Формы и приёмы работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка (выступление на республиканском семинаре)
материал на тему
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie_1.docx | 33.26 КБ |
kommunikativnye_uud.pptx | 501.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и приёмы работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка (выступление на республиканском семинаре)
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия — к мысли.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные.
Я остановлюсь на коммуникативных УУД.
В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина, 1986).
А. Г. Асмолов в своей книге «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» так определяет коммуникативные учебные действия: «Содержательным ядром в развитии коммуникативной деятельности служит способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Развитие коммуникативной деятельности приводит к формированию коммуникативной компетентности. В своей развитой форме коммуникативная компетентность — это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д.».
Представим далее более подробно конкретный состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения (по А.Г.Асмолову).
1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией — это умение:
- слушать и слышать друг друга;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:
- понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
—умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
—умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — это:
- определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
- планирование общих способов работы;
- обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) — это умение:
- устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это:
- уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
- адекватное межличностное восприятие;
- готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
— стремление устанавливать доверительные отношения
взаимопонимания, способность к эмпатии.
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:
— использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыс лей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
— речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так ив форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериоризации — процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Основные формы и виды коммуникативных действий:
- организация совместной деятельности школьников на уроке,
- работа учеников в парах и группе ,
- дискуссии,
- проектная деятельность ,
- тренинги,
- групповые игры.
Приёмы формирования коммуникативных УД:
• Давать учащимся время на обдумывание их ответов;
• Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей;
• Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации);
• Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет;
• Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении;
• Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников;
• Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Из собственного опыта
Проблема формирования знаний о языке (лингвистическая компетенция) – одна из важнейших в практике работы учителя.
На уроках русского языка мы работаем с учебно-научными лингвистическими текстами. Способность к пониманию теоретических понятий является главной составляющей грамотности современного человека.
Практика показывает, что, с одной стороны, для ученика существует проблема понимания текста, а с другой – перед учителем встает задача: как научить понимать лингвистический текст, а затем создавать свой?
Одним из эффективных средств овладения языком науки является использование в процессе обучения нестандартных форм работы, в частности использование лингвистических сказок. Это сказки по русскому языку. Здесь другие герои – лингвистические понятия. Лингвистическая сказка по фактору адресантов может быть представлена как монологическим, так и диалогическим высказыванием. Но в большинстве случаев это монолог, т.е. “устное или письменное высказывание человека”.
Существуют три основные коммуникативные задачи лингвистических сказок:
- Научить, объяснить новый материал.
- Проверить знания по теме.
- Развлечь, увлечь, заинтересовать, повысить интерес к предмету (русскому языку).
Отличие лингвистической сказки от обычной, фольклорной.
- Лингвистическая сказка поучительна.
- Сюжет построен на лингвистических понятиях. Она является разновидностью предметной сказки.
- Герои – буквы или слова.
- Герои находятся в особом царстве. Все они разные, сильные, добрые, капризные.
- В лингвистических сказках нельзя допускать фактических ошибок. (знание русского языка, знание лингвистического материала, всех условий написания той или иной орфограммы обязательно. А иначе вы сочините неправильную сказку).
Как написать лингвистическую сказку
- Определи, на кого рассчитана сказка, и в какой ситуации будет рассказана.
- Выберите лингвистический материал, сведения о лингвистическом понятии.
- Подумай, какие герои будут действовать.
- Подумай композицию, продумай сюжет.
- Составь план.
- Запиши сказку. Если необходимо, сделай иллюстрацию.
- Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
- Отредактируй текст.
- Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты (телодвижения) будут уместны, как будет звучать голос.
Прорепетируй выступление.
Сюжеты и мотивы лингвистической сказки
Название сюжетов | Мотивы |
Сказка-спор | Житие-бытие героев – зарождение спора, выяснение отношений "кто же главнее" – мотив вмешательства в спор старшего – мотив разрешения спора |
Сказки-проделки | Мотив сговора – мотив вредительства, переманивания – мотив вмешательства старшего с целью пресечь безобразия (лингвистическое правило) – мотив покаяния, признание своей вины. |
Сказки о добрых помощниках | Ошибки в работах учеников – появление доброго помощника – исправление ошибок |
Сказка-чудесное знакомство | Мотив встречи – путешествие – жалоба на свою судьбу – нахождение родителей или друга (чудесное знакомство) – мотив удачно сложившейся судьбы |
Сказка о рождении и взрослении ее героя | Мотив рождения – получения подарков (каких-то качеств, признаков) взросление – герой набирается житейской мудрости – мотив самостоятельной жизни |
Сказки-неожиданные события | Житие-бытие героев (описание города, его жителей) – мотив ссоры (разделение героев на "положительных" и "отрицательных") – неожиданное (неприятное) происшествие – мотив победы над противником – примирение |
Сказка-ссора | Житие героев – мотив дружбы – совместная деятельность (игра) – мотив обмана – ссора – не примирение |
Сказка-жалоба | Житие-бытие героев – мотив обиды – мотив жалобы |
Сказка-путешествие (сон) | Рассказчик во сне попадает в неведомую страну – мотив знакомства – путешествия – мотив прощания – возвращение в реальный мир |
Сказки-задания | Знакомство читателей с жителями той или иной страны – мотив путешествия героев либо заблудились, либо забыли о своих обязанностях – мотив задания |
Сказка-чудесное превращение | Характеристика героя – превращения – значение героя. |
Являясь «проводником» между учеником и учебником, лингвистическая миниатюра помогает сформировать у детей абстрактный тип мышления. Организовать работу на уроке так, чтобы каждый обучающийся соотносил «сказочный» материал с теоретическим материалом учебника. Когда ребенок на уроке погружается в атмосферу сказки, урок воспринимается им как занимательное путешествие по волшебной стране. И меняется не только отношение к самому учебному предмету, но и восприятие русского языка.
Методически грамотное использование лингвистической сказки помогает в дальнейшем постичь логику построения и содержательную информацию учебно-научных лингвистических текстов. На достижение этой задачи направлены разнообразные приемы работы с текстом лингвистической сказки в 5-8-х классах: чтение, пересказ, инсценирование, иллюстрирование, ответ на вопрос, составление терминологического диктанта, таблиц, схем, представление теоретической информации в разной форме, подготовка собственного высказывания на основе предложенных плана и речевой опоры, высказывания ученых-лингвистов и др. Все эти приемы обеспечивают как формирование практических навыков в овладении лингвистической теорией, так и развитие творческой индивидуальности при написании сочинения-рассуждения на экзамене в 9 классе.
Итак, лингвистическая сказка как продукт творческого воображения углубляет и расширяет эмоциональную жизнь ребенка; она позволяет школьнику, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть “человеческой речью, этим тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, чувств, внутреннего мира”, способствует развитию связной речи, развивает в дальнейшем их языковую и коммуникативную компетенции.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А. Г. Асмолов , Г. В. Бурменская , И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова . — М. : Просвещение, 2010.
Коммуникативные УУД Основные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д.
С остав коммуникативных действий 1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией — это умение : - слушать и слышать друг друга; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; - спрашивать , интересоваться чужим мнением и высказывать своё; - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
С остав коммуникативных действий 2.Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает : - понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; - готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор; - умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом .
С остав коммуникативных действий 3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — это : - определение цели и функций участников, способов взаимодействия; - планирование общих способов работы; - обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; - способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); - способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); - разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.
С остав коммуникативных действий 4.Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) — это умение : - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации ; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми ; - обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе ; - переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
С остав коммуникативных действий 5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это: - уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; - адекватное межличностное восприятие; - готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; - стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии .
С остав коммуникативных действий 6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это : - использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыс- лей , побуждений и иных составляющих внутреннего мира ; - речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериори - зации —процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Ф ормы и виды коммуникативных действий организация совместной деятельности школьников на уроке , р абота учеников в парах и группе , д искуссии, проектная деятельность , т ренинги, г рупповые игры
Приёмы формирования коммуникативных УУД • Давать учащимся время на обдумывание их ответов; • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей; • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации ); • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет; • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении; • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников; • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Из опыта работы Использование лингвистических сказок в формировании УУД
Виды лингвистических сказок Сказка-спор; Сказки-проделки; Сказки о добрых помощниках; Сказка- чудесное знакомство; Сказки- неожиданные события; Сказка-ссора; Сказка-жалоба; Сказка-путешествие; Сказки-задания; Сказка-чудесное превращение
П риемы работы с текстом лингвистической сказки чтение , пересказ , инсценирование , иллюстрирование, ответ на вопрос , составление терминологического диктанта, таблиц , схем, представление теоретической информации в разной форме, подготовка собственного высказывания на основе предложенных плана и речевой опоры, высказывания ученых-лингвистов и др.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Презентация выступления .Формирование коммуникативной компетенции учащихся:овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,умениями и навыками использования яз...
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Обобщение опыта Цыгановой О.Г. по теме "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка "
Условия возникновения и становления опыта, перспективности его развития, теоретическоеобоснование своей деятельности. Использование педагогических технологий на основе...
Презентация к выступлению на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"
Данная презентация отражает систему работы учителя над формированием коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида....
Выступление на педсовете «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы путем применения УУД, работа в парах».
Одной из главных идей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях. Актуальн...
Систематизация методов, форм и приёмов работы со словарными словами на уроках русского языка
Данный материал может стать подспорьем в работе со словарными словами...