Тренинг «Синдром эмоционального выгорания педагогов»
материал по психологии

Тренин для педагогов на эмоциональное самосохранение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_po_vygoraniyu.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания педагогов»

Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов.

Перед началом тренинга  - экспресс-диагностика «Моё настроение» (стикеры, 8 листов с цветами по Люшеру). Участники тренинга фиксируют своё эмоциональное состояние, оформляют личные бейджики. («Отметьте, какому цвету соответствует настроение сейчас?»)

  • Вступление

Уважаемые коллеги, мы рады вас сегодня видеть. Здорово, что мы собрались таким тёплым кругом. Давайте познакомимся – коротко представьтесь и поделитесь своими ожиданиями от сегодняшнего мероприятия.

Оля: «Меня зовут Ольга…. От сегодняшней работы я жду активности, удовлетворения, интересного общения». (Участники представляются по кругу).

Спасибо, приятно познакомиться. Мы услышали все ваши ожидания. Экспресс-диагностика показала, что вы пришли сюда с ….. настроением. Мы надеемся, что сегодняшнее практическое занятие на тему «Эмоциональное выгорания» будет вам полезно и интересно. Наш тренинг рассчитан на 1 час – 1,5, в зависимости от того, как будет идти наша работа.

Наша задача, просмотрев причины такого явления дать вам возможность получить  ресурсное состояние.

  • Информационный блок

(Зажигается спичка). «Сгорел на работе» - до недавнего времени эти слова были только яркой метафорой, а сейчас это наша реальность. Это явление встречается среди профессионалов, работающих с людьми. Называется оно «синдромом эмоционального выгорания». Если вовремя не заняться собой, терпеть до последнего, то можно сгореть дотла, как эта спичка (показать сгоревшую спичку).

Скажите, какие ассоциации вызывает у вас слово выгорание (записано на доске вертикально). Участники в произвольном порядке называют свои ассоциации на каждую букву, ведущий записывает их на доске.

В – возбуждение, возмущение, волнение

Ы – взрыв эмоций

Г – горечь, грусть

О – обида, тоска

Р – раздражение, ревность, равнодушие

А – астения, апатия

Н - негатив

И - истерия

Е – стресс

  • Диагностика уровня эмоционального выгорания

Вы совершенно правы, все эти состояния сопровождают  эмоциональное выгорание. Сейчас мы определим наличие таких симптомов у себя.

Участникам выдаются индивидуальные бланки с тестом «Самооценка симптомов выгорания». Оцените себя по каждому симптому от 1 до 5 баллов.

Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выходу не работу

 

 

 

 

 

Частые опоздания

 

 

 

 

 

Откладывание деловых встреч

 

 

 

 

 

Уединение, нежелание видеть коллег

 

 

 

 

 

Нежелание видеть детей

 

 

 

 

 

Нежелание заполнять документацию

 

 

 

 

 

Формальное исполнение обязанностей

 

 

 

 

 

Аффективные

Утрата чувства юмора

 

 

 

 

 

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

 

 

 

 

 

Повышенная раздражительность

 

 

 

 

 

Ощущение придирок со стороны других

 

 

 

 

 

Равнодушие

 

 

 

 

 

Бессилие, эмоциональное истощение

 

 

 

 

 

Подавленное настроение

 

 

 

 

 

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе с работы

 

 

 

 

 

Слабая концентрация внимания, рассеянность

 

 

 

 

 

Ригидность мышления, использование стереотипов

 

 

 

 

 

Сомнения в полезности работы

 

 

 

 

 

Разочарование профессией

 

 

 

 

 

Циничное отношение к клиентам, коллегам

 

 

 

 

 

Озабоченность собственными проблемами

 

 

 

 

 

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

 

 

 

 

 

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

 

 

 

 

 

Длительно текущие незначительные недуги

 

 

 

 

 

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

 

 

 

 

 

Усталость, быстрая физическая утомляемость

 

 

 

 

 

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

 

 

 

 

 

Обострение хронических заболеваний

 

 

 

 

 

Подведём итоги. Если большинство ваших показателей оказалось на сером поле, то вы в «группе риска», и есть опасность сгореть на работе. Обратите внимание, какая сфера истощена: может быть, это проявление на уровне тела, стереотипного мышление, чувств или поведения. Заметьте это сейчас. Позже мы к этому вернёмся.

  • Упражнение «Лист визуализации» ( по Гадецкому) музыка – Полнолуние

       Сядьте удобно, сделайте глубокий вдох, выдох. Вспомните приятный эпизод из своей жизни (отдых,  море, праздник, природа, выходной с семьёй – всё, что вы захотите).

       Закройте глаза и полностью погрузитесь в своё воспоминание. Сделайте эту картину яркой, большой, расположенной совсем рядом. Изображение, которое вы видите объёмное, цветное. Оно как панорама обступает вас со всех сторон.

       Отчётливо услышьте звуки этой ситуации. Пусть этот эпизод представится вам настоящим живым фильмом, который разворачивается на ваших глазах.

       По мере того как это происходит вы можете всё больше и больше ощущать те эмоции, которые испытывали в тот момент своей жизни. Откройтесь им и дайте им свободно течь в вашем теле. Пусть они легко раскрываются внутри вас.

       Подумайте о том, какая особенная, позитивная энергия есть в этом эпизоде. Она наполняет вас. Думая об этом, начните вдыхать её. Пусть эта энергия попадает внутрь вместе с дыханием. Представьте – каждая ваша клеточка насыщается ею.

       Когда ваше переживание происходящего станет достаточно сильным, сожмите правый кулак.  Наслаждаясь этим фильмом  своей жизни, запомните его во всех красках, звуках, запахах, чувствах. Пауза. Когда будете готовы вернуться к нам, открывайте глаза.

Обсуждение:

- Что вы почувствовали? Что увидели? Поделитесь. / Удалось ли вам представить? Что мешало?

Вы закрепили сейчас в себе сильное эмоциональное положительное состояние. Это ваш ресурс. И когда придёт какая-нибудь неприятность, просто совершайте два действия: сжимайте правый кулак и вспоминайте свой счастливый фильм в 3D.

Мы двигаемся дальше.

  • Причины эмоционального выгорания.

 - Как вы думаете, каковы причины эмоционального сгорания?  Участники по желанию высказывают свои версии, Оля записывает в две колонки.

(Что вызывает это состояние? Какие факторы влияют? При каких условиях оно возникает? Что или кто провоцирует его нарастание?)

Вывод:

 - Вы заметили, что причины поделились на две группы? На ваш взгляд, на каком основании они разделены?

Вы совершенно правы. Есть причины внутренние: возраст, завышенные ожидания, уровень самооценки, самокритичность.

К внешним причинам относят: трудный контингент, высокая требовательность руководства, неблагоприятная атмосфера в коллективе.

Если внутренние причины поддаются корректировке, то внешние причины от нас не зависят. Их нужно принять как данность. Не зря говорят: «Если вы не можете изменить ситуацию, измените отношение к ней».

  • Упражнение «Мои ресурсы» (музыка  - Тайская)

Каждый из нас пользуется своими способами сохранения себя. Для дальнейшей работы можно объединиться в группы по цвету бейджиков это сделать удобно. Если кто-то желает  - можно работать индивидуально. Давайте вместе составим как можно больше приёмов реальных, используемых вами способов помощи самой себе. Опирайтесь на те истощённые  сферы, которые определились в листе диагностики. Всем ли понятно?

– смех, улыбка, юмор;
– размышления о хорошем, приятном;

- здоровое питание;
– спорт, йога;
– наблюдение за пейзажем за окном;
– баня, сауна;
– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
– плавание;
– прогулки на  свежем воздухе;
– чтение книг;

- игра на музыкальных инструментах;

- танцы;
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо (просто так).

Посмотрите, какая большая копилка у нас получилась. Как много возможностей помочь себе сохранить себя, свою гармонию.

  • Техника «Дыхание в кругу» (музыка  - Кокосовый пляж)

Ещё одним хорошим способом  саморегуляции являются техники дыхания. Давайте встанем в круг. Правую ладонь положите сверху на руку соседа, левую – снизу. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и выдох. Представьте, что с каждым вдохом через вашу правую ладонь проникает чистый свежий поток воздуха. Проходит через всё тело, проникает в каждый орган, наполняя живительной, тёплой, солнечной, искрящейся энергией все ваши клеточки. Вдох – поток течёт по телу. Оно свободное, чистое, лёгкое. Выдох и живая энергия выходит через вашу левую ладонь и течёт дальше по кругу. Прислушайтесь к дыханию стоящего рядом. Мы – единый организм и дышим в одном ритме, наполняем друг друга энергией, нежностью, любовью. Насладитесь этим состоянием. Медленный вдох справа – выдох слева.  Подарите друг другу тепло, покой, гармонию. Дышим вместе (пауза). Мысленно пожелайте соседу справа добра и поблагодарите соседа слева. Открываем глаза. Улыбнитесь друг другу.

Наше тело свободное, лёгкое. Оно открыто для движения. Какое счастье – просто двигаться, ходить, дышать, смотреть. И мы сейчас ощутим всю прелесть движений,  гармонию тела. Стеснительные могут закрыть глаза.

  • Упражнение «Цыганочка» (музыка  - Цыганочка)

Все процессы, происходящие на уровне психики, обязательно отражаются и в теле, создавая зоны напряженности. Так называемые блоки или мышечные зажимы.

Вместе с движениями уходят зажимы. Блоки. Движение дарит нам свободу, творчество, полёт, удовольствие.  И так вместе с телом оживает наша женственность, сексуальность, гармоничность, грациозность. Мы уникальны, неповторимы. Всё начинается с любви к себе.

  • Упражнение «Два круга» (музыка  - Утренний восход)

Задание внутреннему кругу: «Слушать музыку, мечтать по максимуму, пусть даже в самых нескромных картинках».

Задание внешнему кругу: «Помогать мечтать внутреннему кругу, слегка касаясь, массируя, поглаживая сидящего – плечи, волосы, голова. Подарить им поддержку, хорошее пожелание». По 1 минуте на каждого. Всего по числу сидящих.

Обсуждение:

  • Упражнение «Я ценна» (арт-терапия) (музыка Шведова)

Сейчас мы сделаем символ своей ценности. Но его мы нарисуем  на своей руке красками. Наше творчество будет сопровождаться медитацией. Вдумайтесь, вслушайтесь в неё.  Не торопитесь, прислушайтесь к себе, своим чувствам. Раскрасьте каждый пальчик, каждый сантиметр своей ладошки. Когда вы закончите, сделайте отпечаток своей ладони на листе с утверждением «Я ценна!». Напишите его. Украсьте свой рисунок, его пространство. Добавьте то, что вы захотите. Может это будут образы, или слова. Доверьтесь своим чувствам. Займите отдельное от всех, удобное место. Желательно во время этого упражнения не общаться  друг с другом.

Итог:

Посмотрите, что получилось. Отпечаток далёк от совершенства: трещинки, где-то палец не отпечатался. Но это вы. И вы нужны миру такие, какие есть. Пусть этот символ будет с вами, радует глаз и будет говорить: «Ценна сегодня, без оговорок, без условий. И всё! Всё начинается с любви к себе!»

И обязательное домашнее задание. В течение недели вы каждый день говорите себе «Я ценна!» и вспоминайте те приятные моменты, которые мы вместе пережили сегодня.

  • Заключение

Наше занятие подошло к концу. Поделитесь своим состоянием. Изменилось ли ваше настроение? Чем для вас работа сегодня была полезна, интересна? (участники по желанию высказывают мнения).

Мы желаем вам хорошего настроения, успехов. И помните: работа – это только часть нашей жизни, которая прекрасна и удивительна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Синдром эмоционального выгорания педагогов: способы профилактики

Определение синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)Факторы, способствующие возникновению СЭВПризнаки СЭВТипы личности, склонные к СЭВПриемы антистрессовой защитыПравила позитивного начала и завершения...

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Брать-давать»

Через элементы психогимнастики, гештальт-терапии, активной виуализации создаются  условия, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыко...

Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов»

Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов» может быть использовано как на методически объединения, так и  на педагогически совета....

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» "ОБЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ!"

Профилактика  психологического здоровя педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, снятие эмоционального и мышечного напряжения, сплочение педагогического коллектива, профилактика...

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагога.

quot;Экологичный", интересный, добрый, легкий, приятный...можно ещё подобрать эпитеты для этого тренинга Арт-терапии. Педагоги одни из самых ранимых профессионалов, потому что работают с детьми,...