Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 7 класс
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа адресована учителям социально-бытовой ориентировки (СБО) специальных коррекционных образователных учреждений 8 вида и составлена в соответствии с государственной программой по СБО для 5-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sbo_7_klass.docx | 44.5 КБ |
programma_sbo_7_klass.docx | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Специальная (коррекционная) школа № 482»
Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования города
Москвы
Согласовано: Заместитель директора школы по учебной работе _______________ Н.Н. Серышева «___» _____________ 2015 г. | Утверждаю: Директор ГБОУ С(К)Ш № 482 ____________________Е. В. Обухова «___» _________________ 2015 г. |
Рассмотрено: на заседании Педагогического Совета ГБОУ С(К)Ш № 482: Протокол № ____ от _______2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 68 часов
Разработчик: Морозова Любовь Ивановна, учитель высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. На занятиях осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а так же перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. С электронными учебниками не работаем.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовление пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Особое внимание необходимо обратить на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а так же навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применения в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от занятия беседа может иметь различное назначение.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастет. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т.п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.
В результате прохождения программы используется культурно-образовательная среда города: экскурсии, библиотеки, музеи. Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Общее количество часов по программе 68 часов.
Технологии:
- Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа). Беседа может быть вводной и предварять другие виды работ для привлечения к ним интереса учащихся, а также может использоваться для закрепления полученных знаний при повторении пройденного. Беседа на занятиях СБО всегда, где это возможно, должна сопровождаться использованием средств наглядности: реальными предметами, макетами, схемами.
- Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение, муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).
- Практические методы ( дидактические игры, упражнения, задания, тесты, самостоятельная работа, практическая работа).
На занятиях по СБО практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого действия. Прежде чем приступить к тем или иным действиям, необходимо определить, способен ли учащийся справиться с поставленной задачей. Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям учащихся.
- Самым значимым и эффективным методом изучения программного материала на занятиях по СБО является собственная предметно-практическая деятельность учащихся.
Межпредметные связи
Социально-бытовую ориентировку можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках. Связь уроков социально-бытовой ориентировки и математики учитель осуществляет путем применения на практике полученных учащимися счетных, вычислительных, измерительных умений.
Связь уроков по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками русского языка, чтения, географии, биологии, истории, трудового обучения. С электронными учебниками не работаем.
В программу включены следующие разделы:
- Личная гигиена.
- Одежда и обувь.
- Питание.
- Жилище.
- Транспорт.
- Торговля.
- Семья .
- Средства связи.
- Медицинская помощь.
- Учреждения и организации.
- Экономика домашнего хозяйства.
- Культура поведения.
Содержание программы
Личная гигиена.
Тематика:
1.Личная гигиена подростка.
Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела.
2. Гигиена одежды, нетельного и постельного белья.
Основные требования к знаниям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о
- Значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;
- Назначении индивидуальных предметов личной гигиены;
- Необходимости гигиены одежды.
Учащиеся должны знать
- Правила соблюдения личной гигиены подростка;
- Правила смены одежды и нательного и постельного белья;
- Санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
Одежда.
Тематика:
1. Ремонт разорванных мест одежды, штопка.
2.Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины.
3. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.
4. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.
Практические работы:
Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка.
Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Особенности стирки цветного и белого белья;
- Правила пользования моющими средствами;
- Устройство стиральной машины и правила пользования ею;
- Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;
- Последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д.;
- Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;
- Правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Учащиеся должны уметь:
- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать;
- Стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины;
- Гладить одежду и белье;
Питание.
Тематика:
1.Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда.
2. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.
3.Сервировка стола к обеду.
Практическая работа
Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
- Последовательность приготовления блюд;
- Возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
- Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
- Правила пользования столовыми приборами.
Учащиеся должны уметь:
- Готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов);
- Готовить третьи блюда;
- Оформлять готовые блюда;
- Сервировать стол к обеду.
Семья.
Тематика:
1. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
Практические работы
Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку.
Разучивание тихих подвижных игр.
Проведение игр с детьми младшего возраста.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- различные тихие и подвижные игры
Учащиеся должны уметь:
- одевать малышей на прогулку;
- объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
- помогать первоклассникам при уборке игрушек.
Культура поведения.
Тематика:
1. Поведение в гостях.
2. Подарки.
Практическая работа
Изготовление несложных сувениров.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- правила поведения при встрече и расставании;
- правила поведения в гостях;
- правила вручения и приема подарков.
Учащиеся должны уметь:
- выбрать подходящую одежду для визита в гости;
- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
- выбирать подарки;
- изготавливать простые сувениры;
- вручать и принимать подарки.
Жилище.
Тематика.
1. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету.
2. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
3.Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкия обивка, полировка, лак и др.).
4.Животные в доме (кошка, собака, попугай).
Практическая работа
Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- способы и периодичность ухода за окнами;
- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
- способы утепления окон;
- правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия;
- правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
- правила содержания в доме собаки, кошки, попугая.
Учащиеся должны уметь:
- убирать жилые помещения;
- чистить мебель;
- мыть зеркала и стекла;
- утеплять окна;
Транспорт.
Тематика.
1. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.
2. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость поезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа..
Экскурсия
Экскурсия на железнодорожный вокзал, стацию.
Учащиеся должны иметь представление о
- назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребенка;
- порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);
- порядке сдачи и получения багажа в камере хранения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- функции железнодорожного транспорта;
- виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
- примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;
- виды справочных служб;
- виды камер хранения; сроки и стоимость хранения багажа.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в расписании;
- приобретать билеты в железнодорожной кассе;
- обращаться за справкой в справочное бюро вокзала центральную железнодорожную справочную по телефону;
Торговля.
Тематика.
1. Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.
2. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
Экскурсия
Экскурсия в промтоварный магазин.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о
- назначении промтоварных магазинов;
- порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);
- порядке приобретения товаров.
Учащиеся должны знать:
- ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;
- стоимость отдельных товаров.
Учащиеся должны уметь:
- приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;
- подсчитывать стоимость покупок;
- правильно вести себя в магазине;
Средства связи.
Тематика.
1. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
2. Заполнение бланков
Практические работы
Заполнение бланков на отправку бандеролей.
Упаковка бандеролей.
Экскурсия
На почту
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- перечень предметов, посылаемых бандеролью;
- максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;
- виды и способы упаковки бандеролей.
Учащиеся должны уметь:
- заполнять бланки на отправку бандеролей;
- составлять опись посылаемых предметов;
- упаковывать бандероли.
Медицинская помощь.
Тематика.
1. Домашняя аптечка. Термометр.
2. Лекарственные растения.
3. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.
Практические работы
Упражнения в наложениях повязок на рану, поврежденную конечность.
Заваривание травяного настоя.
Учащиеся должны иметь представление о
- вреде самолечения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);
- правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;
- местные лекарственные растения;
- правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;
- правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться термометром;
- готовить отвары и настои из лекарственных растений;
- обрабатывать и накладывать повязки;
- накладывать временные шины.
Учреждения, организации, предприятия.
Тематика.
1. Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности.
Экскурсии
Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;
- названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;
- виды выпускаемой продукции;
- названия рабочих специальностей.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.
Экономика домашнего хозяйства.
Тематика.
1. Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни..
2. Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия.
3.Мелкие расходы.
Практические работы
Упражнения по определению доходов семьи.
Составление доверенности на получение зарплаты.
Учащиеся должны иметь представление о
- том, какое место занимают деньги в нашей жизни;
- порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;
- том , сколько денег можно иметь на мелкие расходы..
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;
- составные части бюджета семьи;
- заработную плату членов семьи.
Учащиеся должны уметь:
- подсчитывать бюджет семьи;
- составлять доверенность на получение заработной платы.
Ожидаемые результаты. В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке учащиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках.
К концу курса обучения дети должны - знать, понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематический план 7 класс
№ | Раздел урока | Кол - во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I четверть | ||||
1. | Жилище. | 8 | 6 | 1 |
2. | Семья. | 4 | 4 | - |
II четверть | ||||
1. | Транспорт. | 6 | 6 | |
2. | Учреждения, предприятия. | 2 | 2 | - |
3. | Культура поведения. | 3 | 2 | 1 |
Личная гигиена | 3 | 2 | 1 | |
III четверть | ||||
1. | Экономика домашнего хозяйства | 4 | 3 | 1 |
2. | Питание. | 7 | 6 | 1 |
3. | Одежда и обувь. | 5 | 5 | - |
4. | Средства связи. | 4 | 3 | 1 |
IV четверть | ||||
1. | Торговля. | 3 | 3 | - |
2. | Питание. | 6 | 5 | 1 |
3. | Медицинская помощь . | 7 | 5 | 2 |
Всего: | 68 | 51 | 17 | |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
- самостоятельность ответа;
- умение переносить полученные знания на практику;
Оценка | % выполнения заданий |
удовлетворительно | 35 – 50% |
хорошо | 50 – 65% |
очень хорошо | свыше 65% |
7 «А» класс
График внутреннего контроля
Вид работы | Дата | |
I четверть | Практическая работа | 26.10.2015 |
II четверть | Практическая работа | 26.11.2015 21.12.2015 |
III четверть | Практическая работа | 21.01.2016 12.02.2016 11.03.2016 |
IV четверть | Практическая работа | 18.04.2016 12.05.2016 |
7 «Б» класс
График внутреннего контроля
Вид работы | Дата | |
I четверть | Практическая работа | 23.10.2015 |
II четверть | Практическая работа | 27.11.2015 18.12.2015 |
III четверть | Практическая работа | 22.01.2016 16.02.2016 11.03.2016 |
IV четверть | Практическая работа | 15.04.2016 13.05.2016 |
Научно- методическая литература
- Девяткова Т.А. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.
- Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями:Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.
- А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.
- Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида: пособие для учителя/ - Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2006.-247с.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Специальная (коррекционная) школа № 482»
Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования города
Москвы
Согласовано: Заместитель директора школы по учебной работе _______________ Н.Н. Серышева «___» _____________ 2015 г. | Утверждаю: Директор ГБОУ С(К)Ш № 482 ____________________Е. В. Обухова «___» _________________ 2015 г. |
Рассмотрено: на заседании Педагогического Совета ГБОУ С(К)Ш № 482: Протокол № ____ от _______2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССОВ
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛ
Срок реализации программы: 1 год
Объём программы: 68 часов
Разработчик: Морозова Любовь Ивановна, учитель высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. На занятиях осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а так же перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. С электронными учебниками не работаем.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовление пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Особое внимание необходимо обратить на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а так же навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применения в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от занятия беседа может иметь различное назначение.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастет. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т.п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.
В результате прохождения программы используется культурно-образовательная среда города: экскурсии, библиотеки, музеи. Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Общее количество часов по программе 68 часов.
Технологии:
- Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа). Беседа может быть вводной и предварять другие виды работ для привлечения к ним интереса учащихся, а также может использоваться для закрепления полученных знаний при повторении пройденного. Беседа на занятиях СБО всегда, где это возможно, должна сопровождаться использованием средств наглядности: реальными предметами, макетами, схемами.
- Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение, муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).
- Практические методы ( дидактические игры, упражнения, задания, тесты, самостоятельная работа, практическая работа).
На занятиях по СБО практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение учащимися этого действия. Прежде чем приступить к тем или иным действиям, необходимо определить, способен ли учащийся справиться с поставленной задачей. Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям учащихся.
- Самым значимым и эффективным методом изучения программного материала на занятиях по СБО является собственная предметно-практическая деятельность учащихся.
Межпредметные связи
Социально-бытовую ориентировку можно рассматривать как сквозной предмет, дающий учащимся возможность применять на практике знания и умения, полученные на других уроках. Связь уроков социально-бытовой ориентировки и математики учитель осуществляет путем применения на практике полученных учащимися счетных, вычислительных, измерительных умений.
Связь уроков по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками русского языка, чтения, географии, биологии, истории, трудового обучения. С электронными учебниками не работаем.
В программу включены следующие разделы:
- Личная гигиена.
- Одежда и обувь.
- Питание.
- Жилище.
- Транспорт.
- Торговля.
- Семья .
- Средства связи.
- Медицинская помощь.
- Учреждения и организации.
- Экономика домашнего хозяйства.
- Культура поведения.
Содержание программы
Личная гигиена.
Тематика:
1.Личная гигиена подростка.
Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела.
2. Гигиена одежды, нетельного и постельного белья.
Основные требования к знаниям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о
- Значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;
- Назначении индивидуальных предметов личной гигиены;
- Необходимости гигиены одежды.
Учащиеся должны знать
- Правила соблюдения личной гигиены подростка;
- Правила смены одежды и нательного и постельного белья;
- Санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
Одежда.
Тематика:
1. Ремонт разорванных мест одежды, штопка.
2.Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины.
3. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.
4. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.
Практические работы:
Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка.
Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Особенности стирки цветного и белого белья;
- Правила пользования моющими средствами;
- Устройство стиральной машины и правила пользования ею;
- Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;
- Последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д.;
- Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;
- Правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Учащиеся должны уметь:
- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать;
- Стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины;
- Гладить одежду и белье;
Питание.
Тематика:
1.Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда.
2. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.
3.Сервировка стола к обеду.
Практическая работа
Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
- Последовательность приготовления блюд;
- Возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
- Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
- Правила пользования столовыми приборами.
Учащиеся должны уметь:
- Готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов);
- Готовить третьи блюда;
- Оформлять готовые блюда;
- Сервировать стол к обеду.
Семья.
Тематика:
1. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
Практические работы
Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку.
Разучивание тихих подвижных игр.
Проведение игр с детьми младшего возраста.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- различные тихие и подвижные игры
Учащиеся должны уметь:
- одевать малышей на прогулку;
- объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
- помогать первоклассникам при уборке игрушек.
Культура поведения.
Тематика:
1. Поведение в гостях.
2. Подарки.
Практическая работа
Изготовление несложных сувениров.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- правила поведения при встрече и расставании;
- правила поведения в гостях;
- правила вручения и приема подарков.
Учащиеся должны уметь:
- выбрать подходящую одежду для визита в гости;
- культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
- выбирать подарки;
- изготавливать простые сувениры;
- вручать и принимать подарки.
Жилище.
Тематика.
1. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету.
2. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
3.Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкия обивка, полировка, лак и др.).
4.Животные в доме (кошка, собака, попугай).
Практическая работа
Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- способы и периодичность ухода за окнами;
- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
- способы утепления окон;
- правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия;
- правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
- правила содержания в доме собаки, кошки, попугая.
Учащиеся должны уметь:
- убирать жилые помещения;
- чистить мебель;
- мыть зеркала и стекла;
- утеплять окна;
Транспорт.
Тематика.
1. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.
2. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость поезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа..
Экскурсия
Экскурсия на железнодорожный вокзал, стацию.
Учащиеся должны иметь представление о
- назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребенка;
- порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);
- порядке сдачи и получения багажа в камере хранения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- функции железнодорожного транспорта;
- виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
- примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;
- виды справочных служб;
- виды камер хранения; сроки и стоимость хранения багажа.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в расписании;
- приобретать билеты в железнодорожной кассе;
- обращаться за справкой в справочное бюро вокзала центральную железнодорожную справочную по телефону;
Торговля.
Тематика.
1. Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.
2. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
Экскурсия
Экскурсия в промтоварный магазин.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о
- назначении промтоварных магазинов;
- порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);
- порядке приобретения товаров.
Учащиеся должны знать:
- ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;
- стоимость отдельных товаров.
Учащиеся должны уметь:
- приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;
- подсчитывать стоимость покупок;
- правильно вести себя в магазине;
Средства связи.
Тематика.
1. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
2. Заполнение бланков
Практические работы
Заполнение бланков на отправку бандеролей.
Упаковка бандеролей.
Экскурсия
На почту
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- перечень предметов, посылаемых бандеролью;
- максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;
- виды и способы упаковки бандеролей.
Учащиеся должны уметь:
- заполнять бланки на отправку бандеролей;
- составлять опись посылаемых предметов;
- упаковывать бандероли.
Медицинская помощь.
Тематика.
1. Домашняя аптечка. Термометр.
2. Лекарственные растения.
3. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.
Практические работы
Упражнения в наложениях повязок на рану, поврежденную конечность.
Заваривание травяного настоя.
Учащиеся должны иметь представление о
- вреде самолечения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);
- правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;
- местные лекарственные растения;
- правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;
- правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться термометром;
- готовить отвары и настои из лекарственных растений;
- обрабатывать и накладывать повязки;
- накладывать временные шины.
Учреждения, организации, предприятия.
Тематика.
1. Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности.
Экскурсии
Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;
- названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;
- виды выпускаемой продукции;
- названия рабочих специальностей.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.
Экономика домашнего хозяйства.
Тематика.
1. Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение и значение в нашей жизни..
2. Бюджет семьи. Источники дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия.
3.Мелкие расходы.
Практические работы
Упражнения по определению доходов семьи.
Составление доверенности на получение зарплаты.
Учащиеся должны иметь представление о
- том, какое место занимают деньги в нашей жизни;
- порядке и условиях получения зарплаты, пенсии;
- том , сколько денег можно иметь на мелкие расходы..
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома;
- составные части бюджета семьи;
- заработную плату членов семьи.
Учащиеся должны уметь:
- подсчитывать бюджет семьи;
- составлять доверенность на получение заработной платы.
Ожидаемые результаты. В результате реализации программы по социально-бытовой ориентировке учащиеся: научатся правилам ведения домашнего хозяйства; получат практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках.
К концу курса обучения дети должны - знать, понимать, уметь и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Тематический план 7 класс
№ | Раздел урока | Кол - во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I четверть | ||||
1. | Жилище. | 8 | 6 | 1 |
2. | Семья. | 4 | 4 | - |
II четверть | ||||
1. | Транспорт. | 6 | 6 | |
2. | Учреждения, предприятия. | 2 | 2 | - |
3. | Культура поведения. | 3 | 2 | 1 |
Личная гигиена | 3 | 2 | 1 | |
III четверть | ||||
1. | Экономика домашнего хозяйства | 4 | 3 | 1 |
2. | Питание. | 7 | 6 | 1 |
3. | Одежда и обувь. | 5 | 5 | - |
4. | Средства связи. | 4 | 3 | 1 |
IV четверть | ||||
1. | Торговля. | 3 | 3 | - |
2. | Питание. | 6 | 5 | 1 |
3. | Медицинская помощь . | 7 | 5 | 2 |
Всего: | 68 | 51 | 17 | |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий, правильность выполнения практических работ;
- самостоятельность ответа;
- умение переносить полученные знания на практику;
Оценка | % выполнения заданий |
удовлетворительно | 35 – 50% |
хорошо | 50 – 65% |
очень хорошо | свыше 65% |
7 «А» класс
График внутреннего контроля
Вид работы | Дата | |
I четверть | Практическая работа | 26.10.2015 |
II четверть | Практическая работа | 26.11.2015 21.12.2015 |
III четверть | Практическая работа | 21.01.2016 12.02.2016 11.03.2016 |
IV четверть | Практическая работа | 18.04.2016 12.05.2016 |
7 «Б» класс
График внутреннего контроля
Вид работы | Дата | |
I четверть | Практическая работа | 23.10.2015 |
II четверть | Практическая работа | 27.11.2015 18.12.2015 |
III четверть | Практическая работа | 22.01.2016 16.02.2016 11.03.2016 |
IV четверть | Практическая работа | 15.04.2016 13.05.2016 |
Научно- методическая литература
- Девяткова Т.А. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида: Пособие для учителя/ Т.А. Девяткова. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 304с.
- Пузанов Б.П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями:Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 439с.
- А.М. Щербакова, Н.М. Платонова Программно- методическое обеспечение для 10- 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя/ А.М. Щербакова, Н.М. Платонова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.- 331с.
- Щербакова А.М. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.М. Щербакова- М.: НЦ ЭНАС, 2001.- 184с.
- Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8 вида: пособие для учителя/ - Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2006.-247с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...