Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов»
методическая разработка на тему

Сазикова Анастасия Олеговна

Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов» может быть использовано как на методически объединения, так и  на педагогически совета. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов»

  1. Упражнение “Ассоциации”
  2. Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”. Писать эмоции. 10 слов. У вас получились позитивные слова или негативные? Подумайте над тем, что у  вас вышло.

  1. Слайд 2

 Профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста.

Слайд 3

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии:

Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Слайд 4

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Слайд 5

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Слайд 6

  1. Экспресс оценка выгорания

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте.

1

Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен

Да

Нет

2

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления

Да

Нет

3

Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры

Да

Нет

4

То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики.

Да

Нет

5

На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д.

Да

Нет

6

Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно

Да

Нет

7

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

Да

Нет

8

О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое

Да

Нет

9

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

Да

Нет

10

За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое

Да

Нет

Слайд 7

Оценка результатов:

0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Слайд 8

  1. Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.

Почти никогда

Иногда

Часто

Почти
всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Слайд 9

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1 , часто-2, почти всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;

3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

Слайд 10

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты.

Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе, помощи другим людям.  Если женщина стремится помочь всем окружающим и всех спасти — у нее 100% стресс

Слайд 11

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей.  

  • Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
  • Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
  • Не перерабатывайте. Работе — не единственная вещь в жизни. Любите себя! Расставьте жизненные приоритеты правильно.
  • Категорически противопоказано заниматься раздуванием чувства жалости к себе

Слайд 12

  • Усталость любого рода - это признак неправильно организованной работы. В первую очередь - отдохнуть, лучший отдых - это сон. Если сразу заснуть не получается - перед сном гулять, а на ночь практиковать расслабление и аутотренинг. После 22:00 выключать компьютер телевизор, отключать телефон и готовиться ко сну.

Слайд 13 Ваши предложения

Слайд 14

Миф первый: "Жить надо для людей".

Основная идея этого мифа - "человек должен жертвовать собой ради других". У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себе обычные чувства: у них не может быть просто любви и просто работы - лишь великая страсть и великие достижения.

Советы для "светочей":

Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.

На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что - коллеги.

Слайд 15

Миф второй: "Если не я, то кто же?"

Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь, когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбирая специальность педагога, медсестры, социального работника. Другие спасают "на общественных началах": у них обязательно есть куча знакомых-неудачников - друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик... Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что "спасение утопающих" для них - единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.

Советы для "спасателей":

Если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.

Лучший способ позаботиться о человеке - помочь ему понять, что он может решать проблемы самостоятельно. Попробуйте действовать именно так, а не взваливайте на себя груз чужих забот.

Слайд 16

Миф третий: "Я должен быть для всех хорошим".

 Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе, сказать "нет": ведь люди могут обидеться!

Советы для "червонцев":

"Успокойся: ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!" Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на той стене, куда чаще всего обращается ваш взгляд.

Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.

Научитесь говорить "нет!", не испытывая при этом ни раздражения, ни вины.

Слайд 17

Миф четвертый: "Работа превыше всего!"

"Все выше, и выше, и выше...". Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются на работе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.

Советы для трудоголиков:

Помните: "Бессердечье к себе – это тоже увечье". Вы имеете право на свободное время!

Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте на рабочем месте  все деловые бумаги и мысли.

Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.

Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: "Суббота, 19.00 - театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)". Строго контролируйте выполнение.

  1. Слайд 18
  2. Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»
  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  • Регулярный отдых. Выходные, отпуск, занятия спортом,аутотренинг. Отдых от работы в окружении семьи, друзей - и при этом не употреблять алкоголь. Почаще устраивать себе выходные с выездами на природу, в исторические места, в другие страны и города.
  • Становиться результатником: учиться достигать результата, видеть и ценить его.
  • Заменить чувство вины на чувство ответственности. Виноват - не переживай, не грызи себя и окружающих, а поправь, что можешь.
  • Начать планировать свой день, неделю, месяц и год. Ознакомьтесь с основами тайм-менеджмента

  • Слайд 19 Из личного опыта

Что касается конкретно моей профессиональной деятельности, работа ведется следующим образом. С периодичностью раз в пол года проводится анкетирование учителей с целью выявить наличие синдрома профессионального выгорания или состояния, близкого к нему. Эта информация обрабатывается и доводится до сведения администрации. Кроме того эта информацяи доводится так же и до сведения самих педагогов. Более эффективной работу считаю индивидуальную, помимо сообщения результатов диагностической работы даю устные рекомендации в зависимости от возраста, семейного положения и характера данного педагога. Часто отношение к таким рекомендация довольно скептическое, так как такие способы снижения стресса как ванна, чтение книги и прогулки в одиночестве в лесу кажутся малоэффективными, и многие сомневаются, что это им как то поможет, кроме того жалко тратить на это время. Но тут важно убедить человека, порой даже личным опытом, что систематичская и комплексная забота о себе дейтсвительно эффективна и может изменить их состояние в лучшую сторону. Личный примерн на мой взгляд максимално эффективен для молодых педагогов.

Что касается того, как я сама справляюсь с многочисленными стрессами на работе. Максимально эффективным для меня является спорт. На втором месте по эффективности — смена деятельности (для меня такой сменой является ежесубботние и ежевоскресные занятия в институте), чтение книг, капание в земле, 8-10 часовой сон. Стараюсь как можо чаще напоминать себе, что если я не способна позаботиться о себе, то как я могу позаботиться и помочь кому-либо еще?

Методики, используемые мной в работе: 2 из них мы с вами уже сделали, они не максимально информативны, но дают хотя бы базовое представление о том, что происходит с человеком, тем более, что есть возможность не просто посчитать балы, а проанализировать ответы на определенные вопросы.  Если учесть тотальную нехватку времени на работе, маленький тест – самый лучший тест. После экспресс-диагностики педагогов, чье состояние вызывает серьезное опасение можно протестировать более объемными и информативными методиками.

Слайд 20

Еще можно использовать методики:

  1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (84 вопроса)

 «Напряжение».

Переживание психотравмирующих обстоятельств;

Неудовлетворенность собой;

«Загнанность в клетку»;

Тревога и депрессия.

«Резистенция».

Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;

Эмоционально-нравственная дезориентация;

Расширение сферы экономии эмоций;

Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение».

Эмоциональный дефицит;

Эмоциональная отстраненность;

Личностная отстраненность (деперсонализация);

Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Слайд 21

  1. Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслак и С. Джексон.

    Методика предназначена для диагностики "эмоционального истощения", "деперсонализации" и "профессиональных достижений". Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

Тест рассчитывает  показатели выгорания в различных возрастных группах, а так же показатели выгорания в зависимости от стажа работы

  1. Так же есть Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания        В.В. Бойко состоящая всего из 20 вопросов с крайне простой обработкой

Слайд 22

  1. Приемы антистрессовой защиты:

 Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Слайд 23

Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

•Вспомните какую-либо неприятность, произошедшую с вами на работе. Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

Слайд 24

Методы саморегуляции эмоциональной сферы.

  1. Способы, связанные с управлением дыханием
  2. Способы, связанные с воздействием слова (аффирмации)

Самоприказы ( «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!»)

Самоодобрение, самопоощрение. «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

  1. Способы, связанные с визуализацией

Слайд 25

  1.  Самый самоподдерживающий прием. Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!

  1. На этой приятной ноте, я благодарю Вас за внимание! Надеюсь, что полученная информация оказалась ценной для Вас.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синдром эмоционального выгорания педагогов

Слайд 2

Профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста .

Слайд 3

Три стадии эмоционального выгорания: Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Слайд 4

На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

Слайд 5

На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.

Слайд 6

Экспресс оценка выгорания 1 Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен Да Нет 2 Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления Да Нет 3 Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры Да Нет 4 То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. Да Нет 5 На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. Да Нет 6 Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно Да Нет 7 С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной Да Нет 8 О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое Да Нет 9 Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям Да Нет 10 За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое Да Нет

Слайд 7

Оценка результатов: 0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.

Слайд 8

Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания Почти никогда Иногда Часто Почти всегда 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня 2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой 3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня 4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела 6 . Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня 7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье 8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил 9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Слайд 9

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1 , часто-2, почти всегда-3балла. Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий; 3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.

Слайд 10

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания у себя или какие мы можем дать советы педагогам? Прежде всего, признать, что они есть. Если женщина стремится помочь всем окружающим и всех спасти — у нее 100% стресс

Слайд 11

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей . Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. Не перерабатывайте. Работе — не единственная вещь в жизни. Любите себя! Расставьте жизненные приоритеты правильно. Категорически противопоказано заниматься раздуванием чувства жалости к себе

Слайд 12

Усталость любого рода - это признак неправильно организованной работы. В первую очередь - отдохнуть, лучший отдых - это сон . После 22:00 выключать компьютер телевизор, отключать телефон и готовиться ко сну. Не пренебрегайте сном даже ради работы!

Слайд 13

Давайте поделимся личным опытом. Мы можем помочь друг другу!!! А как справляетесь со стрессом и усталостью лично Вы!?

Слайд 14

Одним из этапов помощи педагогам при эмоциональном выгорании является развеевание некоторых мифов. Миф первый: "Жить надо для людей"

Слайд 15

Миф второй: "Если не я, то кто же?"

Слайд 16

Миф третий: "Я должен быть для всех хорошим"

Слайд 17

Миф четвертый: "Работа превыше всего!"

Слайд 18

Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания» нам и нашим коллегам: Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Регулярный отдых . Выходные, отпуск, занятия спортом, аутотренинг . Отдых от работы в окружении семьи, друзей - и при этом не употреблять алкоголь. Почаще устраивать себе выходные с выездами на природу, в исторические места, в другие страны и города. Становиться результатником : учиться достигать результата, видеть и ценить его. Заменить чувство вины на чувство ответственности. Виноват - не переживай, не грызи себя и окружающих, а поправь, что можешь. Начать планировать свой день, неделю, месяц и год. Ознакомьтесь с основами тайм-менеджмента

Слайд 19

Из личного опыта…

Слайд 20

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (84 вопроса) «Напряжение». Переживание психотравмирующих обстоятельств; Неудовлетворенность собой; «Загнанность в клетку»; Тревога и депрессия. «Резистенция». Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; Эмоционально-нравственная дезориентация; Расширение сферы экономии эмоций; Редукция профессиональных обязанностей. «Истощение». Эмоциональный дефицит; Эмоциональная отстраненность; Личностная отстраненность (деперсонализация); Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Слайд 21

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон. Методика предназначена для диагностики "эмоционального истощения", "деперсонализации" и "профессиональных достижений". Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Тест рассчитывает показатели выгорания в различных возрастных группах, а так же показатели выгорания в зависимости от стажа работы.

Слайд 22

Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

Слайд 23

Вспомните какую-либо неприятность, произошедшую с вами на работе. Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

Слайд 24

В целях предотвращения. Методы саморегуляции эмоциональной сферы. Способы, связанные с управлением дыханием Способы, связанные с воздействием слова (аффирмации) Самоприказы ( «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!») Самоодобрение, самопоощрение. «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Способы, связанные с визуализацией

Слайд 25

С амый самоподдерживающий прием . Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!

Слайд 26

Я благодарю Вас за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Презентация на тему: Синдром эмоционального выгорания.

К видам арттерапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением, относятся либропсихотерапия (лечебное чтение, метод предложен В. М. Бехтеревым) и библиотерапия (терапия через книгу...

Синдром эмоционального выгорания педагогов: способы профилактики

Определение синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)Факторы, способствующие возникновению СЭВПризнаки СЭВТипы личности, склонные к СЭВПриемы антистрессовой защитыПравила позитивного начала и завершения...

Буклет "Синдром эмоционального выгорания", рекомендации педагогам

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Профессиональное...

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания педагогов»

Тренин для педагогов на эмоциональное самосохранение....

Презентация выступления на педсовете на тему: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Презентация содержит ответ на вопрос: "Каким же образом педагоги могут помочь себе избежать  эмоционального выгорания?"...