Здоровьесберегающая организация образовательного процесса
статья ( класс) на тему

Сидягина Людмила Анатольевна

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сидягина Л.А.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса

Главное в жизни - это здоровье!
С детства попробуйте это понять!
Главная ценность - это здоровье!
Его не купить, но легко потерять.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов

                                                                                           (По определению ВОЗ)

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

                                                                                                  В.А.Сухомлинский

Основные направления работы учителя при создании здоровьесберегающего пространства

  • Построение образовательного процесса, по возможности,  на индивидуальной основе;
  • Здоровьесберегающая организация учебного процесса;
  • Освоение здоровьесберегающих педагогических технологий.

Что такое здоровье сберегающая педагогика?

  • Здоровьесберегающая педагогика – это готовность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
  • Здоровьесберегающая педагогика является приоритетом здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.
  • Она не является альтернативой другим педагогическим системам и подходам.

Основные принципы здоровьесберегающих технологий обучения

  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип доступности и индивидуализации
  • Принцип наглядности и повторения
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Всестороннее и гармоническое развитие личности

Здоровье зависит от следующих факторов:

  • 50% - образ жизни
  • 20% - наследственность
  • 20% - экологической обстановки
  • 10% - здравоохранения

Статистика заболеваний за последние 10 лет:

  • Нервно-психические расстройства увеличились на 68%
  • Психосоматические заболевания – на 89%
  • Депрессии – на 83,3%
  • 35% детей не достигают к 6 годам школьной зрелости
  • В итоге неврозы за последнее десятилетие выросли на 31%

Причины резкого снижения уровня здоровья детей

  • Падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка
  • Стрессы
  • Дефицит двигательной активности
  • Безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей
  • Неполноценное питание
  • Частичное разрушение служб врачебного контроля

Организация учебного процесса по здоровьесбережению

  • Индивидуальный подход
  • Правильное питание в школе
  • Соблюдение гигиенических норм
  • Профилактика школьных болезней
  • Оптимизация учебной нагрузки
  • Укрепление и охрана психического здоровья учащихся
  • Введение мониторинга здоровья участников образовательного процесса

Особое значение имеет структура учебного года и расписание учебных занятий.  Современная структура учебного года не является оптимальной -  после 7-недельной второй четверти каникулы составляют 2 недели, а после 10-недельной третьей – только одну. Следует учитывать и тот факт, что в первые две недели обучения каждой четверти происходит постепенное врабатывание учащихся в учебную деятельность, затем на протяжении4-5 недель умственная работоспособность остаётся постоянной с послеующим её снижением.

 Расписание уроков должно учитывать, что с утра умственная работоспособность, как правило низкая - стадия врабатывания. За ней – фаза устойчивой работоспособности. Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление. Вначале оно субъективно не ощущается, однако затем проявляется рядом внешних признаков.

Внешние признаки утомления при умственном труде

Объекты наблюдения

Утомление

Незначительное

значительное

резкое

внимание

Редкие отвлечения

рассеянное

Ослабленное

поза

непостоянная

Частая смена поз

Стремление положить голову на стол

движения

точные

Неуверенные,

замедленные

Суетливые движения рук, пальцев

Интерес к новому материалу

Задают вопросы живой интерес

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса

Физкультминутки

Физические упражнения в виде физкультминуток призваны решать ряд задач:

  • Предупреждение раннего умственного утомления и восстановление работоспособности;
  • Устранение застойных явлений в кровообращении и в дыхательной системе;
  • Предупреждение нарушений зрения;
  • Устранение длительного растяжения и расслабления мышц – разгибателей спины, отвечающих за осанку.

Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние учеников. В течении урока проводится 1-2 физкультминутки, включающие 3-5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5-7 мин0. Они обязательны на третьем и последующих уроках.

Физические упражнения направлены на:

  • расслабление кистей рук
  • массаж пальцев перед письмом
  • дыхательная гимнастика (повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках)
  • предупреждение утомления глаз
  • устранение напряжения мышц спины

Примеры

  • Для расслабления кисти рук.

Пример: “Капуста”

   Мы капусту рубим.
Мы капусту трем.
Мы капусту солим.
Мы капусту жмем.

  (Движения имитации действий)

  • Массаж пальцев перед письмом:

  -  протирание ладошек,

  -  «Скалка» - покатать ручку между ладонями;

  - покатать ручку между большим и указательным пальцем

  - «Игра на клавишах» (по очереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).

Организация урока

  • Продолжительность – 40 - 45 мин. (в 1-ом классе – 35 мин.)
  • Плотность урока – не менее 60% и не более 75 – 80%
  • Число видов учебной деятельности – 4 – 7
  • Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности – не более 10 мин.
  • Частота чередования различных видов учебной деятельности – через 7 -10 мин.
  • Физкультминутки  – 2 за урок, состоящие из 3 легких упражнений по 3-5 повторов каждого.
  • Чередование поз – поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель наблюдает за   учащимися, как они сидят.
  • Психологический климат – преобладают положительные эмоции
  • Место и длительность применения ТСО – в соответствии с гигиеническими нормами
  • Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. -  не менее трех.
  • Чередование видов преподавания.  -  не позже чем через 10—15 минут.

Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым.    

Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции. 

Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к   уроку. 

Предложения по решению данной проблемы

  • Организовать общешкольный лекторий для родителей, учащихся с привлечением специалистов, медработников.
  • Добавить на сайт школы страничку по данной проблеме.
  • Привлечение родителей к организации внеклассной работы по сохранению здоровья.
  • Психологу вести индивидуальную работу с учащимися и педагогами, организовать мониторинг по своему направлению.

Итог

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.

Здоровье- это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса в коррекционной школе VIII вида

Методический материал для педагогов, работающих с детьми с тяжелой умствненной отсталостью...

Педагогический совет "Здоровьесберегающая организация учебного процесса"

Работа данного педсовета направлена на оценку педагогической деятельности школы по формированию здорового образа жизни учащихся, сохранению и укреплению их здоровья....

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии

Выступление по теме: "Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии"В ФГОС  нового поколения впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Здоровьесберегающие технологии при организации образовательного процесса по трудовому обучению

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по...

Доклад на тему: «Создание здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Про...