Мастер-класс "Рефлексия"
статья по английскому языку на тему

Казаченко Виктория Валентиновна

Мастер-класс был подготовлен Казаченко В.В. для РМО учителей английского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Подведение итогов урока. Рефлексия»

2010-2011 учебный год

МКОУ Виноградненская СОШ

Учитель английского языка:                                                                                                                         Казаченко В.В.


«Подведение итогов урока. Рефлексия»

РМО учителей английского языка

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как  самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния
  2. рефлексия деятельности
  3. рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

При проведении рефлексии следует учитывать возраст уч-ся и их  категорию.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц,  цветовое изображение настроения: букет настроения, цветок настроения либо  дерево настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

На среднем и старшем этапах обучения можно использовать следующую опору.

Рефлексия деятельности  - этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока.  На этапе защита проектных работ я использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. В начале урока на этапе warm-up  я обычно использую прием «Корзина идей, понятий, имен» или прием «Кластер». На любом этапе урока можно использовать «Диаграмму Венна», прием «Кубик».   В старшем звене эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); достаточно известный прием синквейна.

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке.  В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Механизм ЗУХ - В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На начальном этапе урока заполняется первая колонка, в ходе урока – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.  

Также можно использовать прием «Написания эссе».

Как я упомянула ранее в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации уч-ся условно можно разделить на четыре категории: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. Визуалы воспринимают большую часть информации с помощью зрения, аудиалы – через слуховой канал, кинестетики – через другие ощущения и с помощью движений, а дискреты (не встречаются в начальной школе) – через логическое осмысление. И мы учителя должны представлять информацию детям, используя все каналы восприятия. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.

Хочу подсказать вам, как определить модальность восприятия уч-ся. Посмотрите, кто как записывает домашнее задание. Визуалы послушно открывают дневники и переписывают с доски то, что задано на дом. Аудиалы, прежде чем записать дом задание, попросят учителя озвучить запись на доске, а потом еще переспросят у соседа по парте, что задано. Со слуха запишут эту информацию себе в дневник. Кинестетики чаще всего отмечают номера нужных упражнений прямо в учебнике.

Когда мы прослушивали и пели песню: аудиалы слушали, хлопали в ладоши, смотрели на меня; визуалы – следили по учебнику и отбивали в такт карандашом, кинестетики – стучали карандашом, но не смотрели в учебник.

Все это мы должны учитывать и при проведении рефлексии. В моей группе преобладают визуалы, поэтому я выбрала такой способ проведения рефлексии, при котором преобладала наглядность, хотя этот вариант подходит детям с любой модальностью восприятия. Но эту же рефлексию можно было провести еще двумя способами:

  1. Аудиалы: устно, фронтально: Do you like the lesson today?
  2. Кинестетики: раздать карточки «рожицы» и дети изображают настроение, дорисовав ротик смайлику.

Из всего сказанного можно сделать вывод:  рефлексия  - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность,  что облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рефлексия Казаченко Виктория Валентиновна

Слайд 2

Рефлексия Категория учащихся визуалы аудиалы кинестетики дискреты

Слайд 3

рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 4

рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 5

рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 6

I feel рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 7

рефлексия деятельности защита проектных работ и др. Warm-up, домашнее задание

Слайд 8

Прием «Корзина» идей, понятий, имен.. Кластер Christmas tinsel cracker carol

Слайд 9

Диаграмма Венна -------------- -------------- -------------- -------------- -------------- -------------- # # # #

Слайд 10

оценочные карты

Слайд 11

Рефлексия деятельности прием «Кубик» графический организатор «рыбья кость»

Слайд 12

«рыбья кость»

Слайд 13

прием «Кубик» Кубики – 15-20 см – 6 подсказок: Опишите это. Сравните это. Дайте ассоциацию этому. Проанализируйте это. Примените это. Дайте аргументы за или против этого.

Слайд 14

рефлексия содержания учебного материала прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма прием синквейна упражнение « Плюс-минус-интересно » механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) прием «Написание эссе»

Слайд 15

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Слайд 16

Сиквейн В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Слайд 17

Эдвард де Боно П М И

Слайд 18

Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) Знаю Узнал новое Хочу узнать подробнее Прилагательные Степени сравнения прилагательных Исключения, степени сравнения наречий

Слайд 19

МОУ Виноградненская СОШ 2010