Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
статья по биологии по теме
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных технологий в том числе информационных, на различных стадиях учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
Разумная Елена Владимировна, учитель биологии. (228-910-072)
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.
"Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.”
К.Д. Ушинский
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных технологий в том числе информационных, на различных стадиях учебного процесса.
Цель исследования – активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии при помощи технологии организации исследовательской деятельности.
Задачи:
- Изучить теоретический материал об использовании технологии организации
исследовательской деятельности.
- Разработать методическую базу.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.
Гипотеза:
Введение технологии организации исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями при изучении биологии позволит:
- Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса;
- Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
- Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
- Изучать явления и процессы внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и компьютерного моделирования;
- Представлять в удобном для изучения масштабе времени различные биологические процессы.
Один из известных философов как-то заметил, что образование – это то, что остается в сознании ученика, когда все выученное забыто. Что должно оставаться в голове ученика? Совершенно верно – творческие умения, необходимые для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение в том, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам, т. е. творческие умения. И здесь на помощь нам приходит метод – организации научно – исследовательской деятельности. Прежде всего в ходе работы углубляются и расширяются знания, полученные на уроках, формируется стойкий интерес к предмету. Развиваются разнообразные навыки самостоятельной, исследовательской работы, умения анализировать, обобщать, делать выводы. Есть возможность проявить себя даже слабым и зачастую пассивным ученикам. Работа над проектом способствует развитию творческих способностей, позволяет самовыразиться, укрепляет связь учащихся с преподавателем, формирует чувство доверия, взаимоуважения друг к другу. Исследовательская работа создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение; развивают системное мышление). Особое внимание уделяю краткосрочным проектам, к которым можно отнести творческие задания.
В ходе выполнения этих заданий учащиеся постигают определенные представления, развивают фантазию, наблюдательность, внимание и способности, а для некоторых тем им приходится искать дополнительную литературу.
Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую; на развитие творческих способностей, логического мышления, она формирует у детей способности самостоятельно применять знания из разных областей, учебных предметов. Работу, в ней я осуществляю по следующим направлениям:
- Интеграции уроков.
- Реализация работ в форме:
- проведения конференций, предметных вечеров и игр, викторин;
- научно-исследовательской работы с учащимися;
- проектной деятельности старшеклассников по изучению глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
- тематических выставок творческих работ учащихся;
- индивидуальных занятий с одаренными учащимися;
- проведения мастер-классов, семинаров, конференций.
- Систематическое использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных технологий (использование компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, электронных учебников, сети Интернет и др.) в процессе обучения и внеклассной работе по предмету.
- Повышение эффективности работы учебного кабинета биологии.(по принципу учебное пособие не экспонат).
- Сотрудничество с библиотекарем школы по формированию естественно-научного мировоззрения школьников.
- Просветительская работа с родителями через проведение тематических лекториев, урочных и внеклассных мероприятий.
За время организации научно-исследовательской работы с учащимися я убедились в эффективности данной инновации. Это проявляется в повышении интереса учащихся к изучаемым предметам, в увеличении количества участников и призеров школьных и районных олимпиад, конкурсов, НПК, многие из которых поступают в ВУЗы и техникумы на факультеты естественно-научного цикла.
Особое внимание я уделяю практической направленности в работе с детьми, привлекая их к исследованию экологических проблем, с использованием лабораторного и полевого оборудования. Ребята на собственном опыте учатся вести наблюдения за явлениями и объектами природы, анализировать результаты экспериментов, делать выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети, без которой сейчас невозможно представить деятельность учителя и организацию научно-исследовательской работы с учащимися.
Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся с учителем своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что учитель, используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих сайтов.
Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор.
Организация исследовательской деятельности учащихся в сочетании с информационными технологиями дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, потребность в общении и игре, а самое главное помогает заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/05/picture-65179.jpg)
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии
Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/10/picture-605905-1426009867.jpg)
Проект по биологии"Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии."
Из опыта организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/27/picture-40359-1514399305.jpg)
«Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии»
Выступление на МО по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-131324-1351170771.jpg)
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследов...
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)
Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-836469-1477304197.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И В СИСТЕМЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
Организация и проведение исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеклассных мероприятиях....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-60723-1361428002.jpg)
Статья "Организация исследовательской деятельности учащихся при обучении биологии"
Статья раскрывает значимость исследовательской работы на уроках биологии....