Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
статья ( класс) на тему
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchaya_organizatsiya_uchebnogo_protsessa.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Сидягина Л.А.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
Главное в жизни - это здоровье!
С детства попробуйте это понять!
Главная ценность - это здоровье!
Его не купить, но легко потерять.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов
(По определению ВОЗ)
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Основные направления работы учителя при создании здоровьесберегающего пространства
- Построение образовательного процесса, по возможности, на индивидуальной основе;
- Здоровьесберегающая организация учебного процесса;
- Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.
Что такое здоровье сберегающая педагогика?
- Здоровьесберегающая педагогика – это готовность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
- Здоровьесберегающая педагогика является приоритетом здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
- Она не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам.
Основные принципы здоровьесберегающих технологий обучения
- Принцип сознательности и активности
- Принцип доступности и индивидуализации
- Принцип наглядности и повторения
- Принцип систематичности и последовательности
- Всестороннее и гармоническое развитие личности
Здоровье зависит от следующих факторов:
- 50% - образ жизни
- 20% - наследственность
- 20% - экологической обстановки
- 10% - здравоохранения
Статистика заболеваний за последние 10 лет:
- Нервно-психические расстройства увеличились на 68%
- Психосоматические заболевания – на 89%
- Депрессии – на 83,3%
- 35% детей не достигают к 6 годам школьной зрелости
- В итоге неврозы за последнее десятилетие выросли на 31%
Причины резкого снижения уровня здоровья детей
- Падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка
- Стрессы
- Дефицит двигательной активности
- Безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей
- Неполноценное питание
- Частичное разрушение служб врачебного контроля
Организация учебного процесса по здоровьесбережению
- Индивидуальный подход
- Правильное питание в школе
- Соблюдение гигиенических норм
- Профилактика школьных болезней
- Оптимизация учебной нагрузки
- Укрепление и охрана психического здоровья учащихся
- Введение мониторинга здоровья участников образовательного процесса
Особое значение имеет структура учебного года и расписание учебных занятий. Современная структура учебного года не является оптимальной - после 7-недельной второй четверти каникулы составляют 2 недели, а после 10-недельной третьей – только одну. Следует учитывать и тот факт, что в первые две недели обучения каждой четверти происходит постепенное врабатывание учащихся в учебную деятельность, затем на протяжении4-5 недель умственная работоспособность остаётся постоянной с послеующим её снижением.
Расписание уроков должно учитывать, что с утра умственная работоспособность, как правило низкая - стадия врабатывания. За ней – фаза устойчивой работоспособности. Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление. Вначале оно субъективно не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков.
Внешние признаки утомления при умственном труде
Объекты наблюдения | Утомление | ||
Незначительное | значительное | резкое | |
внимание | Редкие отвлечения | рассеянное | Ослабленное |
поза | непостоянная | Частая смена поз | Стремление положить голову на стол |
движения | точные | Неуверенные, замедленные | Суетливые движения рук, пальцев |
Интерес к новому материалу | Задают вопросы живой интерес | Слабый интерес, отсутствие вопросов | Полное отсутствие интереса |
Физкультминутки
Физические упражнения в виде физкультминуток призваны решать ряд задач:
- Предупреждение раннего умственного утомления и восстановление работоспособности;
- Устранение застойных явлений в кровообращении и в дыхательной системе;
- Предупреждение нарушений зрения;
- Устранение длительного растяжения и расслабления мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку.
Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние учеников. В течении урока проводится 1-2 физкультминутки, включающие 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин0. Они обязательны на третьем и последующих уроках.
Физические упражнения направлены на:
- расслабление кистей рук
- массаж пальцев перед письмом
- дыхательная гимнастика (повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках)
- предупреждение утомления глаз
- устранение напряжения мышц спины
Примеры
- Для расслабления кисти рук.
Пример: “Капуста”
Мы капусту рубим.
Мы капусту трем.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмем.
(Движения имитации действий)
- Массаж пальцев перед письмом:
- протирание ладошек,
- «Скалка» - покатать ручку между ладонями;
- покатать ручку между большим и указательным пальцем
- «Игра на клавишах» (по очереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).
Организация урока
- Продолжительность – 40 - 45 мин. (в 1-ом классе – 35 мин.)
- Плотность урока – не менее 60% и не более 75 – 80%
- Число видов учебной деятельности – 4 – 7
- Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности – не более 10 мин.
- Частота чередования различных видов учебной деятельности – через 7 -10 мин.
- Физкультминутки – 2 за урок, состоящие из 3 легких упражнений по 3-5 повторов каждого.
- Чередование поз – поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель наблюдает за учащимися, как они сидят.
- Психологический климат – преобладают положительные эмоции
- Место и длительность применения ТСО – в соответствии с гигиеническими нормами
- Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. - не менее трех.
- Чередование видов преподавания. - не позже чем через 10—15 минут.
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
Предложения по решению данной проблемы
- Организовать общешкольный лекторий для родителей, учащихся с привлечением специалистов, медработников.
- Добавить на сайт школы страничку по данной проблеме.
- Привлечение родителей к организации внеклассной работы по сохранению здоровья.
- Психологу вести индивидуальную работу с учащимися и педагогами, организовать мониторинг по своему направлению.
Итог
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
Здоровье- это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида
Методический материал для педагогов, работающих с детьми с тяжелой умствненной отсталостью...
Педагогический совет "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"
Работа данного педсовета направлена на оценку педагогической деятельности школы по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению их здоровья....
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии
Выступление по теме: "Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии"В ФГОС нового поколения впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...
Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса по трудовому обучению
Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по...
Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Про...