Поезд” На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
Благодаря таким приемам всегда есть наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
Иногда при рефлексия деятельности можно применять «фразеологизмы или пословицы»
Шевелить мозгами
Слышать краем уха
Хлопать ушами
Ловить мух
Считать ворон
Биться как рыба об лед
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
(Слайд 13 Итог мастер-класса.)
Подводя итог мастер-класса я предлагаю вам выполнить задание по рефлексии используя прием или методику: «5 пальцев».
Творческое задание: продумать основные моменты рефлексии по теме мастер-класса в соответствии со значениями каждого пальца, показать (загибая палец) и озвучить.
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние? Настроение? Изменилось ли? В какую сторону?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Или мне в чем-то помогли?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?
Этот компактный и удобный метод дает возможность быстро и качественно проконтролировать, как прошел день. Анализируйте итоги дня, контролируйте приближение к целям и вы обязательно их достигнете! Всем желаю достичь своих целей!!!!!
А теперь вспомните у вас есть таблица для слушателя (заполнить последнюю графу таблицы и озвучить - 2 чел.). Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса?
Таблица для слушателей.
Понятие | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Рефлексия |
|
|
|
Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. Пока учитель задаёт себе вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост.
Слайд
В завершении я приготовила для Вас притчу «Всё в твоих руках».
Слышу я древний Архимедов наказ.
И как молитву твержу каждый раз.
Если дать ученику надёжную точку опоры,
В предмете любом свернул бы он горы!
Слайд Спасибо за работу.
Слайд перед вами анкета “Моя оценка мероприятия”, которую я предлагаю заполнить или сказать устно – 2 чел.
АНКЕТА
На мастер-классе я работал | активно/ пассивно |
Своей работой я | доволен/ недоволен |
Мероприятие для меня показалось | коротким/ длинным |
За время мастер-класса я | не устал/ устал |
Мое настроение | стало хуже / стало лучше |
Материал был мне | понятен/ не понятен полезен/ не полезен интересен/ скучен |
Задания для меня были | легкими/ трудными интересными/ неинтересными |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Рефлексия"
Мастер-класс для учителей "Рефлексия на уроке"...
мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"
Мастер-класс на тему:" Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....
Мастер-класс Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)
Мастер-класс "Формирование информационной компетентности учащихся на уроке рефлексии по английскому языку через использование средств ИКТ (Microsoft Power Point)"Цели:Формирование у участник...
Мастер-класс "Рефлексия"
Мастер-класс был подготовлен Казаченко В.В. для РМО учителей английского языка...
Доклад с элементами мастер-класса на тему "Этап включения в систему новых знаний и рефлексия"
Работа предназначена для выступления на педсоветах, заседаниях РМО, ШМО. Включает описание 2 этапов урока по ФГОС, и практические приемы их реализации....
Методическая разработка мастер-класса «Приёмы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии»
Методическая разработка мастер-класса для учителей географии Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся. Задачи: 1. Познакомить коллег с поняти...
Мастер-класс "Приемы рефлексии"
Мастер-класс "Приемы рефлексии"...