мастер-класс "Рефлексия"
материал (русский язык) по теме
Мастер-класс для учителей "Рефлексия на уроке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ioy_master-klass.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – Никитина С.В.
Тема: «Рефлексия на уроках русского языка и литературы»
ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:
Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
I. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. (Слайд1)
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: Классификация рефлексии (слайд №3-6)
1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния
(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)
Оценка эмоционального настроения участников мастер-класса (слайд №7) Участникам предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настро ением, другая - радостным, веселым.Участники выбирают ту картину, которая соот ветствует их настроению
Комментарии к слайду №8 .
Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного
«Букет/радуга настроения»: в начале урока учащимся раздаются бумажные цветы/полоски красного и голубого цветов; в конце урока цветы/полоски необходимо прикрепить к доске в соответствии с эмоциональным восприятием учебного материала (понравился урок, узнал что-то новое – красный цветок/полоска; не понравился, ничего нового не узнал – голубой цвет). Спектр цветов можно разнообразить.(5-7 классы)
«Дерево чувств»: если чувствую себя хорошо, комфортно – вешаю на дерево яблоки красного цвета, если наоборот –зеленого.(5-7 классы)
Эмоционально-музыкальная концовка: учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (тревожная музыка и спокойная, восторженная) и выбирают тот, который соответствует их настроению.(8-11 классы)
Выражение эмоционального настроения в виде рисунка: учащимся даётся задание нарисовать свои эмоции. (5-11 классы)
Но ведь ученик должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
2. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (слайд №9 -10)
3.Рефлексия деятельности участников дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
«Пантомима»: учащиеся пантомимой показывают результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. (5-8 классы)
«Дело в шляпе»: Учащиеся передают друг другу шляпу (другой предмет); по сигналу тот, у кого в руках осталась шляпа (другой предмет), анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает её.
II.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам еще одну рефлексивную технику«синквейн»
Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:
- Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Это классический вариант синквейна.
При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Участники мастер-класса предлагаю собственные синквейны.