Использование мнемотехники на уроках математики
методическая разработка на тему

Чухломина Ирина Сергеевна

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён.  Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказатели, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации.

Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках. Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованны, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

мастер-класс на тему «Мнемотехника на уроках математики».

(Слайд 2)

История мнемотехники ведёт отсчёт едва ли не с первобытных времён.  Простейшие способы запоминания появились прежде, чем была изобретена письменность (что естественно). Служители культов, сказатели, бродячие певцы должны были держать в голове огромные объёмы информации.

Не будь у наших предков умения фиксировать в памяти обширные сведения, многие мифы, молитвы, рецепты потерялись бы в веках. Общеизвестные «Илиада» и «Одиссея», как считают многие авторитетные учёные, были ритмизованны, наполнены повторами и статичными эпитетами неспроста – всё это позволяло облегчить процесс запоминания и воспроизведения текста.

Раз уж мы завели речь об античной мнемотехнике, упомянем и первых теоретиков этого искусства. Среди них – поэт Симонид, ораторы Квинтилиан и Цицерон. Именем последнего даже назван один из удобнейших мнемотехнических приёмов, популярных в наши дни (Метод Цицерона (способ мест)). Надо предполагать, что арсенал приёмов запоминания, которыми пользовались древние, был богаче, чем мы думаем. Трактатов по мнемонике и мнемотехнике до нас дошло не так уж много, зато история хранит поразительные биографические факты отдельных мудрецов. Например, Сенека мог запомнить пару сотен стихов.

(Слайд 3)

В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется ,как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.

В основе развитой памяти лежат два основных фактора ‒ воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение.

Ассоциация‒это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике‒ это ограниченные возможности слабых учащихся. Этих школьников пугали и отворачивали от предмета и громоздкие логические рассуждения, и терминология ,а как следствие этого‒ потеря интереса к уроку, к предмету.

Известно ,что слух ребёнка в школе, как правило, перегружен. Письменная работа и чтение вызывает напряженное зрение. Способность детей длительно сосредоточить внимание ‒ невелика. Также у школьников гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля и сознательность.

Рано или поздно наступает момент, когда подросток перестает следить за происходящем на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами, отключается (так называемое охранительное торможение) или начинает вертеться, смеяться, тормошить соседа (так называемое охранительное возбуждение). В таких случаях мы считаем, что ребёнок ленив, несобран, недисциплинирован.

Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного отвлечения от науки на уровень житейских ассоциаций, игры, воображения и фантазии. 

(Слайд 4)

На уроках математики применяю методы и приемы мнемотехники, которые эффективны при запоминании различных типов информации. Например, при запоминании математических и естественнонаучных констант использую метод, который носит название «Цифробуквенный код».

Цифробуквенный код – это одна из самых популярных (и древних) мнемотехник. Эта методика основана на том, что каждой цифре присваивается определенная буква. Для запоминания больших чисел из таких букв составляются слова, словосочетания, предложения или даже небольшие истории.

Работу данной мнемотехники продемонстрируем на примере.

Вашему вниманию представлен цифробуквенный код, который основан на соответствии между согласными звуками, с которых начинается большинство цифр, и, собственно, самими цифрами от 0 до 9.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

н

«раз»

д

т

ч

п

ш

с

в

«много»

Постараемся запомнить число 739812. Для этого нужно сделать следующее:

  1. Разбить наше число на пары цифр: 73-98-12.
  2. После этого нужно перекодировать цифры в слова: первая согласная в слове - это первая цифра двузначного числа, а вторая согласная должна соответствовать второй цифре по цифробуквенному коду. Для числа «73» (буквы «с» и «т») можно составить слова: сет, соты, сто, сито и другие (Задать вопрос группе). Для цифр 9 и 8 составим слово МаВр, а для цифр 1 и 2 – РаДуга.
  3. Теперь составленные слова, обозначающие пары цифр, нужно использовать для создания фразы или определенной истории, например «СТо МаВров увидели РаДугу».

Я попрошу вас озвучить фразы, которые у вас получились.

Как вы думаете, где в повседневной жизни может быть полезна эта методика?

(Слайд 5)

Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи».

Нужно только постараться
И запомнить все, как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть

(Слайд 6)

Метод Рифм полезен при запоминании длинных и сложных определений и правил.

Перед скобкой “плюс” стоит

Он о том и говорит,

Что ты скобки опускай,

Да все числа выпускай.

Перед скобкой “минус” строгий

Загородит нам дорогу.

Чтобы скобки убирать,

Надо знаки поменять.

Особенно из раздела геометрии подобные «запоминалки» знакомы многим. (Какие знакомы вам?) Остановимся на наиболее распространееных…

(Слайд 7)

Биссектриса - это крыса (бегает по углам и делит их пополам)

Медиана - это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам)

Пифагоровы штаны во все стороны равны.

Для организации материала использую опорные схемы – мнемодорожки, мнемотаблицы и мнемоквадраты. Это опорные схемы, которые помогают удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать. 

Я попрошу вас составить цепочку из красочных картинок, с помощью которой можно воспроизвести и запомнить названые мнемоправила.

(Слайд 8)

http://www.ogawafisher.com/files/2010/11/ratatouille-remy2.jpg?w=264

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=6cf73895095aabfd&mb=imgdb_preview_818

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=52f0b94cccdd6441&mb=imgdb_preview_1187

http://indostan.ru/forum/foto-video/7500/144335_2_o.jpg

http://cdn01.ru/files/users/images/8f/c5/8fc565ab596e575c5f741a1c1d858557.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-GuG4216FPmo/U3XirMp9DlI/AAAAAAAAApw/fhtLj-fGgsQ/s1600/50Ksenya.jpg

http://indostan.ru/forum/foto-video/7500/144335_2_o.jpg

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/349/103349791_4387736_1.jpg

http://s3.uploads.ru/t/kSUGN.jpg

Метод Ассоциации, заключается в нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. Такая схема носит название «Мнемодорожка».

(Слайд 9)

Знание четких и правильных формулировок, правил, теорем и определений не перестает быть важным, особенно на уроках геометрии. Поэтому опорные схемы или цепочки составляю на основе геометрических понятий.

Сформулируйте пожалуйста теорему, которую ребята запоминали с помощью представленной мнемодорожки.

=

+

«Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов»

В данном случае образами являются не предметы из повседневной жизни, а  геометрические чертежи, хорошо знакомые учащимся.

После изучения какой-либо главы, накапливается целый рад правил и теорем. В этом случае удобно использовать не цепочки, а таблицы.

Как вы думаете, какие правила представлены в мнемотаблице?

=

=

=

=

А сейчас я попрошу вас составить мнемотаблицу, которая поможет ученику воспроизвести и запомнить признаки равенства треугольников.

(Слайд 11)

=

=

=

После изучения определенного блока свойств, теорем и правил, использование мнемодорожек и мнемотаблиц уже не нужно, так как весь материал усвоен и требует только отработки практических навыков. В этом случае мы с ребятами разрабатываем карточки (мнемоквадраты), на которых изложена вся теоретическая информация в сжатом виде.

(Слайд 12)

Давайте попробуем перечислить все свойства ромба, изображенного на такой карточке:

Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного отвлечения от науки на уровень житейских ассоциаций, игры, воображение и фантазии. Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал легкоусвояемым. Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока. 

В старших классах ребята обыкновенно забывают теоретический материал. Опыт показывает, что большая часть старшеклассников с легкостью вспоминают мнемоприемы, но гораздо тяжелее дело обстоит с припоминанием правил. Мнемоприемы позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации, пройденного, особую пользу они приносят при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

(Слайд 13)

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

(Слайд 14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области Мастер-класс Мнемотехника на уроках математики Бурачкова Ирина Сергеевна, учитель математики

Слайд 2

Марк Ту́ллий Цицеро́н (106 − 43 до н. э.) — древнеримский политический деятель, оратор и философ. Симони́д Ке́осский ( ок . 557- 468 до н. э.) — один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции. Марк Фабий Квинтилиан ( ок . 35− 96) — римский ритор, автор «Наставлений оратору» Лу́ций А́нней Се́не́ка ( 4 до н. э. — 65) — римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.

Слайд 3

− совокупность приемов и методов запоминания информации. мнемоника

Слайд 4

«Цифробуквенный код» 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 н р д т ч п ш с в м 739812 73-98-12 « СТо МаВров РаДы »

Слайд 5

Нужно только постараться И запомнить все, как есть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть

Слайд 6

Перед скобкой “плюс” стоит Он о том и говорит, Что ты скобки опускай, Да все числа выпускай. Перед скобкой “минус” строгий Загородит нам дорогу. Чтобы скобки убирать, Надо знаки поменять.

Слайд 7

Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам. Медиана - это обезьяна, которая лазает по сторонам и делит их пополам. Пифагоровы штаны во все стороны равны.

Слайд 8

=

Слайд 9

= + Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов

Слайд 13

Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя . Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье!

Слайд 14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Томской области Мастер-класс Мнемотехника на уроках математики Бурачкова Ирина Сергеевна, учитель математики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект "Мнемотехника на уроках математики"

В памяти человека остается одна четверть услышанного материала, одна треть увиденного, одна вторая часть увиденного и услышанного. Для  лучшего запоминания с давних пор используются мнемотические...

Использование мнемотехники на уроках чтения

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания....

Мнемотехника на уроках математики

Усталость, возникающая у человека в процессе умственных занятий, связана не с перегрузкой памяти, а с общим утомлением организма. Так как поддержание внимания на выполнении любого действия требует опр...

Особенности использования мнемотехник на уроках английского языка

Особенности использования мнемотехник на уроках английского языка...

Использование мнемотехники на уроках математики – средство повышения качества образования

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – это процесс постоянного совершенствования. И состоит  оно, прежде всего из высокого профессионализма педагогов, прочности знаний учащихся, хорошего материально-технич...