ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
статья на тему
О собрании учебных работ учащихся, как об альтернативном способе оценки, говорили многие отечественные авторы еще в начале ХХ века. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы. То, что находит распространение сейчас, - это главным образом заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом американском опыте.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА КАК МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИДЕИ ПОРТФОЛИО В ОБУЧЕНИИ
Слово «портфолио» было известно еще в эпоху Ренессанса, когда этим англоязычным термином называли альбом с фотографиями для предъявления художниками и архитекторами, претендовавшими на место в Академии художеств или на строительный проект.
- (слайд 2) Появился в Западной Европе в ХV-XVI веках
Понятие "портфолио" пришло из Западной Европы в ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
- В 20-м веке стал заменять или дополнять традиционное «резюме»
- Для оценки достижений организаций, состояния ценных бумаг, научной деятельности работников и организаций.
В настоящее время термин «портфолио» применяется в финансовой системе для обозначения состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев, шире - как обозначение представленных достижений фирмы.
- В системе образования первыми попробовали учителя в США в 1983-1985 годах
В 80-х годах XX века в США возникла идея применения портфолио в школе, и уже через десять лет ученые стали говорить о настоящей «портфолиомании», охватившей образовательный мир.
(слайд 3) Портфолио, согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ.
ПОРТФОЛИО
- это набор работ человека, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину
- это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений человека
- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности
О собрании учебных работ учащихся, как об альтернативном способе оценки, говорили многие отечественные авторы еще в начале ХХ века. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы. То, что находит распространение сейчас, - это главным образом заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом американском опыте.
Кроме Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
(слайд 4) Возможности портфолио
- Оценка и самооценка достижений обучающихся
- Оценка и самооценка прогресса в учебной и внеучебно деятельности
- Организация систематической работы портфолио – накопление данных материалов
- Целенаправленное формирование умений и навыков
(слайд 5) Виды портфолио по назначению
- Сборник материалов
Демонстрирует достижения, прогресс, индивидуальность, отличия и преимущества перед одноклассниками, как дополнительная (альтернативная) система оценивания.
- Процесс и мероприятия
Построенные вокруг сбора материалов, их обсуждения и построение новых стратегий, изменяющие сложившиеся методы обучения в целом.
- Система обратной связи
Между учителем и учеником, ориентированная на более ясное понимание учеником целей и задач своей деятельности, его вовлечение в процессы самоанализа и самооценки, в итоге улучшение процесса его учёбы
(слайд 6) Традиционная структура портфолио-сборника
1. Портфолио работ — собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности.
2. Портфолио документов — портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
► Основное требование для этого компонента — достоверность документов. В бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и пр. скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ.
3. Портфолио отзывов — включает оценку школьником своих достижений учебной и внеучебной деятельности и её результатов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.
(слайд 7) Возможные виды портфолио
- Портфолио документов, или «рабочий» портфолио.
Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс учащегося. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, когда он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
(слайд 8)
- Портфолио процесса.
Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как на начальном, так и на более высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта.
(слайд 9)
- Показательный портфолио.
Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по предмету в рамках курса. Включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ.
(слайд 10)
- Портфолио развития.
Используется учителем для наблюдения за тем, как прогрессирует обучающийся. Содержит примеры учебных работ в их развитии, а также оценки учеником своих результатов. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании
(слайд 11)
- Портфолио для учебного планирования.
Учителя могут использовать существующую систему портфолио (включая портфолио развития) для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей еще до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год. Эта технология поддерживает методы формирующего оценивания.
- Портфолио подготовленности. Итоговое портфолио
Портфолио как средство определения готовности ученика ступени к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в предметных областях и социальной деятельности.
(слайд 12)
- Финишное портфолио
Портфолио подготовленности. Итоговое портфолио.
По предметам и программам
Портфолио трудоустройства
Портфолио для поступления в профзаведения
(слайд 13)
Форма портфолио - электронное портфолио
В планах может быть хранение и заполнение электронного портфолио ученика на школьном сайте, а в дальнейшем – размещение в образовательной Интернет-среде регионального или федерального уровня.
Задача учителя - помочь ученикам выработать у себя привычку фиксировать новые успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекватную самооценку, когда они видят свой прогресс и отмечают свои новые достижения.
На каждого ребенка можно завести тетрадь или папку его достижений и регулярно заполнять ее вместе с ним и его родителями, как минимум, в течение года. Это поможет детям доводить сложные дела до конца и выработать внутреннюю последовательность в делах и решениях. При этом нет необходимости записывать только самые громкие достижения. Любой, даже самый небольшой, успех имеет значение.
(слайд 14)
Итоговая оценка самого портфолио
Оценивание для дальнейшего обучения
Анализ тенденций
Приоритеты (области) успехов
Профессиональная стратификация
Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История использования
Портфолио , согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений», - визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, фотографий, образцов работ. ПОРТФОЛИО это набор работ человека, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений человека это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определенный период его деятельности
Возможности ПОРТФОЛИО
Виды портфолио по назначению
Традиционная структура портфолио - сборника
Возможные виды портфолио Включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения, которая демонстрирует прогресс учащегося. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, когда он поставил перед собой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
Возможные виды портфолио Портфолио процесса. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как на начальном, так и на более высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта.
Возможные виды портфолио Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по предмету в рамках курса. Включает только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ .
Возможные виды портфолио Портфолио развития. Используется учителем для наблюдения за тем, как прогрессирует обучающийся. Содержит примеры учебных работ в их развитии, а также оценки учеником своих результатов. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании
Возможные виды портфолио Учителя могут использовать существующую систему портфолио (включая портфолио развития) для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей еще до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год. Эта технология поддерживает методы формирующего оценивания. Портфолио подготовленности. Итоговое портфолио Портфолио как средство определения готовности ученика ступени к выпуску. Школьникам требуется представить определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в предметных областях и социальной деятельности .
Финишное портфолио Портфолио подготовленности. Итоговое портфолио. По предметам и программам Портфолио трудоустройства Портфолио для поступления в профзаведения
Электронное портфолио Портфель с материалами База данных Сайт (страница) Блог Форма портфолио - электронное портфолио - Е -portfolio Цифровые материалы
Итоговая оценка самого портфолио
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы оценки достижений учащихся в контексте ФГОС
В презентации рассмотрены методы оценки на уроках ИЗО....
Методы оценки достижения учащихся в контексте ФГОС на основе личностных УУД
Новый подход к оцениванию уровня исполнения работ учащимися, которые обеспечиваются ценностно –смысловой ориентацией учащихся(знание моральных норм,умение соотносить поступки и событ...
Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения
Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения выступление па совещании зам. директоров...
Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения
Портфолио ученика-как система оценивания достижения требований ФГОС второго поколения презентация...
Портфолио ученика как система оценивания достижения требований ФГОС
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Портфолио ученика: · является современным педаг...
Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...
Статистические методы исследования достижений учащихся с ОВЗ по математике
Методы статистики для исследования учебных достижений учащихся с ОВЗ...