Технологии диалогового взаимодействия
статья на тему
С введением ФГОС активно обсуждаются проблемы индивидуальной организации обучения. Решить их без знания технологий диалогового взаимодействия практически невозможно. Вашему вниманию предоставляется статья об этих технологиях, статья об их сути.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_dialogovogo_vzaimodeystviya.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии диалогового взаимодействия
как средство индивидуально-личностного развития учащихся и педагогов
Казачкова Т.Б. (Санкт-Петербург)
В современном мире смещенных представлений о духовно-нравственных ценностях архи важен вопрос об организации условий и поиске механизмов, обеспечивающих индивидуально-личностное развитие всех субъектов образовательного процесса, в частности учащихся и педагогов. Интересен в этой связи вопрос, в какой совместной деятельности можно констатировать факт этого развития? Какова направленность векторов, характеризующих индивидуально-личностное преобразование учителей и их учеников? Какие критерии будут свидетельствовать об этом преобразовании?
В современной психолого-педагогической литературе неоднозначно раскрываются категории «личность» и «индивидуальность». Во-первых, их отождествляют, например, в словарях слова "индивидуальность" и "личность" – синонимы (Под редакцией А.П. Евгеньевой). Во-вторых, предполагают вытекание одного из другого (Б.Г. Ананьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский, В.А. Петровский). В-третьих, рассматривают их, как параллельно существующие субстанции, влияющие друг на друга при определенных заданных условиях (Н. Кант, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн). В-четвертых, считают, что при присутствии личности, невозможно говорить об индивидуальности (Ошо).
Очевидно, можно было бы проследить еще ряд разных соотношений между этими двумя категориями. В сущности же,? они противоположны: Individuus (лат.) - нераздвоенный, нерасщепленный, равномерный; persona (лат.) - маска, личина; житейская роль, положение. Личность - фальшь, претензия, фасад; индивидуальность - наша истина. Исходя из семантических оснований используемых понятий, будем предполагать, что индивидуально-личностное проявляется в человеке в связке внутреннего, природой данного его «Я», и тех внешних отношений, с помощью которых он создает себе условия существования в социуме.
Основное отличие категорий «личности» и «индивидуальности» подчеркивают словосочетания «становление личности» и «развитие индивидуальности», часто используемые в социально-педагогических разработках последних лет Б.Т. Лихачевым, Н.Ф. Масловой, В.А. Никитиным и другими. Таким образом, говоря об индивидуально-личностном развитии, мы должны проследить не только условия преобразования данности, но и возможности присвоения совершенно новых качеств личности, с последующей работой над их усовершенствованием.
Б.Г. Ананьев считал, что в человеке индивидуальные особенности никак не проявляются, пока не возникает необходимость проявить их в системе межличностных отношений, субъектом которых выступает человек как личность. Он писал, что индивидуальность является эффектом интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.
Новейшей тенденцией открытого образования является педагогика индивидуальности. Останавливаясь на сути первого концептуального положения педагогики индивидуальности, профессор Ю.А. Гагин подчеркивает, что она «состоит в четком обозначении трех модусов (ипостасей) субъектной реальности в человеке: индивид (природная доминанта биологического, включая высшие проявления телесности); личность (социальная доминанта поведения в широком спектре континуальности душевно-духовного мира человека); индивидуальности (доминанта подлинно духовного, человеческого в человеке, того особенного, уникального, универсального и целостного, что позволяет индивиду подняться над личностью и омассовленностью как сутью и пределом личности)» [11, 9].
Таким образом, если говорить о развитии индивидуально-личностных качеств ученика и учителя в образовательном процессе, то этот самый процесс должен стать моделью межличностных отношений всех его участников. Средством для моделирования межличностных отношений в учебном процессе могут быть технологии диалогового взаимодействия.
Технологии, в которых чередование разговора двоих и разговора нескольких (это когда один говорит, а остальные слушают) является необходимым и достаточным условием для организации учебной деятельности, осуществляемой в четырех организационных формах (индивидуальной, парной, групповой и коллективной – работа в парах сменного состава) будем называть технологиями диалогового взаимодействия.
Технологию диалогового взаимодействия рассматриваем, как логическую последовательность приемов (по И.А. Колесниковой), отрефлексированную в сознании учителя и ученика, и представляющую собой путь, который может быть воспроизведен, с одной стороны, учителем для решения определенной педагогической задачи, с другой стороны, учеником, для достижения поставленных перед ним учебных целей.
Диалог является «событием бытия», его структура описывается с помощью трех категорий: я – для себя; другой – для меня; я – для другого. А в мире ответственных поступков «Я» и равноценный ему «Другой» ведут экзистенциальный диалог, касающийся проблем: а) времени, жизни и смерти; б) свободы, ответственности и выбора; в) общения, любви и одиночества; г) поиска смысла существования. Диалог расширяет прямолинейное сознание, позволяет увидеть и понять мир как нечто осмысленное в своей ценности.
В организации обучающего диалога важна не только гносеологическая его сторона, как событие, в ходе которого осуществляется познание, но и онтологическая его сторона, как категория бытия, некой бесконечной сущности. Приметой живого, реального диалога является то, что он почти всегда протекает более чем на одном уровне и переходит с одного уровня на другой. Можно рассматривать различные интерпретации уровней, например, А.Н. Моховиков выделяет телесный, душевный и духовный уровни.
Иную интерпретацию уровней представил А.Б. Добрович:
Примитивный уровень - собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий. Выражение симпатий беспардонное.
Манипулятивный уровень - партнер является соперником в игре, которую непременно надо выиграть. При этом каждого не покидает желание иметь возможность безнаказанно наносить колкости.
Стандартизованный уровень - общение основывается на неких стандартах; полного желания контакта или подлинной готовности к общению не отмечается. Чтобы найти способ общаться, не общаясь, надо «надеть маску», т.е. этому уровню свойственен «контакт масок».
Конвекционный уровень - человек испытывает потребность в контакте, у него возникает установка на внешнюю коммуникацию, принимает условие быть то говорящим, то слушающим.
Игровой уровень - превосходит предыдущий тонкостью содержания и богатством оттенков. Проявляется живой интерес к личности партнера. Собеседников связывает чувство, не омраченное обидами и разочарованием.
Деловой уровень - собеседнику заранее обеспечивается возможность вести диалог «на равных». Партнер вызывает интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь, или тот, кому необходима помощь в интересах общего дела. Собеседников привлекает степень умственной и деловой активности, включенность в общую задачу.
Духовный уровень - партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает чувство, которое сродни благоговению. Есть вера в возможность приблизиться в беседе к постижению высочайших ценностей человечества. Готовность обоих собеседников отдать первенство другому, создает особую доверительно-воодушевленную, трепетную атмосферу. «Духовность обеспечивается не отбором тем, а глубиной «диалогического проникновения» людей друг в друга» [5, 113]
Полное вовлечение в диалог помогает преодолеть прошлое, освободиться от его груза, решает проблемы восстановления аутентичности личности. Вот почему, с нашей точки зрения, так важно на практике решать задачу моделирования такого диалогового взаимодействия, внутри которого субъект и обучается, и воспитывается, при этом необходимо учитывать, что в силу неповторимости индивидуальностей субъект-субъектные отношения выводят диалог на разные уровни.
В процессе использования технологий диалогового взаимодействия трудно описать многообразие ситуаций, в которые попадает любой из субъектов организованного взаимодействия. Поставив перед собой цель отслеживания развития, например, любого индивидуально-личностного качества, не составит труда проанализировать путь его изменений.
Спросим себя, почему в традиционной системе, построенной на слушании учителя, как транслятора информации, мало вырастает людей, которые по-настоящему умеют слушать. Задайте себе вопрос, много ли в вашем окружении людей, к которым можно прийти и «поплакаться в жилетку»? Скорее всего, вы ответите - нет. И действительно, чтобы быть хорошим собеседником, достаточно обладать одним качеством – уметь слушать.
Когда ребенок, работая в группе, слушает выступающего, маловероятно, присвоить себе качество собеседника, так как слушание предполагает полное проникновение в понимание и предпонимание собеседника. Это возможно только тогда, когда в состоявшемся диалоге задействованы глаза, запахи, ощущения, прикосновения, эмоции, а главное – заинтересованность друг в друге, при этом мотивации могут носить и противоположную окраску. Таким образом, только пара, может обеспечить необходимые условия для развития качества собеседника.
Именно работая в паре, ученики учатся, попадая в конфликт, выходить из него, идти на компромиссы и уметь договариваться, быть внимательными и считаться с партнером, с его мировоззрением и интересами, с его принадлежностью к другой национальности и родовой культуре. Это, пожалуй, одна из серьезных возможностей воспитать в себе будущего семьянина, так как развивается колоссальное чувство ответственности за свои поступки и собеседника, с которым вместе преодолеваешь трудности на пути присвоения нового знания.
Процесс обучения при использовании технологий диалогового взаимодействия приобретает естественность в организации межличностных отношений. Каждый, реализуя свою собственную цель, понимает, что более качественного результата он может добиться, общаясь с другими. Так приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, любой участник этого диалога имеет возможность развивать свои индивидуальные способности и качества личности, преобразуясь согласно достигнутому уровню понимания себя.
В случае использования технологий диалогового взаимодействия учитель придерживается принципов:
1) не обучать, не воспитывать, а совместно с учащимися погружаться в процесс самообучения и самовоспитания;
2) не задавать вопросов, не формулировать проблемы, а создавать ситуации, требующие самостоятельного осмысления изучаемого содержания через собственное видение проблем;
3) ведущей организующей силой является не взаимодействие пары «учитель-ученик», а пара «ученик-ученик».
Учащиеся в случае погружения в деятельность благодаря технологиям диалогового взаимодействия приобретают осознание того, что 1) если я хочу, значит, я смогу (целеполагание становится основным мотивом деятельности школьника); 2) я есть уникальный продукт природы и рядом со мной такие же, не похожие друг на друга индивидуальности, любопытные и неповторимые, мне они интересны и я принимаю каждого из них, т.к. каждый талантлив по-своему, и мне есть чему у них поучиться (формируются основы толерантности, присваиваются ее качества и развиваются); 3) родители дали жизнь, а далее – мой выбор, моя за этот выбор ответственность, я корректирую свою судьбу сам (рождается творческий созидатель).
В поисках школы завтрашнего дня сформировалась новая философия образования, в центре которой – личность и индивидуальность ученика, его диалоговое взаимодействие с учителем и с другими учениками, его творческое мышление, самостоятельность, ценностно-смысловые ориентации, культура в целом. И этот переход к новой, гуманитарной парадигме зависит от творческого развития учителя, от освоения им новых технологий, корректирующих выбор гуманистических ценностей и ориентиров.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Проблемы психологии личности. – М., 1977.
2. Анчуков С.В. Развитие индивидуальности и воспитание личности как основная цель педагогики//Наука и школа, № 3. – М.: МПГУ, 2004. – С.15-20.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1983.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988.
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.- М., 1981.
6. Колесникова И.А.Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. – СПб.: СПбГУПМ, 1999. – 242 с.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975.
8. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. – М.: Прометей, 1995. -282 с.
9. Немов Р.С. Общие основы психологии // В 3 томах, том 1. – М., 1995
10. Никитин В.А. Социальная педагогика. – М., 2000.
11. От концепции индивидуальности – к педагогике индивидуальности // Тематический сборник / Под редакцией проф. Ю.А. Гагина. – СПб., 2003.
12. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности. // Психология личности. Тексты. - М., 1982.
13. Хрестоматия. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»
Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...
Технологии диалогового взаимодействия как эффективное средство изучения исторических документов
Данная статья посвящена вопросам использования технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов. Является зачетной работой на курсах повышения квалификации по теме: "Технолог...
Статья "Технологии беседы рамках технологии диалогового взаимодействия"
Данный материал будет полезен всем, кто хочет погрузиться в технологии диалогового взаимодействия....
Открытый педагогический совет с использованием технологии диалогового взаимодействия, проводимый в форме психологической игры "Ролевые перестановки"
Материал содержит конспект по проведению открытого педагогического совета с использованием современных инновационных технологий...
Актуальность педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия.
Описание педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия...
Статья. Технология диалогового взаимодействия.
Цель данной технологии - развить такую ключевую компетенцию как умение учиться, помочь школьникам научится добывать знания в самостоятельном поиске, развивать умение анализировать, контрол...
«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
При решении проблемы формирования интеллектуальной успешности учащихся востребован технологический подход, поскольку именно технология как процесс, спроектированный и реализ...