Базовые компетентности педагога. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
учебно-методический материал на тему
Выступление на педагогическом совете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete_30.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете 30.12.2015 Карчёвой А.С.
Тема: Базовые компетентности педагога. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений.
Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты является одной из базовых компетентностей педагога. Безусловно, в данном случае обеспечивается реализация принципа академических свобод на основе индивидуальных образовательных программ. Без умения разработать образовательную программу в современных условиях невозможно организовать образовательный процесс. Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развития обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. В своей работе над образовательной программой я в первую очередь изучаю образовательный стандарт и примерную программу. Руководствуясь этим, я создаю свою собственную программу, учитывая индивидуальные характеристики обучающихся. К сожалению, в связи с отсутствием параллелей классов, невозможно сделать несколько образовательных программ на класс, учитывая разные возможности обучающихся, поэтому приходится разрабатывать одну программу, примерно ориентируясь на уровень обученности каждого класса. В разработке моей образовательной программы обучающиеся и их родители участия не принимают, но принимает участие заместитель директора по УВР, которая смотрит программу, сверяет соответствие образовательной программы образовательному стандарту и примерной образовательной программе.
Выбор учебников и учебных комплектов, безусловно, является составной частью разработки образовательных программ. Но в нашем случае мы не можем выбрать учебники, мы работаем по тем учебникам, которые закупила школа. Несмотря на это, я знакома со всеми УМК по английскому языку, которые используются в нашей республике. Могу отметить тот факт, что УМК «Enjoy English», по которому я работаю, является оптимальным для наших обучающихся. Это достаточно интересный учебник, соответствует возрасту обучающихся, в нем присутствуют все типы заданий для организации современного урока, соответствующего требованиям ФГОС. Как учитель английского языка, не могу отметить тот факт, что на начальном этапе во втором классе обучение чтению происходит на основе транскрипции, что полностью отсутствует в УМК «New Millennium English», где обучения чтению нет как такового, ученики запоминают образы слов. В отличие от УМК «Spotlight», широко применяемого в республике, УМК «Enjoy English» проще для восприятия обучающихся, но это совсем не значит, что он не может дать необходимый уровень знаний для ЕГЭ и ГИА. Для каждого класса разработаны рабочие тетради, аудиоприложение, тетради для контрольных работ, книги для чтения, тесты по ФГОС, которые мы активно пишем со школьниками. Мне особенно нравится, что есть диски с обучающей программой (у меня со второго по четвёртый класс), которые можно использовать как на уроках, так и дома в качестве тренажёра (учащиеся четвертого класса скинули их на флешки и дома тренируются). Рабочие тетради к учебнику отражают пройденный на уроке материал, задания в них дифференцируются по сложности, что даёт возможность выбора.
Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. Педагогу приходится постоянно принимать решения, например, как установить дисциплину на уроке. Проблема дисциплины на уроках волнует многих – как начинающих учителей, так и педагогов со стажем. Особенно остро эта задача стоит в среднем звене – подростки часто становятся неуправляемыми и не слушают своих учителей.
Чёткое поэтапное распределение времени на уроке стимулирует учащихся к более ответственному подходу к процессу обучения.
Разнообразные методы и средства обучения на уроке. Чем интереснее урок, тем меньше времени остаётся ученикам для посторонних занятий. Нужно стараться включить всех учащихся в ход урока, не ограничиваясь общением с сильными учениками и игнорированием слабых учеников. В этом случае может помочь творческая групповая работа.
Необходимо уважать личность ребёнка. Наша задача видеть личность в каждом ученике, даже если он двоечник и хулиган. Дети чувствуют отношение к себе и отвечают, как правило, взаимностью.
Действия учителя должны иметь чёткую направленность и нести смысловую нагрузку. Если учащиеся заметят, что вы сами не знаете, что дальше делать на уроке, дисциплина будет утеряна. Поэтому необходим чёткий поурочный план действий.
Если учащиеся мешают вести урок, не следует продолжать объяснение в шуме и крике. Следует выждать паузу и, когда наступит тишина, спокойно объяснить, что в такой обстановке вы не будете вести урок. Как правило, это действует, и дети успокаиваются.
Не всегда мы сами можем контролировать ситуацию с поведением учащихся на уроках. В этом случае мы информируем классного руководителя, родителей и администрацию и совместно ищем выход из сложившейся ситуации. В начальной школе хорошо действуют игровые системы педагогического воздействия: система штрафов, доска позора, выдача красных карточек и т.д.
Конечно, мы можем поставить двойку в журнал, но проблему дисциплины это не решит, поэтому нужно искать различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности учащихся в предмете.
Ещё одна из проблем – мотивация академической активности учащихся. Для повышения мотивации нужно обеспечить у учеников ощущение успеха, продвижения вперед, именно поэтому нужно дифференцировать задания по сложности, организовать позитивное отношение к предмету в целом, заинтересовать предметом, применяя все возможные средства обучения, самому учителю быть заинтересованным в успехах учеников по предмету, мотивировать каждого ученика, опираясь на его личные мотивы. Для повышения мотивации можно применить различные приёмы, например, обращение к жизненному опыту детей. Это важно и тем, что учащиеся видят применение получаемых знаний. Я мотивирую компьютерными играми, современными гаджетами, где много информации на английском языке, иностранной музыкой, чтобы понимали, о чём поется в песне, путешествиями за границу, где основным языком общения является английский, повышением престижа нашей страны в глазах иностранцев. Ролевой подход и деловая игра также способствуют повышению мотивации. Мы рассматриваем различные ситуации: в магазине, в аэропорту, в билетной кассе и т.д. и видим применение английского языка в жизни. Игры и конкурсы способствуют повышению мотивации. В своей работе я использую следующие игры: подбери рифму, цепочка слов, найди лишнее слово, лексическое лото ( когда слова написаны на карточках на русском языке, а я называю их по-английски, учащиеся отмечают названные мной слова, 5 слов на карточках остаются неназванными). По окончании изученной темы на уроках обобщения пройденного материала проводятся игры, викторины, где дети с удовольствием принимают участие, в старших классах провожу КВНы, игры («Сто к одному», «Брейн-ринг»), командные соревнования. Учащиеся, как правило, активны, они знают, что победители получат хорошие отметки в журнал, и я знаю, что школьники повторят пройденный за четверть материал.
Немаловажно вызвать интерес к уроку. Во-первых, необходимо вызвать интерес к стране изучаемого языка: истории, культуре, традициям. В младших классах мы много поём, играем. В среднем звене знакомимся с традициями, праздниками, достопримечательностями, историческими фактами. В старших классах изучаем систему образования, сравниваем с нашей страной. Во всех случаях главное ярко и наглядно представить материал и обязательно сравнить с нашей страной. К примеру, в 5 классе мы познакомились с Хэллоуином и Рождеством, сравнили с нашим Рождеством и Новым годом, сравнили праздничный стол и атрибуты праздника в Англии и России. Более того, изучение этой темы закончилось проектом о праздновании Нового года и Рождества в разных странах. Учащиеся подготовили презентации, рисунки и, естественно, расширили свой кругозор и проявили заинтересованность.
Остро стоит вопрос о том, как обеспечить понимание предмета. Чтобы понимать предмет, прежде всего, его нужно знать. А чтобы знать, надо учить, внимательно слушать объяснения учителя, делать необходимые записи в тетради, выполнять домашние задания. Если что-то непонятно на уроке, надо вовремя задавать вопросы и не бояться подойти к учителю перед уроком или после него.
Показателем оценки компетентности учителя являются знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения; владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций; владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила; знание критериев достижения цели; знание нетипичных педагогических ситуаций; примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций; развитость педагогического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертиза педагогической деятельности при аттестации педагогических работников общеобразовательных учреждений
В данном методическом пособии представлено описание структуры и содержания экспертного заключения на примере экспертного заключения на педагогического работника общеобразовательного учреждения по долж...
Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»
«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...
Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности
Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, ...
Разработка авторской программы внеурочной деятельности в 7 классе: «Решение задач повышенной сложности по алгебре»
В программе содержится пояснительная записка и календарно тематическое планирование внеурочной деятельности по алгебре, 34ч....
Педагогический проект "Разработка программы внеуроячной деятельности "Проба пера"
В материале содержится рабочая программа внеурочной деятельности "Проба пера" (первый год обучения)....
Рабочая программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности "Юный журналист"
Программа для реализации во внеурочной деятельности воспитателями, учителями коррекционных школ....
Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности «Решение генетических задач»
Программа имеет большое значение для более глубокого понимания учащимися закономерностей наследственности и изменчивости организмов, генетических основ медицины, эволюции, селекции....