Организация проектной деятельности на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме
В статье отражен опыт работы по организации проектной деятельности на уроках русского языка в среднем звене.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности.
Образованный человек в современном обществе – это не столько человек, вооруженный знаниями, сколько человек, умеющий добывать и приобретать новые знания, делая это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем.
Мы часто слышим и говорим о реформе школьного процесса, о внедрении технических средств обучения в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения грамотностью, к сожалению, с каждым годом увеличивается. Педагогическая практика подтверждает, что низкая успеваемость приводит школьника сначала к нежеланию выполнять домашние задания, а потом и посещать уроки.
Значительно помочь в решение этих проблем может метод учебных проектов, который в последние годы приобретает все большую популярность среди педагогов. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
После знакомства с научными работами Полата Е.С. «Метод проектов», его основными требованиями к использованию метода проектов, с методами проектов Петрова И.Н., практическим пособием «Как организовать проектную деятельность учащихся» Сергеева И.С., появляются вопросы: когда можно применять метод проектов, как правильно его организовать? Ответить на данные вопросы помогают работы Поливановой К.И. «Проектная деятельность школьников: пособие для учителя», материалы курса М.А.Ступницкой «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» и др.
Внедрение метода проектов в практике очень важно, так как применение этого метода на уроке позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание, позволяет разнообразить учебную деятельность, способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока.
Актуальность метода проекта обусловлена, во- первых, тем, что этот метод в сочетании с другими методами и приемами повышает эффективность преподавания русского языка, делает процесс обучения более интересным, способствуют усиленному усвоению изучаемого материала; во-вторых, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес к предмету и улучшают взаимоотношения; в-третьих, развивает у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации.
Одним из важных этапов в применении проектной деятельности на уроках можно считать его правильную организацию, так как проектная деятельность используется в основном во внеурочной деятельности из-за того, что не укладывается во временные рамки урока. Прежде всего, необходимо составить алгоритм проектной деятельности учителя и учащихся. Определить этапы и содержание предполагаемой работы.
На подготовительном этапе целесообразно определить тему и цель проекта, сформировать творческие группы, подготовить материалы к исследовательской работе, установить способы предоставления материалов. На этапе планирования уместно определение источников, способов сбора и анализа информации, а на этапе разработки проектов -
осуществляется накопление информации путем работы с дополнительной литературой. После этого переходим к этапам оформления результатов, защите презентации и оцениванию работ. Важно, чтобы каждый этап работы над проектом имел свой конкретный продукт.
Применение метода проектов на уроках русского языка, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.
Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, “мозговым штурмом”, самостоятельной работой, организацией “круглого стола”, консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми. Русский язык как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности. Учителя часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.
Мы на уроках русского языка создаем качественные и интересные проекты, как в групповой, так и в индивидуальной форме, потому что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращемся к методу проектов и при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), и при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), и при закреплении изученного (сочинение, презентация).
Так как урочная деятельность предусматривает строгие временные рамки, целесообразно начинать работу над проектом в начале изучения большого раздела. Например, тема «Причастие» изучается примерно 20 уроков. Если начать организацию проектного метода с первых уроков изучения, то к последнему обобщающему уроку у учащихся будет готов единый проект, ключевые моменты которого освещались в течение изучения нового материала. Как итог: более глубокое изучение темы, повышение мотивации и качества полученных знаний, в результате того, что знания были добыты в процессе собственного опыта учащихся, путем проб и ошибок, а не «заложены в головы» учителем.
В применении метода проектной технологии в условии сельской школы, возникают определенные трудности. В первую очередь это невозможность разделения класса на творческие группы (так как в классах обучается всего по 4-5 человек). Но это не значит, что в маленьких классах не нужно применять проектную деятельность. Можно работать коллективно, главное – правильно распределить исследовательскую деятельность между учениками. Так в 5 классе (3 человека) во время изучения учебного материала по теме «Имя существительное» учениками разрабатывался учебный проект «Удивительная часть речи», который был представлен в виде учебной презентации на обобщающем занятии. Каждому ученику предлагалась роль научного эксперта, оговаривалась тема и цель выполнения работы. Конечно же, проводились дополнительные консультации, давались рекомендации, необходимые для успешной реализации и результативности проекта, предлагалась литература по теме, словари, электронные носители текстовой и иллюстративной информации, доступ к Internet и список адресов сайтов по теме, грамматические таблицы.
В результате решение правильно поставленных исследовательских задач существенным образом изменило весь процесс обучения и повысило интерес учащихся к предмету. Работа над созданием презентации позволила каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, умеющему истинно оценивать себя. Все это развивает коммуникативность, толерантность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.
Таким образом, метод проектов позволяет решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей, является действенным средством вовлечения в работу всех учащихся, однако, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. Без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.
Самым же главным результатом является формирование у детей самооценки, самоанализа, умения понять: каких знаний не хватает, и знать, где и как эти знания можно получить, а получив их, применить и увидеть результат своих действий.
Следовательно, проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное - тщательно продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Список использованной литературы и ресурсов:
Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. – Краснодар, 2000.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. М., 2005.
Полат Е.С. Метод проектов. http://www.ioso.ru/distant/project/meth%20project/metod%20pro.htm
Иванова Т.П. Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. .http://zaz.gendocs.ru/docs/2900/index-194719.html
Метод проектов Петрова И.Н. http://peressa2009.narod2.ru/Proekti_uchenikov/
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3528/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...
Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостояте...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка
Материал содержит описание работы учащихся над учебным проектом по теме "Имя существительное"в 6 классе...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и...