«Проектная деятельность учителя-логопеда по обогащению и активизации лексики» (из опыта работы)
статья на тему
Данное выступление описывает работу учителя-логопеда по использованию метода проектирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_proekty_avtosohranennyy.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Звездочка» г. Зернограда
«Проектная деятельность
учителя-логопеда по обогащению и активизации лексики»
(из опыта работы)
Подготовила:
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Хилай Марина Аркадьевна
2016
Проектирование сегодня занимает особое место в дошкольном образовании. Это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления в различных сферах жизни.
Суть «метода проектов» состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, т.е. главный результат применения данного метода - это способность и готовность обучающегося к эффективной и продуктивной деятельности во всевозможных социально-значимых ситуациях.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В настоящее время для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе, наряду с исправлением речи, часто используется исследовательская работа. Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей. Поэтому важна роль учителя-логопеда в проектной деятельности:
- помогает выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
- подсказывает, какие материалы можно использовать;
- планирует обучение, игры и другие виды деятельности, которые можно включить в проект;
- определяет, кого из взрослых можно привлечь к осуществлению проекта;
- координировать весь процесс творческой деятельности;
- помогать детям в поиске источников информации;
- самому быть источником информации;
- поддерживать и поощрять активность детей в работе над проектом.
Работая в этом направлении, мною совместно с воспитателями группы «Искорки», детьми и при участии родителей были созданы и реализованы в 2014 -2015 учебном году творческие проекты «День матери», «День Земли», «Неделя памяти».
Актуальность данных проектов заключается в том, что уровень словарного запаса, развития связной речи дошкольников с ОНР не достаточен для общения со сверстниками, успешного обучения в школе. Также нарушен семантический компонент речи детей (значение слов). Поэтому мы также обращали внимание на знание и практическое использование детьми слов – синонимов, антонимов, многозначных слов.
Общая цель проектов: создать образовательное пространство в группе по развития связной речи, обогащению и активизации словарного запаса дошкольников с ОНР.
Задачи:
• Подобрать и оформить дидактические игры и пособия по развитию и активизации словарного запаса.
• Оформить альбомы: «Помним, скорбим» фотоальбом «Моя семья», «Планета Земля».
• Оформить картотеку игр со словами.
• Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и пособий, способствующих развитию лексического запаса детей.
• Обобщить знания педагогов о семантическом компоненте речи.
Все проекты краткосрочные, творческие, групповые.
Основными принципами реализации проектов являлись: принцип доступности, гуманистичности, деятельности, принцип интеграции, системности, преемственности.
Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы использовали методы и приемы:
- словесные (пословицы, загадки, поговорки, стихи, рассказы);
- наглядные (демонстрационный материал);
- практические (настольные, дидактические игры и упражнения, кроссворды, ребусы).
Предполагаемый результат:
• повысится уровень развития связной речи дошкольников, расширить и активизировать словарный запас.
• подготовить дошкольников к дальнейшему успешному обучению в школе.
• включить в образовательный процесс родителей.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап (сбор информации по темам).
1. Поиск и изучение эффективных технологий и методик развития словарного запаса дошкольников.
2. Обоснование путей реализации проекта (составление паспорта проектов).
II. Основной (практический) .
1. Составление перспективного плана работы (подбор материала, игр, упражнений и т.п.).
2. Работа с детьми:
– тематические занятия,
– самостоятельная творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование и т.д.),
– игры-соревнования,
– организация выставок.
3. Работа с педагогами:
– реализация проектов по плану.
4. Работа с родителями:
– консультации по развитию словарного запаса,
– создание папок-передвижек,
– индивидуальные консультации и беседы,
– конкурс на лучшие рисунки, стихи по темам,
– привлечение родителей к изготовлению пособий по темам.
III. Заключительный этап. Подведение итогов
• презентация проекта,
• выставка альбомов, папок-передвижек, игр и пособий,
• конкурс семейного творчества «Мама – лучшая на свете», «Мой дом – Земля»,
• проведение совместных праздников «Мама – первое слово», «День Победы», «День Земли».
В результате работы над проектом:
• у детей повысился уровень развития связной речи (это показала итоговая диагностика),
• созданы папки-передвижки по темам,
• родителями изготовлены дидактические игры и пособия, способствующие развитию словарного запаса,
• разработан консультационный материал для родителей и педагогов,
Дальнейшее развитие проекта:
- публикация проекта;
- проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
- разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.
Предполагаемое использование данного проекта:
- в работе с вновь прибывающими дошкольниками;
- внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
- обмен опытом с коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль проектно-исследовательской деятельности в обогащении ментального опыта учащихся"
Т.Е. Галатоноваучитель технологии высшей категории МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковойпобедитель ПНПО 2009 г. Нижний Новгород Роль проектно-исследовательской деятельности в обогащении ментальног...
Проектная деятельность на уроках географии в 5 классе (из опыта работы)
Презентация для коллег...
Статья из опыта работы "Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся при изучении химии посредством проектно-исследовательской деятельности"
Проектная деятельность способствует формированию нового типа обучающихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом са...
«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)
В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...
Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (описание опыта работы)
Описание опыта работы по применению проектной технологии на уроках русского языка и литературы...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике. (Из опыта работы)
Выполнение пректно-исследовательских работ на уроках физики является одним из современных направлений в системе образования. Данная публикация содержит материал, который раскрывает формы проектн...