Развитие творческих способностей в начальном периоде обучения аккордеониста
статья

Яценко Наталья Владимировна

Первые уроки. Развитие чувства ритма, осознание понятия высоты звука, знакомство с ладами и интервалами, посадка и постановка рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.65 КБ
Файл statya_edinstvo_ispolneniya_v_ansamble.docx18.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие музыкальных способностей в начальном периоде обучения аккордеониста».

Начальное обучение – едва ли не самый трудный этап в работе педагога. Это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Часто музыкальная школа бывает первой, педагог музыки – первый педагог, с которым он общается. Первая встреча самый подходящий момент для установления душевной близости. Занятия могут быть плодотворны только при доверии и уважении к педагогу.

Уроки нельзя начинать с обучения «ремеслу». На практике часто бывает иначе, в этот период легче всего «упустить» ученика.

Огромное значение в процессе  начального обучения имеет организация урока. Задача педагога выстроить урок так, чтобы учёба была в радость, не приносила отрицательных эмоций и неудач в непростой работе. Частая смена заданий, чередование трудных и лёгких, живость урока, внимание к поведению ученика, реакция на возможную утомляемость – это необходимые условия к уроку. Давая новое задание нужно убедиться, что освоен предыдущий материал.

На первых уроках происходит знакомство ученика с музыкальными жанрами: маршем, танцем, песней. Музыка, предназначенная для прослушивания должна быть разнообразна по характеру, стилю, можно использовать переложения отрывков из опер, балетов, музыку современных композиторов.

Воспитание чувства ритма у ученика следует вести от музыки, а не от объяснения длительностей, значения такта, сильной доли. Ученик сначала учиться маршировать под музыку, улавливая изменение темпа, танцевать в такт. Полезны образные ассоциации: целая нота – шаг медленный ( так ходит старик); половинная – несколько живее ( так ходит пожилой человек); четвертные – бодрый шаг ( так маршируют школьники); восьмые – ускоренные движения ( так бегут дошколята).

Осознание понятия относительной высоты звука « выше»- «ниже». Сначала определяется звук высокий и низкий на большом расстоянии, затем нужно постепенно это расстояние уменьшать до малой секунды, при этом приучать ученика определять высоту через темброво-регистровую окраску звука (« это говорит дедушка», « это папа», « это мама», «это ты») или это похоже на звук контрабаса, виолончели или скрипки.

Знакомство с интервалами. Развивая навык распознания интервалов, педагогу нужно направлять внимание  учащегося на окраску каждого интервала, начиная с резко отличных, секунда и октава, и, лишь после этого нужно переходить к пению интервалов.  Учить отличать интервалы можно применяя метод  пения начала мелодии знакомых песен ( «В лесу родилась ёлочка» , гимн России и т.д).

Знакомство с ладом. Звучание мажора и минора легче усваивается в сравнении. Полезна конкретная образность, сыграть одну и ту же  знакомую песенку в мажоре и миноре. Следующим этапом усвоения является определение лада исполняемой пьесы, каков он, есть ли переход от мажора к минору и наоборот.

Подбор по слуху может быть очень интересен для учащегося на начальном этапе обучения. В начале, ученик подбирает не всю мелодию, а лишь пропущенные педагогом отдельные звуки или тонику. Подбирать нужно короткие песни. Следующим этапом формирования слуховых навыков это гармонизация мелодий. Можно начать с басовых ходов: Т-Д или Т-S-Д, впоследствии даются квинты и трезвучия. Техника подбора по слуху будет совершенствоваться из года в год, но на начальном этапе обучения такая работа повышает интерес к занятиям.

Освоение музыкальной грамоты. Личная практика показывает, что объяснять ноты лучше всего в соответствии со строением клавиатуры фортепиано. Сначала учащийся осваивает принцип местоположения на линейках и между линейками. Оправдывает себя и система двух нотоносцев и между ними нота «До», по которой можно сразу дать объяснение и скрипичного и басового ключа.

Постановка рук начинается с извлечения одного звука и последующей игры на нон легато. Следует  принуждать ученика, погрузив палец в клавишу, дослушивать звук. Ещё больше обостряет внимание ученика приём легато, ученик должен согласовывать силу второго звука с моментом затухания первого. Уже на первых уроках следует научить ребёнка слушать до конца затухающий звук и «вести» его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу обучающийся должен переносит не только руку, но и как бы нести звук. Складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Живая рука и живые активные пальцы – это необходимое условие в работе над постановкой.

Работа над звуком. Педагог должен постоянно контролировать процесс звукоизвлечения. Научить ребёнка не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук, не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук, не поднимать руку, а брать дыхание. Если ухо не слышит звук до конца, то пальцы становятся пассивными, рука расслабляется, и, каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а берётся заново. Развитие звука происходит не только за счёт ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать в ученике предслышание: постепенное усиление звука, затем кульминацию и ослабление звука

Ведение меха. Аккордеон один из немногих музыкальных инструментов, который умеет подражать вокалу. У него есть своеобразный дыхательный аппарат – мех. Длительность, динамика, характер звучания управляется посредством меха. Начинать осваивать приёмы звукоизвлечения нужно с упражнений, которые учат правильно работать мехом. У каждого такого упражнения должен быть свой характер ( ветерок и ветер; дождик и самолёт на взлёте и т.д.).

Знакомство с динамическими оттенками  f ,p, крещендо и диминуэндо не должно носить формальный характер. Если  f  стоит в разных по характеру пьесах, то и исполнение его не должно быть одинаковым.

Знакомство со штрихами, без них, как и без динамических оттенков невозможно раскрыть содержание пьесы. При работе над пьесами педагог обязан знакомить ученика с различными вариантами исполнения, а ученик должен сам выбрать правильный вариант исполнения и определить, почему остальные варианты искажали смысл. Штрихи помогают раскрыть содержание, создать правильный образ.

Знакомство с фразировкой. Необходимо объяснить ученику, что отдельные звуки составляют мотив, который переходит в фразу, а фраза в предложение. Необходимо научить ребёнка понимать структуру музыкальной фразы, определять кульминацию, динамические оттенки, подбирать штрихи и приёмы игры.

Чтение с листа. Как только ученик освоит музыкальную грамоту, он должен на каждом уроке получать задание по чтению с листа. Процесс этот можно условно определить « услышал, увидел, сыграл». Начинать  такую работу нужно с усвоения небольшого отрезка диатонического звукоряда от трёх до пяти нот.

Игра в ансамбле  очень повышает интерес ребёнка к занятиям, существуют ряд ансамблевых пьес, в которых ученик играет всего лишь одну ноту. Они рекомендуются ученикам, проходящим «донотный период». Педагогу нужно как можно раньше научить детей слышать и чувствовать паузу.

Все перечисленные навыки в большей или меньшей степени ученик осваивает в первом полугодии первого года обучения, однако для интенсивности развития маленького аккордеониста необходимы следующие условия.

Организация урока.  На начальном этапе обучения 2 академических часа на двух учащихся можно разделить 0,5 часа с одним, 1 час совместно и 0.5 часа с другим. Это увеличит время на слушание музыки, определение интервалов, игру в ансамбле. Полезно давать несколько одинаковых пьес разным учащимся. Слушая друг друга, обучающиеся анализируют игру другого, определяют плюсы и минусы исполнения, ошибки, которые они фиксируют, являются предостережением для собственного исполнения. Рекомендуется играть в разных вариантах, обучающиеся должны определить приемлемость данного исполнения.

Поощрения. Педагог, прослушав исполнение ученика, не должен сразу говорить о недостатках. Если видно, что ученик старался, необходимо подчеркнуть, а иногда и преувеличить достоинства его исполнения. Доброжелательностью и лаской можно добиться большего успеха. Обучающийся должен чувствовать, что он чего-то добился и может добиться ещё большего. Оценка исполнения должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень. Ребёнок никогда не должен чувствовать, что у него ничего не получается, а должен чувствовать радость от завоёванной им высоты.

Подбор репертуара. При выборе репертуара необходимо учитывать не только технические или музыкальные задачи, но и черты характера ребёнка: его интеллект, артистизм, темперамент. Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и технических возможностей. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. Репертуар нужно подбирать разнообразный, чтобы поддерживать интерес к музыке.

Воспитательная работа в классе. Обучение ребёнка музыке есть часть общего воспитания. Этому способствуют такие формы работы как посещение концертов, театров, музыкальных вечеров, обсуждение видео номеров различных исполнителей в интернете, встречи с выпускниками. Всё это повышает интерес к занятиям, расширяет кругозор, воспитывает эстетический вкус.

Обучение игре на аккордеоне само по себе довольно сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, мышления, определённых знаний. А начальный период обучения особенно важен для дальнейшего развития ученика. Педагог должен  учитывать индивидуальные особенности обучающегося, правильно дозировать нагрузку на уроке, не следует торопить педагогический процесс, создавать на уроке атмосферу взаимной творческой деятельности. Главной задачей педагога заключается в том, чтобы не пропустить признаки одарённости, создать развивающую среду  для детей со средними музыкальными данными, пробудить устойчивый интерес и любовь к музыке.

Список литературы:

  1. Акимов Ю. Некоторые  проблемы теории исполнительства на баяне. М. 1980.
  2. Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя. М. 1980.
  3. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М. 1986.
  4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М .1979.
  5. Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. М. 1962.
  6. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.1985.
  7. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз. С-Пб.1996.



Предварительный просмотр:

ДОСТИЖЕНИЕ ЕДИНСТВА ИСПОЛНЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С АНСАМБЛЕМ АККОРДЕОНИСТОВ.

 Ансамблевое музицирование дает возможность каждому ученику проявить свои способности в коллективном музыкальном творчестве в соответствии со своими данными и уровнем подготовки. В своем классе я формирую ансамбль из учеников своего класса, одного возраста, но с различным уровнем подготовки. В настоящее время ансамбль состоит из учащихся с 3 по 4 классов и второй ансамбль из учащихся 5 классов. Поэтому подбираю репертуар , с учетом особенностей  уровня подготовки каждого участника, его технического потенциала и исполнительской манеры, при этом стараясь сохранить художественный замысел автора.  Нехватка соответствующей литературы для ансамблей аккордеонистов ДШИ и ДМШ тормозит процесс обучения и возможность показать себя на концертной эстраде. Зачастую приходится самостоятельно делать переложения, аранжировки понравившихся пьес. По опыту знаю, что играть в ансамбле нравится ученикам.   Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. На  этапе работы над произведением учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это начало и окончание произведения, или его части. Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный взмах – сигнал о медленном темпе. Поэтому важно, чтобы участники ансамбля  не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.

Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, одно из главных мест занимает метроритм. Ощущение метроритма помогает участникам ансамбля создавать впечатление, будто играет один инструмент. Ощущение сильных и слабых долей такта, ритмической определенности является фундаментом на котором основывается искусство игры в ансамбле. Единство звучания является главным условием. При нарушении метроритма разрушается ансамбль. Одной из основных сторон единства исполнения является синхронность звучания. Под синхронностью звучания понимается совпадение всех звуков и пауз метроритмического текста музыкального произведения у всех исполнителей ансамбля. Синхронность требует умения играть вместе, вместе вступать, выдержать паузу, четко исполнить затакт, синкопу, одновременно начинать и заканчивать фразу. Один из исполнителей ансамбля должен показывать вступления, замедления и снятия.

В  ансамбле аккордеонистов любому участнику может быть поручена та или иная функция. Поэтому каждый должен безукоризненно владеть следующими компонентами ансамблевого исполнения: 1) уметь выступить солистом, не теряя связи с сопровождением, чутко воспринимая его гармонические, ритмические и динамические особенности. Уметь воодушевить партнеров. 2) Владеть навыками плавного перехода от соло к аккомпанементу и наоборот. Существенные проблема в таких ситуациях обычно возникают из-за чрезмерно поспешного, суетливого завершения мелодического фрагмента или сбоя ритмической пульсации в сопровождении. 3) Владеть навыками передачи мелодии другому инструменту, мысленно интонируя ее от начала до конца и сохраняя единство характера. 4) Уметь исполнять аккомпанемент в полном соответствии с характером мелодии. Обычно сопровождение разделяется на подголосочное, педальное и аккордовое. Подголосок произрастает из ведущего голоса, дополняя и оттеняя его. Педаль служит фоном для выразительного и рельефного звучания мелодии. Аккордовое сопровождение вместе с басом выступает в качестве гармонического и ритмического фундамента. Единое звучание в ансамбле, несомненно, зависит от штриховых, громкостно-динамических и тембровых соотношений. Для более красочного звучания ансамбля аккордеонистов  я использую расширение состава путем привлечения дополнительных инструментов. Это могут быть ударные,   контрабас и  гитара. Подобные расширения способны “раскрасить” произведение, сделать его ярким. Такой способ пригоден для концертных выступлений и сделает привлекательной любую, даже самую простую пьесу. Однако в классе лучше проводить занятия без дополнений, чтобы участники ансамбля слышали все нюансы нотного текста. 

В достижении единства исполнения в ансамбле помогают видеозаписи на репетициях, просматривая которые ученики видят собственные недостатки и в последующем стараются их исправить. И пусть исполнение еще далеко от совершенства (впереди еще много работы), ценно другое: ученики чувствуют удовлетворение от совместной работы, от взаимной поддержки, чувствуют радость игры в ансамбле.

Концертные выступления детских ансамблей пользуются успехом у слушателей. Эти выступления способствуют приобретению уверенности, чувства сценической свободы, прививают вкус и любовь к публичным выступлениям. Все это говорит о необходимости на протяжении обучения в ДШИ заниматься ансамблевым музицированием.

Список литературы:

  1. Акимов Ю. Некоторые  проблемы теории исполнительства на баяне. М. 1980.
  2. Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя. М. 1980.
  3. Алексеев А. Работа над музыкальным произведением с учениками музыкальной школы и училища. – М.: Музыка, 1957.
  4. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М. 1986.
  5. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М .1979.
  6. Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.
  7. Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. М. 1962.
  8. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
  9.  Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.1985.
  10. Шрамко В. И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. : “Композитор”, 2008.
  11.  Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз. С-Пб.1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (Vвида) через продуктивные виды деятельности, коррекция их личностных особенностей.

В статье раскрываются пути формирования творческих способностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, способствующие их социальной адаптации....

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов во внеурочной деятельности на основе обучения бумагопластике

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавател...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в процессе изучения английского языка.

         Иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства....

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Технология «Оригами» как средство развития творческих способностей обучающихся начального уровня образования в условиях реализации ФГОС

Творческая активность ребенка –  это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными  потребностями, взглядами, целями. Творческая а...

Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»

Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. Эту ос...