Технологии диалогового взаимодействия как эффективное средство изучения исторических документов
статья по истории на тему
Данная статья посвящена вопросам использования технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов. Является зачетной работой на курсах повышения квалификации по теме: "Технологии диалогового взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности", руководитель Казачкова Т.Б., кпн, АППО Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_dialogovogo_vzaimodeystviya_kak_sredstvo_izucheniya_istoricheskih_dokumentov.docx | 46.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии диалогового взаимодействия как эффективное средство изучения исторических документов.
Обучение – это общение человека с человечеством
А. Петровский.
1.Введение
Существенные изменения в социально – экономическом устройстве России затрагивают и образование, которое меняется, чтобы удовлетворить требования государства и общества. Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не полностью удовлетворяет актуальным запросам общества, оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни.
Каждый учитель ищет ответ на вопрос: как сделать образование личностно значимым, помогающим ребенку самоопределиться в жизни, решать возникающие проблемы, не теряться в потоке информации.
Традиционные предпочтения учителем фронтальной и индивидуальных форм работы привело в известной степени к деформации отношений не только между учителем и учеником, но и между учениками. Эти формы деятельности учащихся практически исключили общение школьников в процессе работы, что не могло не отразиться на их интересе к учебе.
Современный образовательный процесс направлен на формирование универсальных учебных действий: личностных, предполагающих жизненное, личностное и профессиональное самоопределение; регулятивных, обеспечивающих организацию учебной деятельности школьников; познавательных, ориентированных на поиск необходимой информации, её моделирования, структурирование, анализ, синтез, создание речевого высказывания; коммуникативных, направленных на социальную компетентность, что предполагает умение общаться. Осуществить формирование УУД позволяет системно - деятельностный подход, выступающий в качестве основы современного образовательного процесса и ориентированный на результат образования.
С учетом выше сказанного была выбрана тема «Технологии диалогового взаимодействия как средство изучения исторических документов», цель которой показать преимущества технологии коллективного способа обучению с точки зрения практического применения при обучении истории.
Цель работы: выявление благоприятных условий эффективного использования технологии диалогового взаимодействия при работе с историческими документами, как активной формы усвоения учащимися новых знаний.
Объект исследования: процесс усвоения учащимися новых знаний через изучение исторических документов на основе технологии диалогового взаимодействия.
Предмет исследования: эффективность усвоения учащимися новых исторических понятий в ходе изучения исторических документов при использовании технологии диалогового взаимодействия.
Проблема: В какой степени технологии коллективного способа обучения (авторы А.Г. Ривин – В.К.Дьяченко) позволят реализовать деятельностный подход в обучении, добиться на уроке продуктивного самостоятельного общения и взаимодействия, сформировать умение организовывать не только свою учебную деятельность, но и осуществлять продуктивное сотрудничество в коллективе, являющееся основой обучения, вырабатывать отношения ответственной зависимости, при которой совпадают коллективные, личные и индивидуальные интересы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- на основе психолого – педагогической и научной литературы выяснить уровень разработанности выбранной проблемы;
-изучить особенности содержания и сущностные характеристики ТДВ;
- отобрать наиболее эффективные методические приемы формирования умений работы с историческими документами;
-показать практическое использование ТДВ на уроках истории при изучении исторических документов.
Методами работы являются сравнительный, критический и системный метод.
2.Теоретическая часть.
Проблеме работы с документами на уроках истории посвящены многочисленные труды методистов. Наиболее подробно излагает свои теоретические суждения Вяземский Е.Е. в «Методике преподавания истории в школе». Не менее важными источниками послужили работы следующих авторов: Дайри Н.Г. «Преподавание истории в средней школе», Шевченко Н.И. «Технологии обучения истории в старшей школе», Стрелова О.Ю. «Методика преподавания истории в школе». В них раскрывается проблема, связанная с основными технологиями обучения истории в школе. Не менее важным источником, в ходе проделанной работы, послужила работа П.В.Гора «Повышение эффективности обучения истории в средней школе», где также раскрывается методика работы с историческими документами.
Прежде чем рассмотреть некоторые примеры использования технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов, остановимся на характеристике видов исторических документов.
. Виды исторических документов.
Документы, применяемые в обучении истории, подразделяются на две основные группы – документы повествовательно-описательного и актового характера, имевшие в свое время практическое значение. Эти документы хорошо дополняют друг друга. Дополнительную группу составляют памятники художественного слова.
Актовые документы – это юридические, хозяйственные, политические, программные (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические и следственные документы, программы, речи).
Повествовательно-описательные документы – летописи, хроники, мемуары, письма, описания путешествий.
К памятникам художественного слова истории древнего мира и средних веков относятся произведения устного народного творчества (мифы, басни, песни, крылатые выражения), документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, сатира и прочее.
Л.Н. Пушкарев дополняет классификацию картографическими источниками, это карты, исторические планы и т.п.
Требования к историческим документам:
-соответствовать целям и задачам обучения истории;
-отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
-быть органически связанными с программным материалом, содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
-содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное эмоциональное воздействие;
-обладать литературными и научными достоинствами, достаточной информативностью для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.
Чаще всего учитель привлекает на урок документы повествовательно – описательного характера. Работа учеников с документом постепенно усложняется с учетом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности. В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера, объем его не превышает 10-15 строк; в 7-8 классах – растет число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 классах привлекаются политические, программные документы.
Обучение работе с документом включает следующие этапы:
1)учитель дает образец разбора документа;
2)ученики анализируют документ под руководством учителя;
3)работают под руководством учителя и самостоятельно;
4)самостоятельно изучают документ в классе и дома.
На 2-ом и 3-ем этапах наиболее предпочтительно применеиие ТДВ как наиболее эффективной формы активизации мыслительной деятельности. Кроме того. Работая в диалоге, каждый понимает, что в процессе общения можно добиться наиболее качественного результата, увидеть свои ошибки, приобрести опыт общения с другими, получить возможность развить свои индивидуальные способности и качества личности.
Среди многообразия методов работы с документами можно выделить используемые чаще всего:
1.Разбор документа учителем.
Учитель сам читает, ведет разбор, комментирует исторические документы. Учащиеся следят за чтением по тексту и слушают объяснение. Такой метод применяют в том случае, если документ особенно сложен; если ставить перед собой задачу познакомить учащихся с методами научного анализа исторических документов. Разбор документа ведётся чаще всего по частям. Такой метод чаще применяется в 5-6 классах, на начальном этапе работы с историческими документами.
2.Разбор документа учащимися под непосредственным руководством учителя.
После чтения документа учитель ставит вопросы для проверки степени понимания, например: 1.О чем сказано в документе?
2.Что нового об изучаемом историческом событии вы узнали из документа?
3.Как вы понимаете это место? Это выражение?
И только после того, как учитель убеждается, что учащимся понятен общий смысл документа, приступаем к разбору по частям. Например, на уроке «Реформы и преобразования Петра Великого» (в 8 или 10 классе) можно использовать документы с суждениями об итогах реформ Петра наиболее крупных историков, взгляды которых были характерны для определенного времени и основаны на глубоком знании истории (Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского).
Вопросы к документам (можно и в качестве домашнего задания):
1.Современники, споря о небывалых переменах в России при Петре, прежде всего обсуждали готовность России к преобразованиям. Как вы считаете, в какой мере реформы начала 18 века продолжили преобразования 17 века?
2.Как вы считаете, была ли у царя Петра программа преобразований или они рождались по ходу событий из повседневных потребностей жизни?
3.Все, кто обращается к эпохе Петра, в первую очередь пытаются разобраться в смысле и последствиях его преобразований. Согласны ли вы с С.М.Соловьевым, назвавшим эти преобразования «революцией»? Обоснуйте свое мнение.
4.Как авторы документов оценивают значение реформ Петра в русской истори, их положительные и отрицательные последствия в дальнейшем развитии страны? Чья точка зрения показалась вам наиболее убедительной? Почему?
В результате учащиеся, опираясь на помощь учителя, учатся анализировать документы, сравнивать разные точки зрения, подтверждать свои мысли выдержками из документов. .
3.Самостоятельная работа учащихся с документами на уроке по заданию учителя.
Этот метод оправдан лишь при наличии двух условий:
-если документ по степени сложности доступен для самостоятельного разбора;
-если учащиеся имеют навыки работы с источником.
Эти формы работы предполагают:
1)работу с одним или несколькими документами, анализ документов, восстановление исторического события;
2)работу с несколькими документами, объединенными одной проблемой.
В данном случае возможно решение следующих вопросов: сравнить документы, выявить общее и различное в позициях, взглядах, настроениях участников событий;
-проанализировать мотивы поступков, действий участников событий;
-оценить отдельных участников событий, создать их политический и нравственный портрет;
-высказать свое мнение относительно значения этого исторического события.
4.Групповая работа с подборкой документов по одной теме.
Каждая группа получает свой подбор документов и вопросов, объединенных одной проблемой. Например, на уроках по теме «Февральская буржуазная революция 1917 года» учащихся класса можно разделить на 5 групп: первая группа - изучает материал о том, как оценивали положение в стране царь, его семья и ближайшее окружение. Вторая группа – получает документы о том, как оценивали ситуацию лидеры крупнейших буржуазных партий, члены Государственной Думы. Третья группа – изучает документы, которые содержат информацию о позиции социал-демократов. Четвертая группа – изучает материал о настроениях в армии. Пятая группа – знакомится и анализирует материалы, отражающие настроения рабочих и крестьян.
Общее задание для всех групп:
1.После изучения документов дать характеристику обстановке в стране, как её увидели герои ваших документов.
2.Разыграть документ в лицах. Живо передать мысли, чувства ваших героев.
3.Сделать вывод о позиции героев ваших документов накануне Февральской революции.
Таким образом, разбор документов в группе, их анализ даёт возможность учащимся познакомиться с обстановкой в стране, понять смысл происходящего, узнать, что делали современники тех далеких событий.
В настоящее время на учащихся обрушивается поток разнообразной информации, и в этих условиях необходимы более эффективные приемы обучения работы с историческими документами, которые помогут им в будущем разобраться в этом растущем потоке информации, научат выделять главное, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы, а наиболее эффективно, на наш взгляд, позволит сделать это применение методики А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко.
В.К.Дьяченко определяет сущность обучения как общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Развитие способов обучения в истории образования основывалось на применении различных видов общения. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путём общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит каждого.
А.Г.Ривин и В.К.Дьяченко используют идею взаимного обучения, без учета различий имеющегося уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог общение всех детей, применяя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.
Концептуальные положения:
Технологии диалогового взаимодействия – это включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми динамических диалогических пар.
Принципы:
- завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;
- непрерывности и безотлагательности передачи полученных знаний друг другу;
- сотрудничества и взаимопомощи между учениками;
- разнообразия тем и заданий;
- разноуровневости участников образовательного процесса;
- обучения по способностям каждого.
Особенности организации работы с учащимися (по Ривину – Дьяченко):
Организационные –
*говорят все;
*все общаются;
*рабочий шум;
*смена рабочего места.
Дидактические -
*обучают ученики;
*разные темпы и материал;
*полная самостоятельность;
*сотрудничество – основа обучения;
*Усвоение и применение максимально приближены.
Развивающие –
*ученик- субъект + объект;
*обучение в соответствии с индивидуальными особенностями;
*спонтанный характер обучения;
*учатся выступать, рассуждают, доказывают;
*развитие педагогических способностей.
Воспитательные –
*каждый работает на себя и другого;
* отношения ответственной зависимости: коллективистские.
Организационно-методические особенности:
-каждый ученик в процессе обучения систематически становится обучаемым и обучающим. Основной принцип работы – каждый учит каждого. Специфика работы по А.Г.Ривину – В.К.Дьяченко состоит в соблюдении следующих принципов:
-наличие сменных пар учащихся;
их взаимодействие;
взаимоконтроль; взаимоуправление.
Прежде чем использовать работу в парах сменного состава, нужно научить детей общаться в парах постоянного состава.
Цель использования работы в постоянных парах – обеспечить наиболее полное усвоение исторического документа каждым учеником в соответствии с его уровнем подготовки, с его темпом работы, учить помогать друг другу в учебной работе. При этом успехи каждого оцениваются по тому, как он сам разобрался в материале, а также исходя из того, как помог товарищу. Учитель имеет возможность наблюдать за ходом процесса и своевременно оказывать помощь тому или иному ученику, корректировать работу над текстом. А когда учащиеся научатся работать в парах постоянного состав, тогда можно организовать работу в парах сменного состава, используя при этом 4 основные методики: «Взаимодиктант», «Взаимопередача темы», «Взаимообмен заданиями», «Поабзацное изучение исторического текста».
Организация изучения исторического документа с помощью технологии диалогового взаимодействия.
Целесообразно начинать работу в диалоговом взаимодействии, как нам представляется, уже в 5-6 классах, чтобы ученики могли приобрести и закрепить новые умения работы с историческим документом, и начать можно с работы в парах постоянного состава. Для изучения необходимо подобрать интересные, занимательные тексты. Каждая пара, получив одинаковый текст, получает карточку с заданиями к нему. Изучив текст, учащиеся обсуждают вопросы, и каждый предлагает свои варианты ответа на них. Возможно также перейти, после выполнения заданий, от работы в парах постоянного состава к обмену мнениями в малой группе, повернувшись к паре сидящих рядом учеников.
После этой работы, учитель переводит класс в другой режим работы, например, в диалог «учитель-класс», выслушивает варианты ответов различных пар на поставленные вопросы, затем после обсуждения учащиеся могут самостоятельно сделать выводы по документу.
Например, в 5 классе при изучении темы «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» учащиеся знакомятся с текстом законов Хаммурапи. Учитель раздает учащимся в парах постоянного состава карточки с текстом некоторых законов и заданиями к тексту. Учащиеся должны прочесть текст друг другу вслух (можно по очереди), и обсудить ответы на поставленные вопросы.
Карточка 1. Из законов Хаммурапи о преступлениях.
*Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен.
*Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.
*Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку.
*Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб.
*Если он выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.
*Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.
Вопросы к тексту: 1)Подумайте, почему за кражу вещи, скотины и раба наказывали одинаково? 2)Почему царь заинтересован в сохранении насыпей? 3)Как возникло выражение «око за око, зуб за зуб»?
Карточка 2. Из законов Хаммурапи о лекарях.
*Если человек в драке нанес другому рану, он должен поклясться, что сделал это неумышленно. В любом случае пусть он заплатит за лечение.
*Если лекарь сделает человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и спасет ему жизнь, ему следует заплатить 10 сиклей серебра.
*Если он сделает операцию рабу и спасет ему жизнь, ему следует заплатить 2 сикля серебра.
*Если он сделает человеку тяжелую операцию бронзовым ножом, а больной умрет, лекарю следует отрубить руку.
*Если он сделает операцию рабу и тот умрет, лекарь пусть даст хозяину другого раба.
Вопросы к тексту: 1) За спасение жизни больного лекарь в разных случаях получал разную плату. Какую именно? Справедливо ли это? 2) Почему за смерть больного по вине лекаря в разных случаях полагались разные наказания?
После высказывания учащихся можно предложить классу беседу по вопросам:
1) Хаммурапи называл свои законы справедливыми. А как считаете вы?
2) Какие законы произвели на вас наибольшее впечатление, почему?
3) О ком заботился Хаммурапи в своих законах?
4) Что нового вы узнали о положении рабов?
5) Что нового вы узнали о хозяйстве в Вавилонском царстве?
По мере отработки данного вида работы в парах, учитель усложняет задания к изучаемым историческим документам в зависимости от подготовленности класса, от содержания текста и дидактических задач его изучения. Например:
- Вопросы о значении новых слов, понятий, словосочетаний. Отработка правильного написания новых слов (на доске и в тетрадях).
- Вопросы о событиях, происшедших в стране, работа с датами событий.
- Вопросы об исторических деятелях, героях, богах, имена которых встретились в тексте. Отработка правильного написания имен.
- Вопросы по географическим названиям, работа с картой.
- Перескажите текст.
- Озаглавьте каждую прочитанную часть текста.
- Составьте вопросы к тексту.
- Составьте план текста.
- Составьте схему (таблицу, рисунок, кроссворд, отметьте на карте) по прочитанному тексту.
Возможны и другие варианты групповых заданий.
В диалоге «учитель-класс» учащиеся учатся задавать вопросы друг другу, изучать текст в паре без помощи учителя, но анализировать текст с помощью учителя и товарищей по классу.
Следующий этап – учиться анализировать текст, работая в паре без помощи учителя. Для этого необходима систематическая работа учителя с классом и применение некоторых других методических приемов. Возможно изучение трудного исторического документа в диалоге «учитель-ученик», когда один (наиболее подготовленный) ученик выполняет задания учителя, а класс слушает их диалог и выполняет те задания, которые учитель дает их товарищу. Возможна и демонстрация выполнения заданий по тексту двум ученикам с помощью доски, например, учитель корректирует их работу, помогает сделать правильные выводы, по возможности привлекает к этой работе класс. Важно при работе в парах постоянного состава научить учащихся делать запись в тетрадь товарища.
После отработки такого метода работы можно перейти к работе в парах сменного состава.
Для организации работы класса по историческому документу можно применить следующие приемы:
- Класс делится на малые группы и все они выполняют задания одного и того же блока.
- Класс делится на малые группы и все они выполняют задания разных блоков.
- Можно организовать работу по документу по колонкам, причем каждая колонка получает свою карточку с заданиями (№1, №2 и так далее). Нужно организовать три свободных стола в каждом ряду. После выполнения заданий парой учеников, один ученик остается на месте, а другой переходит за свободный стол. Ученик из другого ряда, закончивший работу, переходит на свободное место, они образовали новую пару, идет обмен информацией по вопросам к документу из другого блока. Таким образом учащиеся класса обсудили весь комплекс вопросов по документу, в работу вовлечен каждый, каждый имеет возможность пополнить свои знания с помощью товарищей.
Таким же образом в старших классах, когда учащиеся всей предыдущей работой по изучению исторических документов методами технологии диалогового взаимодействия подготовлены к их анализу, формированию собственного мнения, можно организовать работу по различным историческим текстам, содержание которых подобрано так, что их изучение позволяет составить представление о важном историческом событии (например, при изучении итогов 2-ой мировой войны подготовить карточки с текстами из мемуаров выдающихся исторических деятелей –Ф.Рузвельта, У.Черчилля и др. – о роли Советского Союза в разгроме фашистов). А для сравнения объективного определения роли СССР в победе над общим врагом участниками событий, руководителями стран-союзниц США и Великобритании, можно привести высказывания некоторых современных авторов, пытающихся в наше время принизить роль нашего народа в разгроме общего врага. Чтобы учащиеся могли сформировать объективное мнение по данному вопросу, учителю необходимо подготовить справочный материал, на который опирались указанные авторы в своих высказываниях (привести количественные данные потерь фашистов и др.)
Такие сравнительные, диаметрально противоположные по своему содержанию документы, правильная организация работы с ними через технологии диалогового взаимодействия, помогут сформировать у учащихся объективное мнение об историческом событии.
Выводы.
Диалог – это особая среда, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощенно и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
Диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Усвоение нового материала при этом происходит не только вследствие запоминания, но и потому что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы; диалог – это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. Учебный диалог – это способ отношений. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.
Работа в парах постоянного и переменного составов, групповая работа способствуют эффективному изучению исторических документов, формированию речевой культуры, подразумевающей культуру общения, навыков публичного выступления и обсуждения проблем, включающих умение слушать и понимать собеседника, анализировать разные точки зрения на объект познания, умения аргументированно изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения; вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы; развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.
Технологии диалогового взаимодействия при изучении исторических документов используются автором не так давно, для сравнения эффективности данной методики с традиционными требуется дальнейшее их применение, отработка алгоритмов работы в парах, которые несомненно приводят к постепенному увеличению объема самостоятельной работы, но уже первый опыт позволяет сделать следующие выводы:
1).Учителю необходима достаточная подготовка к уроку по отбору текстов, составлению заданий к ним, постановке дидактических задач; необходимо систематически изучать научные публикации по данному вопросу, изучать опыт коллег, пополнять свою методическую копилку.
2).Учащимся интересны эти формы получения знаний, так как при правильной организации работы в парах и группах учащиеся раскрепощаются, повышается мотивация к самостоятельной работе, они получают возможность внести свой вклад в изучение вопросов, не боясь ошибиться.
3). Технологии диалогового взаимодействия можно применять и во внеклассной работе по предмету, организуя дискуссии по проблемам современности на основе материалов газет и журналов.
4). Технологии диалогового взаимодействия обеспечивают высокую интенсивность обучения за счет вовлечения в процесс усвоения новых знаний каждого, способствуют развитию индивидуальных способностей, раскрепощают учащихся, учат организации межличностных отношений, формируют самостоятельность в процессе выбора и необ- ходимость нести ответственность за свой выбор, готовность к осознанным поступкам и рефлексии своей деятельности.
Список литературы.
1.Дьяченко В.К. Организованная структура учебного процесса и её развитие. М., Педагогика, 1989.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., Просвещение, 1991.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, в 2-х т. Т.1. М., НИИ школьных технологий. 2006.
4.Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе. Владос, 2001.
5.Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе. М., 2001.
6.Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., Просвещение, 1988.
7.Казачкова Т.Б. Технологии диалогового взаимодействия. КАРО, СПб, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» с использованием технологии «Диалогового взаимодействия»
Проект урока с использованием технологии «Диалогового взаимодействия». Конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы»Цели урока:образовательные:- активизировать знания учащихся, связанные ...
Статья "Технологии беседы рамках технологии диалогового взаимодействия"
Данный материал будет полезен всем, кто хочет погрузиться в технологии диалогового взаимодействия....
Технологии диалогового взаимодействия
С введением ФГОС активно обсуждаются проблемы индивидуальной организации обучения. Решить их без знания технологий диалогового взаимодействия практически невозможно. Вашему вниманию предоставляется ст...
Открытый педагогический совет с использованием технологии диалогового взаимодействия, проводимый в форме психологической игры "Ролевые перестановки"
Материал содержит конспект по проведению открытого педагогического совета с использованием современных инновационных технологий...
Актуальность педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия.
Описание педагогической работы с использованием технологий диалогового взаимодействия...
Статья. Технология диалогового взаимодействия.
Цель данной технологии - развить такую ключевую компетенцию как умение учиться, помочь школьникам научится добывать знания в самостоятельном поиске, развивать умение анализировать, контрол...
Технология диалогового взаимодействия как средство формирования УУД.
В работе рассматриваются приемы, которые обеспечивают согласование технологии диалогового взаимодействия и УУД....