Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы"
методическая разработка на тему

Ющенко Ксения Александровна

Методическая разработка включает:

1. Доклад  "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы";

2. Презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Слайд 2

Приемы инновационных технологий: 1) ассоциативный ряд; 2) кластер 3) групповая дискуссия; 4) синквейн; 5) эссе; 6) перепутанные логические цепочки; 7) дидактическая игры; 8) задания поискового характера.

Слайд 3

Ассоциативные ряды: Лиса – человек хитрый, ловкий, изворотливый, готовый использовать любые способы (даже нечестные: лесть, обман) для достижения своих целей. Свинья – человек некультурный, неблагодарный, необразованный, глупый. Ягнёнок – невинная жертва, безобидный и слабый человек.

Слайд 6

Синквейн: обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу; учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех.

Слайд 7

Правила написания синквейна: На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме

Слайд 8

Басня Аллегоричная, иносказательная Учит, показывает, сравнивает Басня учит мудрости жизни Мораль. *************** Лиса Хитрая, коварная Льстит, выманивает, добивается Обманом получила необходимое Плутовка ***************** Сказка Русская, народная Учит, рассказывает, Добро всегда побеждает зло Волшебство.

Слайд 9

Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.



Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

При использовании инновационных технологий в обучении литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:

1) ассоциативный ряд;

2) кластер

3) групповая дискуссия;

4) синквейн;

5) эссе;

6) перепутанные логические цепочки;

7) дидактическая игры;

8) задания поискового характера;

Остановимся подробно лишь на некоторых.

  1. Составление ассоциативных рядов на уроках литературы развивает

беглость, гибкость, и оригинальность мышления. Понять значение аллегоричности басен Крылова ребятам позволяют именно их ассоциации, на основе которых учащиеся дают характеристику не животному, а подразумевающемуся под ним человеку. Например, Лиса – человек хитрый, ловкий, изворотливый, готовый использовать любые способы (даже нечестные: лесть, обман) для достижения своих целей. Свинья – человек некультурный, неблагодарный, необразованный, глупый. Ягнёнок – невинная жертва, безобидный и слабый человек.

Регулярное использование метода ассоциативного мышления на уроках литературы развивает воображение школьников, позволяет углубиться в текст художественного произведения, понять его смысл.

  1. Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий логична и проста:

- посередине чистого листа (или классной доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;

- вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её спутники»);

- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

  1. Все чаще современные учителя стали использовать синквейн.

Синквейн в переводе с французского «пять строк». Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. На первый взгляд эта технология может показаться сложной, но, если разобраться, все просто. Детям очень нравится.

Для чего используют?

- обогащает словарный запас;

- подготавливает к краткому пересказу;

- учит формулировать идею (ключевую фразу);

- позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

- получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

- На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

- На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

- На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

- На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Басня

Аллегоричная, иносказательная

Учит, показывает,  сравнивает

Басня учит мудрости жизни

Мораль.

Лиса

Хитрая, коварная

Льстит, выманивает, добивается

Обманом получила необходимое

Плутовка

Сказка

Русская, народная

Учит, рассказывает,

Добро всегда побеждает зло

Волшебство.

  1. Инсценировка  эпизодов произведения. Такие занятия предоставляют учащимся возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения.

Привлечение театрализованных сцен на уроки литературы является одним из важных аспектов реализации межпредметных связей, которые способствуют формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию. Основная задача этих уроков – развитие таких качеств, как память, образное мышление, речь.

        Именно в театрализации возможна апробация школьниками накопленных литературоведческих знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Будучи однажды сыгранной, игра останется в памяти как некое творчество, как ценность. Пятиклассники и шестиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою, часто нескладную речь, жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

Главный момент в современном  уроке – поиск таких форм взаимодействия учителя и ученика на уроке, когда субъективная позиция ученика реализуется максимально. Ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, а не только на них отвечать, т.е. им хочется на уроке занимать активную коммуникативную позицию. Задача учителя – помочь ученику увидеть его роль на уроке, перевести учебную деятельность школьника в творческую плоскость. Применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его эффективным, результативным, а процесс получения знаний для учащихся – интересным и продуктивным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.

доклад на  общешкольной родительской конференции...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

"Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся".

Статья на тему "Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся"....

Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.

В статье представлен опыт работы по использованию сервиса  LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...

«Использование инновационных технологий обучения на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний по предмету».

Цель самообразования: Повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы. Чтобы поставленная цель...

Статья в помощь учителю русского языка и литературы "Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы"

Статья поможет в применении на уроках русского языка и литературы различных инновационных технологий...