Методика развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
методическая разработка по английскому языку на тему
Данная методика направлена на личностно - ориентированный подход к ученику, помогая каждому расти настолько, насколько он способен. Методика предполагает широкое внедрение игровых и интерактивных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Концептуальные положения методики | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
«…не с курьёзами и диковинками
науки должно в школе занимать дитя,
а, напротив – приучить его находить
занимательное в том, что его
беспрестанно и повсюду окружает».
Н.Д.Ушинский
Цель: Вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться.
Концептуальные положения методики
1. Образование имеет мало смысла, если не помогает понимать жизнь во всём её
многообразии.
2. Ориентация учебного процесса на личность обучаемого, его индивидуальные
интересы.
3. Широкое внедрение игровых и интерактивных технологий.
4. Обучение иностранному языку и цель, и средство на пути совершенствования и развития личности школьника.
5. Давать возможность каждому расти настолько, насколько он способен.
6. Только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать.
7. Урок- прообраз реального общения людей.
Работа учителя – это постоянный процесс совершенствования обучения. За время своей педагогической практики я постоянно искала ответ на вопрос: «Как построить процесс обучения, чтобы всем учащимся в классе было интересно в течение всего урока?» Очевидно, что в силу индивидуальных и возрастных различий для одних учащихся процесс обучения опирается на эмоциональную основу, у других – на интеллектуальную, у третьих – на волевую или на самое разное сочетание этих основ. Эта разность выражается в уровнях познавательной активности ученика.
Построение учебного процесса с учётом уровня познавательной активности учащихся, степени включенности учащихся в процесс обучения стало краеугольным камнем моей методики обучения.
Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Планирование занятий, подбор форм, средств, методов обучения я осуществляю с учетом уровней показательной активности учащихся:
1.Нулевая активность. Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.
2. Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приёмы обучения) и определяется в основном эмоциональным восприятием.
3. Исполнительская активность. Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения.
4. Творческая активность. Позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для её решения.
Степень включённости в учебный процесс и проявления активности учащегося – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на ситуативно - активный, а с него на активно – исполнительский. И во многом именно от педагога зависит, дойдёт ли воспитанник до творческого уровня.
При создании условий для развития познавательной активности я веду работу в двух направлениях:
1. Создание атмосферы урока
2. Применение новых обучающих технологий
I. Создание атмосферы урока.
1.Ученики при ответе с места на уроке не встают, отвечают сидя, что создаёт атмосферу эмоционального комфорта, снимают чувство страха, зажатости. Это особенно необходимо для учащихся с нулевой активностью, которые в доброжелательной атмосфере находят себя и могут проявить себя с положительной стороны.
2. Проверку домашнего задания я всегда начинаю с фразы: «Какие вопросы есть по домашнему заданию?». Ученики могут задать любой вопрос, не опасаясь плохой отметки. Девиз: «Человеку свойственно ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает». Ответить на возникающие по домашнему заданию вопросы предлагается другим учащимся. Я лишь комментирую или обобщаю ответы. За правильные ответы учащиеся получают дополнительно хорошие отметки, что является хорошим стимулом для учащихся с ситуационной активностью, настраивает на урок.
3. При ответе товарищей приучаю учащихся внимательно слушать, оценивая правильность ответов. Всякие попытки высмеять неудачно выразившегося ученика пресекаются, поощряются дополнения к ответу, более точные формулировки, корректировка неправильно произнесенного слова или фразы. Такая работа особенно нравится учащимся с исполнительной активностью, которые охотно берут на себя роль «экспертов».
4. В систему оценок учеников мною введена добровольная оценка повышенного уровня за знания, умения, навыки, выходящих за пределы государственного образовательного стандарта, а также за творческие работы учащихся. В начале каждой новой темы учащиеся имеют возможность ознакомиться с условиями получения добровольных оценок повышенного уровня. Лучшие и оригинальные работы используются в дальнейшем как наглядные пособия для учащихся других классов, при этом всегда называется автор работы, что повышает самооценку ученика, побуждает его к дальнейшему творчеству, поиску новых интересных тем, необычных форм реализации своих способностей. Это необходимо для учащихся с творческой активностью для того, чтобы учение не стало для них скучным, обыденным делом.
5. При проведении уроков я стараюсь создать ситуацию успеха на уроке. Успех как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности необходим в учении. Для учащихся с различной познавательной активностью выбирается различная мотивация: «Ты справишься!» (нулевая активность); «Ты узнаешь что-то новое» (ситуативная); «Ты сможешь рассказать это другим» (исполнительная); « А что ты можешь ещё предложить» (творческая). Также обеспечиваются различные условия для успешного выполнения задания (подбор заданий по трудности, времени выполнения, соответствие интересам ученика и т.д.). В конце работы даётся адекватная оценка деятельности ученика и результатам его работы. Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к его труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше.
6. Постоянно использую элементы технологии встречных усилий учителя и ученика: обеспечивание условий каждому ученику для продвижения вперед, продвижение вместе с учеником на новую ступень знаний и отношений, обращение результатов, достигнутом на одном занятии, в мотив продолжения совместной деятельности наследующем уроке.
Домашнее задание варьирую по уровням: первый уровень - обязательный- то, что должны знать все ученики класса. Домашнее задание второго уровня понятийного - выполняют те, кто хорошо знает предмет. Третий уровень – творческий – предполагает выхождение за рамки изученного материала.
При наличии хорошей обратной связи такой подход помогает ученикам с нулевой и ситуативной активностью развивать свою познавательную активность, обеспечивая переход с одного уровня на другой.
7. После уроков проводятся консультации для желающих. Любой ученик может получить ответ на интересующий его вопрос, что придаёт учащимся с любым типом активности уверенность в том, что у них всё получится.
II. Применение обучающих технологий
с учётом уровня развития познавательной активности учащихся.
Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остаётся одним из основных в педагогике. Для повышения познавательной активности учащихся я использую технологии: игровые, интерактивного обучения, проблемного обучения, технологию проектной деятельности учащихся.
Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
В 5-8 классах наиболее эффективны обучающие и ролевые игры.
1) Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Особенно важны игры для учеников с нулевой и ситуативной активностью. Игра помогает им не только включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально- интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. В зависимости от целей и задач урока я применяю игры как отдельные элементы или весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами. В ходе урока игры могут использоваться а) для речевой зарядки: игра « Word boll». Учитель называет слово по-русски и бросает мяч ученику, ученик возвращает мяч, называя слово по-английски, и наоборот; б) в процессе закрепления речевого материала: игра « Guess » учитель или один из учеников загадывает слово по теме, а остальные учащиеся отгадывают. Тема «Pets » («Домашние животные») 5 класс. Учитель: «Guess, what pet has got our friend Tom? » Ученики: «Has he got a rabbit? » Etc. в) на этапе активизации речевого материала в речи учащихся. Например, игра: «Describe» при изучении темы «Appearance» («Внешность») в 6 классе. Выбирается водящий. Учащиеся договариваются, кого они будут описывать, ведущий должен отгадать. Примеры реплик: «He has got blue yes. He has got dark hair. He has got jeans on. » Etc. г) для проведения физкультминуток. Игра: « Change your seats »
Игра может проводиться при изучении различных тем для тренировки лексических единиц. Например, в 5 классе при изучении темы «Animals» (животные). Учащимся раздаются карточки с изображениями домашних животных или игрушки того по 2 карточки с одинаковыми животными. У доски ставится один стул. Учитель начинает игру: «If you’ve got a cat, change your seat! » Учащийся, который не успевает сесть на стул, выбывает из игры. Оставшимся игрокам раздаются новые карточки, и так до последней пары. Один учащийся становится победителем.
Однако, вводя обучающие игры, нельзя отдавать преимущество только эмоциональным аспектам. Эмоциональная форма преподнесения материала может украсить урок, но она не обеспечивает овладение знаниями в полном объеме. Необходимо постоянно создавать предпосылки для постепенного перехода на активный исполнительский уровень познания.
2) Ролевые игры вызывают интерес у учеников с исполнительской и творческой активностью, т.к. первые могут показать свой уровень знаний, вторые же могут привнести в игру что-то своё, личное. Учащиеся с исполнительской активностью охотно берут роли в имитационных, и тренинговых играх. К примеру, игра «Interview » интересна тем, что учащиеся в рамках игры имеют возможность задать вопрос любого типа по теме, систематизируя свои знания. После прохождения темы “Beatles” в 9 классе учащиеся, которые играют роль журналистов различных издательств, выбирают «Джона Леннона», и задают ему вопросы о жизни, творчестве, семье и т.п., опираясь на материал урока. Затем один из учащихся пересказывает всё, что он узнал о Дж. Ленноне. Учащиеся с творческой активностью удачно проявляют себя в драматизациях. Однако необходимо помнить, что ребенка не нужно учить играть под артиста, не нужно « натаскивать» ребенка на роль. Воспроизведение избранного ребенком образа должно быть исключительно делом его собственного драматического творчества, результатом его способности отдаваться драматической иллюзии.
2. Интерактивное обучение.
Интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними. Технология интерактивного обучения основана на использовании различных приёмов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе с целью совместного решения коммуникативных задач. Для успешного обучения в режиме интерактивной технологии я придерживаюсь пяти основных требований:
1. Положительная взаимозависимость - члены группы должны понимать, что общая учебная деятельность приносит пользу каждому.
2. Непосредственное взаимодействие – члены группы должны находиться в тесном контакте друг с другом.
3. Индивидуальная ответственность- каждый ученик должен овладеть предложенным материалом, и каждый несет ответственность за помощь другим. Более способные ученики не должны выполнять чужой работы.
4.Развитие навыков совместной работы – ученики должны освоить навыки межличностных отношений, необходимых для успешной работы, например, расспрашивание, распределение, планирование заданий.
5.Оценка работы - во время групповых собраний необходимо выделить специальное время для того, чтобы группа могла оценить, насколько успешно она работает.
Групповая форма обучения должна выполнять две основные функции, необходимые для успешной деятельности:
- решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.)
- взаимопомощь членов группы в ходе совместной работы.
Уже в ходе формирования групп нужно учитывать уровень познавательной активности учащихся. Целесообразно каждую группу формировать таким образом, чтобы в неё входили ученики с разными уровнями активности. Парную работу внутри одной группы можно строить по- разному, в зависимости от задач, поставленных перед группой. Однако следует учесть, что паре учеников с нулевой активностью необходимо не просто задание, соответствующее их уровню обученности, но и хорошая мотивационная поддержка. Учащихся с творческим уровнем активности лучше не ставить в пару, т.к. больших успехов они могут добиваться в роли координаторов работы, оформителей идей, спикеров. После распределения учащихся в группы - этап, на который с каждым разом тратится все меньше урочного времени, - учителю необходимо убедиться, что поставленная перед учащимися задача понята ими. Для этого можно предложить повторить, какое конкретное задание выполняет каждая группа, но так же действенным приёмом становится знакомство учащихся с ходом всего занятия. В этом случае они осознают тактически и стратегически своё участие в познавательном процессе, что вновь делает их равноправными субъектами обучения. В ходе группового обсуждения нужно следить, чтобы учащиеся придерживались правил:
1) В совместной работе все- участники.
2) Каждый заслуживает того, чтобы его выслушали.
3) Говори ясно, чтобы тебя понимали.
4) Делай выводы, если вся прозвучавшая информация ясна.
5) Критикуй идеи, а не личности.
6) Цель совместной деятельности – возможность найти лучшее решение.
Основной принцип этой технологии обучения – смена диалога на полилог.
Диалог происходит внутри групп (интерактивное общение), а полилог – между группами (интерактивное общение). При этом мини – и макро – общение нацелено на достижение результата для всех, который складывается из индивидуальных достижений.
Чаще всего, технологии интерактивного обучения применяются на повторительно - обобщающих уроках. Например урок - мозговой штурм
«Traveling» ( «Путешествие: за или против») в 9 классе. Класса разбивается на 2 группы: одна собирает аргументы за путешествие, другая – против. Во время обсуждения ученики выполняют предложенные учителем задания, собирая необходимую информацию. Это особенно необходимо ученикам с нулевым и ситуативным уровнями активности, т.к. у них есть официальная подсказка, они не чувствуют себя отверженными в группе, а смело выдвигают свои аргументы. Ученики с исполнительской активностью систематизируют высказывание, а с творческой - придают ему эстетический вид. Роль учителя- контроль за ходом работы над проблемой. Оценивается работа всей группы. По такому же принципу формируются группы и для введения нового материала. Исходный принцип: «Учимся вместе». ( Этот подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987г.) Основные принципы – награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности являются мощным стимулом в повышении познавательной
активности вследствие представления ученику реального права выбора, в формировании уверенности, что каждый его шаг значит для общего дела. Например, изучение темы «Множественное число существительных» в 6 классе.
Класс разбивается на 5 группы, каждая группа получает задание заполнить в карточке только одно поле и сформулировать правило образования множественного числа у этой группы существительных.
1. A pen. Two pens. 2. A bus. Ten buses.
3. A cowboy. Two cowboys. 4. A woman. Two women.
5. A house. Three houses. 6. A fish. Four fish.
7. A tooth. Five teeth. 8. A key. Four keys.
9. A spy. Two spies. 10. A picture. Three pictures.
11. A letter. Nine letters. 12. A shirt. Ten shirts.
13. A knife. Six knives. 13. A child. Seven children. Ect.
-s | -es | -ies | -ves | исключения |
После проверки правильности выполнения задания, группы обмениваются информацией. После этого каждая группа получает задание: напиши слова во множественном числе по способу образования в соответствующие колонки
-s | -es | -ies | -ves | исключения |
Для контроля усвоения я даю индивидуальные задания.
Поставь предложение во множественном числе по примеру:
-The dog is in the garden. The dogs are in the garden.
1. He is a tall man. 2. It is a potato.
3. It is a beautiful dress. 4. The glass is on the table.
5. It is a tooth. 6. The baby is in the room.
7. You are a nice child. 8. She is a housewife.
9. It is a leaf. 10. It is a monkey.
Особенно ценны такие уроки для учеников с ситуативной активностью,
которые испытывают чувство подъема не только при восприятии учебной задачи, но и в ходе её выполнения. Испытав чувство успеха один раз, они хотят повторить свои достижения и готовы на определенные интеллектуально- волевые усилия. Если последующие уроки будут интересными, то создаются предпосылки для постепенного перехода на исполнительский уровень познания.
Применение данной методики дало положительную динамику роста обученности и качества знаний. В течение 5 лет отсутствуют неуспевающие по предмету. Ученики принимают участие в исследовательской работе, районных олимпиадах, с удовольствием проявляют себя в творческой деятельности. Введение добровольной оценки повышенного уровня стимулировало учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, выходящих за пределы государственного образовательного стандарта.
Суммируя всё вышесказанное, я считаю, что данная методика эффективна при обучении иностранному языку.
Party, banana, tomato, room, day, wife, sandwich, story, bus, radio, fly, knife, lady, leaf, house, toy, photo, bird, doctor, wolf, child.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка
Данный материал представляет собой обобщение личного педагогического опыт учителя русского языка и литературы с 20-летним стажем работы в школе....
Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"
Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...
Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности
Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности...
Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...
Урок путешествие как форма развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка
Урок путешествие...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного языка
Презентация для проведения мастер- класса для учителей иностранных языков "Личностно-ориентированный подход как основа развития познавательной активности школьников на уроках иностранного я...