Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка
учебно-методический материал на тему
Доклад к районному методическому объединению учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_uchashchihsya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка.
Полноценный урок русского языка ориентирован на развитие языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся, на формирование познавательного интереса в процессе обучения. Данная статья раскрывает особенности формирования мыслительных процессов учащихся на основе реализации развивающего обучения при максимальном использовании предметно-содержательного контекста учебной программы и подборе дидактического материала.
В условиях изменения содержания образования все большее значение приобретает активизация познавательной деятельности учащихся, в качестве основного механизма которой признается развитие мышления, обеспечивающего целостный, гибкий, системный подход к изучению объектов окружающего мира. Очевидным становится переход от учебной деятельности, основанной на усвоении конкретных предметных знаний, умений и навыков, к овладению каждым учащимся с учетом его психофизиологического развития навыками логического и образного мышления, обеспечивающими формирование умений грамотно излагать свою речь, логически строить высказывание, приводить аргументы для подтверждения своих мыслей, уметь сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и применять полученные навыки в новой ситуации.
Формирование познавательной деятельности учащихся начинается с определения учителем целей урока: обучающей, развивающей, воспитывающей. Учитель на уроке русского языка из-за большого объема изучаемого материала ищет рациональные пути развития языковой, лингвистической, коммуникативных компетенций учащихся, используя новые технологии обучения, разные формы и средства активизации познавательной деятельности. Мы разработали два пути исследования активизации познавательной деятельности учащихся: первый путь связан с реализацией предметно-содержательного контекста учебной программы, подбором методических приемов, усиливающих изучение семантического аспекта школьной программы: сущности языковых понятий, комплексного решения языковых задач на основе текста; второй путь опирается на подбор дидактического материала, служащего источником развивающей речевой среды по формированию компетентностей учащихся.
Дидактический материал, соответствующий целям урока, должен вызывать познавательный интерес у учащихся, быть посильным для их возраста, содержать элементы новизны, создавать проблемно-поисковую ситуацию, решение которой даст возможность учащимся раскрыть свои внутренние резервы. Особенно это важно в младшем подростковом возрасте, так как речевое мышление учеников 5–7-х классов еще не вполне сформировалось как динамическое целое, часто нарушается осознанная связь между мыслью и словом, механическое зазубривание материала приводит к непониманию учащимися своей деятельности (это подтверждают данные теста по методике Вандерлика). Между тем Л.С. Выготский отмечал, что в процессе познавательной деятельности «усвоение происходит не через новое обращение к предметному миру, не путем повторения уже проделанного процесса развития, а совершается через другую, прежде усвоенную речевую систему, стоящую между вновь усваиваемым языком и миром вещей» [2, с.141].
Подбирая яркие тексты разной стилевой направленности, мы убеждаем учеников в том, что язык – форма отражения национальной культуры, и это важно не только для познания самого языка, но и для воспитания души – в этом мы видим возможность обратиться к внутренним резервам личности ребенка, помочь им раскрыться. Начинать обучение следует с образцовых примеров авторов классики, потому что в них четко передается идейное содержание. Классические образцы прививают любовь к слову, развивают умение внимательно работать с текстом. Отбор анализируемых образцов на уроках русского языка можно осуществлять по-разному: использовать материал, изучаемый на уроках литературы, рекомендованный для самостоятельного чтения или вызвавший интерес в процессе самостоятельного знакомства с новинками детской литературы.
Не следует забывать о том, что подбираемый художественный текст, используемый на уроках русского языка, несет многофункциональную направленность: становится не только языковым материалом для развития общеречевых умений и навыков, но и служит дидактическим материалом для лингво-литературоведческого анализа в целом. Значение и интерпретация слова как символа возникновения мысли меняются в зависимости от того, какими умениями и навыками должен овладеть учащийся в процессе выполнения мыслительных операций, поэтому активизация познавательной деятельности в работе со словом (предложением, текстом) во многом определяется целями и задачами урока.
Следующим условием развития активности познавательной деятельности на уроке мы считаем использование заданий на развитие логического и образного типов мышления. Для этого необходимо на уроках создать условия реализации познавательной деятельности учащихся на основе:
- использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- развития мотивации обучения каждого ученика в работе класса, направленной на успех в достижении целей урока;
- стимулирования логического мышления учащихся подбором заданий проблемно-поисковых, исследовательских, когнитивного типа;
- использования на уроке материала, позволяющего выбирать значимые для ученика вид и форму учебного содержания, уровень сложности;
- оценки деятельности ученика по процессу достижения цели, по качеству выполнения задания, по умению оперировать мыслительными процессами;
- поощрения стремления каждого учащегося находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные пути своей деятельности;
- создания ситуации общения на уроке, стимулирующего учащихся на проявление инициативы, самостоятельности, творчества в процессе познавательной деятельности;
- создания эмоционально-познавательного фона урока, способствующего наиболее полному проявлению естественного самовыражения.
Недостаточно ограничиться только выявлением и развитием индивидуальных способностей и склонностей подростков в процессе организации деятельности на уроке, необходим поиск методов и приемов, средств обучения, которые обеспечат формирование универсальных способов познания, широкую практическую познавательную деятельность.
В реализации развивающего обучения мы предлагаем следующие принципы отбора дидактического материала, содержательный контекст которого способствует развитию языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся:
1) социокультурный (содержание текста направлено на общее восприятие картины мира, формирование у подростков позитивного отношения к общественным явлениям, воспитание нравственных качеств личности). Для развития лингвистической компетентности учащихся подбираем тексты о языке, о необходимости бережного отношения к слову, тексты об особенностях процесса создания текста как творческой деятельности, о восприятии искусства слова. Мысли известных писателей, философов хороши в качестве эпиграфов к урокам по развитию речи, учат культуре речи. На основе афоризмов великих мыслителей можно составить подборку материала, характеризующего творческий процесс, обращение со словом:
1. Мысль – это ключ ко всем сокровищам (О.Бальзак). Без воображения невозможно никакое суждение (Аристотель). 2. Литературное искусство состоит из двух отличных частей: наблюдение–выражение (Бальзак). Что хорошо понято, то легко и свободно излагается (В. Белинский). 3. Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой). 4. Я не знаю языка лучше, чем Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школе, – по предложениям, по частям предложения. Так бы учился писать (А.Чехов).
Кроме этого, формируя лингвистическую компетенцию, полезно давать учащимся информацию об исследователях русского языка, о возникновении и закономерностях развития лингвистики. Интерес учащихся может вызвать жизненный путь и просветительская деятельность Кирилла и Мефодия, Ф.И. Буслаева, А. А. Шахматова, А.М. Пешковского, В.В. Виноградова и др. Большое воспитательное значение имеют тексты из жизни знаменитых людей родного края, внесших вклад в развитие науки и литературы. Социокультурный подход означает, что в процессе обучения родному языку реалии социума и культуры осмысливаются личностью через изучение родного языка в качестве ценности бытия;
2) когнитивный (наличие познавательного информативного потенциала текстов, выполняющих аналитическую образовательную функцию). Когнитивный подход обусловлен наличием в дидактическом материале следующих свойств:
- понятийно-образных средств, необходимых для объединения частей и целого, целостного образа и отдельных фрагментов знания,
- логико-смысловойдвухкомпонентности, обеспечивающей объединение логического (графического) и смыслового понятий,
- свойства опоры мышления, необходимого для оперирования, воссоздания или исключения избыточной информации, которое достигается благодаря расположению ключевых слов по признаку наибольшей смысловой близости, при которой возникает ассоциативное сцепление и образуется семантически связная система,
- свойства неопределенности представления знания, необходимого для активизации познавательной деятельности, обеспечивается особым – «разобранным» способом и одновременно семантически связанной информацией.
Когнитивный принцип активизирует процессы мышления, направленные на развитие системы логических операций, способствует возникновению ассоциативных связей между изучаемыми явлениями в процессе моделирования. В результате организации такой деятельности смещается интерес от содержательно-предметной характеристики познавательной деятельности (что человек думает) к способам ее организации (как человек думает), при этом каждый учащийся в процессе выполнения мыслительных операций использует наиболее удобные для него способы переработки информации при решении проблемных заданий;
3) информативно-познавательный (наличие информативности познавательного характера текста, необходимого для формирования языковой и коммуникативной компетенций на основе функционального подхода к изучению языковых явлений). Информативно-познавательный дидактический материал подбирается из текстов научно-популярной литературы, содержащей дополнительные сведения по разным понятиям учебных предметов. Наибольший интерес у подростков вызывают тексты об экологии окружающей природы, об открытиях в области химии, физики, о загадках Вселенной;
4) сензитивный (соответствие содержания текста и его языкового оформления возрастному уровню развития учащихся). Сензитивный принцип строится на основе соответствия отбора дидактического материала развитию общеучебных умений подростков возраста 12–13 лет. Современные программы по ряду учебных предметов требуют от учащихся 6–7-х классов умения владеть определенными навыками мыслительной деятельности, логическими операциями, творческой деятельностью. Например, умения оценочного характера на уроках русского языка и литературы в 6–7-х классах (дать оценку явлению; составить характеристику героя; выявить отношение автора текста к изображаемому; сопоставить героев, явления, признаки понятия) подкрепляются аналогичными умениями учащихся на уроках истории, обществознания, физики (сравнить результаты наблюдаемого явления до эксперимента и по окончании; на основе причинно-следственных связей оценить значимость события в истории государства и т.д.). В процессе активизации познавательной деятельности учащихся межпредметные связи: содержательные, операционно-деятельностные, организационно-методические – выполняют разные функции, что в целом способствует осознанному владению учащимися навыками мыслительных операций;
5) структурно-тематический (дидактический материал разных по уровню сложности заданий может быть объединен на разных этапах урока единой темой, имеющей познавательную предметную направленность). Структурно-тематический принцип дает возможность дополнить имеющиеся тексты учебника, развить знания учащихся на основе работы с дидактическим материалом одной темы. Богатый познавательный материал содержат тексты о красоте окружающей природы, о проявлении милосердия по отношению к животным, старым людям, о нравственном выборе человека в трудной ситуации, о нормах поведения подростков;
6) разноуровневый (внешняя и внутренняя дифференциация усвоения программного материала учащимися). Разноуровневый подбор заданий выполняет важные функции обучения: это наглядный пример готовности ученика к выполнению заданий разной степени сложности, метода решения: с использованием информационно-коммуникативных программ обучения, иллюстративно-наглядных, проблемно-поискового метода, по аналогии и т.д.;
7) информационный связан с методикой использования компьютерных технологий при обучении русскому языку. Широкое использование компьютерных программ позволяет полнее реализовать принцип наглядности применяемого дидактического материала при обучении. Информационные технологии способствуют интеграции звуковых и зрительно-звуковых средств наглядности, блоковой, схематичной подаче материала, широте использования дополнительной информации. В организации развивающего обучения данные принципы подбора дидактических материалов обеспечивают:
- многомерное моделирование знаний при выполнении подготовительной, обучающей и поисковой деятельности,
- усиление научно-познавательного потенциала учебного предмета путем повышения уровня изложения учебного материала,
- интеграцию знаний при включении в содержание темы гуманитарного фона научного знания,
- актуализацию воспитательного потенциала учебного предмета посредством переживания научного знания художественно-эстетическим способом и оценивания его прикладной, нравственной значимости,
- развитие таких качеств мышления учителя и ученика, как многомерность, произвольность, ассоциативность, образность, высвобождаются внутренние ресурсы мышления для оперирования дополнительной информацией,
- повышение активности познавательной деятельности путем анализа и синтеза, творческого использования знаний в новой ситуации, самовыражения учащегося при составлении новых текстов.
Таким образом, при благоприятных и рациональных методах обучения, создании развивающей познавательной среды школьники повышают уровень умственного развития и осмысленно выполняют различные операции, требующие напряжения мышления в новой ситуации. Возникает необходимость максимально раскрывать перед учащимися механизмы логического мышления с целью осознанного использования их в учебной работе, повышать внимание учащихся к сущности изучаемых явлений, к семантике и взаимосвязи единиц всех языковых уровней. В свою очередь это связано с умением учителя планировать познавательную деятельность учащихся через создание на уроке развивающей среды обучения, максимальную реализацию предметно-содержательного контекста учебной программы и подбор дидактического материала, повышающего мотивацию обучения, что приводит к более прочному, осознанному усвоению материала, к совершенствованию умений учащихся владеть навыками мыслительных операций. В процессе эксперимента учащиеся показывают уровень владения мыслительными операциями на 15–20% выше, чем в обычных классах (данные интеллектуального шнура по методике Амтхауэра).
Высокую восприимчивость к развивающему обучению, к познавательной деятельности показывают высокомотивированные учащиеся, слабомотивированные в процессе эксперимента научились выполнять простейшие логические операции (сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать), что значительно повлияло на качество знаний экспериментального класса, общее развитие учащихся. В начале эксперимента качество знаний по русскому языку в 5-м классе составило 55%, а в конце экспериментального 7-го класса – 70%.
Подобный подход существенно влияет на методику преподавания и определяет ориентиры для работы учителя:
– в практике преподавания широко используется компетентностный подход в обучении;
– усиливается коммуникативная направленность изучения предмета;
– в методику развивающего обучения внедряются элементы личностно-ориентированного обучения;
– актуальным становится изучение любой школьной дисциплины во взаимосвязи различных предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка
Данный материал представляет собой обобщение личного педагогического опыт учителя русского языка и литературы с 20-летним стажем работы в школе....
Методика развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Данная методика направлена на личностно - ориентированный подход к ученику, помогая каждому расти настолько, насколько он способен. Методика предполагает широкое внедрение игровых и интерактивных техн...
Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"
Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...
Статья "Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы средствами предмета".
выступление на семинаре...
Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"
Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...
Урок путешествие как форма развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка
Урок путешествие...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...