Мастер-класс "Рефлексия"
статья по английскому языку на тему
Мастер-класс был подготовлен Казаченко В.В. для РМО учителей английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rmo_refleksiya.docx | 27.35 КБ |
презентация к мастер-классу "Рефлексия" | 924.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема: «Подведение итогов урока. Рефлексия»
2010-2011 учебный год
МКОУ Виноградненская СОШ
Учитель английского языка: Казаченко В.В.
«Подведение итогов урока. Рефлексия»
РМО учителей английского языка
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния
- рефлексия деятельности
- рефлексия содержания учебного материала
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
При проведении рефлексии следует учитывать возраст уч-ся и их категорию.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения: букет настроения, цветок настроения либо дерево настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
На среднем и старшем этапах обучения можно использовать следующую опору.
Рефлексия деятельности - этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока. На этапе защита проектных работ я использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. В начале урока на этапе warm-up я обычно использую прием «Корзина идей, понятий, имен» или прием «Кластер». На любом этапе урока можно использовать «Диаграмму Венна», прием «Кубик». В старшем звене эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); достаточно известный прием синквейна.
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Механизм ЗУХ - В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На начальном этапе урока заполняется первая колонка, в ходе урока – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья.
Также можно использовать прием «Написания эссе».
Как я упомянула ранее в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации уч-ся условно можно разделить на четыре категории: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. Визуалы воспринимают большую часть информации с помощью зрения, аудиалы – через слуховой канал, кинестетики – через другие ощущения и с помощью движений, а дискреты (не встречаются в начальной школе) – через логическое осмысление. И мы учителя должны представлять информацию детям, используя все каналы восприятия. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений.
Хочу подсказать вам, как определить модальность восприятия уч-ся. Посмотрите, кто как записывает домашнее задание. Визуалы послушно открывают дневники и переписывают с доски то, что задано на дом. Аудиалы, прежде чем записать дом задание, попросят учителя озвучить запись на доске, а потом еще переспросят у соседа по парте, что задано. Со слуха запишут эту информацию себе в дневник. Кинестетики чаще всего отмечают номера нужных упражнений прямо в учебнике.
Когда мы прослушивали и пели песню: аудиалы слушали, хлопали в ладоши, смотрели на меня; визуалы – следили по учебнику и отбивали в такт карандашом, кинестетики – стучали карандашом, но не смотрели в учебник.
Все это мы должны учитывать и при проведении рефлексии. В моей группе преобладают визуалы, поэтому я выбрала такой способ проведения рефлексии, при котором преобладала наглядность, хотя этот вариант подходит детям с любой модальностью восприятия. Но эту же рефлексию можно было провести еще двумя способами:
- Аудиалы: устно, фронтально: Do you like the lesson today?
- Кинестетики: раздать карточки «рожицы» и дети изображают настроение, дорисовав ротик смайлику.
Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рефлексия Категория учащихся визуалы аудиалы кинестетики дискреты
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия настроения и эмоционального состояния
I feel рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности защита проектных работ и др. Warm-up, домашнее задание
Прием «Корзина» идей, понятий, имен.. Кластер Christmas tinsel cracker carol
Диаграмма Венна -------------- -------------- -------------- -------------- -------------- -------------- # # # #
оценочные карты
Рефлексия деятельности прием «Кубик» графический организатор «рыбья кость»
«рыбья кость»
прием «Кубик» Кубики – 15-20 см – 6 подсказок: Опишите это. Сравните это. Дайте ассоциацию этому. Проанализируйте это. Примените это. Дайте аргументы за или против этого.
рефлексия содержания учебного материала прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма прием синквейна упражнение « Плюс-минус-интересно » механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) прием «Написание эссе»
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Сиквейн В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия) Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Эдвард де Боно П М И
Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) Знаю Узнал новое Хочу узнать подробнее Прилагательные Степени сравнения прилагательных Исключения, степени сравнения наречий
МОУ Виноградненская СОШ 2010