Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике. (Из опыта работы)
статья по физике
Выполнение пректно-исследовательских работ на уроках физики является одним из современных направлений в системе образования. Данная публикация содержит материал, который раскрывает формы проектно-исследовательской деятельности на уроках физики .Итогом такой работы является повышение мотивации к изучению физики, развитие творческих и исследовательских способностей, умение применять свои знания в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике. | 30.64 КБ |
publikatsiya.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя физики МБОУ Школы №22 г.о. Самара
Воронковой Елены Викторовны.
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике.
Одним из основных принципов дидактики является принцип связи обучения с жизнью. В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся.
Я. А. Коменский считал, что ученик легче усваивает учебный материал, если показать, какую пользу имеет этот материал в повседневной жизни. Он предлагал придерживаться этого правила в грамматике, и в диалектике, и в математике, и в физике.
Необходимость приобщения учащихся к проектно- исследовательской деятельности вызвана высокими требованиями современного мира к выпускникам школ. Если раньше выпускнику для самореализации, профессионального самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть определенной суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого недостаточно.
Современные выпускники должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Основным средством формирования универсальных учебных действий(УУД), согласно новым Стандартам, является системно - деятельностный подход, методом реализации которого является проектно-исследовательская деятельность. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
1)постановку проблемы, 2) поиск информации по данной проблеме,3) овладение методикой исследования, 4)сбор собственного материала, его анализ, обобщение, 5) создание конечного продукта.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Дети становятся более изобретательными в поиске решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
Проектно-исследовательская деятельность способствует:
Формированию личностных УУД:
• формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• воспитание целеустремлённости и настойчивости
• повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)
Формированию коммуникативных УУД:
• умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи, вести диалог;
• приобретение навыков публичного выступления (ораторское искусство);
• умение работать в группе, в команде;
• доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
Формированию регулятивных УУД:
• умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формированию познавательных УУД
• Сбор, систематизация, классификация, анализ и использование информации.
• Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
Использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил:
«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Физика — наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении физики — необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной, интересной и полезной с точки зрения практической направленности.
На уроках физики проектно-исследовательская деятельность имеет широкое применение. Поделюсь опытом своей работы в этом направлении.
На начальном этапе изучения физики в 7-8 классах одной из форм проектно-исследовательской деятельности являются написание рассказов и сочинений об изучаемом физическом явлении. Поиск загадок, народных примет, пословиц связанных с физикой вызывает у ребят интерес к предмету.
Еще одной формой работы, которая нравится ученикам и позволяет им осваивать приемы проектно-исследовательской деятельности, является создание самодельных приборов, подготовка занимательных опытов (с последующей демонстрацией в классе) и выполнение домашних экспериментальных заданий. Так, например, после изучения темы «Атмосферное давление», семиклассникам предлагается создать модель фонтана из подручных материалов и разработать проект фонтана, который может быть построен на своем дачном участке, а после изучения темы «Закон Паскаля»- модель «Картезианского водолаза» .
При изучении оптических явлений в 8классе, ребятам предлагаю подготовить проект-презентацию «Оптические иллюзии». Материал, собранный ребятами по данной теме, разнообразен. Он отражает не только забавный аспект этой темы , но и практический : применение оптических иллюзий в архитектуре, изобразительном и цирковом искусстве, моде, кинематографии и в военном деле. Изобретательская работа способствует развитию у учащихся новых интересов к физике, любознательности, инициативы, приводит к расширению их теоретических и технологических знаний.
При изучении темы :«Работа и мощность тока» ребята выполняют: Краткосрочный исследовательский ( индивидуальный) проект по теме «Расчет стоимости электроэнергии», (8 класс), продолжительностью 3 урока.
1-й урок: сбор информации (количество лампочек в квартире, их мощность, примерное время работы за 1 день, действующий тариф, необходимые формулы для расчета).
Обсуждают план действий для достижения поставленной цели.
Цель: рассчитать стоимость электроэнергии, израсходованной всеми лампочками в вашей квартире за 1 неделю, предложить способы экономии.
1 урок : учитель контролирует ход обсуждения. Проводит инструктаж
2 урок: обработка собранной информации, выполнение расчетов.
Разработка памятки по экономии электроэнергии выполняется в качестве домашнего задания
Консультирует, направляет действия учеников. Предоставляет дополнительный материал.
Представление результатов.
3-й урок: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Выставляет оценку (с учетом правильности проводимых расчетов)
При выполнении проектно-исследовательских работ ребятами 9-х классов, у них возникает необходимость серьезной работы с литературой. Приобщаясь к научному поиску, дети учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Они учатся классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Они обучаются умению излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. Вся эта работа ведет к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках физики и связи ее с другими науками. В качестве примера хочу привести создание учащимися следующих проектов:
« Влияние электромагнитного излучения на скорость прорастания семян пшеницы». Цель проекта: доказать, что электромагнитное излучение (ЭМИ) положительно влияет на рост проростков пшеницы.
Задачи проекта:
- Самостоятельное приобретение теоретических знаний по теме электромагнитные излучения из научной литературы.
- На основе анализа информационных источников выяснить, какое влияние оказывают ЭМИ на биологический процесс.
- Провести эксперимент в домашних условиях по исследованию влияния ЭМИ на рост и развитие проростков пшеницы.
- Проанализировать результаты эксперимента.
- Сделать выводы, составить таблицу и графики.
Основные методы исследования:
- Ежедневные наблюдения и измерение роста проростков пшеницы из облученных и необлученных семян.
- Измерение скорости роста проростков.
- Статистическая обработка данных по методике Т.Я. Ашихминой.
Практическая значимость исследования : Результаты исследования могут быть использованы в практике сельского хозяйства для увеличения скорости и степени прорастания семян культурных растений.
В представленной работе достигнуты поставленные цели. Показано положительное влияние ЭМИ на рост проростков пшеницы, определено численное значение данного влияния. Приобретены теоретические знания по теме «Электромагнитные излучения и их воздействие на биологические объекты» из научной литературы. На основе анализа информационных источников показан механизм воздействия ЭМИ на биологический процесс. Был проведен эксперимент в домашних условиях по исследованию влияния ЭМИ на рост и развитие проростков пшеницы и проанализированы его результаты. На основании результатов эксперимента сделаны выводы, составлены таблица, график.
«Какую роль играет влажность в жизнедеятельности человека», «Звуковые волны низкой звуковой частоты и ее влияние на здоровье человека», «Неньютоновские жидкости . Их свойства и использование», индивидуальный проект по теме: «Физика в пословицах и поговорках», конечным продуктом которого явился сборник пословиц и поговорок, с пояснением физических явлений, иллюстрациями. Учащимися 10 класса был подготовлен групповой творческий проект посвященный 60летию запуска первого искусственного спутника Земли. Старшеклассники выступали перед учащимися 5-11 классов. Теоретическая часть проекта включает в себя историческую и современную концепцию развития космической отрасли, содержащую видеофрагменты, презентацию. Ребята подготовили викторину , с учетом возрастных особенностей участников. Итогом явилось награждение победителей викторины и ребят, сделавших лучшие модели спутников.
Практика показывает, что проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеет способами целенаправленной деятельности, готов к сотрудничеству и взаимодействию, наделен опытом самообразования. Молодые люди, способные принимать адекватные, быстрые, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и высокий уровень социализации.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя физики МБОУ Школы №22 г.о. Самара
Воронковой Елены Викторовны.
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся в ходе обучения физике.
Одним из основных принципов дидактики является принцип связи обучения с жизнью. В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся.
Я. А. Коменский считал, что ученик легче усваивает учебный материал, если показать, какую пользу имеет этот материал в повседневной жизни. Он предлагал придерживаться этого правила в грамматике, и в диалектике, и в математике, и в физике.
Необходимость приобщения учащихся к проектно- исследовательской деятельности вызвана высокими требованиями современного мира к выпускникам школ. Если раньше выпускнику для самореализации, профессионального самоопределения и карьерного роста достаточно было овладеть определенной суммой знаний, быть трудолюбивым и послушным, то теперь этого недостаточно.
Современные выпускники должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями.
Основным средством формирования универсальных учебных действий(УУД), согласно новым Стандартам, является системно - деятельностный подход, методом реализации которого является проектно-исследовательская деятельность. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
1)постановку проблемы, 2) поиск информации по данной проблеме,3) овладение методикой исследования, 4)сбор собственного материала, его анализ, обобщение, 5) создание конечного продукта.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Дети становятся более изобретательными в поиске решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
Проектно-исследовательская деятельность способствует:
Формированию личностных УУД:
• формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;
• воспитание целеустремлённости и настойчивости
• повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)
Формированию коммуникативных УУД:
• умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи, вести диалог;
• приобретение навыков публичного выступления (ораторское искусство);
• умение работать в группе, в команде;
• доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать
Формированию регулятивных УУД:
• умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
• формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени
Формированию познавательных УУД
• Сбор, систематизация, классификация, анализ и использование информации.
• Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
Использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил:
«Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Физика — наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация проектно-исследовательской деятельности учащихся при изучении физики — необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной, интересной и полезной с точки зрения практической направленности.
На уроках физики проектно-исследовательская деятельность имеет широкое применение. Поделюсь опытом своей работы в этом направлении.
На начальном этапе изучения физики в 7-8 классах одной из форм проектно-исследовательской деятельности являются написание рассказов и сочинений об изучаемом физическом явлении. Поиск загадок, народных примет, пословиц связанных с физикой вызывает у ребят интерес к предмету.
Еще одной формой работы, которая нравится ученикам и позволяет им осваивать приемы проектно-исследовательской деятельности, является создание самодельных приборов, подготовка занимательных опытов (с последующей демонстрацией в классе) и выполнение домашних экспериментальных заданий. Так, например, после изучения темы «Атмосферное давление», семиклассникам предлагается создать модель фонтана из подручных материалов и разработать проект фонтана, который может быть построен на своем дачном участке, а после изучения темы «Закон Паскаля»- модель «Картезианского водолаза» .
При изучении оптических явлений в 8классе, ребятам предлагаю подготовить проект-презентацию «Оптические иллюзии». Материал, собранный ребятами по данной теме, разнообразен. Он отражает не только забавный аспект этой темы , но и практический : применение оптических иллюзий в архитектуре, изобразительном и цирковом искусстве, моде, кинематографии и в военном деле. Изобретательская работа способствует развитию у учащихся новых интересов к физике, любознательности, инициативы, приводит к расширению их теоретических и технологических знаний.
При изучении темы :«Работа и мощность тока» ребята выполняют: Краткосрочный исследовательский ( индивидуальный) проект по теме «Расчет стоимости электроэнергии», (8 класс), продолжительностью 3 урока.
1-й урок: сбор информации (количество лампочек в квартире, их мощность, примерное время работы за 1 день, действующий тариф, необходимые формулы для расчета).
Обсуждают план действий для достижения поставленной цели.
Цель: рассчитать стоимость электроэнергии, израсходованной всеми лампочками в вашей квартире за 1 неделю, предложить способы экономии.
1 урок : учитель контролирует ход обсуждения. Проводит инструктаж
2 урок: обработка собранной информации, выполнение расчетов.
Разработка памятки по экономии электроэнергии выполняется в качестве домашнего задания
Консультирует, направляет действия учеников. Предоставляет дополнительный материал.
Представление результатов.
3-й урок: презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Выставляет оценку (с учетом правильности проводимых расчетов)
При выполнении проектно-исследовательских работ ребятами 9-х классов, у них возникает необходимость серьезной работы с литературой. Приобщаясь к научному поиску, дети учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Они учатся классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Они обучаются умению излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. Вся эта работа ведет к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках физики и связи ее с другими науками. В качестве примера хочу привести создание учащимися следующих проектов:
« Влияние электромагнитного излучения на скорость прорастания семян пшеницы». Цель проекта: доказать, что электромагнитное излучение (ЭМИ) положительно влияет на рост проростков пшеницы.
Задачи проекта:
- Самостоятельное приобретение теоретических знаний по теме электромагнитные излучения из научной литературы.
- На основе анализа информационных источников выяснить, какое влияние оказывают ЭМИ на биологический процесс.
- Провести эксперимент в домашних условиях по исследованию влияния ЭМИ на рост и развитие проростков пшеницы.
- Проанализировать результаты эксперимента.
- Сделать выводы, составить таблицу и графики.
Основные методы исследования:
- Ежедневные наблюдения и измерение роста проростков пшеницы из облученных и необлученных семян.
- Измерение скорости роста проростков.
- Статистическая обработка данных по методике Т.Я. Ашихминой.
Практическая значимость исследования : Результаты исследования могут быть использованы в практике сельского хозяйства для увеличения скорости и степени прорастания семян культурных растений.
В представленной работе достигнуты поставленные цели. Показано положительное влияние ЭМИ на рост проростков пшеницы, определено численное значение данного влияния. Приобретены теоретические знания по теме «Электромагнитные излучения и их воздействие на биологические объекты» из научной литературы. На основе анализа информационных источников показан механизм воздействия ЭМИ на биологический процесс. Был проведен эксперимент в домашних условиях по исследованию влияния ЭМИ на рост и развитие проростков пшеницы и проанализированы его результаты. На основании результатов эксперимента сделаны выводы, составлены таблица, график.
«Какую роль играет влажность в жизнедеятельности человека», «Звуковые волны низкой звуковой частоты и ее влияние на здоровье человека», «Неньютоновские жидкости . Их свойства и использование», индивидуальный проект по теме: «Физика в пословицах и поговорках», конечным продуктом которого явился сборник пословиц и поговорок, с пояснением физических явлений, иллюстрациями. Учащимися 10 класса был подготовлен групповой творческий проект посвященный 60летию запуска первого искусственного спутника Земли. Старшеклассники выступали перед учащимися 5-11 классов. Теоретическая часть проекта включает в себя историческую и современную концепцию развития космической отрасли, содержащую видеофрагменты, презентацию. Ребята подготовили викторину , с учетом возрастных особенностей участников. Итогом явилось награждение победителей викторины и ребят, сделавших лучшие модели спутников.
Практика показывает, что проектно-исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеет способами целенаправленной деятельности, готов к сотрудничеству и взаимодействию, наделен опытом самообразования. Молодые люди, способные принимать адекватные, быстрые, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и высокий уровень социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация Проектно-исследовательской деятельности при обучении математике (из опыта работы).
Выступлен ие на межрегиональном семинаре учителей математики....
Тема «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Модернизация российского образования требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Обращение к таким формам обучен...
Презентация к мастер-классу по теме «Применение технологии проектного обучения через организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся».
Презентация педагогического опыта учителем биологии и химии Адамовой С.А....
Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)
Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г. Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень. Альб...
Из опыта работы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по технологии
Выступление по теме "Из опыта работы организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по технологии" на VIII Фрадковских педагогических чтениях "Мои первые открытия: путь...
Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)
Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...
Формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности (из опыта работы)
Данная работа показывает формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся по географии экологической направленности. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных ...