Доклад "Влияние классного коллектива на личность обучающихся"
статья на тему
«Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vliyanie_klassnogo_kollektiva.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Доклад на тему:
«Влияние классного коллектива
на личность обучающихся»
Подготовила Маласова О.Н.,
учитель физической культуры
2016
Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь характер - пожнешь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнешь личность». Каким станет наше общество завтра, зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.
Большое влияние на развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья, ведь семья, можно сказать, программирует жизнь маленького человечка. Но сегодня хотелось бы поговорить не о роли семьи в воспитании личности, а о влияние классного коллектива на развитие личности.
Человек постоянно входит в какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.
Коллектив влияет на каждого ее члена путем установления определенных правил, традиций, стиля поведения и т.д. значительное влияние на развитие личности школьника оказывают его взаимоотношения со сверстниками, что отражается в статусном положении ребенка в классном коллективе.
Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень – деловые связи учащихся. Актив стабилен, но классный руководитель создаёт условия для планомерной смены поручений в самоуправлении.
Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнить следующие задачи:
1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.
2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.
3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.
4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.
5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащихся.
Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:
- организация коллективной деятельности;
- организация самоуправления;
- организация перспективы развития коллектива;
- организация традиций коллектива;
- воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.
Особенности развития детского коллектива
Очень часто мы слышим, что коллектив является лучшим воспитателем человека. Это правильно, но при условии, если коллектив является по-настоящему дружным и сплоченным.
Организатор должен быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, - это ему под силу.
Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Чем более сплочен коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных учащихся. В совместной деятельности легче обнаружить положительные и отрицательные стороны личности, выявить интересы и склонности учащихся, обеспечить развитие их положительных черт.
Опора на общественное мнение определяет ту атмосферу доверия и требовательности, которая характерна для каждого организованного коллектива. Общественное мнение в классе формируется постепенно. В процессе общественно полезного труда и общественной работы школьники приучаются правильно оценивать поведение товарищей, анализировать достижения и недостатки в деятельности коллектива.
Преодолению недостатков в классе способствует организация соревнования. Борясь за высокие показатели в общественной работе и в труде, учащиеся более решительно выступают против всех, кто мешает им в этом. Требовательная товарищеская критика и самокритика помогают преодолеть недостатки в поведении учащихся и формировать у них высокие моральные качества. Если ученик, нарушивший дисциплину и порядок в классе, встречает осуждение со стороны товарищей, он старается в дальнейшем не допускать недостойных поступков. В хорошем коллективе обычно плохие поступки не остаются не замеченными.
В основу критики и самокритики в ученическом коллективе должны быть положены не личные, а общественные, гражданские мотивы, забота об общих интересах коллектива. Недостойное поведение отдельных учащихся осуждается, прежде всего, потому, что оно мешает нормальной жизни и работе коллектива. При помощи критики воспитывается не только тот, кого критикуют, но и тот, кто выступает с критикой. Самокритика, честное признание своих ошибок и недостатков помогают нравственному росту школьников. У них развиваются чувство человеческого достоинства, смелость и мужество.
Классное собрание – это массовая форма воспитания школьников в классном коллективе. На собрании каждый может участвовать в обсуждении поставленных вопросов, высказать свое мнение и выразить свое отношение к обсуждаемым событиям, к поступкам товарищей. Для того, чтобы повысить воспитательное значение ученических собраний, нужно их тщательно подготовить, продумать все вопросы, подлежащие обсуждению. Темы собраний должны быть актуальными, волнующими классный коллектив. Этим значительно повышается эффективность собрания.
В 6 классе обучаются 12 детей: 6 мальчиков и 6 девочек. В коллективе 4 обучающихся из многодетных семей, 3 - из неполных семей. Состав класса менялся в начальной школе.
В классе преобладает добрый тон, взаимовыручка и доброжелательность. Класс находится на среднем уровне групповой сплоченности. Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о неполной сформированности коллектива. Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Наблюдается наличие микрогрупп на основе симпатий, а также общности интересов. В классе есть актив, который приходит на помощь всегда: Г.Н., К.М., С.И. С.С.. В коллективе имеются лидеры – это Г.Н., К.М.. Они самостоятельны, активны, способны повести за собой класс. Также в классе есть учащиеся, которые претендуют на лидерство. К таким вполне можно отнести А.Д., С.С., С.И., П.Н.. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Но присутствуют замкнутые дети М.Д., Г.Р.. У некоторых наблюдается завышенная самооценка С.С.
Психологический климат в классе находится на оптимальном уровне.
Это указывает на хороший уровень эмпатийного общения в классе (наличие дружбы, согласия, полной удовлетворенности общением, взаимной поддержки, занимательности, успешности в деятельности). Можно выделить следующие ведущие мотивы учебной деятельности школьника: социальные мотивы (долг и ответственность, понимание значимости учения, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими), мотивация содержания (стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий) и мотивация благополучия (стремление получить одобрение со стороны учителей, родителей, одноклассников; стремление получить хорошие отметки).
Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками преобладает доброжелательно-деловое отношение. К общественным поручениям взрослых относятся в большинстве случаев ответственно, но иногда бывает наоборот.
По успеваемости класс находится на среднем уровне. Большинство детей проявляют интерес к учебной деятельности, а особенно Г.Н., С.С., К.М., П.А.. Эти дети практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Но есть дети, которые обладают на недостаточном уровне способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Контроль за успеваемостью ведет учебный сектор и классный руководитель, организовывается взаимоконтроль по проверке домашнего задания, проверяются дневники, выставляются оценки. Пропуски уроков присутствуют, но они по уважительной причине.
Почти все ребята посещают кружки, секции, музыкальную школу. 1 человек учится в Школе искусств на музыкальном отделении, 5 девочек увлекаются бисероплетением, 3 ребенка посещают хоровое пение и 1 – вокальное пение. Обучающиеся записались в разные секции, такие как «Познай себя», «Юный турист», «Живая география», «Веселушки», «Веселые нотки».
На уроках и перерывах поведение учащихся допустимое. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях. Иногда отсутствует сознательная дисциплина. Иногда наблюдаются упрямство, эгоизм. Иногда свои чувства учащиеся могут проявлять очень бурно.
Большая часть детей понимает ценность труда, проявляют стремление к поддержанию порядка вокруг себя, заботятся о своем внешнем виде, содержат в надлежащем порядке свои учебные принадлежности, бережно относятся к школьной мебели.
Родители оказывают помощь классному руководителю в воспитании детей.
Основная цель моей работы по становлению коллектива: становление и развитие качеств личности в коллективе на основе нравственных ценностей и исторического опыта России, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Направления воспитательной деятельности, задачи:
1. «Я – Человек»
-создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей; создание среды общения в микросоциуме; обучение моделированию взаимоотношений с помощью активных форм деятельности; воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, повышение воспитательного воздействия семьи
2. «Моя Родина»
-воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в управлении воспитательным процессом членов детского самоуправления, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда
3. «За здоровый образ жизни»
- защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни
4. «Мир прекрасного»
-организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
Важнейшая задача классного руководителя – обеспечить непрерывный рост коллектива. Остановка в жизни коллектива ведет к его распаду. Движение же его вперед – закон развития и жизни всякого коллектива, который тем самым будет способствовать эффективному личностному развитию учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"
Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
Выступление на педагогическом совете...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
Доклад на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на развитие личности
роль классного руководителя для учащихся...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
Выступление на ШМО классных руководителей...
Воспитательная программа «Пять шагов в будущее» (Формирование и развитие творческой личности обучающихся в классном коллективе)
Воспитательная программа «Пять шагов в будущее» (Формирование и развитие творческой личности обучающихся в классном коллективе)...