Формирование творческого и интеллектуального потенциала учащихся как фактор успеха и развития гимназии
статья
Интеллектуальный и творческий потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_formirovanie_tvorcheskogo_i_intel_potentsiala_evseeva.docx | 71.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование творческого и интеллектуального потенциала учащихся как фактор успеха и развития гимназии
Евсеева О.Н., заместитель директора по УМР
МАОУ гимназии № 5 г. Новороссийска
Гении не падают с неба, они должны иметь
возможность образоваться и развиться.
А. Бебель
Интеллектуальный и творческий потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В МАОУ гимназии № 5 действует программа «Одарённые дети», целью которой является выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития. Основными задачами программы являются:
- реализация принципа системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;
- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.
- изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;
- совершенствование системы подготовки учителей через педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации;
- внедрение в учебно-воспитательные отношения всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
В своей работе с одаренными детьми педагогический коллектив МАОУ гимназии № 5 руководствуется принципами педагогической деятельности:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
- Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- факультативы;
- конкурсы;
- работа НОУ;
- курсы по выбору, элективные курсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- занятия в профильных классах;
- интеллектуальные марафоны и др.
На базе гимназии работают две школьные площадки «Студия эстетического воспитания «Маленькая страна». Формирование творческой личности школьников средствами театрализованной деятельности» и «Студия эстетического развития «Исток». Формирование творческих способностей у младших школьников в рамках изучения краеведения».
С 2008 года МАОУ гимназия № 5 сотрудничает с Н(Ч)ОУ «Центр Бернулли», директором которой является кандидат физико-математических наук, тренер сборной Краснодарского края по подготовке к участию во всероссийской олимпиаде школьников по математике Федоренко Игорь Владимирович. Это даёт возможность нашим учащимся улучшить свои математические компетентности и участвовать в престижных российских и международных математических соревнованиях: олимпиадах в России, Сербии, Болгарии, Германии. Османкин Евгений – победитель немецко-российской математической олимпиады. Османкин Евгений, Левин Лев стали призёрами всероссийской олимпиады школьников по математике в 2015 году.
В 2014-15 учебном году учащиеся гимназии завоевали 6 дипломов победителей и 64 диплома призёров муниципального этапа всероссийской и региональных олимпиад школьников по разным предметам, на региональном уровне – 5 победителей и 29 призёров,2призёра всероссийской олимпиады школьников по математике. Черкашин Вячеслав - победитель Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеева.Володина Мария - победитель краевой научно-практической конференции «Эврика» в 2015 году в секции «Химия»; победитель краевой научно-практической конференции Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани в секции «Химия». Тышко Анастасия - победитель краевой научно-практической конференции Малой сельскохозяйственной академии учащихся Кубани в 2014-2015 учебном году в секции «Ветеринарная медицина». Кузнецова Арина – диплом II степенив интеллектуальных соревнованиях молодых исследователей в рамках Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» ЮФО в секции «Химия и химические технологии»; лауреат премии администрации Краснодарского края в области качества в 2015 году. Османкин Евгений, Черкашин Вячеслав стали обладателями премии Президента РФ в поддержку талантливой и одарённой молодёжи. Володина Мария - лауреат премии администрации Краснодарского края в 2015 году. По решению коллегии министерства образования и науки Краснодарского края от 29 января 2015 г. МАОУ гимназия № 5 муниципального образования город Новороссийск вошла в «Перечень 100 муниципальных и государственных общеобразовательных организаций Краснодарского края, обеспечивающих высокий уровень подготовки выпускников».Мы гордимся своими учениками! Наш девиз: «Успех гимназии – в победах наших учеников!»
Список литературы:
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. – М., 1993. – 127 с
- Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов / Под ред. Е.А. Козыревой. – М., 2000. – 102 с.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М., 2000. – 320 с.
- Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 2000, 136с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся через использование современных образовательных технологий
В статье описано применение современных образовательных технологий на уроках математики в классах физико-математического направления....
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение.
Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ-технологий в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение....
Формирование приёмов мыслительной деятельности - основа развития мышления, творческих и интеллектуальных способностей учащихся
Считаю, что создание проблемной ситуации на уроке побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, в ходе решения которой они овладевают мыслительными приемами: а...
Исследовательская работа как способ развития интеллектуального потенциала учащихся при изучении русского языка
Из опыта работы....
Учебный проект как способ развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.
в статье рассматриваются проблемы организация работы над учебным проектом в школе, приводтся примеры проектов, выполненных учащимися по УМК «Английский в фокусе». Ваулина Юлия Евгеньевна, Дули Дженни,...
Создание условий для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся
Школа нового времени должна раскрывать личность ребёнка, воспитывать в детях интерес к учёбе, должна быть образовательной системой, адекватной нашей жизниК сожалению, наша современная школа не всегда ...
«Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»
Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знан...