ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ
статья на тему
Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. В начале XX века в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей детей. В российской науке основные направления научных дискуссий в области одаренности связаны с социальной необходимостью выявления и развития одаренности, определением понятия одаренности, изучением происхождения и структуры одаренности. Научные исследования охватывали всю систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренных и талантливых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2011-2012.docx | 109.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ К ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА РАЗВИТИЕ ОДАРЕННОСТИ
Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. В начале XX века в России активизировалась проблема понимания источников, структуры, развития повышенных способностей детей. В российской науке основные направления научных дискуссий в области одаренности связаны с социальной необходимостью выявления и развития одаренности, определением понятия одаренности, изучением происхождения и структуры одаренности. Научные исследования охватывали всю систему проблем психологии одаренности, проблемы диагностики, разработку принципов и методов развития и обучения одаренных и талантливых детей.
В научной психологической литературе труды по одаренным детям и их проблемы наиболее изучены Н.С. Лейтесом. В его трудах рассмотрены вопросы возрастной одаренности, индивидуальных различиях психологических проблем одаренности. В многосторонних исследованиях он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития; убедительно показал, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Он доказал значимость дошкольного и младшего школьного возрастов в развитии одаренности. Дети, по мнению Н.С. Лейтеса, в целом одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Н.С. Лейтес показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сенситивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности. Эта проблема чрезвычайно важна для решения вопросов эффективного психического развития человека в онтогенезе. Для этого нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие подлинный индивидуальный подход к школьникам.
В своих трудах Н.С. Лейтес привлекает внимание к сенситивности разных периодов детства. Он связывает отдельные возрастные и индивидуальные особенности личности, выявляя их взаимозависимость и общность, показывает конкретно, что недостатки личности являются продолжением ее достоинств, а порой играют и положительную роль. Он рассматривает проблему раннего проявления одаренности как проблему детского возраста. Анализируя интеллектуальные различия, обусловленных ходом возрастного развития, Н.С. Лейтес приводит ряд очень содержательных и развернутых психологических характеристик представителей определенных видов (вариантов) возрастного развития.
Группа исследователей Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Маркутина, А. А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Л.В. Попова, Ю.З. Гильбух, В. С. Юркевич, А.М Матюшкин [3] также глубоко изучали проблемы одаренности. В их работах отражены современные исследования по данной проблеме в России и за рубежом. Среди одаренных детей выделяют детей с гармоничным и дисгармоничным типом развития. Рассмотрим особенности личности детей с гармоничным типом развития.
Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей с гармоничным типом развития. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их, проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения и потому в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Излишнее вмешательство учителей и чрезмерная опека родителей могут оказать негативное влияние на ход обучения одаренных учащихся, затормозить развитие процессов саморегуляции, привести к потере самостоятельности и мотивации к освоению нового.
Учитывая эти особенности одаренных детей и подростков, при организации учебного процесса необходимо предусмотреть возможности повышения самостоятельности, инициативности и — в определенной мере — ответственности самого учащегося. Одаренные дети часто стремятся самостоятельно выбирать, какие предметы и разделы учебной программы они хотели бы изучать ускоренно и/или углубленно, планировать процесс своего обучения и определять периодичность оценки приобретенных знаний.
Мотивационными признаками одаренных детей являются высокий уровень познавательной потребности, огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом, наличие ярко выраженной внутренней мотивации. Часто наблюдается высокий уровень мотивации в одних областях знания и отсутствие интереса к другим областям знания, из-за чего возникают конфликты с учителями.
Для значительной части одаренных детей характерно стремление добиться совершенства в выполнении деятельности. Одаренный ребенок стремится к новым познавательным ситуациям. Даже если в этой новой ситуации возникают трудности, одаренный ребенок не утрачивает к ней интереса. Одаренный ребенок достаточно легко признается в своем не понимании, просто говорит, что он чего-то не знает. Для способного ребенка с внешней мотивацией — это всегда стрессовая ситуация, ситуация неудачи.
Устойчивая высокая самооценка является отличительной характеристикой одаренного ребенка. Но его актуальная самооценка может колебаться. Именно эта противоречивость самооценки и есть условие поступательного развития его личности и способностей. Отсюда стратегия поощрения одаренного, да и любого ребенка должна быть достаточно сдержанной — нельзя постоянно его хвалить. Необходимо приучать его к мысли о возможности появления неудач. Причем наличие постоянных успехов сам ребенок должен воспринимать как свидетельство недостаточной трудности деятельности, которая ему предлагается и за которую он берется.
Одна из основных характеристик одаренных детей и подростков — независимость. Они ориентируются не на общее мнение, а на лично добытое знание. Хотя эта личностная характеристика помогает им в деятельности, тем не менее, именно она делает их неудобными для окружающих. Одаренные дети ведут себя менее предсказуемо, чем этого хотелось бы окружающим, что приводит иногда к конфликтам. Учителю следует всегда учитывать эту психологическую особенность, понимая ее природу.
Развитию одаренности таких детей способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные "хобби. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.
Одаренные дети характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу соучеников. Сверстники относятся к одаренным детям в основном с большим уважением. Многие одаренные дети пользуются высокой популярностью в коллективе сверстников.
Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития связаны с представлением о ярко выраженной неравномерности психического развития, которая прямо влияет на личность в период становления и является источником многих проблем необычного ребенка. Для таких детей достаточно типичным является значительное опережение в умственном или художественно-эстетическом развитии. Понятно, что все другие психические сферы — эмоциональная, социальная и физическая — не всегда поспевают за таким бурным ростом, что приводит к выраженной неравномерности развития. Эту неравномерность в развитии усиливает чрезмерная специализация интересов в виде доминирования интереса, соответствующего их незаурядным способностям.
Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями яркой одаренности является особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности. У подавляющего большинства одаренных детей существует пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов.
Свои особенности у таких детей имеет и самооценка, характеризующая их представление о своих силах и возможностях. Вполне закономерен факт чрезвычайно высокой самооценки у этих детей и подростков. Однако иногда у особо эмоциональных детей самооценка отличается известной противоречивостью, нестабильностью. Поэтому они нуждаются в психологической поддержке.
Стремление добиться совершенства характерен и для этой категории одаренных детей. Однако повышенная требовательность может превращаться в мучительную и болезненную неудовлетворенность собой и результатами своего труда, что негативно влияет на творческий процесс и на жизнь самого творца. Известен ряд примеров, когда невозможность достигнуть поставленной цели порождала тяжелейшие стрессы, длительное переживание своих неудач.
Нередко у таких детей имеются проблемы в эмоциональном развитии. У большинства из них наблюдается повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, имеющая избирательный характер и связанная, прежде всего, со сферой их предметного интереса. События, не слишком значительные для обычных детей, становятся для этих детей источником ярких переживаний. Повышенная реактивность в некоторых случаях проявляется в склонности к бурным аффектам.
Весьма трудной с точки зрения помощи этим детям является проблема саморегуляции. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают.
У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, не занимаются спортом. В конечном итоге возникает специфическая ситуация, когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться в тех случаях, когда от них требуются выраженные волевые усилия.
Другой серьезной проблемой некоторой части детей с интеллектуальными способностями является доминирование направленности лишь на усвоение знаний. Вместе с тем при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена.
В развитии личности и одаренности ребенка влияние школы и семьи является решающим. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка повышенное внимание родителей. В семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков.
Большое значение для понимания особенностей личности одаренного ребенка с дисгармоничным типом развития имеет анализ его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, которые, являясь следствием необычности самого ребенка, в значительной мере определяют историю его жизни и тем самым формируют его личность.
Нередко особое познавательное развитие идет в каком-то смысле за счет других сфер. Так, до определенного времени общение со сверстниками в сфере личностных интересов занимает у многих одаренных гораздо меньше места, чем у других детей того же возраста. Именно потому такие дети крайне редко становятся лидерами в своей дворовой или школьной группе.
Так, в силу неравномерности развития, у части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении. Это может проявляться в излишней конфликтности. В специализированных школах особые интеллектуальные способности такого одаренного ребенка будут оценены и его взаимоотношения со сверстниками будут складываться благоприятно.
Учителя также неоднозначно относятся к особо одаренным детям, однако все зависит от личности самого учителя. Поэтому понимание своеобразия личности одаренного ребенка с дисгармоническим типом развития является принципиально важным для успешной работы учителя с таким контингентом детей и подростков.
В целом возникает ситуация некоторой дезадаптации особо одаренного ребенка, которая может принимать довольно серьезный характер, временами вполне оправдывая отнесение одаренных детей этого типа к группе повышенного риска.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние профессиональнозначимых качеств педагога на развитие личности обучающегося
Работа выполнена в качестве итоговой работы на курсах профессиональной переподготовки педагогов дополнительного образования в ПАПО....
Выступление на семинаре «Психолого-педагогические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода в работе с обучающимися. Работа с одаренными детьми»
Работа с одаренными детьми. Материал семинара для педагогов....
Индивидуальный подход в процессе активизации и развитии познавательных интересов у обучающихся с нарушением зрения и интеллекта.
P { margin-bottom: 0.21cm; } У младших школьников с нарушением зрения или его отсутствии в сочетании с умственной отсталостью возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в...
Открытый урок на тему: «Индивидуальный подход к работе над техническим развитием в классе домры».
Техника — это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, legato и различные виды staccato, а также динамические оттенки. В то же время для профессионального исполн...
Методическая разработка "Разностороннее развитие личности учащихся V – XI классов на основе индивидуального подхода"
Методическая разработка "Разностороннее развитие личности учащихся V – XI классов на основе индивидуального подхода"...
Доклад "Влияние классного коллектива на личность обучающихся"
laquo;Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу»....
Реализация индивидуального подхода в обучении как средство развития современной школы
Статья содержит теоретические обоснования реализации индивидуального подхода в обучении....