Специфика программ дополнительного образования научно-познавательной направленности
учебно-методический материал ( класс) на тему
Статья рассматривает особенности разработки дополнительных образовательных программ научно-познавательной направленности на примере детско-взрослых лабораторий Тверского суворовского военного училища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 57.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика программ дополнительного образования научно-познавательной направленности
Основное общее и дополнительное образование несут две взаимодополняющие, но разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности.
Современную систему дополнительного образования, согласно целям ее существования, можно считать наиболее приспособленной для реализации инновационных образовательных моделей дополняющего характера научно-познавательной направленности. Интенсивное же развитие современного естествознания, представлений об окружающем мире, техники и технологий требуют разработки новых образовательных моделей, которые окажутся эффективными в системе дополнительного образования, которая позволит обучающимся сделать не только правильный выбор профиля обучения, но и в дальнейшем выбор профессии.
Таким образом, возникла потребность в разработке научно-познавательной модели системы дополнительного образования.
Представляемая на рисунке 1 образовательная модель предопределяет создание комплексной системы, включающей 4 области развития (далее - блоки):
1. Образовательный блок.
2. Интеллектуально-творческий блок.
3. Блок научных исследований и изобретательства.
4. Блок «Самосовершенствование».
Рисунок 1
Разделение на блоки произведено в соответствии с тем, как обычно приходится действовать при проведении научных исследований. Сначала необходимо получить некоторые основные знания в интересующей теме (образовательный блок). Затем следует стадия закрепления новых знаний, их адаптация и знакомство с современными технологиями в рассматриваемой области (интеллектуально-творческий блок), после чего следует этап постановки новых вопросов и поиска ответов на них (блок научных исследований и изобретательства).
Блок «Самосовершенствование» не может быть отделен даже условно, т.к. представляет собой ту платформу, на которой базируется интеллектуальное развитие суворовца и отражается общий уровень развития личности. Высшей формой самовыражения в таком ряду становится научное творчество.
Основная задача такой образовательной модели - развитие у суворовца потребности в самостоятельной постановке задач, выборе методов их решения и анализе результатов.
Таким образом, целью блока образовательной деятельности является реализация инновационных образовательных программ и технологий.
Задача интеллектуально-творческого блока - перевести новые знания обучающихся в умения применять эти знания на практике.
Если говорить об исследовательской деятельности, следует разграничивать два понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
В таблице 1 представлены этапы развития исследовательских навыков обучающихся:
Таблица 1
Универсальная последовательность этапов исследовательской работы | Развиваемые на данном этапе навыки ученика-исследователя |
осуществление выбора темы исследования, обоснование актуальности темы | способность ориентироваться в современных тенденциях науки |
постановка цели и задач исследования | умение ставить перед собой цель и последовательно продвигаться к её достижению |
изучение литературных данных по избранной теме (посещение библиотек города, поиск в сети Интернет) | широкое использование информационных ресурсов, самостоятельность в приобретении и систематизации новых знаний |
составление схемы исследований | логичность и абстрактность мышления |
выбор и освоение наиболее подходящих методов исследования | объективность в оценке допустимой сложности исполнения и погрешности методов |
проведение исследований и компьютерная обработка результатов | уверенная работа с лабораторным оборудованием и программным обеспечением, трудолюбие и наблюдательность |
формулирование выводов | умение кратко и логично представить полученные в ходе исследования результаты |
оформление научного отчета и презентации | логичность отображения хода исследования, творческий подход к оформлению работы |
защита исследовательской работы на заседании НОУ, различных научно-практической конференциях | личная ответственность за полученные результаты, дружественное восприятие аудитории и членов жюри в качестве опытных наставников |
Любому творческому процессу в научных исследованиях и изобретательстве сопутствует гигантская амплитуда эмоциональных переходов от восторга до ощущения полного крушения, что закаляет волю и формирует субъективный опыт юного человека, делает его сильнее и мудрее. Поэтому научные исследования и изобретательство вырабатывают у суворовцев высокие волевые, моральные, интеллектуальные качества, а также ориентируют их на достижение успеха.
В настоящее время в училище разработаны показатели, которые позволяют определить уровень сформированности познавательной компетентности на основе использования ИКТ для разных возрастных групп суворовцев.
Показатели сформированности познавательной компетентности на определенных этапах развития суворовцев представлены в таблице 2.
Таблица2
Показатели | 5-7 классы | 8-9 классы | 10-11 классы | |
Знания, Умения | 1. Знание основных способов и методов познавательной деятельности с применением ИКТ | + | + | + |
2. Знание приёмов, способов и методов творческой познавательной деятельности с применением ИКТ | + | + | ||
3. Умение применять ИКТ в познавательной деятельности | + | + | ||
4. Умение обрабатывать, систематизировать и передавать информацию с использованием ИКТ | + | + | ||
5. Умение презентовать результаты познавательной деятельности с использованием ИКТ | + | + | + | |
6. Умение решать задачи творческого и поискового характера с использованием ИКТ | + | + | ||
Мотивация | 1. Ситуативный интерес к процессу познания | + | + | |
2. Устойчивый интерес к познавательной деятельности, ориентация на общественное признание. | + | + | ||
3. Потребность в саморазвитии в сфере познавательной деятельности. | + | + | ||
4. Ориентация на самореализацию и творчество в познавательной деятельности. | + | |||
Деятель-ность | 1. Пассивность в познавательной деятельности | + | ||
2. Ситуативная активность в познавательной деятельности | + | |||
3. Активность в познавательной деятельности, связанная с интересами личностного роста | + | |||
4.Творческая активность, направленная на самореализацию и передачу своего опыта другим | + |
Самостоятельные творческие шаги в исследованиях и изобретательстве должны сопровождаться корректировкой индивидуального творческого маршрута, что вырабатывает навыки систематической познавательной деятельности. В организации исследований и изобретательства крайне необходим игровой элемент. Тогда в жизни и развитии суворовца определяющими станут внутренние усилия, направленные на состоятельность как самостоятельной зрелой личности.
Рассмотрим, как работает данная модель на практике.
Так, в рамках научного общества учащихся для 5-7 классов ведется работа по программе «Школа юного исследователя».
В ходе ее изучения с пятиклассниками проводится работа по развитию логического мышления, воображения, умения осуществлять наблюдение, задавать вопросы. Основная цель в 5 классах – реферативная работа.
В 6-7 классах работа направлена на развитие логических связей, умение анализировать и выдвигать гипотезы, выявлять проблему, классифицировать объекты и понятия. К концу 7 класса суворовцы должны знать основы проектно-исследовательской. деятельности.
Надо отметить, что для нас приоритетными являются инженерное дело и фундаментальная наука, связанные с освоением новых технологий.
Поэтому начиная, с 7 класса учащиеся участвуют в работе детско-взрослых лабораторий:
«3D моделирование»;
«Дополненная реальность»;
«3D стереография»;
«Основы радиоэлектроники»;
«Научный альманах».
В ходе работы в данных лабораториях суворовцы учатся видеть новые траектории развития знаний и новые их формы, границы между знаемым и не знаемым, конфигурировать разные типы знаний при решении сложных проблем и задач.
Данное направление работы позволяет учащимся к концу 9 класса сделать правильный выбор профиля обучения, а выпускникам определиться со своей будущей профессией.
И если в 7-9 классах учащиеся в основном занимаются учебно-исследовательской деятельностью в рамках училища, то начиная с 10 класса, упор делается на научно-исследовательскую работу. Руководителями данных работ являются специалисты высших военных учебных заведений.
В связи с этим уже второй год специалистами данных учреждений ведется работа по отбору среди суворовцев 8 - 11 классов ребят с инженерными задатками и осуществляется работа по их профессиональному ориентированию.
В рассматриваемой нами модели особое место занимает проработка блока «Самосовершенствование». В основе появления этого блока лежит процесс социализации суворовцев как результат личностного развития.
Актуальной на всех этапах развития личности в обществе является проблема поиска средств самовыражения. Особенно это касается суворовцев, интересующихся самостоятельными исследованиями, т.к. в этом случае они всегда выделяются из общей массы своих ровесников. Для таких суворовцев характерны устойчивый интерес к выбранным предметам и потенциальный интерес к новым курсам родственной тематики.
Диапазон возможных форм самовыражения огромен и может включать как традиционные, так и нестандартные формы (научные исследования и изобретательская деятельность в выбранных направлениях; участие в подготовке новых специальных курсов и образовательных проектов и т.д.).
Общая черта всех форм самовыражения - эмоциональная насыщенность, что связано с необходимостью противостоять «засушенности» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, а логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира. Вместе с тем развитие чувств необходимо суворовцам как средство формирования целостной картины мира.
В заключение, хочется отметить, что практика применения разработанной образовательной модели научно-познавательной направленности в системы дополнительного образования показала целостное развитие личности воспитанников и появление интереса к научным исследованиям и изобретательству. Решение этой актуальной научной задачи требует не только концептуального выбора образовательной модели, но и поиска приемлемых технологий контроля качества образования, включающих критерии оценки научного, интеллектуального и личностного роста суворовцев и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой мир (Авторская интегрированная программа дополнительного образования эколого-краеведческого направления)
Краеведение экологично по своей сути, ибо изучение своей местности не что иное, как изучение окружающей среды. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения и экологии связана с со...
Итоговая работа на курсах повышения квалификации "Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности"
Совместная деятельность детей дошкольного возраста с родителями в рамках физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
Специфика программ дополнительного образования и внеурочной деятельности
Сравнительная таблица Специфика дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности в современном нормативно-методическом поле....
Основы эффективной интеграции общеобразовательных программ и программ дополнительного образования детей спортивной направленности в начальной и основной школе
Интегрированный урок по физической культуре и математике в 5 классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ спортивно-оздоровительной направленности «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»
Программа дополнительного образования по спортивно-оздоровительной направленности секция «Подвижные игры», разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного ...