Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов»
методическая разработка на тему
Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов» может быть использовано как на методически объединения, так и на педагогически совета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sindrom_emotsionalnogo_vygoraniya_pedagogov.doc | 141 КБ |
sindrom_emots_vygoraniya_pedagogov.ppt | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
- Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов»
- Упражнение “Ассоциации”
- Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа”. Писать эмоции. 10 слов. У вас получились позитивные слова или негативные? Подумайте над тем, что у вас вышло.
- Слайд 2
Профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста.
Слайд 3
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии:
Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Слайд 4
На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
Слайд 5
На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Слайд 6
- Экспресс оценка выгорания
На следующие предложения отвечайте «да» или «нет». Количество положительных ответов подсчитайте. | |||
1 | Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен | Да | Нет |
2 | Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления | Да | Нет |
3 | Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры | Да | Нет |
4 | То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. | Да | Нет |
5 | На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. | Да | Нет |
6 | Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно | Да | Нет |
7 | С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной | Да | Нет |
8 | О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое | Да | Нет |
9 | Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям | Да | Нет |
10 | За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое | Да | Нет |
Слайд 7
Оценка результатов:
0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит.
2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.
Слайд 8
- Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте галочкой ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя.
Почти никогда | Иногда | Часто | Почти | |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня | ||||
2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой | ||||
3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня | ||||
4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких | ||||
5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела | ||||
6. Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня | ||||
7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье | ||||
8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил | ||||
9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей |
Слайд 9
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1 , часто-2, почти всегда-3балла.
Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий;
3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.
Слайд 10
Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?
Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты.
Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Если женщина стремится помочь всем окружающим и всех спасти — у нее 100% стресс
Слайд 11
Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей.
- Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
- Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
- Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе.
- Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
- Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
- Не перерабатывайте. Работе — не единственная вещь в жизни. Любите себя! Расставьте жизненные приоритеты правильно.
- Категорически противопоказано заниматься раздуванием чувства жалости к себе
Слайд 12
- Усталость любого рода - это признак неправильно организованной работы. В первую очередь - отдохнуть, лучший отдых - это сон. Если сразу заснуть не получается - перед сном гулять, а на ночь практиковать расслабление и аутотренинг. После 22:00 выключать компьютер телевизор, отключать телефон и готовиться ко сну.
Слайд 13 Ваши предложения
Слайд 14
Миф первый: "Жить надо для людей".
Основная идея этого мифа - "человек должен жертвовать собой ради других". У таких людей отказ от собственных интересов сочетается с отрицанием самой возможности быть слабым, просить о помощи. Они запрещают себе обычные чувства: у них не может быть просто любви и просто работы - лишь великая страсть и великие достижения.
Советы для "светочей":
Помните: вы не монумент, а живой человек, а значит, имеете право позаботиться о себе. Начните с того, что разделите время для работы и для личной жизни и больше никогда не путайте их.
На работе четко распределите, за что отвечаете вы, а за что - коллеги.
Слайд 15
Миф второй: "Если не я, то кто же?"
Такой человек чувствует себя в своей тарелке, лишь, когда кого-то спасает. Одни делают это профессионально, выбирая специальность педагога, медсестры, социального работника. Другие спасают "на общественных началах": у них обязательно есть куча знакомых-неудачников - друг с проблемами, несчастная подруга, муж-алкоголик... Подобные люди способны довести окружающих до белого каления своей заботой и советами по любому поводу. Но если заглянуть поглубже, окажется, что "спасение утопающих" для них - единственно доступный способ почувствовать себя нужным и обрести некоторую власть над другими.
Советы для "спасателей":
Если вы живете только жизнью других, то рискуете никогда не прожить свою собственную.
Лучший способ позаботиться о человеке - помочь ему понять, что он может решать проблемы самостоятельно. Попробуйте действовать именно так, а не взваливайте на себя груз чужих забот.
Слайд 16
Миф третий: "Я должен быть для всех хорошим".
Они мягки и податливы, подстраиваются к каждому вплоть до полного растворения в других. Для них трудно, почти невозможно отказать кому-нибудь в просьбе, сказать "нет": ведь люди могут обидеться!
Советы для "червонцев":
"Успокойся: ты не можешь быть лицом ко всем, кому-то достаются и другие стороны!" Крупными буквами напишите его на листе и повесьте на той стене, куда чаще всего обращается ваш взгляд.
Хорошо изучите не только свои обязанности, но и права. Помните: у вас есть право быть собой и действовать в своих интересах, право говорить и быть услышанным и еще множество других прав.
Научитесь говорить "нет!", не испытывая при этом ни раздражения, ни вины.
Слайд 17
Миф четвертый: "Работа превыше всего!"
"Все выше, и выше, и выше...". Завершив одно дело, не дают себе возможности остановиться, оглянуться, порадоваться, а без передышки отыскивают и штурмуют еще более высокую гору. Дело осложняется тем, что трудоголики очень серьезно относятся к работе и убеждены, что лучше никто ее не сделает. Особая примета: подолгу задерживаются на работе и боятся уйти в отпуск, если же уходят, то не знают, чем заняться.
Советы для трудоголиков:
Помните: "Бессердечье к себе – это тоже увечье". Вы имеете право на свободное время!
Уходя с работы, не только гасите свет, но и оставляйте на рабочем месте все деловые бумаги и мысли.
Придя домой, сразу примите душ и переоденьтесь. Так вы психологически разграничите две разные сферы жизни: работу и отдых.
Найдите себе увлечение и жестко забейте время на него в органайзер. Например: "Суббота, 19.00 - театр (или фитнес-клуб, или пешая прогулка)". Строго контролируйте выполнение.
- Слайд 18
- Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»
- Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
- Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
- Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
- Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
- Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
- Регулярный отдых. Выходные, отпуск, занятия спортом,аутотренинг. Отдых от работы в окружении семьи, друзей - и при этом не употреблять алкоголь. Почаще устраивать себе выходные с выездами на природу, в исторические места, в другие страны и города.
- Становиться результатником: учиться достигать результата, видеть и ценить его.
- Заменить чувство вины на чувство ответственности. Виноват - не переживай, не грызи себя и окружающих, а поправь, что можешь.
- Начать планировать свой день, неделю, месяц и год. Ознакомьтесь с основами тайм-менеджмента
- Слайд 19 Из личного опыта
Что касается конкретно моей профессиональной деятельности, работа ведется следующим образом. С периодичностью раз в пол года проводится анкетирование учителей с целью выявить наличие синдрома профессионального выгорания или состояния, близкого к нему. Эта информация обрабатывается и доводится до сведения администрации. Кроме того эта информацяи доводится так же и до сведения самих педагогов. Более эффективной работу считаю индивидуальную, помимо сообщения результатов диагностической работы даю устные рекомендации в зависимости от возраста, семейного положения и характера данного педагога. Часто отношение к таким рекомендация довольно скептическое, так как такие способы снижения стресса как ванна, чтение книги и прогулки в одиночестве в лесу кажутся малоэффективными, и многие сомневаются, что это им как то поможет, кроме того жалко тратить на это время. Но тут важно убедить человека, порой даже личным опытом, что систематичская и комплексная забота о себе дейтсвительно эффективна и может изменить их состояние в лучшую сторону. Личный примерн на мой взгляд максимално эффективен для молодых педагогов.
Что касается того, как я сама справляюсь с многочисленными стрессами на работе. Максимально эффективным для меня является спорт. На втором месте по эффективности — смена деятельности (для меня такой сменой является ежесубботние и ежевоскресные занятия в институте), чтение книг, капание в земле, 8-10 часовой сон. Стараюсь как можо чаще напоминать себе, что если я не способна позаботиться о себе, то как я могу позаботиться и помочь кому-либо еще?
Методики, используемые мной в работе: 2 из них мы с вами уже сделали, они не максимально информативны, но дают хотя бы базовое представление о том, что происходит с человеком, тем более, что есть возможность не просто посчитать балы, а проанализировать ответы на определенные вопросы. Если учесть тотальную нехватку времени на работе, маленький тест – самый лучший тест. После экспресс-диагностики педагогов, чье состояние вызывает серьезное опасение можно протестировать более объемными и информативными методиками.
Слайд 20
Еще можно использовать методики:
- Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (84 вопроса)
«Напряжение».
Переживание психотравмирующих обстоятельств;
Неудовлетворенность собой;
«Загнанность в клетку»;
Тревога и депрессия.
«Резистенция».
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
Эмоционально-нравственная дезориентация;
Расширение сферы экономии эмоций;
Редукция профессиональных обязанностей.
«Истощение».
Эмоциональный дефицит;
Эмоциональная отстраненность;
Личностная отстраненность (деперсонализация);
Психосоматические и психовегетативные нарушения.
Слайд 21
- Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслак и С. Джексон.
Методика предназначена для диагностики "эмоционального истощения", "деперсонализации" и "профессиональных достижений". Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.
Тест рассчитывает показатели выгорания в различных возрастных группах, а так же показатели выгорания в зависимости от стажа работы
- Так же есть Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко состоящая всего из 20 вопросов с крайне простой обработкой
Слайд 22
- Приемы антистрессовой защиты:
Снижайте значимость событий:
• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
Слайд 23
Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм"(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):
•Вспомните какую-либо неприятность, произошедшую с вами на работе. Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
Слайд 24
Методы саморегуляции эмоциональной сферы.
- Способы, связанные с управлением дыханием
- Способы, связанные с воздействием слова (аффирмации)
Самоприказы ( «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!»)
Самоодобрение, самопоощрение. «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
- Способы, связанные с визуализацией
Слайд 25
- Самый самоподдерживающий прием. Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хорош (хороша)!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!
- На этой приятной ноте, я благодарю Вас за внимание! Надеюсь, что полученная информация оказалась ценной для Вас.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональное выгорание определяют как синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста .
Три стадии эмоционального выгорания: Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.
На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
Экспресс оценка выгорания 1 Когда в воскресенье пополудни я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток уик-энда уже испорчен Да Нет 2 Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления Да Нет 3 Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры Да Нет 4 То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия ученики. Да Нет 5 На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т.д. Да Нет 6 Коллегам я придумал (придумала) обидные прозвища, которую использую мысленно Да Нет 7 С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной Да Нет 8 О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое Да Нет 9 Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям Да Нет 10 За последние три месяца мне не попало в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое Да Нет
Оценка результатов: 0-1 балл. Синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов. Положение весьма серьёзное, но в вас ещё теплится огонёк, нужна, чтобы он не погас, помощь специалиста.
Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания Почти никогда Иногда Часто Почти всегда 1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня 2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой 3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня 4. После рабочего дня я могу срываться на своих близких 5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела 6 . Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня 7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье 8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил 9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: почти никогда-0 баллов, иногда-1 , часто-2, почти всегда-3балла. Оценка результатов: суммарный показатель менее 3-х баллов – низкий; 3-12 средний; выше 12 — высокий показатель эмоционального выгорания.
Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания у себя или какие мы можем дать советы педагогам? Прежде всего, признать, что они есть. Если женщина стремится помочь всем окружающим и всех спасти — у нее 100% стресс
Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей . Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. Не ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для сгорания, уйдут сами по себе. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно. Не перерабатывайте. Работе — не единственная вещь в жизни. Любите себя! Расставьте жизненные приоритеты правильно. Категорически противопоказано заниматься раздуванием чувства жалости к себе
Усталость любого рода - это признак неправильно организованной работы. В первую очередь - отдохнуть, лучший отдых - это сон . После 22:00 выключать компьютер телевизор, отключать телефон и готовиться ко сну. Не пренебрегайте сном даже ради работы!
Давайте поделимся личным опытом. Мы можем помочь друг другу!!! А как справляетесь со стрессом и усталостью лично Вы!?
Одним из этапов помощи педагогам при эмоциональном выгорании является развеевание некоторых мифов. Миф первый: "Жить надо для людей"
Миф второй: "Если не я, то кто же?"
Миф третий: "Я должен быть для всех хорошим"
Миф четвертый: "Работа превыше всего!"
Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания» нам и нашим коллегам: Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними. Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Регулярный отдых . Выходные, отпуск, занятия спортом, аутотренинг . Отдых от работы в окружении семьи, друзей - и при этом не употреблять алкоголь. Почаще устраивать себе выходные с выездами на природу, в исторические места, в другие страны и города. Становиться результатником : учиться достигать результата, видеть и ценить его. Заменить чувство вины на чувство ответственности. Виноват - не переживай, не грызи себя и окружающих, а поправь, что можешь. Начать планировать свой день, неделю, месяц и год. Ознакомьтесь с основами тайм-менеджмента
Из личного опыта…
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (84 вопроса) «Напряжение». Переживание психотравмирующих обстоятельств; Неудовлетворенность собой; «Загнанность в клетку»; Тревога и депрессия. «Резистенция». Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; Эмоционально-нравственная дезориентация; Расширение сферы экономии эмоций; Редукция профессиональных обязанностей. «Истощение». Эмоциональный дефицит; Эмоциональная отстраненность; Личностная отстраненность (деперсонализация); Психосоматические и психовегетативные нарушения.
Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание. Методика К. Маслач и С. Джексон. Методика предназначена для диагностики "эмоционального истощения", "деперсонализации" и "профессиональных достижений". Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Тест рассчитывает показатели выгорания в различных возрастных группах, а так же показатели выгорания в зависимости от стажа работы.
Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
Вспомните какую-либо неприятность, произошедшую с вами на работе. Постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.
В целях предотвращения. Методы саморегуляции эмоциональной сферы. Способы, связанные с управлением дыханием Способы, связанные с воздействием слова (аффирмации) Самоприказы ( «Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!») Самоодобрение, самопоощрение. «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» Способы, связанные с визуализацией
С амый самоподдерживающий прием . Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!». При этом хорошо, если вы улыбнетесь себе!
Я благодарю Вас за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».
Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...
Синдром профессионального выгорания: причины, диагностика, профилактика, эмоциональное выгорание педагога.
Консультация педагога-психолога для педагогов. ...
Презентация на тему: Синдром эмоционального выгорания.
К видам арттерапии, основанным на лечебном коррекционном воздействии чтением, относятся либропсихотерапия (лечебное чтение, метод предложен В. М. Бехтеревым) и библиотерапия (терапия через книгу...
Синдром эмоционального выгорания педагогов: способы профилактики
Определение синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)Факторы, способствующие возникновению СЭВПризнаки СЭВТипы личности, склонные к СЭВПриемы антистрессовой защитыПравила позитивного начала и завершения...
Буклет "Синдром эмоционального выгорания", рекомендации педагогам
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Профессиональное...
Тренинг «Синдром эмоционального выгорания педагогов»
Тренин для педагогов на эмоциональное самосохранение....
Презентация выступления на педсовете на тему: "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Презентация содержит ответ на вопрос: "Каким же образом педагоги могут помочь себе избежать эмоционального выгорания?"...