Доклад "Преподавание авторской песни школьникам. Взаимосвязь с некоторыми предметами школьной программы"
материал по теме

Медведева Инесса Владимировна

С данным докладом я выступала на заседании методического объединения Центра детского творчества. В докладе говорится об актуальных связях преподаваемого мной предмета с обязательными предметами школьной программы, об использовании песен на школьных уроках, а также о том, как знания, приобретенные ребятами в дополнительном образовании, могут пригодиться им в школе.

Я рекомендую педагогам дополнительного образования стремиться обозначать связь предлагаемых ребятам дополнительных предметов с теми знаниями, которые они получают в школе, с тем, чтобы создавать единую систему образования, а не набор обособленных знаний и навыков.

Педагоги остались довольны данным докладом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokladprepodavanie_ap_shkolnikam.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на заседании методического объединения

«Преподавание авторской песни школьникам. Взаимосвязь с некоторыми предметами школьной программы»

Авторская песня стала одним из примечательных явлений в русской поэтической культуре второй половины ХХ столетия.

Авторскую песню следует рассматривать прежде всего как феномен отечественной поэзии, то есть – как явление литературное. Первые творцы авторской песни дали ей название «звучащая поэзия», а себя называли поющими поэтами.

Кроме того, важно учитывать, что  авторская песня представляет собой коммуникативное явление. Авторская песня по своему содержанию и форме реализует функции эмоционально-дружеского самовыражения и общения. Авторская песня – жанр, отвечающий потребностям русского человека в неформальном душевном общении. Следовательно, авторская песня всегда отражает в себе реалии повседневной жизни, быта, особенности общения людей, картину их мыслей и чувств. Авторская песня – живой разговор о важном и наболевшем. Поэтому ее невозможно рассматривать вне связи с историей нашей страны.

И наконец, авторская песня может быть рассмотрена как явление музыкальное.

Таким образом, становится понятно, что авторскую песню нужно изучать в связи с такими предметами школьной программы, как литература, история и музыка.

Связь АП с уроками литературы.

На уроках литературы можно использовать АП как иллюстрирующий материал. На примерах из авторской песни можно изучать такие понятия, как лирический герой, поэтический образ, интонация, ритмика, мелодика, звуковая инструментовка стиха; можно поговорить о том, как в лирическом произведении могут работать эпические и драматургические элементы.

Песенный материал поможет осмыслить такие понятия, как «баллада», «ода», «гимн», «серенада»…

И наоборот: участники объединения «Авторская песня» знакомятся с этими понятиями на наших занятиях и впоследствии  могут применить полученные знания в школе на уроках литературы.

Связь АП с уроками истории.

История авторской песни неразрывно связана с историей нашей страны. Изучая АП, мы постоянно обращаемся к истории, ведь без исторического фона, без понимания событий, происходивших в стране, невозможно понять творчество многих авторов.

Многие авторы создают в своем творчестве интересные образы исторических лиц. Не один урок можно провести, прослушивая и обсуждая стихи-песни Александра Городницкого. Можно, например, обсудить с учащимися художественное изображение и степень фактической достоверности его известных исторических «портретов» : «Памятник Петру I» (1995 г.), «Николай I» (1998 г.), «Немецкий принц, доставленный в Россию…» (1977 г.), «Петр Третий» (1987 г.) и др.

Огромная тема - «Великая Отечественная война в авторской песне». Заслуживают отдельного обсуждения на уроке военные баллады Владимира Высоцкого. Удачно избегая официоза и фальши в изображении войны, поэт  шел к освоению темы от осмысления внешне «бытовых» сторон военной действительности, не несущих в себе очевидной героики («Песня о звездах», «Штрафные батальоны», «Он не вернулся из боя» и др.).

Также можно использовать военные стихи-песни Булата Окуджавы, основанные на собственном фронтовом опыте поэта.

Песенная поэзия Александра Галича (Александра Аркадьевича Гинзбурга) создает яркую трагедийно-сатирическую картину советской действительности, современной автору и исторической.  

Песни авторов 1990-х годов отражают быт и настроения не столь уж далекого времени, о котором сегодняшние школьники тоже знают очень мало. Прослушивая песни В.Мищука, дуэта «Иваси», З.Ященко, следует обращать внимание на реалии окружающей действительности, которые упоминаются в песне.

Связь АП с уроками музыки.

Для творчества многих бардов характерна  установка на хоровое пение, подпевание. Значит, на школьных уроках музыки можно использовать авторскую песню для пения хором. Богатство и разнообразие авторской песни позволяет подобрать подходящий материал на любой случай, на любую тему.

Также песни можно использовать для иллюстрирования музыкальных понятий: темп, ритм, размер, тональность…

На занятиях объединения «Авторская песня» следует как можно чаще обозначать связь с предметами школьной программы, чтобы дать почувствовать ученикам, что знания, которые они приобретают, не являются чем-то отдельным, изолированным, а встраиваются в общую систему образования и могут впоследствии пригодиться в жизни.

Литература:

Ничипоров И.Б. Авторская песня в русской поэзии 1950 – 1970-х гг.: творческие индивидуальности, жанрово-стилевые поиски, литературные связи. М., 2006.

Дьякова Л. Н. Авторская песня как коммуникативный жанр / Л. Н. Дьякова – Вестник Воронежского университета Серия Филология Журналистика Вып 1,2007 – С 67-71


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «The virtual museum». Интеграция английского языка и предметов школьной программы.

Данный проект предназначен для учащихся старших классов образовательных учреждений и требует высокого уровня владения английским языком. Проект даёт возможность учащимся как продемонстрировать свои зн...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

Интеграция предмета географии с общеобразовательными предметами школьной программы.

Выступление на районном семинаре учителей географии с опытом работы по проблеме интеграции предмета географии с другими общеобразовательными предметами школьной программы....

Роль изобразительного искусства ,как предмета школьной программы.

Роль изобразительного искусства ,как предмета школьной программы. «Искусство создает хороших людей,формирует человеческую душу»— П.И. ЧайковскийСовременный российский педагог, п...

"Музейная педагогика в предметах школьной программы"

Музейная педагогика - это инновационный педагогический метод, который помогает формировать у детей и взрослых гуманистические ценности и чуткое отношение к природе, миру и другим людям.Это направление...