Из опыта работы МОАУ СОШ №4 по метапредмету
опыты и эксперименты по теме

В докладе размещены сведения о работе школы над метапредметностью, результаты региональных метапредметных работ за два последних года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmet_doklad_moy.docx81.58 КБ
Файл meta.pptx494.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

Из опыта работы МОАУ СОШ №4 по метапредмету. 2015-1016гг.

Методическая деятельность  нашего педагогического коллектива в этом учебном году направлена на стимулирования метапредметной направленности процесса обучения. В рамках работы над метапредметным осознанием был проведён теоретический семинар с практическим представлением  из опыта работы педагогов по теме (ноябрь), выданы  и проанализированы открытые уроки на школьном уровне (декабрь), на сегодняшний день педагогическим коллективом изучен присланный из ИРО г. Благовещенска пакет документов по организации метапредметной деятельности на уроках, а вашему вниманию будут представлены открытые занятия как завершающие мероприятия по метапредмету «Земля».

Кто может дать чёткое определение понятию «метапредмет»? кто в своей деятельности ежеурочно работает над формированием метапредметных умений? Возможно, на эти вопросы однозначно могут ответить учителя начальных классов, которые не один год работают в рамках ФГОС, хотя и у них, наверняка есть открытые вопросы: как оценить метапредметное действие, какой специалист должен это делать? В ходе нашей сегодняшней работы мы будем искать ответы на данные вопросы.

Немного истории.

 Первым и наиболее известным метапредметом является «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного.

  • В России метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Всё это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлась тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными.

Таким образом, все новое это хорошо забытое старое, а на предметном обучении выросло несколько поколений.  А чтобы ввести метапредметное  обучение необходимо перестроить всю систему образования, и в первую очередь взгляды и подходы учителей. И если это произойдет, образование России, шагнёт далеко вперед. А сейчас от учителя, прежде всего, требуют результаты ЕГЭ и ГИА, поэтому в школах происходит «натаскивание» учеников на сдачу экзаменов. От этого напрямую зависит квалификация и заработная плата. Если новый стандарт будет внедрен в школы, а не останется на бумаге, то мы в итоге будем иметь не только новую систему преподавания, но и прежде всего умных, образованных учеников,  для которых учёба будет не в тягость.

Несколько слов  о том, как обстоят дела с метапредметом в нашей области.

Наша школа входит в число учреждений, реализующих основную образовательную программу основного образования в опережающем режиме.В октябре 2014 года Амурским областным институтом образования проведена стартовая комплексная метапредметная работа в 5-х, 6-х, 7-х классах пилотных школ.

В качестве диагностического инструментария были предложены комплексные работы с набором метапредметных заданий, кодификаторы, бланки ответов для обучающихся, методические рекомендации по проведению и анализу работы, ключи ответов к заданиям для проверки.

При подборе и составлении заданий комплексных работ использован банк методических материалов  Московского центра оценки качества образования. В ходе выполнения работы обучающиеся должны были показать уровень сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Общие результаты стартовой комплексной метапредметной проверочной работы в 2014 году.

В 2014 году в обследовании уровня сформированности метапредметных компетентностей  принимало участие 5465 обучающихся 5-7-х классов. Общие результаты, полученные в ходе обследования, позволяют сделать выводы о недостаточном уровне сформированности метапредметной компетентности. Лучший результат – 70,4% высокого и базового уровня – показали обучающиеся 7-х классов, наиболее низкий результат – 54,9% высокого и базового уровня и 45,1% низкого уровня – показали шестиклассники (рисунок 1). 

Анализ уровня выполнения отдельных заданий показывает, что лучше с отдельными заданиями справились пятиклассники – 34,1% невыполненных заданий, худший результат в шестых классах – 43,7% невыполненных заданий (рисунок 2).

 

Анализируя данные, полученные по итогам комплексной работы в экспериментальных и контрольных классах, можно заключить, что обучающиеся экспериментальных классов выполнили работу в среднем на 20% лучше, чем обучающиеся контрольных классов, особенно заметна эта разница в 7-х и 5-х классах (рисунки 3-5).

 

Рисунок 4

 

Рисунок 5

Наряду с этим в 5-х и 7-х классах результат стартовой работы ниже, чем результат итоговой работы, проведённой в мае 2014 года. С одной стороны, это закономерно, так как стартовая работа показывает остаточные компетентности после длительных летних каникул. С другой стороны, такой неутешительный результат свидетельствует о том, что в общеобразовательных организациях не проведён глубокий анализ итоговой весенней работы, учителями не сделаны необходимые выводы, они не использовали начало учебного года для стимулирования метапредметной направленности процесса обучения (рисунки 6-8).

 

 

Анализ стартовой комплексной метапредметной работы в 5 классе

Для обучающихся 5-х классов была составлена комплексная работа с опорой на метапредметные работы Московского центра оценки качества образования.

Стартовая комплексная метапредметная работа представляла 15 практико-ориентированных заданий интегрированного характера, 2 из которых связаны с предметной областью «Математика», 2 – с предметной областью «Русский язык», 3 – с предметной областью «Литература», 5 – «Биология», 2 – «Обществознание», 1 – «Технология».

Работу выполняли 3896 обучающихся из 112 5-х классов, из них 1341 ученик из классов, находящихся в «пилоте» с 2010 года. Общий показатель уровня сформированности метапредметных компетентностей:

•        высокий уровень – 8,2%;

•        средний уровень – 48,8%;

•        низкий уровень – 43,4% .

Выборка результата классов, прошедших в начальной школе обучение в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет убедиться, что их успехи несколько выше общего результата, но при этом, как уже было сказано выше, на несколько десятых ниже прошлогоднего.

•        высокий уровень – 12,4% (в прошлом году – 12,8%);

•        средний уровень – 51,6% (в прошлом году – 51,8%);

•        низкий уровень – 36%  (в прошлом году – 35,6%). (рисунок 9).

 

Сравнение качества (задания, выполненные полностью и частично) итоговой и стартовой работ показывает существенное снижение уровня владения метапредметными компетентностями на начало учебного года (рисунки 10,11).

 

Общий уровень сформированности отдельных универсальных учебных действий в 5-х классах составляет от 56 до 67,8 процентов. Устойчивее других навыки, связанные с познавательными компетентностями, ниже других – уровень регулятивных компетентностей (рисунок 12).

 

Качество выполнения заданий, ориентированных на отдельные предметные области, колеблется от 52,5% (русский язык) до 79,6% (биология). (рисунок 13).

 

Уже обозначенную тенденцию к некоторому понижению результатов метапредметной работы можно проследить при анализе качества выполнения отдельных заданий (рисунки 14-19).

 

 

 

Из представленных диаграмм видно, что достаточно высоко сформированы такие познавательные компетентности, как Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, Умение анализировать информацию, представленную в форме диаграммы, Умение извлекать нужную информацию из текста, Умение понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде и дать оценку позиции героя.

Крайне низкий результат показали пятиклассники в умении понимать и принимать учебную задачу и планировать её выполнение.

Итак, наш сегодняшний глоссарий.

  • Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них.
  • Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними.
  • Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

Основные понятия  метапредметной деятельности 

   «Мета» -(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

  Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

  Примерами метазнаний являются:

- Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);

- Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);

- Базы знаний, представления об их устройстве.

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:

- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);

- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);

- качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения.

 На основании вышесказанного метаумения – это не только познавательные умения и навыки, необходимые для изучения предметов, также они очень важны и в повседневной жизни.

А метадеятельность – это  универсальный способ жизнедеятельности каждого человека.

Особенности метаурока.

Проектирование урока в условиях введения ФГОС           

I.      Обязательные элементы урока:

        Инициирование процесса познания: удивление, провокация, парадокс

        Актуализация: определение затруднений с опорой на личный опыт и ранее изученный материал, выявление смыслов изучения данной темы лично для ученика

        Целеполагание: осуществляется учениками, учитель предлагает  ориентиры, которые помогут детям сформулировать цель изучения темы урока

        Проблематизация: «маячки» (ориентиры), с помощью которых школьники смогут сформулировать проблему/проблемный вопрос  

        Организация процесса мыследеятельности: задачи и задания, при выполнении которых идёт формирование одного/нескольких УУД, деятельность учеников носит продуктивный, творческий, нешаблонный характер  

        Трансформация незнания в метазнание: рефлексия способов деятельности

Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога.

Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся.

Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

День метапредметного осознания. 19 марта 2015г. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов Методический семинар.

Слайд 2

Где их взять (или как их разработать )? Каковы особенности метапредметного урока ? Что такое метапредметность , метапредметы ?

Слайд 3

Немного истории… Первый и наиболее известный метапредмет - это «Метафизика» Аристотеля. В переводе с древнегреческого метафизика означает «то, что после физики», и это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник Родосский, который собрал труды учёного. В России метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Всё это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлась тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными.

Слайд 20

Вывод: Из представленных диаграмм видно, что достаточно высоко сформированы такие познавательные компетентности, как Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, Умение анализировать информацию, представленную в форме диаграммы, Умение извлекать нужную информацию из текста, Умение понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде и дать оценку позиции героя. Крайне низкий результат показали пятиклассники в умении понимать и принимать учебную задачу и планировать её выполнение.

Слайд 21

Глоссарий Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.

Слайд 22

Основные понятия метапредметной деятельности «Мета» -(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность , метапредмет , метазнание , метаумение ( метаспособ ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью . Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является " надпредметной ". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…).

Слайд 23

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами , т.е. уровнем развития личности. Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним. Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего ». Примерами метазнаний являются: - Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними); - Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации); - Базы знаний, представления об их устройстве.

Слайд 24

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. Метаумения - присвоенные метаспособы , общеучебные , междисциплинарные ( надпредметные ) познавательные умения и навыки. К ним относятся: - теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.); - навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию); - критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); - творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми); - регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); - качества мышления (гибкость, антиконфоризм , диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).

Слайд 25

Вывод. Главные особенности метапредметов это: мыследеятельная организованность, деятельностные единицы содержания, наблюдение , ориентация на развитие у школьников базовых способностей , многообразие методических форм и приемов как со стороны учителя, так со стороны ученика, развитие профессионализма педагога, новые подходы в обучении.

Слайд 26

Особенности метапредметного урока

Слайд 27

Проектирование урока в условиях введения ФГОС I. Обязательные элементы урока:  Инициирование процесса познания: удивление, провокация, парадокс  Актуализация: определение затруднений с опорой на личный опыт и ранее изученный материал, выявление смыслов изучения данной темы лично для ученика  Целеполагание: осуществляется учениками, учитель предлагает ориентиры, которые помогут детям сформулировать цель изучения темы урока  Проблематизация : «маячки» (ориентиры), с помощью которых школьники смогут сформулировать проблему/проблемный вопрос  Организация процесса мыследеятельности : задачи и задания, при выполнении которых идёт формирование одного/нескольких УУД, деятельность учеников носит продуктивный, творческий, нешаблонный характер  Трансформация незнания в метазнание : рефлексия способов деятельности

Слайд 28

Что я делаю? (предмет деятельности); Для чего я это делаю? (какова цель); Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы); Какой это дает результат? За счет чего этот результат достигнут?

Слайд 30

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми

Слайд 31

Метапредмет «Знак» Метапредмет «Знание» Метапредмет «Проблема» Метапредмет «Задача» формирование у школьников способности схематизации формирование способности работать с понятиями формирование у школьников собственной позиции относительно данного события решение школьниками разных задач и освоение способов их решения

Слайд 32

Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

Слайд 33

Творческих успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...