Консультации, методические учебы для педагогов художественно-эстетического отдела
консультация
Методические материалы для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._ucheba_igrovye_tehnologii.doc | 46 КБ |
tehnologii_distant.docx | 16.91 КБ |
struktura_programmy.docx | 31.42 КБ |
inovatsionnye_tehnologii.pdf | 275.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая учеба
«Игровые технологии обучения»
Тунгусова О. Н.,
методист
МАУДО г. Нижневартовска
«Центр детского творчества»
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; это организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Игровые технологии. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали в древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Педагогические игры
По области деятельности | |||||||||||||||||||
Физические | Интеллектуальные | Трудовые | Социальные | Психологические | |||||||||||||||
По характеру педагогического процесса | |||||||||||||||||||
Обучающие. Тренинговые. Контролирующие. Обобщающие. | Познавательные. Воспитательные. Развивающие. | Репродуктивные. Продуктивные. Творческие. | Коммуникативные. Диагностические. Профориентационные. Психотехнические. | ||||||||||||||||
По игровой методике | |||||||||||||||||||
Предметные | Сюжетные | Ролевые | Деловые | Имитационные | Драматизации | ||||||||||||||
По предметной области | |||||||||||||||||||
Математические, химические, биологические, физические, экологические | Музыкальные, театральные, литературные | Трудовые, технические, производственные | Физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные | Обществоведческие управленческие, экономические, коммерческие | |||||||||||||||
По игровой среде | |||||||||||||||||||
Без предметов // с предметами | Настольные, комнатные, уличные, на местности | Компьютерные, телевизионные, ТСО | Технические, со средствами передвижения |
Целевые ориентации:
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
«Чудо кубик»
Используется как форма проведения итогового (зачетного) занятия, при проверке ЗУН; можно проводить в одной группе, по подгруппам или среди нескольких групп одного года обучения.
На каждой стороне кубика определенная тема (согласно тематического планирования). Ребенок (капитан) бросает кубик, на выбранную тему педагог дает задание (практическое, теоретическое). За каждый правильный ответ команда (ребенок) получает баллы. После розыгрыша всех тем подводится общий итог игры (награждение победителей).
«Крестики – нолики»
Правила проведения как в обычной игре. Играют две команды. Но прежде чем команда поставит крестик или нолик, нужно выполнить задание. Сетка с заданиями у педагога.
Игру можно использовать при закреплении темы.
«Калейдоскоп» («Колесо фортуны»)
Игру можно проводить на протяжении нескольких занятий при изучении новой темы. На доске висит табло с темами (продумать по теме занятия, зашифровать, просто обозначить цифрами). Ребята выбирают сектор, педагог определяет задание на все время занятия.
«Молчанка»
Педагог раздает детям карточки и с индивидуальным заданием. Все задания выполняются молча. Задание может быть блочное. При выполнении части ребенок с выполненным заданием подходит к педагогу, показывает свою работу, получает следующее задание.
Предварительный просмотр:
Дистанционное обучение
консультация для педагогов художественно-эстетического отдела
Подготовила
Тунгусова Ольга Николаевна,
методист ХЭО
Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность
В практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного, асинхронного и смешанного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение обучающегося и педагога в режиме реального времени.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между педагогом и обучающимся в реальном времени.
Синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие педагога и обучающегося и, таким образом, большую нагрузку и на обучающегося, и на педагога.
При асинхронной методике больше ответственности за прохождение обучения возлагается на обучающегося, когда на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа. Педагог при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.
Смешанная методика дистанционного обучения подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.
Представленным вариантам методики соответствуют следующие типы занятий, классифицированные в зависимости от времени осуществления коммуникации:
- в режиме реального времени (online занятия);
- в режиме отложенного времени (offline занятия);
- смешанный тип, включающий элементы и online, и offline занятий.
Тип № 1. Оnline занятие
Занятие в режиме реального времени может быть эффективно при следующих условиях:
- наличие доступа в интернет со скоростью, обеспечивающую качественную устойчивую связь между педагогом и учащимися;
- наличие и достаточно высокое качество учебных и информационных материалов, используемых педагогом;
- психологическая готовность и мотивированность обучающихся и педагогов.
Возможности обучающихся в процессе online занятия включают:
- видят педагога на экране во время всего занятия, при этом качество изображения достаточно для адекватного учебным зада¬чам восприятия и понимания информации;
- имеют доступ к учебным материалам, которые использу¬ет педагог непосредственно на занятии;
- могут выполнять задание педагога в режиме реального времени с предоставлением педагогу результатов выполнения заданий;
- могут выполнять задания педагога в режиме надписей или пометок на доске (либо на интерактивной доске, либо на графическом планшете).
Возможности педагога:
- видит обучающихся на экране, при этом качество изображения достаточно для педагогического взаимодействия;
- может передавать учебные материалы детям в режиме реального времени непосредственно на online занятии;
- может демонстрировать учебные материалы у интерактивной доски и с рабочего стола своего компьютера.
Важно, чтобы online уроки были максимально приближены к традиционным занятиям, в этом случае, вероятно, мотивация детей и восприятие материала будут оптимальными, а занятие максимально эффективным.
Тип № 2. Offline занятие
Занятие в режиме отложенного времени может быть эффективно при следующих условиях:
- наличие учебных, методических и информационных материалов в рамках учебного дистанционного курса, разработанного педагогом и доступного обучающимся;
- наличие в учебном курсе необходимого содержания и средств контроля уровня компетентности обучающихся в освоении этого содержания;
- сопровождение обучающихся педагогом с помощью средств коммуникации в реальном или отложенном времени (сообщения электронной почты, форума, чата и т. п.), включая вопросы-ответы, рассылка материалов, сетевые консультации;
- наличие доступа у обучающихся и педагога к необходимому компьютерному оборудованию и электронным образовательным ресурсам, в том числе для самостоятельной работы в учреждении дополнительного образования или дома;
- наличие доступа в интернет со скоростью, достаточной для обмена сообщениями, возможности просмотреть или скачать учебные материалы;
- психологическая готовность и мотивированность обучающихся и педагогов, особенно в режиме отложенного времени, когда ребенок вынужден работать самостоятельно.
Тип № 3. Смешанный тип 1 (on- и offline занятия)
Смешанный тип занятия в дистанционном обучении предполагает использование средств коммуникации в режиме как реального, так и отложенного времени. Например, дети выполняют домашнее задание или тест в дистанционном учебном курсе в режиме offline, а опрос по домашнему заданию или изучение нового материала происходит в режиме реального времени.
Тип № 4. Смешанный тип 2 (offline и очное занятие)
Такой тип занятия может применяться, например, при проведении промежуточного контроля: дети выполняют тест, который педагог разработал и разместил в дистанционном учебном курсе. Непосредственно на занятии можно провести разбор типичных ошибок, допущенных обучающимися. Например, при введении нового материала педагог на занятии представляет обучающимся материал, в дистанционном курсе размещает презентацию, ссылки на дополнительные источники информации, а также задания для учащихся, которые дети выполняют в ходе самостоятельной работы вне занятия.
Предварительный просмотр:
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
консультация для педагогов художественно-эстетического отдела
Подготовила
Тунгусова Ольга Николаевна,
методист ХЭО
Структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляют два основных раздела.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
- пояснительная записка;
- цель и задачи программы;
- содержание программы;
- планируемые результаты;
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
- календарный учебный график;
- условия реализации программы;
- формы аттестации;
- оценочные материалы;
- методические материалы;
- рабочие программы (модули) курсов, дисциплин программы;
- список литературы.
Титульный лист программы – страница, предваряющая текст программы, источник идентификационной информации документа. Включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:
- наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);
- наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);
- дата и № протокола экспертного совета, рекомендовавшего программу к реализации;
- гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
- название программы;
- адресат программы;
- срок реализации программы;
- ФИО, должность разработчика (-ов) программы;
- Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.
Технология проектирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Структура программы | Содержание структурных компонентов программы | |
1. | Титульный лист |
(Приложение 1) |
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» | ||
1.1 | Пояснительная записка | Этот раздел направлен на отражение общей характеристики программы:
|
1.2 | Цель и задачи программы | Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
Формулировки задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами. |
1.3 | Содержание программы | Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и содержании учебно-тематического плана.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
|
1.4 | Планируемые результаты | В этой части необходимо сформулировать:
Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы. |
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» | ||
2.1 | Календарный учебный график | Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы (Закон № 273-ФЗ, гл. 1, ст. 2, п. 9), определяющая:
|
2.2 | Условия реализации программы | К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: - материально-техническое обеспечение – характеристика помещения для занятий по программе; перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся); - информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники; - кадровое обеспечение – целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора. |
2.3 | Формы аттестации | Разрабатываются и обосновываются для определения результативности освоения программы. Призваны отражать достижения цели и задач программы. Перечисляются согласно учебному плану и учебно-тематическому плану (зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).
|
2.4 | Оценочные материалы | В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5) |
2.5 | Методические материалы | Настоящий раздел представляет краткое описание методики работы по программе и включает в себя:
|
2.6 | Список литературы | При составлении списка литературы необходимо учитывать:
Список может быть составлен для разных участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей). Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению библиографических ссылок. |
Приложение 1
Оформление календарного учебного графика
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
[1] Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Пикина А.Л., Тихомирова Н.Г. Концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей: учебное пособие / под ред. А.В. Золотаревой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014. – С. 225-226.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документация методического объединения педагогов художественно-эстетической направленности
Тема, цели, задачи, мониторинг МО...
Методическая учеба для педагогов дополнительного образования "Цифровые образовательные ресурсы"
Данный материал содержит текст методической учебы для педагогов дополнительного образования и презентации к ней.Содержание:Введение. Актуальность ЦОР.Определение ЦОР. Адреса.Классификация мультимедийн...
Отчет о работе школьного методического объединения учителей общественных, художественно-эстетических дисциплин и дисциплин здоровьесберегающей направленности за 2013-2014 учебный год
Отчет о работе школьного методического объединения...
Построение занятия с учетом восприятия мира ребенком (методическая учеба для педагогов)
В этом документе представлены теоритеская и практическая часть по данной теме...
Как помочь трудному ребёнку (методическая учеба для педагогов)
Цель методической учебы: рассказать педагогам о формах и методах работы с «трудными» детьми.Задачи: - рассмотреть понятие «трудный» ребенок;- выяснить причины отклоняющегося по...
Самообразование как необходимое условие повышения профессиональной компетентности педагога художественно-эстетического цикла
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Соответственно общество нуждается в школе, которая может...
Методическая учеба для педагогов "Развитие креативности педагога как необходимое условие в работе с творческими учащимися"
Цель: создать условия для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности.Задачи: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, друж...