Создание условий для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся
консультация (9, 10, 11 класс) на тему
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни
К сожалению, наша современная школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин. Так возникает противоречие между стандартами образования и социальным заказом.
Поиски решения этой очень серьёзной проблемы ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остаётся формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости.
Таким образом, главная цель инновационного педагогического опыта - развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Заявленная цель определяет дальнейшие задачи:
создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями;
использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках истории и обществознания
Главное направление моей педагогической деятельности - развитие интеллектуального потенциала учащихся.
Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках истории и обществознания передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Но предпочтения отдаюисследовательской деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.
Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений.
В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.
Этапы выполнения научно (учебно) -исследовательской работы
Первый этап – подготовка к исследованию:
1. выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования
2. определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования
3. изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу, представленную ниже)
Название источника | Основные тезисы, проблемы | Комментарии |
|
|
|
4. уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:
наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;
сравнение – установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;
измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;
эксперимент – воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;
абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
анализ – изучение каждого элемента явления как части целого;
синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;
моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;
обобщение – нахождение в многообразии предметов нечто общее;
прогнозирование – разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;
анкетирование – опрос с целью уточнения данных массовой статистики.
Второй этап – подготовка и проведение исследования:
1.сбор материала;
2. обработка полученного материала;
3. формулирование выводов.
Третий этап – оформление исследовательской работы.
1. написание основной части работы, её введения и заключения:
определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);
выбор стиля и языка исследования;
написание выводов;
составление заключения.
2. составление списка литературы;
3. составление списка иллюстраций;
4. составление приложений;
5. оформление титульного листа.
Четвёртый этап – защита работы.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
1) работать с первоисточниками;
2) наблюдать явления, факты;
3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
4) составлять и решать задачу;
5) формулировать гипотезу;
6) разрабатывать и проводить эксперимент;
7) обобщать материал и представлять его в виде текста.
Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.
Одной из главных задач воспитателя и учителя нужно считать умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.
Конечно же, нужна педагогическая поддержка. Нужно начать с того, что разработать определённую технологию взаимодействия с одарённым ребёнком. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все притязания ребёнка, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса.
Одной из возможностей проявления самостоятельной практической работы. Реализации своего творческого потенциала. Стремление к созиданию, готовность к самовыражению и самоутверждению является проектная деятельность. Проектная деятельность - способ повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.
Метод проектов - дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее развивать умения и навыки проектирования:
-проблематизации
-целеполагания и планирования деятельности
-проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения)
-выбора, освоения и использования адекватной технологии изготовления продукта проектирования
-презентации хода своей деятельности и результатов
-практического применения знаний, умений и навыков в различных ситуация
Методологические основы применения проектной деятельности:
Метод демонстрации
Метод информационной поддержки
Проблемно-поисковый метод
Мозговой штурм
Метод упражнений
Самоанализ и рефлексия
Этапы проектной деятельности
Деятельность Исследовательский: Деятельность
Учителя поиск работы; выбор темы; учащихся
анализ предстоящей деятельности;
наблюдает разработка исторической документации анализируют
советует сравнивают
помогает Технологический: выбирают
уточняет выполнение подготовительных исследуют
проверяет операций; соблюдение изучают
дополняет последовательности и формулируют
обобщает логичности; новизны информации конспектируют
консультирует учёт требований к работе разрабатывают
контролирует определяют
следит Заключительный: подсчитывают
участвует в контроль и проверка контролируют
оценке соответствия фактического оформляют
проекта материала илюстративному, защищают
документальному; подведение проект
итогов; защита проекта
Согласно теории Дж. Рензулли., одного из известных специалистов в области изучения одаренных детей, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень), креативности и настойчивости, а также в дополнение к этому знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Кроме этого я бы добавила огромную работоспособность и трудолюбие. Ведь предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта или усовершенствование уже существующего, и обязательное его испытание. Именно поэтому при выявлении одаренных детей по моему предмету я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества. Ведь для того, чтобы добиться результатов на олимпиадах и конкурсах по предмету ученикам необходимы не только теоретические знания, но практические умения и навыки, используемые креативным образом при создании изделия, которое всегда требует огромных трудовых затрат и настойчивости, а также навыков самоконтроля и критической самооценки.
Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение исторических и обществоведческих задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую. Рассматривая проблему развития творческого и интелектуального потенциала учащихся мне стал близок опыт учителя начальных классов Марченко С. Е., который она раскрыла в книге «Современные подходы в обучении». В этой книге она предложила следующие правила работы на занятиях:
Правило № 1. Активность каждого.
«На занятиях нет наблюдателей, есть только активные участники разрешения любых проблем и задач».
Правило № 2. Самостоятельность суждений и действий. «Нас интересует именно твое мнение».
Правило № 3. Обязательность высказываний своего мнения каждым. Желательно не повторяться, а дополнять, используя уточняющий и углубляющий материал.
«Помни, что твое мнение важно уже потому, что оно твое!»
Правило № 4. Равенство прав каждого. Все высказываются доброжелательно, уважительно выслушивают мнение другого.
«Тебя слушают, не перебивая, старайся поступать так же».
Правило № 5. Каждый обосновывает свое мнение.
«Хотя в высказываниях каждого есть зерно истины, но ты сам обдумай и докажи свою правоту».
Правило № 6. Умение ценить время.
«Жизнь не столь длинна, говори коротко и ясно; выполнил задание - возьми другое!»
Следует помнить, что обучение детей умению решать изобретательские задачи требует терпения. Педагог не должен торопить с ответом. Не надо также рассчитывать на природную сообразительность ребенка. Детей необходимо учить осознанно подходить к решению предложенных задач: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, уметь объяснять и доказывать правильность выбранного ответа.
3. Содержание и его представление, формы,
методы и средства педагогической работы
Признаками высоких способностей учащихся являются познавательная активность, развитая память, внимание, логичность и нестандартность мышления, самостоятельность в работе. Именно их развитие и формирование - основа моей преподавательской деятельности.
На первом этапе работы – 5 – 7 классы – одной из главных целей, наряду с овладением предметом «история», для меня стало выявление способностей учащихся и их дальнейшее развитие. На этом этапе активно использую самые разные педагогические технологии в зависимости от уровня знаний учащихся, от их умений и навыков, от их психологического состояния.
Одной из важнейших является игровая технология преподавания, которая помогает сделать переход от начальной школы в основную более незаметным. К тому же игры на уроке развивают такие важные качества, как быстроту, логику и нестандартность мышления.
Развитие аналитического мышления, развитие способностей сопоставлять, выделять главное, аргументировать свой ответ даёт использование разных видов заданий.Такие задания хороши при использовании на уроках истории и обществознания приёмов проблемного обучения.
А также повышают активность и развивают нестандартные формы мышления методы работы с текстом, позволяющие решать многие задачи:
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
2.Комментированное чтение текста .
3.Аналитическое чтение текста.
4. Разбить текст на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Составление логической схемы.
9. Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.
10. Реферирование текста.
При работе учащихся с оригинальным текстом предлагается алгоритм действий:
1. Внимательно прочитайте отрывок.
2. Определите видовую принадлежность документа:
- научный текст: в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины,
- правовой документ: изложены нормы права,
- публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,
- статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,
- политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,
- информационные материалы: излагаются только факты.
3. Интерпретация текста:
- разделите текст на смысловые блоки,
- проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,
- определите, к какой теме из изученного курса истории(обществознания) относится текст.
4. Анализ текста:
- раскройте всю полноту социальной информации источника.
5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).
Организуя на уроке работу с текстом, я использую рабочие листы, которые составлены на основе текста параграфа и включают задания разной формы. На таком уроке учитель выступает в роли консультанта, помогая учащимся разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности
Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в в 7 – 9 классах). И её тоже можно положить в копилку проблемной технологии.
При личностно ориентированном обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения). Данные качества развивают всевозможные творческие работы, задания, связанные с работой с документами.
От отдельных заданий я делаю переход к целым урокам, способствующим развитию творческого и интеллектуального потенциала школьников.
В качестве примера представляю урок истории в 5 классе по теме «Олимпийские игры» и другие.
Если разобрать этот урок по этапам, то можно увидеть, что для достижения учебной, развивающей и воспитательной целей были использованы самые разные педагогические технологии. На первом этапе – на разминке – был использован игровой момент - загадки, и благодаря ему создан нужный эмоциональный тон, а также последующий переход к теме урока. При объяснении нового материала использовалась проблемная ситуация, которая помогла пробудить интерес учащихся к теме урока.
Работа в мобильных группах воспитывала чувство коллективизма и уверенность в себе. Индивидуальная работа помогала проявить себя ученикам как личностям. Итоговый тест проверил не только первичное закрепление материала, но и помог учащимся в очередной раз поверить в собственные силы. (А всё вкупе учит детей-пятиклассников мыслить, в том числе и самостоятельно (очень важное умение для последующих занятий исследовательской деятельностью).
Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся вкуса к предмету «истории», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. Так у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.
На этом уроке для объяснения нового материала использовалось мини-исследование. Так, совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, учащимися был проведён самостоятельный анализ документа, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии, а также последующие занятия по теме. Вот вам прямое доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами получения знаний) активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках истории и обществознания у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.
Такие же мини-исследования можно предлагать продвинутым ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Но нужно помнить, что исследовательскую деятельность предваряет большая предварительная работа:
письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями, способности и интересы учащихся;
обсуждение работ,
выполнениезаданий, моделирующих исследование;
выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о фактах,событиях, личностях заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельный подбор материала.
Такая работа осуществляется на уроках истории и обществознания во внеклассной работе в 5 - 7 классах.
Работа над творческим и интеллектуальным потенциалом учащихся продолжается и на элективных курсах при предпрофильном и профильном обучении, в 9 – 11 классах. Элективные курсы дают возможность учащимся глубже изучать школьные предметы, определиться в дальнейшем в выборе профессии.
Элективные курсы по истории дают возможность учащимся по-новому взглянуть на привычный школьный предмет и соответственно проявить себя с новой стороны.
В 11 классе предлагается элективный курс «Россия в мире»,.Этот курс позволяет создать не только обучающую, но и развивающую среду для учеников. Дети учатся делать анализ событий, фактов, документов. Таким образом, дети развивают свои творческие и аналитические способности, учатся самостоятельности мышления.
Если определяться с технологией построения занятия, то можно сделать вывод, что занятие носит личностно ориентированную направленность. Но мне хочется обратить внимание на те этапы занятия, когда учащиеся ставились перед необходимостью решить проблемную задачу, провести самостоятельное исследование по микротеме.
На втором этапе занятия учащимся не просто предлагалось творческое задание с целью проверить их запас умений и навыков по теме, но им нужно было к тому же проявить себя как индивидуальностям – вот вам психолого-педагогическая проблема. На третьем этапе были представлены самостоятельные мини-проекты учащихся составление презентаций «Культура России X – XXIвека», и дети достойно справились с таким видом деятельности. Причём дети самостоятельно приготовили для иллюстрации своих мини-проектов компьютерные презентации. На этапе закрепления использовались групповая и индивидуальная формы работы. И создание синквейна представляло одновременно и проблему, которую необходимо было решить, и возможность ещё раз проявить себя как личности, и, конечно же, это нестандартный способ контроля полученных знаний.
Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися лишь третий год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно (учебно) -исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.
Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.
III. Результативность реализации опыта
Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Кроме того, повышается работоспособность учащихся, повышается интерес к предмету, развиваются память, речь, а также способности восприятия и переработки информации. Всё вместе способствует самоопределению учащихся, выбору дальнейшего жизненного пути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_razvitiya_tvorcheskogo_i_itelektualnogo_potentsiala_uchashchihsya.docx | 165.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для развития творческого и ителектуального потенциала учащихся
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизни
К сожалению, наша современная школа не всегда может соответствовать этим задачам в силу самых разных причин. Так возникает противоречие между стандартами образования и социальным заказом.
Поиски решения этой очень серьёзной проблемы ведутся по всем направлениям. Одним из путей решения было и остаётся формирование всесторонне развитой личности школьника: развитие творческого потенциала ребёнка, его способностей, одарённости.
Таким образом, главная цель инновационного педагогического опыта - развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Заявленная цель определяет дальнейшие задачи:
создание условий для самовыражения учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями;
использование различных педагогических технологий, а именно исследовательской деятельности, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся;
активизация и стимуляция процессов осмысленного учения на уроках истории и обществознания
Главное направление моей педагогической деятельности - развитие интеллектуального потенциала учащихся.
Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках истории и обществознания передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно ориентированной, проектной и исследовательской, ИКТ, создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Но предпочтения отдаюисследовательской деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.
Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений.
В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования.
Этапы выполнения научно (учебно) -исследовательской работы
Первый этап – подготовка к исследованию:
1. выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования
2. определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования
3. изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу, представленную ниже)
Название источника | Основные тезисы, проблемы | Комментарии |
|
|
|
4. уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:
наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;
сравнение – установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;
измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;
эксперимент – воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;
абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;
анализ – изучение каждого элемента явления как части целого;
синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;
моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;
обобщение – нахождение в многообразии предметов нечто общее;
прогнозирование – разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;
анкетирование – опрос с целью уточнения данных массовой статистики.
Второй этап – подготовка и проведение исследования:
1.сбор материала;
2. обработка полученного материала;
3. формулирование выводов.
Третий этап – оформление исследовательской работы.
1. написание основной части работы, её введения и заключения:
определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);
выбор стиля и языка исследования;
написание выводов;
составление заключения.
2. составление списка литературы;
3. составление списка иллюстраций;
4. составление приложений;
5. оформление титульного листа.
Четвёртый этап – защита работы.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится:
1) работать с первоисточниками;
2) наблюдать явления, факты;
3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
4) составлять и решать задачу;
5) формулировать гипотезу;
6) разрабатывать и проводить эксперимент;
7) обобщать материал и представлять его в виде текста.
Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.
Одной из главных задач воспитателя и учителя нужно считать умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.
Конечно же, нужна педагогическая поддержка. Нужно начать с того, что разработать определённую технологию взаимодействия с одарённым ребёнком. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все притязания ребёнка, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса.
Одной из возможностей проявления самостоятельной практической работы. Реализации своего творческого потенциала. Стремление к созиданию, готовность к самовыражению и самоутверждению является проектная деятельность. Проектная деятельность - способ повышения эффективности обучения школьников посредством самостоятельно ими спланированной и интересующей их деятельности.
Метод проектов - дидактическое средство развития, обучения и воспитания, позволяющее развивать умения и навыки проектирования:
-проблематизации
-целеполагания и планирования деятельности
-проведения исследования (анализа, синтеза, выдвижения гипотезы, детализации и обобщения)
-выбора, освоения и использования адекватной технологии изготовления продукта проектирования
-презентации хода своей деятельности и результатов
-практического применения знаний, умений и навыков в различных ситуация
Методологические основы применения проектной деятельности:
Метод демонстрации
Метод информационной поддержки
Проблемно-поисковый метод
Мозговой штурм
Метод упражнений
Самоанализ и рефлексия
Этапы проектной деятельности
Деятельность Исследовательский: Деятельность
Учителя поиск работы; выбор темы; учащихся
анализ предстоящей деятельности;
наблюдает разработка исторической документации анализируют
советует сравнивают
помогает Технологический: выбирают
уточняет выполнение подготовительных исследуют
проверяет операций; соблюдение изучают
дополняет последовательности и формулируют
обобщает логичности; новизны информации конспектируют
консультирует учёт требований к работе разрабатывают
контролирует определяют
следит Заключительный: подсчитывают
участвует в контроль и проверка контролируют
оценке соответствия фактического оформляют
проекта материала илюстративному, защищают
документальному; подведение проект
итогов; защита проекта
Согласно теории Дж. Рензулли., одного из известных специалистов в области изучения одаренных детей, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающий средний уровень), креативности и настойчивости, а также в дополнение к этому знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Кроме этого я бы добавила огромную работоспособность и трудолюбие. Ведь предмет имеет практическую направленность, т.е. конечным результатом при его изучении должно быть создание нового продукта или усовершенствование уже существующего, и обязательное его испытание. Именно поэтому при выявлении одаренных детей по моему предмету я уделяю особое внимание креативности, работоспособности и трудолюбию, и стараюсь развивать эти качества. Ведь для того, чтобы добиться результатов на олимпиадах и конкурсах по предмету ученикам необходимы не только теоретические знания, но практические умения и навыки, используемые креативным образом при создании изделия, которое всегда требует огромных трудовых затрат и настойчивости, а также навыков самоконтроля и критической самооценки.
Применяю методы стимулирования обучения: создание ситуации успеха, деловые и познавательные игры, введение жизненных ситуаций, стимулирование занимательным содержанием, соревнование.
Методы организации учебно-познавательной деятельности: творческое задание, проектный метод, создание проблемной ситуации, упражнения, решение исторических и обществоведческих задач, самостоятельные практические работы, предоставление возможности на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную – творческую. Рассматривая проблему развития творческого и интелектуального потенциала учащихся мне стал близок опыт учителя начальных классов Марченко С. Е., который она раскрыла в книге «Современные подходы в обучении». В этой книге она предложила следующие правила работы на занятиях:
Правило № 1. Активность каждого.
«На занятиях нет наблюдателей, есть только активные участники разрешения любых проблем и задач».
Правило № 2. Самостоятельность суждений и действий. «Нас интересует именно твое мнение».
Правило № 3. Обязательность высказываний своего мнения каждым. Желательно не повторяться, а дополнять, используя уточняющий и углубляющий материал.
«Помни, что твое мнение важно уже потому, что оно твое!»
Правило № 4. Равенство прав каждого. Все высказываются доброжелательно, уважительно выслушивают мнение другого.
«Тебя слушают, не перебивая, старайся поступать так же».
Правило № 5. Каждый обосновывает свое мнение.
«Хотя в высказываниях каждого есть зерно истины, но ты сам обдумай и докажи свою правоту».
Правило № 6. Умение ценить время.
«Жизнь не столь длинна, говори коротко и ясно; выполнил задание - возьми другое!»
Следует помнить, что обучение детей умению решать изобретательские задачи требует терпения. Педагог не должен торопить с ответом. Не надо также рассчитывать на природную сообразительность ребенка. Детей необходимо учить осознанно подходить к решению предложенных задач: понимать их содержание, находить пути решения логической задачи, уметь объяснять и доказывать правильность выбранного ответа.
3. Содержание и его представление, формы,
методы и средства педагогической работы
Признаками высоких способностей учащихся являются познавательная активность, развитая память, внимание, логичность и нестандартность мышления, самостоятельность в работе. Именно их развитие и формирование - основа моей преподавательской деятельности.
На первом этапе работы – 5 – 7 классы – одной из главных целей, наряду с овладением предметом «история», для меня стало выявление способностей учащихся и их дальнейшее развитие. На этом этапе активно использую самые разные педагогические технологии в зависимости от уровня знаний учащихся, от их умений и навыков, от их психологического состояния.
Одной из важнейших является игровая технология преподавания, которая помогает сделать переход от начальной школы в основную более незаметным. К тому же игры на уроке развивают такие важные качества, как быстроту, логику и нестандартность мышления.
Развитие аналитического мышления, развитие способностей сопоставлять, выделять главное, аргументировать свой ответ даёт использование разных видов заданий.Такие задания хороши при использовании на уроках истории и обществознания приёмов проблемного обучения.
А также повышают активность и развивают нестандартные формы мышления методы работы с текстом, позволяющие решать многие задачи:
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
2.Комментированное чтение текста .
3.Аналитическое чтение текста.
4. Разбить текст на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Составление логической схемы.
9. Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.
10. Реферирование текста.
При работе учащихся с оригинальным текстом предлагается алгоритм действий:
1. Внимательно прочитайте отрывок.
2. Определите видовую принадлежность документа:
- научный текст: в тексте главное - утверждение, аргументация какой-либо истины,
- правовой документ: изложены нормы права,
- публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,
- статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,
- политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,
- информационные материалы: излагаются только факты.
3. Интерпретация текста:
- разделите текст на смысловые блоки,
- проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,
- определите, к какой теме из изученного курса истории(обществознания) относится текст.
4. Анализ текста:
- раскройте всю полноту социальной информации источника.
5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).
Организуя на уроке работу с текстом, я использую рабочие листы, которые составлены на основе текста параграфа и включают задания разной формы. На таком уроке учитель выступает в роли консультанта, помогая учащимся разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности
Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в в 7 – 9 классах). И её тоже можно положить в копилку проблемной технологии.
При личностно ориентированном обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения). Данные качества развивают всевозможные творческие работы, задания, связанные с работой с документами.
От отдельных заданий я делаю переход к целым урокам, способствующим развитию творческого и интеллектуального потенциала школьников.
В качестве примера представляю урок истории в 5 классе по теме «Олимпийские игры» и другие.
Если разобрать этот урок по этапам, то можно увидеть, что для достижения учебной, развивающей и воспитательной целей были использованы самые разные педагогические технологии. На первом этапе – на разминке – был использован игровой момент - загадки, и благодаря ему создан нужный эмоциональный тон, а также последующий переход к теме урока. При объяснении нового материала использовалась проблемная ситуация, которая помогла пробудить интерес учащихся к теме урока.
Работа в мобильных группах воспитывала чувство коллективизма и уверенность в себе. Индивидуальная работа помогала проявить себя ученикам как личностям. Итоговый тест проверил не только первичное закрепление материала, но и помог учащимся в очередной раз поверить в собственные силы. (А всё вкупе учит детей-пятиклассников мыслить, в том числе и самостоятельно (очень важное умение для последующих занятий исследовательской деятельностью).
Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся вкуса к предмету «истории», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. Так у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.
На этом уроке для объяснения нового материала использовалось мини-исследование. Так, совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, учащимися был проведён самостоятельный анализ документа, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии, а также последующие занятия по теме. Вот вам прямое доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами получения знаний) активизирует и стимулирует процессы осмысленного учения на уроках истории и обществознания у всех учащихся, независимо от их интеллектуального уровня.
Такие же мини-исследования можно предлагать продвинутым ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Но нужно помнить, что исследовательскую деятельность предваряет большая предварительная работа:
письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями, способности и интересы учащихся;
обсуждение работ,
выполнениезаданий, моделирующих исследование;
выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о фактах,событиях, личностях заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельный подбор материала.
Такая работа осуществляется на уроках истории и обществознания во внеклассной работе в 5 - 7 классах.
Работа над творческим и интеллектуальным потенциалом учащихся продолжается и на элективных курсах при предпрофильном и профильном обучении, в 9 – 11 классах. Элективные курсы дают возможность учащимся глубже изучать школьные предметы, определиться в дальнейшем в выборе профессии.
Элективные курсы по истории дают возможность учащимся по-новому взглянуть на привычный школьный предмет и соответственно проявить себя с новой стороны.
В 11 классе предлагается элективный курс «Россия в мире»,.Этот курс позволяет создать не только обучающую, но и развивающую среду для учеников. Дети учатся делать анализ событий, фактов, документов. Таким образом, дети развивают свои творческие и аналитические способности, учатся самостоятельности мышления.
Если определяться с технологией построения занятия, то можно сделать вывод, что занятие носит личностно ориентированную направленность. Но мне хочется обратить внимание на те этапы занятия, когда учащиеся ставились перед необходимостью решить проблемную задачу, провести самостоятельное исследование по микротеме.
На втором этапе занятия учащимся не просто предлагалось творческое задание с целью проверить их запас умений и навыков по теме, но им нужно было к тому же проявить себя как индивидуальностям – вот вам психолого-педагогическая проблема. На третьем этапе были представлены самостоятельные мини-проекты учащихся составление презентаций «Культура России X – XXIвека», и дети достойно справились с таким видом деятельности. Причём дети самостоятельно приготовили для иллюстрации своих мини-проектов компьютерные презентации. На этапе закрепления использовались групповая и индивидуальная формы работы. И создание синквейна представляло одновременно и проблему, которую необходимо было решить, и возможность ещё раз проявить себя как личности, и, конечно же, это нестандартный способ контроля полученных знаний.
Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися лишь третий год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно (учебно) -исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.
Я считаю, что исследовательская деятельность учащихся – это конечная цель изучения любого учебного предмета. Это та деятельность, которая помогает самосовершенствоваться ученику, будит в нём неподдельный интерес к получению новых знаний, даёт возможность проявиться всем лучшим качествам в нём, то есть способствует развитию его талантов. А ведь это и есть главная цель моей преподавательской деятельности.
III. Результативность реализации опыта
Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно исследовательскую деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Кроме того, повышается работоспособность учащихся, повышается интерес к предмету, развиваются память, речь, а также способности восприятия и переработки информации. Всё вместе способствует самоопределению учащихся, выбору дальнейшего жизненного пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для развития творческих способностех учащихся на уроках изобразительного искусства
В данной статье рассматривается вопрос о развитии творческих способностей учащихся на уроках изо, через различные методы, приёмы, задания....
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий
В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления....
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение....
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях введения ФГОС
Статья для выступления на круглом столе "Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся в рамках ФГОС...
Городской семинар в рамках "Школы новых технологий" по теме:"Создание условий для развития творческого потенциала и мотивации детей"
Создание на уроке мини-проекта с использованием материалов о жизни и творчестве великой французской певицы Эдит Пиаф....
Учебный проект как способ развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.
в статье рассматриваются проблемы организация работы над учебным проектом в школе, приводтся примеры проектов, выполненных учащимися по УМК «Английский в фокусе». Ваулина Юлия Евгеньевна, Дули Дженни,...
Формирование творческого и интеллектуального потенциала учащихся как фактор успеха и развития гимназии
Интеллектуальный и творческий потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с ра...