Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по теме
Обобщение опыта по теме " Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1doc.docx | 105.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Автор - учитель русского языка и литературы высшей квалификационной
категории МБОУ Ставровская СОШ, Собинского района, Владимирской области
Стребкова Светлана Михайловна
2013год
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Условия возникновения и становления опыта
В основу ФК «Государственного стандарта общего образования» (2004 год) в предмете «Русский язык» в основу положен компетентностный подход, то есть формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической, культурологической компетенций. Результаты моих наблюдений и многолетний опыт работы показывают, что наиболее слабым звеном в данном подходе является формирование коммуникативной компетенции (умения находить и обмениваться информацией;
свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдать нормы построения текста,
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
находить в тексте основные средства выразительности.)
. Строить процесс формирования коммуникативной компетенции у школьников возможно только на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу учебного проекта.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные цели и задачи модернизации общего образования:
- интеграцию учебного содержания;
-развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
- формирование информационной, коммуникативной, социальной, учебно-познавательной компетенций;
-формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний, практических умений и способностей.
Об этом же идет речь и в Проекте «Современной модели образования, ориентированной на решение задач экономики» (2008год), в нем особое внимание уделяется освоению новых способов деятельности: проектной, исследовательской, творческой.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность исследования подтверждается противоречиями, которые существуют между сложившимися традициями языкового и литературного образования, реализующими знаниевый компонент, и новыми тенденциями, направленными на личностное обучение, способствующими формированию компетенций учащихся.
Проектная деятельность выступает как средство решения актуальных проблем:
*обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
*отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению знаний;
*ведущий тип деятельности, осваиваемый учащимися, - репродуктивный, воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.
Ученики должны адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Если целенаправленно и систематически включать учащихся в проектную деятельность при обучении русскому языку и литературе, то это будет способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Ведущие идеи организации проектной деятельности учащихся:
*в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;
*образовательный процесс строится не в логике учебных предметов. А в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
*каждому предоставляется возможность свободно выбирать (тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;
*индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;
*проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;
*проектированию можно научиться.
Теоретическая база опыта
В основе опыта – реализация принципа системного и деятельностного преподавания русского языка и литературы, когда изучаемые проблемы органически взаимосвязаны, дополняют друг друга и при этом изучение их даст возможность самостоятельного решения вопросов.
Исходным является понятие компетенция – результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся. Таким образом, понятие «коммуникативная компетенция» многоаспектно, поэтому рассматривать его как процесс научения не корректно. Необходимо направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этому способствует применение технологии проектного обучения.
Проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению.
Личностно-ориентированные технологии (Селевко Г.)[2] ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не просто субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы (разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка), а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.
Метод проектов (Селевко Г.К.)[2] — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Концептуальные позиции
(основаны на теоретических концепциях
Д. Дьюи, У. Килпатрика Э. Коллингса, Т. И Шамовой [8] )
- Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.
- Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный процесс построен в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.
- Деятельностный подход.
- Процесс обучения для ученика — это процесс работы над проектом своего будущего.
- Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
- Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
- Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
- Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях.
- Принцип уважения к иной точке зрения (толерантность).
- Принцип обеспечения ответственности за результат.
Основные требования к проекту (Сергеев Е.С.)[3]
- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач.
- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
- Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
Классификация проектов
по доминирующей деятельности учащихся (Сергеев Е. С.)[3]
* Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
* Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
* Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
* Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, математические игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Все виды перечисленных целевых направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, практико-ориентированный или информационный. Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников проекта.
Классификация проектов
по продолжительности (Сергеев Е. С.)[3]
* Мини-проекты могут укладываться в одно занятие.
* Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 занятий.
* Среднесрочные (недельные) проекты.
* Долгосрочные (годичные) проекты.
Критерии оценки проекта
*Важность темы проекта.
*Глубина исследования проблемы.
*Оригинальность предложенных решений.
*Качество выполнения продукта.
*Убедительность презентации.
Новизна опыта
Используется технология проектной деятельности, в основе которой лежит выявление, учет и развитие исследовательских способностей школьников, их приобщение к различным видам деятельности с выходом на конкретный продукт, выражающийся в подготовке творческой, активной личности, обладающей достаточным уровнем коммуникативной культуры.
*Разработан алгоритм проектной работы в рамках уроков русского языка и литературы.
*Апробирована модель проектной деятельности и критерии оценки проекта.
*Разработаны и реализованы учебные проекты по русскому языку и литературе ( «Мы делаем газету», «Сборник стихов «Первоцвет», «Блокадный Ленинград», «Образ дьявола в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Второстепенные и внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», «Словари русского языка», «Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Особенности психологизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»)
*Апробированы различные формы продукта проектной деятельности и виды презентаций проектов (газета, сборник стихов, мультимедийный проект, сценарий, учебное пособие, серия иллюстраций, сказка, справочник, письмо, экскурсия)
Новизна также состоит в формировании системы педагогических действий по проведению аналитико–диагностической деятельности, отбору материала.
*Подобраны диагностические средства: сформированности коммуникативной компетенции, диагностика проектной деятельности учащихся, рейтинговая оценка проекта.
Технология опыта «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»
Цель: выявить эффективность использования проектной деятельности учащихся для повышения качества знаний на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
1 изучить и проанализировать теоретическую литературу и практический опыт по данной теме (2010год);
2 разработать и экспериментально проверить систему организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы (2011-2013год, 9-11 класс):
*способствовать поэтапному формированию у школьников навыков проектирования ( проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследований, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии);
*создать условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации;
* представить дидактическое обеспечение формирования коммуникативной компетенции учащихся через проектную деятельность;
3 определить показатели сформированности коммуникативной компетенции (2011-2012год, 9-11класс);
4 провести диагностику сформированности коммуникативной компетенции (2011-2013год, 9-11 класс).
Для оценки эффективности и результативности решения задач предлагается
система показателей результативности:
*количество школьников, вовлеченных в проектную деятельность;
* рост объема проектных работ;
*повышение качества знаний учащихся;
*сформированность коммуникативной компетенции:
1 знание о средствах, способах, закономерностях общения;
2 владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации;
3 знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития;
4 прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками;
5саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.
Этапы работы
- Подготовительный этап
*Определён учебный план, цели, государственные обязательные стандарты по русскому языку и литературе.
*Подобраны диагностические средства:
- диагностика коммуникативной компетенции (см. ниже) ;
- диагностика проектной деятельности учащихся (Сергеев Е.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005);
- рейтинговая оценка проекта
* Разработан алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы(см.ниже).
*Урочные занятия по русскому языку и литературе дополняются факультативом «Создание творческих работ разных стилей и жанров» (приложение №1). Курсы дополнены занятиями учащихся в НОУ «Поиск»
*Составлена программа занятий, направленная на формирование проектных и исследовательских умений у школьников «Учимся проектировать» (Щербакова, С. Г. Организация проектной деятельности в школе система работы/ С. Г. Щербакова. - Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.-ISBN 978-5-7057-1907-5). Приложение №4
* Составлена модель проектной деятельности и критерии оценки проекта.
* Определены типы проектов (исследовательские, творческие, информационные).
*Спланирован возможный продукт проектной деятельности.
- Этап внедрения технологии
*Построена система работы по формированию коммуникативной компетенции у школьников средствами технологии проектной деятельности.
*Организована учебная деятельность в соответствии с определёнными этапами работы над проектом. Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной. Используются проблемные, поисковые, исследовательские методы, ориентированные, с одной стороны на ученика, а с другой – на разработку проблемы целостно.
*Спланированы мероприятия для подведения итогов проектной деятельности:
- уроки презентации проектов;
- ежегодная школьная конференция НОУ «Поиск»
3.Этап совершенствования
*Осуществление совершенствования проектной деятельности учащихся в рамках работы НОУ «Поиск» .
* Развитие проектной деятельности по возрастным ступеням (во взаимосвязи с основной и начальной школой ). (приложение №2)
*Содержательное расширение проектной деятельности.
* Участие в лингвистических и литературных конкурсах районного и областного уровня.
4.Мониторинг эффективности технологии
Проведение мониторинга:
- формирования у учеников коммуникативных умений;
- эффективности применения метода учебного проекта: диагностика проектной деятельности учащихся (Сергеев Е.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005);
- рейтинговая оценка проекта
Алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы
Содержание работы на этапе | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовительный, или вводный, этап | ||
1. Выбор темы, формулирование целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.). 2. Определение количества участников проекта, формирование состава группы. 3. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.) | Обсуждение темы проекта с учителем и получение необходимой дополнительной информации. Формулирование цели проекта. Формулирование гипотезы. Распределение обязанностей в проектной группе | Знакомство с сутью проектной технологии и мотивирование учащихся. Оказание помощи в формулировании цели проекта и определении гипотезы. Обдумывание собственных педагогических целей, с учетом специфики проекта и педагогического процесса |
Плановые работы | ||
1. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. 3. Планирование итогового продукта (формы представления результата). 4. Установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов. 5. Распределение обязанностей среди членов команды | Разработка плана действий. Определение условий, необходимых для реализации проекта. Постановка промежуточных задач. Определение сроков | Предложение идей, высказывание предположений, определение сроков работы (поэтапно). Помощь в составление поэтапного плана, формулировке гипотезы, постановке промежуточных задач |
Исследовательская деятельность | ||
Сбор информации, решение промежуточных задач Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, эксперимент, изучение литературных источников | Сбор нужной информаций, знакомство с методами исследования и проведение их, решение промежуточных задач | Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координация в случае необходимости отдельных этапов проекта |
Результаты и выводы | ||
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата | Анализ информации. Оформление результатов | Наблюдение, предложения, рекомендации |
Представление готового продукта | ||
Представление разнообразных форм результата работы | Отчет, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов | Слушание, формулировка вопросов в роли рядового участника |
Оценка процессов и результатов работы | ||
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивание вклада каждого учащегося, качество использования источников и проведенного эксперимента. Определение возможности продолжения работы по выбранному направлению и качество отчета |
Модель работы над проектом
(базируется на «технологии проектной деятельности», разработанной Е.С. Полат) [5]
- Установочное занятие. Стендовая информация.
- Консультации по выбору тематики, формулирование идей и замыслов, формирование проектных групп.
- Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление индивидуальных планов работы.
- Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов
- Исследовательский этап. Промежуточные отчеты учащихся.
- Индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
- Обобщающий этап. Предзащита проектов.
- Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Подготовка к публичной защите.
- Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.
- Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
- Заключительный этап: публичная защита проектов.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
Формы продуктов проектной деятельности
(на уроках русского языка и литературы) (приложение №3)
*Видеофильм, видеоклип, мультимедийный продукт.
*Выставка, экскурсия.
*Газета, журнал, альманах, письмо в..., публикация, сказка, справочник, статья
*Игра.
*Праздник, сценарий.
*Учебное пособие.
*Серия иллюстраций.
*Сравнительно-сопоставительный анализ и др.
Виды презентаций проектов
(на уроках русского языка и литературы)
*Защита на заседании научного общества.
*Спектакль.
*Пресс-конференция.
*Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
*Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох.
*Научный доклад.
*Ролевая игра.
*Реклама.
*Диалог литературных персонажей
Памятки, которые помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте
- Выбор темы проекта (исследования).
- Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
- Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).
- Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
- Собираем данные ( собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
- Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
- Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
- Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов
Система работы
по формированию коммуникативной компетенции у школьников
через проектную деятельность.
Направления | Формы занятий | Преобладающие методы: | формы познавательной деятельности | Преобладающие средства | Формы подведения итогов проектной деятельности |
|
|
|
|
|
|
Рейтинговая оценка проекта
(для учащихся 5-7 классов)
Оценка этапов | Критерии оценки | Уровни(0;5;10;20) |
Оценка работы | 1 Актуальность, новизна предлагаемых решений, сложность темы | |
2 Объем разработок; количество предлагаемых решений | ||
3 Практическая ценность | ||
4 Уровень самостоятельности учащихся | ||
5 Качество оформления записей | ||
Оценка защиты | 1 Качество доклада | |
2 Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме | ||
3 Проявление глубины и широты представлений по данному предмету | ||
4 Ответы на вопросы преподавателей | ||
5 Ответы на вопросы |
Рейтинговая оценка проекта
(повышенный уровень - для учащихся 8 - 11 классов)
Этапы | Критерии оценки | Уровни (0;5;10;20) |
Выполнение и оформление |
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
Защита работы |
| |
| ||
| ||
| ||
|
Итоговая оценка (балл):
200 - 155 — «отлично»; 154 - 100 — «хорошо»; менее 100 баллов — «удовлетворительно»
Диагностика проектной деятельности учащихся
1 | Принимаете ли вы участие в разработке проекта? Да. Почему? |
Нет. | |
2 | Согласны ли вы с темами, проблемами, предлагаемыми вам учителем для разработки проекта? Да. Почему? |
Нет. | |
3 | Бывают ли случаи, когда вы сами предлагаете темы проекта? Да. |
Нет. | |
4 | Предлагаете ли вы учителю свой состав группы для работы над проектом? Да. |
Нет. | |
5 | Испытываете ли вы трудности при распределении поручений/заданий для разработки проекта? Да. |
Нет. | |
6 | Испытываете ли вы трудности при распределении времени во время разработки своего задания? Да. |
Нет. | |
7 | Укажите источники информации, которыми вы пользовались |
8 | Оцени новизну изучаемого материала:
|
| |
| |
| |
9 | В какой мере усвоил материал?
|
| |
| |
| |
10 | Чему вас в особой степени научила работа над проектом:
|
| |
| |
| |
11 | Назовите, пожалуйста, форму вашего участия в презентации проекта: - готовил устный и стендовый доклад |
- отвечал за техническую поддержку презентации | |
| |
| |
| |
12 | Как работа над проектом способствовала развитию интереса к предмету?
|
| |
| |
| |
13 | Оцени полезность работы над проектом?
|
| |
| |
| |
14 | В какой мере удовлетворен работой над проектом?
|
| |
| |
| |
15 | Как вы оцениваете свое участие в разработке проекта?
|
| |
| |
16 | В какой мере проявил себя?
|
| |
| |
| |
17 | В какой мере ты удовлетворен отношениями с ребятами, работая над проектом?
|
| |
| |
| |
18 | Формированию, каких личностных качеств, способствует работа над проектом в особой степени:
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
19 | Что доставило наибольшее удовольствие:
|
| |
| |
| |
20 | В какой мере работа над проектом способствовала определению профессиональных интересов?
|
| |
| |
|
Результативность опыта
Результативность опыта определилась в ходе систематического мониторинга.
сроки | Количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность; | рост объема проектных работ; | повышение качества знаний обучающихся; | Рейтинг уроков русского языка и литературы |
2010-2011 | 9класс-36% | 9класс-3 | 9класс-57% | 9класс-27% |
2011-2012 | 10класс-63% | 10класс-5 | 10класс-60% | 10класс-45% |
2012-2013 | 11класс-90% | 11класс-7 | 11класс-60% | 11класс-63% |
Анкетирование показало , что включение учащихся в проектную деятельность способствует становлению следующих показателей коммуникативной компетенции:
- 1 находить и обмениваться информацией;
- 2 свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- 3 соблюдать нормы построения текста( логичность, последовательность, связность, соответствие теме);
- 4 адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- 5 оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- 6 находить в тексте основные средства выразительности.
показатели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9 класс | 50% | 25% | 25% | 37,5% | 25% | 50% |
10 класс | 63% | 35% | 42% | 56% | 56% | 63% |
11 класс | 95% | 65% | 65% | 75% | 70% | 70% |
Также анкетирование продемонстрировало уровень сформированности показателей коммуникативной компетенции (на основе идей О. Е. Лебедева)[1]
1 знание о средствах, способах, закономерностях общения;
2 владение средствами предупреждения и разрешения конфликтов в жизненной ситуации;
3 знание психологических особенностей личности, законов и закономерностей личностного развития;
4 прогнозирование и оценивание последствий развития конфликтных ситуаций в быту, обществе, школе, в общении со сверстниками;
5саморегуляция собственного поведения в рамках норм коммуникации.
показатели | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9 класс | 25% | 37,5% | 25% | 35% | 37,5 % |
10 класс | 56% | 63% | 35% | 63% | 63% |
11 класс | 70% | 80% | 60% | 90% | 80% |
Диагностика сформированности умений и навыков этапов проектирования (анкетирование)
Проектные умения | проблематизация | целеполагание | планирование | презентационные | к умение работать в команде | Рефлексия и самоанализ |
2010-2011 | 9кл12,5% | 9кл-25% | 9кл-25% | 9кл-50% | 9кл-50% | 9кл-25% |
2011-2012 | 10кл-14% | 10кл-56% | 10кл-63% | 10кл-70% | 10кл-77% | 10кл-42% |
2012-2013 | 11кл-55% | 11кл-85% | 11кл-95% | 11-95% | 11-95% | 11-85% |
Мониторинг результатов проектной деятельности показал, что метод способствует усвоению учебного материала, формирует основы исследовательской деятельности.
В какой мере усвоен материал в ходе выполнения проекта?
* полностью-95%
*в значительной-5%
* частично-0%
*не усвоен-0%
В личностном плане в наибольшей степени проектная деятельность способствует формированию:
*целеустремлённости (75%);
*творческих способностей- 75%;
*трудолюбию (60%);
*интересу к предмету (60%);
*ответственности-60%;*общительности (55%).
Адресная направленность
Наработанный опыт адресован учителям для организации работы по формированию коммуникативной компетенции у школьников в условиях обновления структуры и содержания общего образования.
Список литературы
1.Лебедев О. Е. Управление образовательными системами: Учеб-метод. пособие для вузов. – М., 2004. – 136с.
2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
3. Сергеев И.С. Как организовывать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
4. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности.// Учитель. – 2000. - №3
5. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.
6.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., 1998.
7.Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе. Система работы. - Волгоград, Учитель, 2008.
8.Шамова Т.И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998.
Приложение №1
Программа курса
«Сочинения разных видов и жанров» 68 часов
Пояснительная записка.
Программа курса «Сочинения разных видов и жанров» предназначена для углубления
знаний в области языка и речи, а также развития умения создавать собственные творческие
работы.
Цель курса - развитие творческих способностей учащихся через создание работ разных
видов и жанров.
Для реализации этой цели необходимо:
- углубить теоретические знания учащихся о тексте как единице речи , о стилях речи и
жанрах (очерк , репортаж , статья), о видах творческой переработки текста ( доклад,
реферат, аннотация). - Совершенствовать у школьников умения и навыки собирать и систематизировать
содранные материалы к сочинениям по произведениям художественной литературы с
учётом вида и жанра творческой работы ( сочинения - характеристики , литературно
_ критические сочинения).
Программа курса предполагает дальнейшее развитее у школьников коммуникативной, лингвистической , языковой и культуроведческой компетентностей .
Исходя из задач преподавания данного курса, программа предусматривает развитие и совершенствование следующих умений и навыков:
- творчески использовать алгоритм создания текстов (сочинений) разных видов и жанров ,
- соблюдать нормы современного русского языка ,
- пользоваться справочной литературой , лингвистическими и литературоведческими
словарями, - использовать при создании своей творческой работы критические и литературоведческие
статьи .
Данный курс базируется на концепции профильного обучения , он повышает речевую компетентность , расширяет возможности социализации учащихся .
Курс рассчитан на 68 часов ( 2 часа в неделю ) .
№ | Тема | Кол – во часов лекция | Кол-во часов практика | Образовательный продукт | форма |
1. | Основные требования к сочинению. Критерии оценки | 1 | 1 | Конспект | Лекция |
2. | Цитирование. Эпиграф. Стиль. Редактирование. Проверка | 1 | 2 | Конспект. Групповой анализ текста | Лекция Практикум |
3. | Композиция сочинения | 1 | 1 | Групповой и индивидуальный анализ | Практикум |
4. | Виды вступлений | 1 | 2 | Конспект | Лекция |
5. | Основные типы сочинений | 2 | 1 | Групповой анализ | Практикум |
6. | Раскрытие темы сочинения | 1 | 2 | Индивидуальный анализ | Практикум |
7. | Ключевые слова в темах сочинений | 1 | 1 | ||
8. | Выдвижение тезисов и аргументов | 1 | 1 | Групповой анализ | Практикум |
9. | Составление планов | - | 3 | Создание творческих работ | Практикум |
10. | Характеристика одного литературного героя | 1 | 2 | Групповые творческие работы | Исследование |
11. | Сравнительно-сопоставительная характеристика двух героев | 1 | 2 | Практикум | |
12. | Групповая характеристика героев | 1 | 2 | Индивидуальный анализ текста | Исследования |
13. | Обобщающая характеристика | 1 | 2 | ||
14. | Схема анализа литературного произведения | 2 | - | Создание текстов | Практикум |
15. | Сочинение-анализ лирического произведения | 1 | 2 | Творческие работы | Практикум |
16. | Понятие о стихосложении | 1 | 1 | Конспект | Лекция |
17. | Анализ эпизода | 1 | 2 | Групповой и индивидуальный анализ текста | Практикум |
18. | Рассуждение | 1 | 2 | ||
19. | Обучающие сочинения по темам: - по творчеству Пушкина А.С. | 2 | |||
- по творчеству Лермонтова | 2 | ||||
- по творчеству Гоголя | 2 | ||||
- по творчеству Тургенева | 2 | ||||
- по творчеству Некрасова | 2 | ||||
- по творчеству Достоевского | 2 | ||||
-по творчеству Толстого Л.Н. | 2 | ||||
- по творчеству Тютчева Ф.И. | 2 | ||||
- по творчеству Гончарова И. А. | 2 |
Итого: 68 ч.
Литература:
Власенкова А.И. «Русская словесность» 5-11 классы М., 1999г.
Горшков А.И. «Русская словесность» М., 1997 г.
Солганик Г.Я. «От слова к тексту» М., 1997 г.
Рыжова Н.В . «Методика написания экзаменационного сочинения» М., 2004 г.
Приложение №2
Метод проектов я начинаю использовать с 5 класса.
Учу детей ставить цели к заданиям, упражнениями:
- С какой целью я выполняю это задание, упражнение? Зачем это нужно делать?
- Определять конечный результат, уметь его сформулировать устно.
Предлагая такие задания, как “Сделать подборку пословиц на определенную тему, составить каталог этих пословиц по определенным разделам”,
составить словарик фразеологизмов, составить словарик “Из истории фразеологизмов”, даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.
Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Чтобы у учащихся выработать навыки сотрудничества, вовлечь в активный процесс получения и переработки информации, я организую такое взаимодействие, которое включает в себя связки “ученик - ученик”, “ученик – учитель”, “учитель – ученик”, “ученик – класс”, при помощи методов, фиксирующих внимание на большой группе: опрос, дискуссия, диспут, обзор информации, инсценировки, обсуждения.
Например, беру басню И.А. Крылова “Квартет” и задаю вопросы:
- Какие проблемы испытывали музыканты?
- Почему им не удалось договориться?
И после этого даю задание группам: прочитать отрывок из текста и передать содержание тремя простыми предложениями. Один ответ от группы.
Когда ученики научится взаимодействовать между собой, можно предлагать задания – проекты.
Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненные на уроках или дома.
1. Мини-проект – сочинение “Мое открытие” учащиеся 5А класса.
В ходе изучения сказки А. Платонова “Неизвестный цветок” учащимся было предложено написать сочинение о каком-нибудь маленьком, но очень важном для них открытии, которое они сами совершили в своей жизни.
2. Учащимся интересно, когда нет готового однозначного ответа, потому что они активно включаются в общую работу.
Изготовление учебных пособий, составление кроссвордов по теме – это умение применять на практике свои знания, обдумать и создать новый продукт – свой проект.
3. Проверяю, как понят учебный материал, на основе развития креативных навыков следующим образом: после сообщения о гнездах однокоренных слов, учащиеся показывают сценку “Родственники” (это творческий мини-проект 3 учащихся).
Гусеница. Вы кто такие?
Гусь. Я Гусь, это моя супруга Гусыня, а это наши гусята.
Гусыня. А вы кто?
Гусеница. Я ваша родственница.
Гуси упали в обморок.
Гусеница обращается к классу: “Почему гуси упали в обморок?”
Ребята шутят, что между Гусями и Гусеницами нет внешнего сходства, нет общих предков. Лингвистически точный ответ: Эти слова не являются однокоренными, т.е. родственными.
Гуси. Ребята, найдите наших родственников.
А в 5 классе семинар по теме “Части речи. Имя прилагательное и имя существительное” начинается со сценки “Экзамен Митрофана” (Д.И. Фонвизин “Недоросль” (это мини-проект 2 учащихся), а далее следует вопрос:
- Какую ошибку допустил Митрофан и почему?
4. “Мозговой штурм” применяю на уроках, когда необходимо еще раз вспомнить и проанализировать творчество писателя или характер героя, события его жизни.
Примеры “мозгового штурма”: 5 кл. – предложите идею создания оригинального памятника баснописцу И.А. Крылову; 9 кл. – предложите идею создания герба помещиков Манилова, Ноздрева, Собакевича, Коробочки, Плюшкина.
5. В качестве домашнего задания учащимся предлагаются мини-проекты: написать сочинение, сочинить сказку по теме, приготовить викторину в картинках, создать наглядное пособие и др. Учащиеся делают проекты по теме и по своей инициативе, что обязательно обсуждается в классе.
6. Учащиеся старших классов выполняют более серьезные проекты: создают наглядные пособия, пишут рефераты, научно-исследовательские работы.
Конспект урока русского языка в5 классе
Тема: «Защита проекта «Словари русского языка»
Цели: 1 . формирование навыков и умений проектирования( презентационные умения и самоанализ работы);
2. Знакомство со словарями русского языка;
3. Формирование умения ими пользоваться.
Оборудование: компьютер, проектор, выставка словарей.
Ход презентации
Ведущий 1: (его слова сопровождаются слайдами ) сегодня мы представляем защиту проекта «Словари русского языка». При изучении разных тем русского языка мы столкнулись с проблемой: незнание и неумение пользоваться словарями, поэтому решили попробовать свои силы в данном проекте ( его тему предложил учитель)
Цель проекта: познакомиться со словарями русского языка и научиться ими пользоваться.
Характеристики проекта: среднесрочный(2 недели); групповой (участвовал весь класс); информационный (мы собирали информацию о словарях и их авторах) и творческий(выполнили ряд творческих заданий)
Продукт проекта: мультимедийная презентация, карточки с индивидуальными заданиями, словарик терминов, кроссворд.
Ведущий 2: Начать нашу презентацию мы бы хотели со стихотворения С. Я. Маршака «Словарь» (чтение ст-ия). С. Я. Маршак в поэтической форме показал всю значимость словарей в жизни людей.
Ведущий 1: А сейчас мы расскажем какие бывают словари и как ими пользоваться(выступление группы ребят, которое сопровождается слайдами и демонстрацией словарей с выставки)
*Толковые словари и их авторы;
*орфографический словарь;
*орфоэпический словарь
*этимологический словарь;
*словарь иностранных слов;
*словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
* словообразовательный словарь.
Ведущий 3: А сейчас предлагаю проверить как мы научились пользоваться словарями: я составила индивидуальные карточки, в которых указан словарь и даны слова, ваша задача найти это слово в нужном словаре и словарную статью записать в тетрадь( тетрадь сдается и ставится оценка)
Ведущий 4: Работа над словарями нас вдохновила на создание своего «Словарика терминов для 5 класса», т. к. многие учителя сетуют, что мы не знаем термины. В этом словарике в алфавитном порядке записаны термины, которые мы используем на уроках русского языка, математики, литературы, природоведения, ИЗО, музыки. Предлагаю вам викторину: я читаю определение, а вы называете термин. Кто больше наберет жетонов, тот и победил. (10 слов)
Ведущий 5: А в заключении нашей презентации мы предлагаем вам отгадать кроссворд, который составили сами: в заданиях даны определения и термины, которые связаны с разными словарями.( автор кроссворда проверят его правильность)
Ведущий 6: А закончить нашу презентацию мы хотим пословицами, которые посвящены словарям. Именно в них соединяется народная мудрость, которая показывает всю значимость словарей в жизни каждого человека.
Рефлексия урока
Анкета « Диагностика проектной деятельности учащихся», «Рейтинговая оценка проекта учащихся 5-7 классов»
Домашнее задание: написать сочинение « Что я знаю о словарях русского язык»
Приложение №3 (паспорта проектов)
Проект «Второстепенные и внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума »
Учебный предмет: литература
Класс:11
Вид проекта: исследовательский и творческий, индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)
Проблема: двойственное отношение учащихся к введению данных персонажей в комедию
Цель проекта: исследовать типичность характеров внесценических и второстепенных персонажей, их роль в произведении и жизни главных действующих лиц; формирование навыка исследовательской работы; развитие творческих способностей и презентационных умений.
Задачи проекта: исследование и анализ литературного материала, создание авторских иллюстраций, оформление работы и создание презентации.
Мотивация: поиск ответа на вопрос: «Актуальна ли комедия и ее герои в наши дни?»
Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет.
Дополнительно привлекаемые специалисты: режиссер местного народного театра и преподаватели художественной школы.
Продукт: реферат и мультимедийная презентация
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.
2этап поисковый и творческий – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ сценических постановок комедии, изучение критической литературы, отбор материала для реферата, создание авторских портретов второстепенных и внесценических персонажей.
3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации на заседании Научного общества
4этап анализ проекта – самоанализ проекта,
рецензия учителя и мнения членов Научного общества.
Данная работа была представлена на итоговой аттестации по литературе.
Проект «Мы делаем газету»
Учебный предмет: русский язык, история, краеведение.
Класс:9, возраст 14лет
Вид проекта: практико-ориентированный, межпредметный, внутриклассный, краткосрочный(2недели), групповой(10человек)
Проблема: у учащихся возникли трудности при изучении жанров публицистического стиля
Цель проекта:1-обобщение результатов работы по теме жанры публицистического стиля; 2-формирование навыка создания проекта; 3-воспитание чувства патриотизма через учебную, поисковую и творческую деятельность; 4-формирование навыка коллективной работы.
Задачи проекта: знакомство со спецификой работы журналистов; сбор информации; создание творческих работ; редактирование и создание газеты.
Мотивация к работе основывалась на интересе к данной теме, возможности проявить свои творческие способности, познакомиться с рядом новых профессий.
Информационно-техническое обеспечение: материалы школьного музея, издания периодической печати, фотографии, компьютер.
Дополнительно привлекаемые специалисты: руководитель школьного музея, редактор местной газеты.
Продукт: газета, посвященная подвигу русского народа в Великой Отечественной войне.
Этапы работы над проектом:
1этап организационный: изучение жанров публицистики, встреча с редактором местной газеты, выбор участниками проекта темы газеты, распределение заданий(индивидуальных и групповых) в соответствии с ролевыми обязанностями: редактор, оформитель, журналисты, критик(1неделя). Роль учителя_ направляющая на основе мотивации.
2этап поисковый и творческий: учащиеся изучают документы военных лет, материалы музея, периодическую печать, создают творческие работы в разных стилях и жанрах: статья, очерк, репортаж, семейные хроники; оформляют материалы(1неделя). Роль учителя- консультирующая.
3этап презентация проекта: страницы газеты спроектированы на доску и розданы в распечатанном виде рецензорам. проект представляет редактор (цель, задачи, характеристики проекта, историю создания). Журналисты представляют свои статьи (портретный очерк, репортаж, эссе, развлекательную страничку, семейные хроники)-1урок
4этап анализ проекта: независимая экспертная группа(11класс) пишут рецензию; высказывают мнение участники проекта по плану: соответствие жанру, раскрытие темы, достоинства и недостатки работы.
5этап подведение итогов: зачитывается рецензия, слово учителя, слово редактора газеты.
6этап оценка: общая за весь проект и индивидуальная за каждую работу.
С данной работой учащиеся выступили на классном часе в8-10 классах.
Проект «Сборник стихов учащихся «Первоцвет»
Учебный предмет: литература
Класс:6, 7, 9,возраст учащихся12-15лет
Вид проекта: творческий, долгосрочный(2 месяца), групповой, внутришкольный, монопроект
Проблема: падение интереса к поэзии
Цель проекта: развитие творческих способностей учащихся; повышение мотивации на уроках литературы; формирование навыка проектной деятельности.
Задачи проекта: изучить законы стихосложения; научить создавать и редактировать собственные стихотворения.
Мотивация: интерес и любовь к поэзии, желание публичного признания (участие в районном конкурсе).
Информационно-техническое обеспечение: словарь литературоведческих терминов, произведения русских поэтов, компьютер.
Дополнительно привлекаемые специалисты: местная поэтесса(ее произведения 10 лет публикуются в районной газете)
Продукт: сборник стихов.
Этапы работы над проектом:
1этап организационный- изучение законов стихосложения на уроках литературы и факультативных занятиях, анализ произведений русских поэтов(1месяц).Роль учителя- обучающая.
2этап творческий- создание собственных произведений, редактирование, создание и оформление сборника (1месяц). Роль учителя- консультирующая.
3этап презентация- организация и проведение вечера поэзии с презентацией сборника для 6-9 классов.
4этап анализ проекта- рецензия независимого консультанта и анализ проделанной работы (слово учителя).
Данный сборник был представлен на районном литературном празднике.
Проект «Блокадный Ленинград»
Предмет: литература, история, музыка
Класс:10
Вид проекта: творческий, межпредметный, внутриклассный, краткосрочный(1месяц), групповой(15человек)
Проблема: низкий уровень патриотического воспитания учащихся
Цель: формирование у учащихся чувства уважения к героическим страницам истории; развитие творческих способностей и навыков проектной деятельности.
Задачи: изучить документы военных лет, познакомиться с музыкальными и художественными произведениями о войне; создать документально-поэтическую композицию на основе собранного материала.
Информационно-техническое обеспечение: документы, материалы краеведческого музея, документальные фильмы, Интернет, музыкальная фонотека, стихи о войне.
Дополнительно привлекаемые специалисты: работники музея, учителя истории и музыки.
Продукт: документально-поэтическая композиция.
Этапы работы над проектом:
1этап организационный: распределение заданий по группам:1- изучение документов,2-3- знакомство с произведениями литературы и музыки о блокаде Ленинграда,4- изучение документальной хроники тех лет Роль учителя- консультирующая(1день)
2этап поисковый: работа в группах_ сбор и анализ материала. Роль учителя- консультирующая(1неделя)
3этап творческий: создание сценария документально-поэтической композиции; организация постановки по сценарию. (1неделя) Роль учителя- консультирующая
4этап презентация: представление документально-поэтической композиции на вечере, посвященном памяти жертв блокадного Ленинграда (10-11класс)
5этап анализ проекта - рецензия независимых консультантов(учителей истории и литературы) и анализ проделанной работы (слово учителя).
Данный проект был представлен на районном конкурсе, посвященном подвигу русского народа в Великой Отечественной войне.
Проект «Образ дьявола в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита »
Учебный предмет: литература
Класс:11
Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)
Проблема: в чем загадка Воланда в романе М. Булгакова?
Цель проекта: раскрыть образ Воланда в романе М. Булгакова, сравнить различные точки зрения на личность Воланда, осмыслить его роль в произведении; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.
Задачи проекта- исследование и анализ литературного материала: 1-развитие образа Воланда во время создания романа,2 выяснить кто послужил прообразом героя, есть ли аналоги в мировой литературе, изучить роль Воланда в романе, проанализировать различные трактовки образа критиками; оформление работы и создание презентации.
Мотивация: участие в школьном конкурсе «Лучший проект года».
Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет, экранизация романа.
Продукт: реферат и мультимедийная презентация
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.
2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ телевизионной экранизации романа, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.
3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации на заседании Научного общества
4этап анализ проекта – самоанализ проекта,
рецензия учителя и мнения членов Научного общества.
Данная работа была представлена на итоговой аттестации по литературе.
Проект «Символика в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Учебный предмет: литература
Класс: ученик11класса
Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)
Проблема: сложность при восприятии и трактовке символики поэмы.
Цель проекта: исследовать сложную символику поэмы «Двенадцать»,определить роль символики в воплощении идейного замысла автора; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.
Задачи проекта- исследование и анализ литературного материала:
1-изучить особенности творчества А. А. Блока как поэта-символиста,
2 определить влияние Октябрьских событий на мировоззрение А. Блока,
3 проанализировать жанровое и композиционное своеобразие поэмы,
4 отметить особенности символизма поэмы;
оформление работы и создание презентации.
Мотивация: найти разгадку символов поэмы..
Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет.
Продукт: реферат и мультимедийная презентация
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.
2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.
3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации на заседании Научного общества
4этап анализ проекта – самоанализ проекта,
рецензия учителя и мнения членов Научного общества.
Данная работа была представлена на итоговой аттестации по литературе.
Проект «Особенности психологизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание »
Учебный предмет: литература
Класс:ученица11класса
Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)
Проблема: трудность анализа психологических особенностей романа.
Цель проекта: показать психологию современного автору человека, пытающегося найти решение социальных проблем; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.
Задачи проекта- исследование и анализ литературного материала: 1-проанализировать поведение героев романа, попадающих в сложные экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их сущность, 2изучить и проанализировать художественные приемы, которые помогают автору добиться выразительности и глубины повествования(сны, монологи, речь героев, погоду, портретные характеристики,оформление работы и создание презентации.
Мотивация: найти ответ на вопрос: «Почему роман Достоевского считается лучшим психологическим романом 19 века?»
Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет, экранизация романа.
Продукт: реферат и мультимедийная презентация
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.
2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ телевизионной экранизации романа, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.
3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации на заседании Научного общества
4этап анализ проекта – самоанализ проекта,
рецензия учителя и мнения членов Научного общества.
Данная работа была представлена на итоговой аттестации по литературе.
Проект «Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита »
Учебный предмет: литература
Класс:ученица11класс
Вид проекта: исследовательский , индивидуальный, долгосрочный(6 месяцев)
Проблема: сложность постижения таких философских категорий как добро и зло.
Цель проекта: исследовать понятие зла в романе М. Булгакова, выявить и обнажить пороки человеческого общества: взяточничество, зависть, жажду обогащения, насилие над свободой личности; формирование навыка исследовательской работы; развитие ключевых компетенций.
Задачи проекта- исследование и анализ литературного материала: 1-проследить историю создания романа,2 выяснить проблемы добра и зла через анализ образов Воланда, Понтия Пилата, Иешуа , проследить путь душевного обновления Ивана Бездомного, доказать, что миром правит любовь и доброта; оформление работы и создание презентации.
Мотивация: найти ответ на вопрос: «В чем сущность добра и зла и есть ли между ними граница?»
Информационно-техническое обеспечение: художественная и критическая литература, компьютер, Интернет, экранизация романа.
Продукт: реферат и мультимедийная презентация
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана исследования.
2этап поисковый – исследование и анализ литературного материала, просмотр и анализ телевизионной экранизации романа, изучение критической литературы, отбор материала для реферата.
3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации на заседании Научного общества
4этап анализ проекта – самоанализ проекта,
рецензия учителя и мнения членов Научного общества.
Данная работа была представлена на итоговой аттестации по литературе.
Проект «Словари русского языка »
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5класс
Вид проекта: исследовательский , поисковый, групповой, краткосрочный (1неделя)
Проблема: незнание словарей русского языка и неумение ими пользоваться.
Цель проекта: изучить словари русского языка , их разновидности, структуру , научиться извлекать из них информацию и использовать ее в работе; формирование навыков проектирования.
Мотивация: создание собственного словаря.
Информационно-техническое обеспечение: словари, Интернет, компьютер.
Продукт: мультимедийная презентация, творческие задания, словарь терминов 5класса.
Этапы работы над проектом:
1этап организационный –формулировка проблемы, определение цели и задач, организация групп, определение формы конечного продукта.
2этап поисковый –изучение словарей, биографий авторов, создание слайдов, карточек, кроссворда, словаря терминов для 5 класса, подбор пословиц и поговорок о словарях.
3этап презентация проекта – подготовка и показ мультимедийной презентации, выступление с сообщениями, организация и проведение творческо-поисковой работы.
4этап анализ проекта – самоанализ проекта,
рецензия учителя
Данная работа была представлена на открытом уроке в рамках МО учителей русского языка и литературы.
Приложение №4
С. Г. Щербакова
ПРОГРАММА КУРСА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «УЧИМСЯ ПРОЕКТИРОВАТЬ»
Пояснительная записка
Одной из важнейших проблем современной школы является проблема оторванности обучения от жизни ребенка, что является главной причиной отчуждения от школы детей, потери интереса к учению.
Для привития обучающимся положительных мотивов учения есть только один путь - максимальное приближение школьного образования к их жизни, к их потребностям и интересам.
Ученик - это, прежде всего, индивидуальность, у него есть свой кругозор, свое отношение к миру. Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно в ходе самовоспитания, саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.
В том числе в проектной деятельности.
Метод проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию
в знания, осуществлять ее целенаправленный поиск; - отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному
росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.
Современному обществу требуются образованные люди. не столько вооруженные знаниями, но умеющие их добывать, приобретать их по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
Очевидно, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Следовательно, школа должна создавать условия для
самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности.
Цель данного курса состоит в формировании проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- формировать у обучающихся приемы и способы проектной
деятельности, позволяющие подготовить их к успешному выполнению проекта; - способствовать развитию самоуправления, самоорганизации, самопознания и самооценки ребенка;
- помочь приобрести обучающимся новые знания о себе самом и реализовать эти знания в проектной деятельности;
- способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-
оценочных умений и навыков; - учить школьников пользоваться приобретенными знания
ми для решения познавательных и практических задач; - развивать творческое, ассоциативное мышление, воображение.
Обоснование программы курса
Занятия курса «Учимся проектировать» разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.
Концепция педагогики индивидуальности О. С. Гребенюка о формировании и развитии семи сфер индивидуальности как целей развития школьника:
- интеллектуальная сфера;
- мотивационная сфера;
- эмоциональная сфера;
- волевая сфера;
- сфера саморегуляции;
- предметно-практическая сфера;
- экзистенциальная сфера.
В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: «Участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы...
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- формировать у обучающихся приемы и способы проектной
деятельности, позволяющие подготовить их к успешному вы
полнению проекта; - способствовать развитию самоуправления, самоорганиза
ции, самопознания и самооценки ребенка; - помочь приобрести обучающимся новые знания о себе са
мом и реализовать эти знания в проектной деятельности; - способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-
оценочных умений и навыков; - учить школьников пользоваться приобретенными знания
ми для решения познавательных и практических задач; - развивать творческое, ассоциативное мышление, вообра
жение.
Обоснование программы курса
Занятия курса «Учимся проектировать» разрабатывались в соответствии с целями и задачами новых государственных стандартов о формировании проектировочных компетентностей обучающихся и на основе авторской концепции педагогики индивидуальности человека.
Концепция педагогики индивидуальности О. С. Гребенюка о формировании и развитии семи сфер индивидуальности как целей развития школьника:
- интеллектуальная сфера;
- мотивационная сфера;
- эмоциональная сфера;
- волевая сфера;
- сфера саморегуляции;
- предметно-практическая сфера;
- экзистенциальная сфера.
В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается: «Участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы...
Тематическое планирование курса занятий по формированию умений и навыков проектирования
п/n | Тема занятия | Сфера индивидуальности | Умения и навыки проектирования |
1 | Вводное. Учимся проектировать | ||
2 | Мотивация обучения. Учимся выявлять проблемы | Мотивационная сфера | Проблематизация |
3 | Развитие воли и успешность проекта. Учимся ставить цели | Волевая сфера | Целеполагание |
4-5 | Мой интеллект. Учимся планировать | Интеллектуальная сфера | Планирование |
6 | Мои способности и проект. Учимся применять способности * | Предметно-практическая сфера | Практическое применение знаний, умений, навыков |
7 | Коммуникативные умения и навыки. Учимся взаимодействовать | Экзистенциональная сфера | Коммуникативные |
8 | Мои чувства и эмоции. Учимся презентации | Эмоциональная сфера | Презентационные |
9' | Способность управлять собой. Учимся рефлексировать | Сфера саморегуляции | Рефлексивные |
10 | Заключительное. Подводим итоги |
Методические рекомендации по организации работы по курсу «Учимся проектировать»
Для достижения поставленной цели - формирование проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности — необходимо учитывать некоторые методические аспекты:
- мотивация педагога для обращения к данному курсу;
- процедура проведения занятий;
- особенности взаимодействия участников занятий.
Мотивация педагога для обращения к данному курсу
К продуктивным могут быть отнесены следующие виды мотивов, побуждающие учителя выбрать программу курса «Учимся проектировать»:
- интерес педагога в формировании умений и навыков проектирования как одного из условий развития индивидуальности обучающихся;
- желание педагога способствовать самостоятельности ребенка, которая предполагает доверие к ученику и его поддержку:
- предпочтение педагогом формы воспитания, сущность которой — сотрудничество;
- педагог может рассчитывать на получение качественно нового результата, выражаемого в развитии индивидуальных способностей, самостоятельности и инициативности обучающихся;
в формировании их проектировочных компетентностей; - стремление педагога к доверительному общению с обучающимися; отсутствие оценки и отметки со стороны педагога.
Процедура проведения занятий
К процедурным вопросам относятся место и время проведения занятий, продолжительность работы, используемое оборудование.
Для проведения занятий можно использовать классную комнату, либо часть ее, свободную от парт, чтобы обучающиеся могли работать или единой группой, или в микрогруппах (по 4— 5 человек).
Оптимальная продолжительность занятий — 35—40 минут.
Выбор оборудования для занятий зависит от поставленных целей. В достаточном количестве необходимы: бумага для письма, фломастеры, карточки разных цветов, листы ватмана, переносные стенды, скотч, ножницы, клей и т. д.
Используемое приложение к занятиям возможно оформить либо в виде дневника, либо в виде отдельных листов на печатной основе.
Особенности взаимодействия участников занятий
Для успешной работы по данному курсу занятий важна доверительная атмосфера сотрудничества. Оптимальное развитие человека может быть осуществлено в условиях психологической безопасности, доверия. В связи с этим важными представляются следующие моменты:
- главный результат занятий в том, чтобы вопросы обсуждались открыто в обстановке взаимного уважения; чтобы были
выслушаны разные точки зрения; - одна из основных задач педагога - помочь детям учиться.
Для этого педагог обеспечивает содействие развитию их индивидуальных способностей, создает условия для развития их субъективной активности в деятельности, ведет групповую дискуссию, побуждает детей делиться своими знаниями и мыслями, обобщает и комментирует их высказывания; - в ситуации отсутствия отметок на занятиях имеет смысл
задействовать самооценку обучающихся, взаимную оценку всех
участников занятий, оценку группы. Педагог оценивает действия ребенка, а не личность; - важная роль на занятиях отведена рефлексии, умению обдумывать собственные действия. Это умение не приходит само
по себе, а является результатом целенаправленной работы, которая не только фиксирует достигнутые обучающимися результаты, но и поддерживает в их продвижении вперед; - вести занятия могут педагоги, владеющие приемами групповой работы с обучающимися, имеющие представление об индивидуальных особенностях школьников, умеющие установить
доверительные, партнерские отношения с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...
Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для тв...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостояте...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и...
«Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»
Применение проектной деятельности на уроках русского языка и литературы...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.
Данный материал поможет организовать проектную деятельность на уроках русского языка и литературы....