Тематическое планирование
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://infourok.ru/user/scherbakova-nataliya-sergeevna | 63.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№4 г. Брянска
с углубленным изучением отдельных предметов
Рассмотрено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании МО Протокол № от | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ СОШ №4 г. Брянска |
Руководитель МО Голеницкая С.И. | Гороховик Е.А. | Шатковская Е.А |
Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочных занятий
«За страницами учебника математики»
5 класс
2015-2016 учебный год
Составитель:
учитель математики
первой категории
Щербакова Н.С.
БРЯНСК 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «За страницами учебника математики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Его содержание можно варьировать с учетом склонностей, интересов, уровня подготовленности детей, а также совмещать с другими формами внеклассной работы по математике.
Курс рассчитан на 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Рекомендуемая продолжительность одного занятия для 5-го класса – 45 минут. В качестве основной формы проведения курса выбрано комбинированное тематическое занятие, на котором решаются упражнения и задачи по теме занятия, заслушиваются сообщения учащихся, проводятся игры, викторины, математические эстафеты и т.п., рассматриваются олимпиадные задания, соответствующей тематики
В процессе проведения данного курса ставятся следующие цели:
- развить интерес учащихся к математике;
- расширить и углубить знания учащихся по математике;
- развить математический кругозор, мышление, исследовательские умения учащихся;
- воспитать настойчивость, инициативу в процессе учебной деятельности;
- формировать психологическую готовность учащихся решать трудные и нестандартные задачи.
Задачами курса являются:
- достижение повышения уровня математической подготовки учащихся;
- приобретение опыта коммуникативной, творческой деятельности;
- знакомство с различными типами задач как классических, так и нестандартных;
- практика решения олимпиадных заданий.
В тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания.
Таким образом, в программе обозначено целеполагание на разных уровнях: на уровне целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.
Образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа курса реализует формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации; осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Раскрытие одаренности не сводится к углубленному обучению. В самом же обучении усвоение новой информации подчиняется задаче усвоения методов и стиля, свойственных математике. Владение этими методами в дальнейшем поможет им не растеряться на различных математических соревнованиях.
От уровня подготовленности состава группы зависит объем теоретического материала и перечень тем для занятий. При работе с начинающими заниматься математикой школьниками рекомендуется больше внимания уделять решению задач, объем теоретических занятий должен быть минимальным. Следует учить не столько фактам, сколько идеям и способам рассуждений. Введение основных тем, стандартных задач происходит при постепенном погружении в данный тип задач. Основные виды задач разбираются вместе с преподавателем, затем даются задачи для самостоятельного решения.
Материал был отобран в соответствии с возрастными особенностями школьников, программой по математике для 5-6 класса и включил в себя темы, которые чаще всего встречаются на различных математических соревнованиях. Также при подборе материала учитывалось следующее: показать учащимся красоту математики, её связь с искусством, природой.
МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данный курс, в объеме 70 часов представлен для проведения занятий в 5 классе, и рассчитан на обучающихся, которые проявляют интерес к математике, и при этом не обязательно обладают ярко выраженными математическими способностями.
Содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного математического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ.
Изучение материала курса дает возможность обучающимся достичь следующих образовательных результатов:
1) в личностном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
2) в метапредметном направлении:
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
3) в предметном направлении:
- умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- умение распознавать виды математических утверждений (аксиомы, определения, теоремы и др.), прямые и обратные теоремы;
- развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
Содержание программы
История возникновения чисел и способов их записи.
История возникновения чисел. Древние способы записи чисел. Славянская кириллическая нумерация. Арифметика каменного века. Задачи с римской нумерацией.
Необычное об обычных натуральных числах. Задачи на магические квадраты
Использование нумерации в пословицах, сказках, суевериях. Информация о знаменитом математике Карле Гауссе. Построение треугольных и квадратных чисел. Задачи на магические квадраты. Абак и пальцевый счёт.
Великие математики
Биографии великих математиков древности: Мухаммеда из Хорезма, Пифагора, Архимеда, Леонардо да Винчи, Исаака Ньютона, Евклида.
Другие системы счисления: шестидесятеричная и двоичная.
Позиционный способ записи чисел. Основание системы счисления. Вавилонская шестидесятеричная система счисления. Двоичная система счисления. Задачи на переведение из двоичной системы счисления в десятичную.
Действия в двоичной системе счисления.
Сложение и вычитание в двоичной системе счисления. Умножение и деление в в двоичной системе счисления. Удивительные разновески (о пользе двоичной системы счисления при взвешивании.)
Решение геометрических задач на разрезание и переклеивание.
Геометрические головоломки на разрезание и склеивание «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», задачи на разрезание на клетчатой бумаге.
Математические софизмы.
Софизмы Древней Греции. Задачи на нахождение ошибки в решении примеров. Самостоятельное составление софизмов.
Секреты некоторых математических фокусов.
Суть математических фокусов. Фокус математическая таблица. Как отгадать состав семьи. Фокус с книжкой. Отгадать день рождения. Числовые фокусы.
Решение задач с помощью максимального предположения.
Л. Ф. Магницкий. Первый учебник «Арифметика» Старинные занимательные задачи из учебника Л.Ф. Магницкого.
Решение задач методом «с конца»
Метод решения задач обратным ходом. Примеры задач из первого учебника «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.
Решение задач методом ложного положения.
Общее правило ложного положения. Использование метода при решении задач. Задача о статуе Миневры. Задача о музах. Задача из Египетского папируса Ахмеса.
История появления обыкновенных дробей.
История появления дробей. Современная и древняя система записи дробей. Аликвотные дроби. Факториал.
Угол. Решение задач на геоплане.
Геоплан как модель плоскости. Задачи на разрезание моделей. Построение углов без транспортира.
Треугольник. Задачи на геоплане.
Как возникла геометрия. Как измеряли землю в Древнем Египте. Использование свойств прямоугольного треугольника египтянами.
Решение сюжетных задач.
Составление математической модели задачи. Занимательные задачи на составление уравнения.
Решение логических задач с помощью таблиц.
Алгоритм решения логических задач с помощью таблицы. Логические задачи капитана Врунгеля.
Элементы теории графов.
Понятие графа. Решение любопытных задач в которых требуется построить графы.
Элементы теории множеств.
Понятия множества, элемента множества, оъединения и пересечения множеств. Решение задач на построние кругов Эйлера
Секреты быстрого счета.
Приемы быстрого сложения и вычитания, использование законов сложения и умножения для упрощения счета, приемы быстрого умножения: метод решетки, умножение крестом, умножение на 5, уможение на 9, 99, умножение чисел, близких к 100.
Работа над проектами.
Выбор темы, составление плана работы, разработка компьютерной презентации. Представление результатов работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы | Кол -во часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Вводное занятие | 1 | ||
История возникновения чисел и способов их записи. | 2 | История возникновения чисел. Древние способы записи чисел. Славянская кириллическая нумерация. Арифметика каменного века. Задачи с римской нумерацией | Находить информацию об истории возникновения чисел. Иметь представления о славянской кирилической нумерации, древних способах записи чисел. Решать задачи с использованием римской нумерации |
Необычное об обычных натуральных числах. Задачи на магические квадраты | 4 | Использование нумерации в пословицах, сказках, суевериях. Информация о знаменитом математике Карле Гауссе. Построение треугольных и квадратных чисел. Задачи на магические квадраты. Абак и пальцевый счёт. | Приводить примеры пословиц, сказок, где использована нумерация. Уметь находить информацию о знаменитых математиках. Иметь представление о треугольных и квадратных числах. Строить треугольные и квадратные числа. Решать задачи на магические квадраты. |
Решение олимпиадных задач | 3 | Решение олимпиадных задач разного уровня | Применять полученные знания и опыт в нестандартных ситуациях |
Другие системы счисления: шестидесятеричная и двоичная. | 2 | Позиционный способ записи чисел. Основание системы счисления. Вавилонская шестидесятеричная система счисления. Двоичная система счисления. Задачи на переведение из двоичной системы счисления в десятичную. | Знать сущность позиционного способа записи числа. Иметь представление о Вавилонской шестидесятеричной системе счисления. Решать задачи на перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. |
Действия в двоичной системе счисления. | 3 | Сложение и вычитание в двоичной системе счисления. Умножение и деление в двоичной системе счисления. Удивительные разновески (о пользе двоичной системы счисления при взвешивании.) | Складывать и вычитать в двоичной системе счисления. Умножать и делить в двоичной системе счисления. Иметь представление о пользе двоичной системы при взвешивании. |
Великие математики древности | 3 | Биографии великих математиков древности: Мухаммеда из Хорезма, Пифагора, Архимеда, Леонардо да Винчи, Исаака Ньютона, Евклида. | Иметь представление о вкладе великих ученых в развитие математики |
Решение геометрических задач на разрезание и переклеивание. | 3 | Геометрические головоломки на разрезание и склеивание «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», задачи на разрезание на клетчатой бумаге. | Решать головоломки на разрезание и склеивание. Использовать алгоритм решения задач на клетчатой бумаге в задачах на разрезание. |
Математические софизмы. | 2 | Софизмы Древней Греции. Задачи на нахождение ошибки в решении примеров. Самостоятельное составление софизмов. | Иметь представление о софизмах Древней Греции. Находить ошибки в софизмах. Составлять софизмы самостоятельно. |
Секреты некоторых математических фокусов. | 3 | Суть математических фокусов. Фокус математическая таблица. Как отгадать состав семьи. Фокус с книжкой. Отгадать день рождения. Числовые фокусы. | Иметь представление о сути математических фокусов. Выполнять простейшие математические фокусы. Отгадывать состав семьи, день рождение. |
Решение задач с помощью максимального предположения. | 3 | Л. Ф. Магницкий. Первый учебник «Арифметика» Старинные занимательные задачи из учебника Л.Ф. Магницкого. | Находить информацию о знаменитых математиках. Решать старинные задачи из учебника Л.Ф. Магницкого. |
Решение задач методом «с конца» | 3 | Метод решения задач «обратным ходо». Примеры задач из первого учебника «Арифметика» Л.Ф. Магницкого. | Использовать метод решения задач «обратным ходом» при решении задач из первого учебника «Арифметика» Л.Ф. Магницкого. |
Решение задач методом ложного положения. | 3 | Общее правило ложного положения. Использование метода при решении задач. Задача о статуе Миневры. Задача о музах. Задача из Египетского папируса Ахмеса. | Иметь представление об общем правиле ложного положения. Использовать метод при решении задач. Распознавать данный метод в решении задач о статуе Миневры, задаче о музах, задаче из Египетского папируса Ахмеса. |
История появления обыкновенных дробей. | 2 | История появления дробей. Современная и древняя система записи дробей. Аликвотные дроби. Факториал. | Находить историческую информацию о появлении дробей. Сравнивать современную и древнюю систему записи дробей. Иметь представление об аликвотных дробях, факториале. Вычислять факториал чисел до десяти. |
Угол. Решение задач на геоплане. | 3 | Геоплан как модель плоскости. Построение углов без транспортира на листе без клеток. Нахождение угла между часовой и минутной стрелкой. | Иметь представление о геоплане как модели плоскости. Изготовлять геоплан. Находить углы на циферблате часов между минутной и часовой стрелкой. Строить углы 90˚, 45˚, 120˚ , 150˚ на геоплане. |
Треугольник. Задачи на геоплане. | 2 | Как возникла геометрия. Как измеряли землю в Древнем Египте. Использование свойств прямоугольного треугольника египтянами. | Находить информацию об истории возникновения геометрии. Проверять выполнение неравенства треугольника. Использовать свойства прямоугольных треугольников на практике, в нестандартных жизненных ситуациях. |
Решение сюжетных задач. | 3 | Составление математической модели задачи. Занимательные задачи на составление уравнения. | Составлять математическую модель сюжетной задачи. Решать занимательные задачи с помощью уравнения. |
Решение логических задач с помощью таблиц. | 3 | Алгоритм решения логических задач с помощью таблицы. Логические задачи капитана Врунгеля. | Использовать алгоритм решения задач с помощью таблиц. Разбирать предложенное решение логических задач. Решать логические задачи капитана Врунгеля методом построения таблиц. |
Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера | 3 | Понятия множества, элемента множества, оъединения и пересечения множеств. Решение задач на построние кругов Эйлера | Иметь представления о множестве. Находить объединение и пересечение множеств. Решать задачи с использованием кругов Эйлера. |
Элементы теории графов. | 3 | Понятие графа. Решение любопытных задач в которых требуется построить графы. | Иметь представление о графах. Определять возможность проведения непрерывной линии для построения заданной фигуры. |
Работа над проектами | 9 | Выбор темы, составление плана работы, разработка компьютерной презентации. Представление результатов работы | Ставить цели, определять задачи и способы их достижения. Работать с научно-популярной литературой. Использовать ИКТ для представления результатов работы |
Секреты быстрого счета | 6 | Приемы быстрого сложения и вычитания, использование законов сложения и умножения для упрощения счета, приемы быстрого умножения: метод решетки, умножение крестом, умножение на 5, уможение на 9, 99, умножение чисел, близких к 100. | Использовать разнообразные приемы быстрого счета при решении бытовых и учебных задач |
Итоговое занятие | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА
История возникновения чисел. История появления обыкновенных дробей. Другие системы счисления: шестидесятеричная и двоичная.
Учащийся научится:
- Использовать понятия, связанные с историей возникновения чисел, обыкновенных дробей;
- понимать особенности десятичной системы счисления;
- оперировать понятиями, связанными с другими системами счисления: шестидесятеричная и двоичная;
- выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
- сравнивать и упорядочивать обыкновенные дроби;
- выполнять вычисления с натуральными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;
Учащийся получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10 (шестидесятиричная , двоичная);
- научиться выполнять действия в двоичной системе счисления;
- углубить и развить представления о натуральных числах;
- научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ;
Математические софизмы. Секреты некоторых математических фокусов.
Учащийся научится:
• использовать начальные представления о софизмах, полученные на примере софизмов Древней Греции;
• оперировать понятием софизма, находить ошибки в рассуждениях софизма;
Учащийся получит возможность:
• развить представление о софизмах;
• научиться составлять софизмы самостоятельно
Решение геометрических задач на разрезание и переклеивание. Угол. Решение задач на геоплане. Треугольник. Задачи на геоплане.
Учащийся научится:
- оперировать понятиями « геоплан», « угол», «треугольник»;
- находить информацию об истории возникновения геометрии;
- проверять выполнение неравенства треугольника
Учащийся получит возможность научиться:
- решать головоломки на разрезание и склеивание;
- использовать свойства прямоугольных треугольников на практике, в нестандартных жизненных ситуация;.
- использовать алгоритм решения задач на клетчатой бумаге в задачах на разрезание;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
Решение задач с помощью максимального предположения. Решение задач методом «с конца» Решение задач методом ложного положения. Элементы теории графов. Элементы теории множеств
Учащийся научится:
- понимать и применять терминологию и символику, связанные с алгоритмами решения задач с использованием максимального предположения, методом «с конца» , методом ложного положения.
- решать простейшие старинные сюжетные задачи
- понимать и применять терминологию и символику, связанную с теорией графов
- строить графы в простейших логических задачах
- понимать и применять терминологию и символику, связанную с теорией множеств
- решать задачи с помощью кругов Эйлера
Учащийся получит возможность:
- овладеть методами решения задач с помощью максимального предположения, методом «с конца» , методом ложного положения.
- применять графические представления для решения логических задач
Работа над проектами
Учащийся научится:
- выбирать и критически оценивать источники информации
- формулировать цели и задачи своей деятельности, выбирать способы их достижения
- использовать ИКТ для оформления и демонстрации результатов своей работы
Учащийся получит возможность:
- приобрести опыт самостоятельной работы в рамках составленного плана
- приобрести опыт публичных выступлений при защите проектов
Календарно- тематическое планирование курса
№ урока | Тема урока | Учебные действия | Дата проведения урока | ||
Предметные УД | Метапредметные УУД | План | Факт | ||
1 | Вводное занятие | ||||
2-3 | История возникновения чисел и способов их записи. | Иметь представление об истории математики, о числе, древних способах записи числа Знать понятие Славянской кириллической нумерации Уметь решать задачи с римской нумерацией | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование личностных представлений о математике Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные: умение работать с разными источниками математической информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, справочниках, Интернете Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. | ||
4-5 | Необычное об обычных натуральных числах. | Иметь представление об исторических аспектах возникновения чисел и вычислений: древнеримская нумерация Знать историю возникновения чисел на Руси, историю возникновения буквенного обозначения числа в Древней Руси. | |||
6-7 | Задачи на магические квадраты | ||||
8-10 | Готовимся к олимпиаде | Уметь применять полученные знания и опыт в нестандартных ситуациях | Личностные: сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение математики; Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. Познавательные: Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативные: умеет формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | ||
11-12 | Другие системы счисления: шестидесятеричная и двоичная. | Иметь представление о позиционном способе записи числа. Знать двоичную систему счисления, решать задачи на переведение из двоичной системы счисления в десятичную | |||
13-15 | Действия в двоичной системе счисления. | Складывать и вычитать, умножать и делить в двоичной системе счисления. Иметь представление о пользе двоичной системы при взвешивании. | |||
16-18 | Великие математики | Иметь представление о вкладе великих ученых древности в развитие математики | |||
19-21 | Решение геометрических задач на разрезание и переклеивание. | Уметь решать геометрические головоломки на склеивание и разрезание | Личностные: желание участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения, Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; самостоятельно формулировать цель деятельности, составлять план работы Познавательные: осознает познавательную цель; планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практических задач. Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | ||
22-23 | Математические софизмы. | Уметь выполнять простейшие математические фокусы. Знать приёмы решения олимпиадных задач | |||
24-26 | Выбор темы проекта. Составление плана работы над проектом | Уметь работать с научно-популярной литературой, ставит цели и выбирать пути их достижения | |||
27-29 | Секреты быстрого счета | Уметь применять законы сложения, умножения для упрощения вычислений, применять приемы быстрого счета при сложении и вычитании натуральных чисел. | Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. Познавательные: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | ||
30-32 | Секреты некоторых математических фокусов. | Уметь разгадывать и выполнять простейшие математические фокусы. Знать приёмы решения олимпиадных задач. | |||
33-35 | Решение задач с помощью максимального предположения | Понимать алгоритм решения задач с помощью максимального предположения Решать старинные занимательные задачи с помощью максимального предположения | |||
36-38 | Решение задач методом «с конца» | Знать алгоритм решения задач «обратным ходом». Уметь решать задачи из первого учебника «Арифметика» Л.Ф. Магницкого. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Регулятивные работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Познавательные: составлять алгоритм решения задачи, применять компьютер для оформления решения. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. | ||
39-41 | Решение задач методом ложного положения. | Иметь представление об общем правиле ложного положения. Использовать метод при решении задач. Распознавать данный метод в решении задач о статуе Миневры, задаче о музах, задаче из Египетского папируса Ахмеса. | |||
42-44 | Создание компьтерной презентации проекта | Использовать ИКТ для представления результатов своей работы | |||
45-46 | История появления обыкновенных дробей. | Иметь представление об истории обыкновеных дробей. Знать древнюю систему записи дробей. Идентифицировать аликвотные дроби из множества предложенных дробей. Вычислять факториал натуральных чисел до 10. | Личностные: формирование целостного, взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии науки, природы, культур и религии. Регулятивные: в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Учиться критично относиться к своему мнению. | 10.02 17.02 | |
47-49 | Угол. Решение задач на геоплане. | Иметь представление о геоплане как модели плоскости. Строить углы без транспортира. Находить углы на циферблате между часовой и минутной стрелкой. | 24.02 3.03 | ||
50-51 | Треугольник. Задачи на геоплане. | Знать исторические факты возникновения геоиетрии, приёмов измерения в Древнем Египте. Уметь решать задачи на использование свойств прямоугольного треугольника. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Регулятивные: проявлять сознавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Познавательные: развитие умения поиска решения задач разнообразными способами, выбор наиболее рационального Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | ||
52-53 | Секреты быстрого умножения | Применять приемы быстрого умножения: метод решетки, умножение крестом, умножение на 5, уможение на 9, 99, умножение чисел, близких к 100. | |||
54 | Конкурс «Лучший счетчик» | ||||
55-57 | Решение сюжетных задач. | Уметь составлять математическую модель задач Уметь решать занимательные задачи задачи на составление уравнения. | |||
58-60 | Решение логических задач с помощью таблиц. | Иметь представление об алгоритме решения задач с помощью таблиц Уметь решать логические задачи на примере задач капитана Врунгеля. | Личностные: желание участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: осознает познавательную цель; планирует собственную деятельность, ориентируясь на решение учебно-практических задач. Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
| ||
61-63 | Элементы теории графов. | Иметь представление о простейших элементах теории графов: знать понятие графа Уметь строить графы в занимательных задачах. Понимать приёмы построения графов в задачах на «маршруты путешествий» и «осмотр достопримечательностей» | |||
64-66 | Элементы теории множеств. Решение задач с использованием кругов Эйлера | Иметь представления о множестве. Находить объединение и пересечение множеств. Решать задачи с использованием кругов Эйлера. | |||
67-69 | Защита проектов | Уметь организовать выступление для представления результатов своей работы. | |||
70 | Итоговое занятие |
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Мулътимедиапроекция — новая, развивающаяся технология. Использование средств мультимедиапроекции позволит проиллюстрировать математическую задачу, провести автоматизированный контроль знаний по определенной проблеме и по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.
В рамках реализации данного курса большое место должно отводиться электронным пособиям, которые позволяют обеспечить программированное управление процессом обучения математики, конкретизировать учебный материал, систематизировать и закрепить знания и умения учащихся, проконтролировать их усвоение в ходе занятия и по окончании изучения темы, курса.
Дидактическое назначение экранно-звуковых средств по математике — формирование специальных математических понятий. С помощью экранных средств можно показать геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. Использование видеофрагментов, анимаций, динамических моделей позволяет сделать учебный процесс более разнообразным, добиться лучшего усвоения учебного материала, привить интерес к математике.
Демонстрационные таблицы на печатной основе — наиболее распространенное и доступное учебное оборудование. Оно не требует для использования сложных приспособлений, несет адаптированную для учащихся научную информацию.
Современные средства обучения должны использоваться для самостоятельного поиска математической информации в различных источниках (справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета).
Использование ТСО на уроках регламентируется гигиеническими нормативами. Так, продолжительность демонстрации экранных средств обучения на уроке не должна превышать 20—30 мин, а в течение недели таких уроков может быть не более шести.
Каждое средство обучения обладает определенными возможностями и дополняет другие средства, не заменяя их полностью. Поэтому целесообразно комплексное использование средств обучения, сочетание которых усиливает всестороннее воздействие на учащихся, способствует созданию проблемной ситуации и исследовательскому поиску ее решения, развитию умственной деятельности учащихся, самостоятельности, выработке необходимых умений и навыков.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.
Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно: кн. для учащихся/ Б. М. Абдрашитов, Т.М. Абдрашитов, В.Н. Шлихунов. – М. : Просвещение, 1996
Акимова С. Занимательная математика / С. Акимова – СПб. : Тригон, 1997
Баврин И.И. Занимательные задачи по математике / И.И. Баврин, Е.А. Фрибус. – М. ВЛАДОС. 1999
Гарднер М. Математические чудеса и тайны: математичексие фокусы и головоломки / М. Гарднер. – М. Наука, 1982
Кордемский Б.А. Математическая смекалка / Б.А. Кордемский. – М.: Оникс; Альянс В, 2000
Мархадаева Е.Л. Занятия математического кружка 5 класс Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.Л. Мархадаева М. : Мнемозина 2012
Перельман Я.И. Занимательная арифметика / Я.И. Перельман – М. Домодедово: ВАП, 1994
Интернет- ресурсы
http://dondublon.chat.ru/math.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...