Разработка авторской программы внеурочной деятельности в 7 классе: «Решение задач повышенной сложности по алгебре»
рабочая программа по алгебре (7 класс) на тему
В программе содержится пояснительная записка и календарно тематическое планирование внеурочной деятельности по алгебре, 34ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности по алгебре для учащихся 7 класса | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Михайловска Шпаковского района
Разработка авторской программы внеурочной деятельности в 7 классе: «Решение задач повышенной сложности по алгебре»
Разработала
учитель математики:
Колтун Светлана Николаевна
ноябрь 2017
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по алгебре» примыкает к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении. Распределение часов в 7 классе по темам дано из расчета 34 часов в год, из части, формируемой участниками образовательного процесса.
Цель: Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности. Повышение уровня математической культуры обучающихся.
Задачи:
- расширить рамки школьной программы;
- показать практическое значение уравнений в практической деятельности;
- развить интерес к математике;
- способствовать развитию логического мышления.
Формы проведения занятий: Сочетание индивидуальных форм с групповыми
Урок-конференция (защита творческих работ)
Результат работы обучащиюхся по данной программе должен быть таким: углубление материала основного курса, расширение кругозора; развитие логического мышления.
Инструментарием для оценивания результатов: тестирование; творческие работы.
В результате освоения содержания программы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
1)Познавательная деятельность. Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность.
2)Информационно-коммуникативная деятельность. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
3)Рефлексивная деятельность. Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Формирование ключевых компетентностей:
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов
Содержание программы спецкурса
7 класс. 34часов
I. Уравнения с одной переменной – 10часов.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия учащимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах= b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у учащихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач.
Цель:
- Систематизировать и обобщить сведения о решении уравнений с одной переменной. Научить применять признаки делимости чисел при решении заданий.
- Обучить детей действиям моделирования, развитие логического мышления при обучении построению вспомогательных моделей в процессе решения текстовых задач. Преодолеть психологическую "боязнь задачи".
- Вырабатывать умение распознавать и решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним; решать текстовые задачи алгебраическим методом: описывать реальную ситуацию в виде математической модели – линейного уравнения, решать полученное уравнение и интерпретировать результат.
II. Линейное уравнение с одной переменной, как математическая модель реальной ситуации – 14часов.
Понятие математической модели. Этапы составления математических моделей. Решение задач с выделением этапов моделирования.
Цель:
1.Овладение умениями выделять главное в тексте задачи и понимания поставленного вопроса;
2. Формирование умения устанавливать связи между отдельными понятиями и формулами:
3. Формирование умения создавать математическую модель к реальной ситуации;
4. Формирование у учащихся умения выбора рациональных операций;
5. Развитие социально личностных компетенций, включением в технологию деятельностного усвоения знаний работой в группах и парах;
6. Формирование устного и письменного языка, использования математической символики, доказательности и аргументации своих действий:
7. Продолжить формирование представлений о значимости алгебры как части общечеловеческой культуры.
III. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы-10часов.
Вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.Формируется умение строить график уравнения а + by = с, где а 0 или b 0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов дает возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Простейшие уравнения, содержащие модуль. Линейные уравнения, содержащие параметр. Решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Цель:
- Ознакомить учащихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
- Дать представление о классе задач с параметрами и модулем как об исследовательских задачах, показать основные способы. Познакомить со стандартные уравнениями содержащими параметр модуль.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание учебного материала | Количество часов, отводимое на выполнение | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. Линейное уравнение с одной переменной – 10часов. | ||||
1-2 | Уравнение и его корни. | 2 | 1 | 1 |
3-4 | Линейное уравнение с одной переменной. | 2 | 1 | 1 |
5-6 | Решение уравнений. | 2 | 1 | 1 |
7-8 | Линейное уравнение с параметром и модулем. | 2 | 1 | 1 |
9-10 | Решение различных уравнений. | 2 | 1 | 1 |
II. Линейное уравнение с одной переменной, как математическая модель реальной ситуации – 14часов. | ||||
11-12 | Понятие математической модели. | 2 | 1 | 1 |
13-14 | Этапы составления математических моделей. | 2 | 1 | 1 |
15-16 | Решение задач с составлением математической модели. | 2 | 1 | 1 |
17-18 | Решение задач с выделением этапов моделирования. | 2 | 1 | 1 |
19-20 | Решение задач с выделением этапов моделирования. | 2 | 1 | 1 |
21-22 | Решение задач с выделением этапов моделирования. | 2 | 1 | 1 |
23-24 | Решение задач с выделением этапов моделирования. | 2 | 1 | 1 |
III.Линейные уравнения с двумя переменными и их системы – 10часов. | ||||
25-26 | Линейное уравнение с двумя переменными. | 2 | 1 | 1 |
27-28 | График линейного уравнения с двумя переменными. | 2 | 1 | 1 |
29-30 | Системы линейных уравнений с двумя переменными. | 2 | 1 | 1 |
31-32 | Решение задач с помощью систем уравнений. | 2 | 1 | 1 |
33-34 | Защита творческих работ | 2 | - | 2 |
Тематика творческих работ (по выбору):.
- Диофантовы уравнения.
- Неопределенные уравнения
Ожидаемый результат
учащийся должен знать/понимать:
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости применения моделирования;
- значение математики как науки;
- значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
уметь:
- решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
Личностные результаты:
- независимость и критичность мышления;
- воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности;
- выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять план решения проблемы
- работая по плану, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
- в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать математические модели;
- уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
- отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
- критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- понимая позицию другого человека, различать в его речи мнение, доказательство, факты;
Предметные результаты:
- Уметь находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя различные методы: метод рассуждений; метод таблиц; метод графов; метод блок-схем; метод кругов Эйлера.
- оценивать логическую правильность рассуждений;
уметь применять свойства геометрических фигур при решении различных задач;
- уметь применять изученные методы решения текстовых задач;
- уметь составлять занимательные задачи;
- применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
- применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Планируемые результаты изучения курса:
Обучающийся научится:
- находить наиболее рациональные способы решения логических задач,
- применять свойства геометрических фигур при решении различных задач
- решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
- владеть алгоритмами простейших задач на построение и для решения текстовых задач
Выпускник получит возможность:
- научиться составлять занимательные задачи;
- углубить и развить представления о некоторых приёмах быстрых устных вычислений при решении задач
Литература для учителя:
- Г.И.Зубелевич «Занятия математического кружка», М. «Просвещение», 2005г
- Т.Д.Гаврилова «Занимательная математика на уроках в 5-11 классах», Волгоград, 2008.
- А.В.Фарков. «Внеклассная работа по математике», Москва, Айрис – пресс, 2007г
- С.В.Виноградов «Математика в 5-11 кл.», Волгоград, «Учитель», 2007г
- Никольская И.Л. Факультативный курс по математике.- Москва: «Просвещение», 1991.
- Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. - Москва: Просвещение», 1995.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. «Математическая шкатулка» , - Москва: «Просвещение», 1988.
- Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. - Москва: «Просвещение», 1990.
- Никольская И.Л. Факультативный курс по математике.- Москва: «Просвещение», 1991.
- Журнал «Математика в школе»,№5-1999г., Зиновьева Л.А., Щеглова Н.Д., Зиновьев А.И. «Уравнения, содержащие неизвестную под знаком модуля».
- Журнал «Математика в школе»,№9-2003г., Смоляков А.Н. «Уравнения и неравенства, содержащие знак модуля».
- Журнал «Математика в школе»,№9-2003г., Чаплыгин В.Ф. «Сравнение и классификация в упражнениях с модулями».
- Первое сентября. Математика.№44-2004г., Шестаков С. «Геометрический смысл модуля и его применение к решению уравнений и неравенств».
Литература для учащихся:
- «Задачи для подготовки к олимпиадам», Н.В.Заболотная. «Учитель», 2007
- «Математические олимпиады в школе», А.В.Фарков. М. Айрис – пресс, 2005 г.
- Детская энциклопедия “Педагогика”, Москва, 1972 г.
- Алгебра-7, Н.Я. Виленкин, ВО “Наука”, Новосибирск, 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по химии для 9 класса "Решение задач повышенной сложности"
Этот материал позволяет разработать программу элективного курса по химии для учеников 9 класса, выбравших данный предмет для сдачи в форме ГИА....
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"...
Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов «Решение задач повышенной сложности»
В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов...
Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
Программа краткосрочного элективного курса по химии на уроках предпрофильной подготовки (9 класс) "Решение задач повышенной сложности по химии с помощью уравнений и неравенств"
Рабочая программа для уроков предпрофильной подготовки по химии в 9 классе...
Программа внеурочной деятельности по физике в10 классе "Решение задач повышенной сложности"
Нестандартные задачи требуют нестандартного мышления, их решение невозможно свести к алгоритму. Поэтому наряду с традиционными методами необходимо вооружить у...
Программа внеурочной деятельности по математике "Решение задач повышенной сложности по математике для учащихся 10 класса"
Рабочая программа адресована учащимся, проявляющим интерес и склонность к изучению математики и желающих повысить свой математический уровень. Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с ...